Конспект занятия в подготовительной группе по ФГОС. Семейные традиции
Занятие в детском саду для старших дошкольников (6-7 лет) на тему «Традиции русской семьи»
Цель: формирование уважительного отношения к культурным ценностям, обычаям и традициям семейных взаимоотношений русских людей.
Задачи:
— обогащать первоначальные представления о специфике взаимоотношений, родственных связях, нормах, обычаях и традициях в русской семье;
— воспитывать познавательный интерес к культуре своего народа;
— формировать способы самостоятельного применения знаний в игровой,речевой деятельности.
Оборудование: письмо, рисунок «Славянская семья», иллюстрации с изображением домашнего труда крестьянских детей, диктофон.
Ход занятия
Воспитатель. Ребята, к нам пришло письмо от наших друзей- первоклассников. Сейчас я вам его прочитаю. «Дорогие ребята! К предстоящему Дню семьи мы с помощью родителей сделали семейные газеты о традициях наших семей. Какие интересные газеты у нас получились! Как приятно было их читать и рассматривать! А какие замечательные рассказы мы с помощью родителей придумали! Мы обратили внимание на то, что во многих семьях семейные традиции чем-то похожи, и задумались: “Почему же в разных семьях придерживаются правил поведения, которые во многом похожи? Кто же их придумал?” Наша учительница Елена Ивановна рассказала нам о том, что традиции — это издавна принятые обычаи. Обычаи передавались от отцов и дедов детям, внукам и со временем становились традициями. Тогда мы с ребятами все вместе решили сделать еще одну газету о традициях русских семей. Когда мы начали обсуждать, что же можно поместить в газету, выяснилось, что мы мало знаем о том. Вдруг кто-то вспомнил, что вам много рассказывали и читали о жизни русских семей в старину, об их обычаях и традициях, у вас в группе есть много картинок, игр, альбомов, книг по этой теме. Поэтому мы решили обратиться за помощью именно к вам!» Ребята, вы согласны помочь детям, обратившимся к вам за помощью?
Дети. Да.
Воспитатель. Как можно им помочь?
Дети. Можно записать наши рассказы и отправить им, послать картинки, книги, наши рисунки, которые рассказывают об обычаях и традициях в русских семьях.
Воспитатель. Ребята, мы с вами много говорили о семье, рассматривали иллюстрации, репродукции картин, выучили много стихов. Сегодня мы вновь поговорим о семье, но только теперь о людях, которые жили в старину.
Воспитатель показывает рисунок «Славянская семья», на котором изображены дедушка, бабушка, мать, отец, дядя — брат отца, трое сыновей, дочь и племянница — дочь дяди; внизу подписи, поясняющие родственные отношения.
Что изображено на рисунке?
Дети. Семья.
Воспитатель. Этот рисунок отражает современную жизнь или рассказывает нам о прошлом?
Дети. Рассказывает о прошлом.
Воспитатель. Почему вы решили, что на рисунке изображено прошлое?
Дети. Одежда у людей старинная, люди живут в избе, там есть старинные вещи.
Воспитатель. Итак, благодаря рисунку мы с вами можем представить, что попали в прошлое, оказались в старинной крестьянской избе. Как вы думаете, люди, изображенные на рисунке, чужие или родные друг другу?
Дети. Родные.
Воспитатель. Как можно назвать их одним словом?
Дети. Семья.
Воспитатель. Со временем менялись состав и численность русской семьи. Прежде семьи были большие, в них жили люди разных поколений. Послушайте об этом стихотворение.
Ребенок
Говорят, что в старину
Так оно и было.
Много братьев и сестер
Весело дружило.
Вместе пили молоко,
Вместе ели сушки.
Настоящий детский сад
В каждой был избушке.
Ю. Энтин
Воспитатель. Ребята, предлагаю поиграть в игру, в которой рассказывается об одной из таких семей.
Подвижная игра «У дядюшки Трифона»
Дети встают в круг, берутся за руки. В центре находится водящий. Играющие ходят по кругу и говорят нараспев слова.
У дядюшки Трифона
Было семеро детей,
Семеро сыновей.
Они не пили, не ели,
Друг на друга смотрели.
Разом делали, как я!
При последних словах все начинали повторять жесты водящего. Тот, кто делал эти движения лучше всех, становился водящим. При повторении игры дети, образующие круг, идут в противоположные стороны.
Воспитатель. Пожалуйста, подумайте и скажите, кто кем кому приходится в этой семье.
Дети выполняют задание.
Посмотрите внимательно, постарайтесь найти на рисунке самых старших членов этой семьи. Кто старше всех в этой семье?
Дети. Дедушка и бабушка.
Воспитатель. Рядом с ними сидит отец. Как вы думаете, кем он приходится дедушке и бабушке?
Дети. Он их сын.
Воспитатель. Кто стоит возле отца?
Дети. Его сыновья, внуки бабушки и дедушки.
Воспитатель. Как вы думаете, почему молодые люди стоят?
Дети. Они выражают свое уважение к старшим членам семьи.
Воспитатель. В старину в семьях почитали, очень уважали старших, во всем слушались их, не смели им перечить, не перебивали и не капризничали. Кто считался главой семьи?
Дети. Дед, отец.
Воспитатель. Правильно, ребята, главой семьи считался родоначальник (дед, отец). Все члены семьи подчинялись ему беспрекословно. Он принимал решения, брал на себя ответственность за мир, покой, обеспечение семьи. Во время застолья он сидел во главе. Начинали есть все члены семьи только после того, как он зачерпывал первую ложку. Родители, дедушки и бабушки учили детей и внуков всему, что умели сами, передавали им свой жизненный опыт. Вспомните пословицы и поговорки, в которых говорится об этом.
Дети. «Молодость плечами крепка, старость — головою», «Без старых не проживешь», «Чем старее, тем правее», «Стар да умен — два угодья в нем».
Воспитатель. Почему на картинке сыновья так внимательно слушают отца?
Дети. Он их учит чему-то.
Воспитатель. Наверное, он рассказывает им что-то очень важное, интересное. Дети обращались к своим родителям на «Вы», с почтением. Как ласково, уважительно называли маму, отца?
Дети. Отца называли батюшкой, мать — матушкой.
Воспитатель. В семье по-особому относились не только к старикам, но и к детям. С детства воспитывали привычку к труду, трудолюбие. Как дети помогали родителям по хозяйству?
Дети. Нянчили малышей, пасли скотину.
Воспитатель. Детей приучали с ранних лет к труду и оказанию помощи в хозяйстве: они помогали убирать за скотиной, пасли ее, нянчили малышей.
Рассказ воспитателя сопровождается показом иллюстраций с изображением домашнего труда крестьянских детей.
Вспомните и расскажите стихи, потешки, в которых говорится об этом.
Дети выполняют задание. Воспитатель вновь обращает внимание детей на картину.
А чем в это время занята матушка?
Дети. Прядет пряжу и присматривает за маленькой девочкой — своей племянницей.
Воспитатель. Кто такие племянница и племянник?
Дети. Племянники — это дети братьев и сестер.
Воспитатель. Чья дочь маленькая девочка, изображенная на рисунке?
Дети. Дочь брата отца — дяди.
Воспитатель. Для отца и матери этой семьи маленькая девочка — племянница. А сыновьям и дочерям кем она приходится?
Дети. Двоюродной сестрой.
Воспитатель. Кем приходится маленькая девочка бабушке и дедушке?
Дети. Внучкой.
Воспитатель. Как вы думаете, у этой девочки есть родители?
Дети. Да, у нее есть мать и отец.
Воспитатель. Кто-нибудь из ее родителей изображен на этом рисунке?
Дети. Да, ее отец, он входит в избу.
Воспитатель. Отец этой маленькой девочки приходится братом отцу большой дружной семьи, изображенной на рисунке, и дядей его детям. Семьи в старину были дружными, родственники всегда помогали друг другу. Пока брат отца со своей женой были заняты, ездили в город на ярмарку, за их дочерью присматривали его родные. Вспомните пословицы и поговорки о таких дружных семьях, как эта.
Дети. «Семья сильна, когда над ней крыша одна», «Вся семья вместе, так и душа на месте», «Согласную семью горе не берет», «В семье согласно, так идет дело прекрасно», «Согласная семья — самая счастливая», «Коли в семье лад, не нужен и клад», «Семья ладом полна», «Лад в семье — больше счастья не найти, хоть весь свет обойди».
Воспитатель. Молодцы, как много пословиц вспомнили! А как вы понимаете слова «счастливая семья»? В чем счастье?
Дети. Когда все заботятся друг о друге, живут дружно, радуются при встрече, грустят при расставании.
Воспитатель. Да, счастливая семья — это семья, где живут в согласии, каждый — и старый и малый — ощущает поддержку всех остальных членов семьи, радость от общения друг с другом. Ребята, а вы хотите узнать, какие подарки привезли отец и мать своей маленькой дочке с ярмарки?
Дети. Да.
Воспитатель. Тогда приглашаю вас поиграть в игру.
Игра «Подарки»
А тари, тари, тари!
Куплю Маше янтари.
Останутся деньги,
Куплю Маше серьги,
Останутся пятаки,
Куплю Маше башмаки.
Останутся грошики,
Куплю Маше ложки,
Останутся полушки,
Куплю Маше подушки.
Дети, стоя в кругу, проговаривают слова и делают массаж воротниковой зоны, ушек, ступней, ладошек, животика.
Воспитатель. В русской семье придерживались определенных традиций. Ребята, что такое традиции?
Дети. Это правила поведения.
Воспитатель. Для чего их нужно знать?
Дети. Они помогают человеку быть понятым, проявлять заботу о других.
Воспитатель. Традиции русского народа очень богаты. Давайте еще раз повторим, о каких обычаях мы вспомнили при рассматривании картинки «Славянская семья».
Дети. Дети уважали старших, люди были трудолюбивыми, дружными, обращались друг к другу ласково, с уважением, помогали друг другу.
Воспитатель. Послушайте стихотворение еще об одном обычае русского народа.
Ребенок
Хороший обычай
В синеве ослепительной неба
Вдаль летят и летят журавли...
Слышен запах горячего хлеба —
Драгоценного дара земли.
Август в гаме да посвисте птичьем
Отшумел, отзвенел сгоряча.
Есть в России хороший обычай —
Хлебом-солью гостей привечать.
Может, чуть растерявшись вначале,
Будешь этим всю жизнь дорожить.
...Чтоб тебя хлебом-солью встречали —
Это нужно еще заслужить.
Е. Хоринская
Воспитатель. О каком обычае русского народа идет речь в этом стихотворении?
Дети. О гостеприимстве русских людей.
Воспитатель. Наши предки отличались хлебосольством и гостеприимством, об этом придумано много пословиц и поговорок, легенд и сказок. Вспомните пословицы и поговорки, в которых об этом говорится.
Дети. «Русский человек хлеб-соль водит», «Русский человек — добрый человек», «Дом как чаша полная — хлеб-соль со стола не сходит».
Воспитатель. Что означало «водить хлеб-соль»?
Дети. Это означало дружить.
Воспитатель. Верно, «водить хлеб-соль» — дружить. Гостей встречали хлебом-солью. Прохожего приглашали войти в дом, кормили его, успокаивали, если он был чем-то расстроен. Обычай встречать гостей хлебом-солью означал: отдать гостю самое дорогое, без чего прожить невозможно. Самыми ценными продуктами для простого человека всегда были хлеб и соль. Русские люди верили, что хорошо принятый в доме гость не сделает хозяевам ничего плохого. Хлеб-соль — это мирный договор между гостем и хозяином. Вот мы и вспомнили о традициях русских семей. Все ваши рассказы я записала, мы их пошлем нашим друзьям. Что еще можно им отправить из того, что поможет им сделать газету интересной?
Дети. Стихи, пословицы, игры, рисунки, картинки о семейных традициях русского человека.
Воспитатель. Молодцы! Как вы все хорошо придумали! Думаю, что с вашей помощью у наших друзей получится замечательная газета, которую всем будет интересно читать.
Похожие статьи:
Конспект занятия по математике в подготовительной группе. Сложение и вычитание чисел
Конспект НОД по математике в подготовительной группе. Счет до 11 и 12
Конспект занятия по математике в подготовительной группе. Состав числа
Конспект занятия в подготовительной группе. Возрастная линия
Конспект НОД по математике в подготовительной группе. Счёт до 15
Нет комментариев. Ваш будет первым!