Конспект занятия в подготовительной группе. Первобытные люди
Занятие НОД в ДОУ на тему: «Общение первобытных людей». Подготовительная группа
Цель: формирование положительного отношения к результатам труда человека, правомерности этических норм.
Задачи:
— уточнять первоначальные представления о возникновении языка и речи как главного средства общения людей;
— воспитывать чувство восхищения достижениями человечества;
— способствовать развитию умений самостоятельного применения полученных знаний в игровой, речевой, изобразительной деятельности.
Оборудование: настольно-печатные игры «Сложи и прочитай», «От палочки и гусиного пера до компьютера», «Уроки этикета», листы бумаги, угольные и восковые мелки (по числу детей), диктофон, письмо.
Ход НОД
Воспитатель. Ребята, к вам за помощью обратились работники музея Пермского телефонного завода. В своем письме они рассказали о том, что в заводском музее собраны книги, фотографии, вещи, предметы, с помощью которых можно узнать о его истории. Есть интересные выставки, посвященные людям, которые работали на заводе, их трудовым успехам. Частыми гостями заводского музея бывают дети из школ, детских садов.
Сейчас работники музея по просьбе детей решили сделать выставку, посвященную тому, как общались люди в разные времена. Они уже подобрали книги по этой теме, но, к сожалению, в них нет картинок. А маленькие дети так любят рассматривать картинки и играть, а не просто слушать!
Работники заводского музея объехали все пермские книжные магазины, но нигде не смогли найти нужные им книги или картинки. Тогда они решили обратиться за помощью к вам. Музейные работники знают, что у вас есть много книг, альбомов, игр по этой теме. Они очень надеются на то, что вы им поможете. Ребята, вы согласны помочь работникам заводского музея?
Дети. Да.
Воспитатель. Я очень рада, что вы готовы им помочь. А как мы сможем это сделать?
Дети. Мы можем подобрать иллюстрации, рисунки, записать наши рассказы.
Воспитатель. Предлагаю вам сегодня вспомнить все, что вы знаете об общении людей в разные времена. Ребята, что интересного вы узнали недавно о жизни древних людей?
Дети. Люди вместе охотились на животных, собирали ягоды, дикие яблоки, съедобные коренья, грибы, ловили рыбу, научились делать разные инструменты; прятались от холода в пещерах, в пещере всегда горел огонь.
Воспитатель. Древние люди очень много трудились, чтобы сохранить свою жизнь: не умереть от голода, не замерзнуть, не стать жертвой диких животных. Постепенно их жизнь менялась. С появлением огня, разных инструментов, необходимости поделиться друг с другом своими победами, удачами у людей возникла нужда передавать свои знания, умения другим людям. Умели ли первобытные люди читать и писать?
Дети. Нет.
Воспитатель. Да, древние люди не умели читать и писать! Они общались с помощью жестов и звуков. А если они жили далеко?
Дети. Они били в барабаны — тамтамы.
Воспитатель. Боем барабанов приглашали на праздник в соседнее селение, сообщали, что приближаются враги. А что делали древние люди, если они хотели что-то сообщить, а тамтамов не было?
Дети. Они зажигали костры.
Воспитатель. А как же древние люди передавали свои знания, умения, рассказывали другим о своих победах, удачах?
Дети. Они рисовали на стенах пещер.
Воспитатель. Да, древние люди, которые когда-то давным- давно жили в пещерах, были и первыми художниками. Они оставили нам свои рисунки и на стенах пещер, и на костях животных. В те времена люди еще не научились делать карандаши и краски. Чем же они рисовали?
Дети. Каменным углем, жидкой глиной, сочными корешками и стеблями растений.
Воспитатель. Да, эти материалы всегда были под рукой у древних художников, их легко было найти прямо «под ногами» — в пещере и на земле. А вот что они рисовали, вы вспомните, если поиграете в игру.
Игра «Сложи и прочитай»
По предложению воспитателя дети делятся на две микрогруппы, каждая из которых получает набор разрезных картинок. Картинки нужно перевернуть изображениями вверх и сложить так, чтобы края кусочков совпадали — получается силуэтное изображение бивня мамонта. Воспитатель предлагает рассмотреть картинки и составить по ним рассказ. На них изображены события из жизни первобытных людей, выполненные в стиле «наскальных рисунков».
Воспитатель. Рисунки, которые люди делали на камнях, коре, костях животных, получались не очень большими. Их могли видеть только те, кто подходил к ним близко. Как же древний человек мог о чем-то рассказать другому человеку, живущему далеко?
Дети. Он передавал этот рисунок другому человеку.
Воспитатель. Ребята, а сейчас послушайте сказку Р. Киплинга о древних людях «Как было написано первое письмо».
Воспитатель читает сказку и задает детям вопросы.
• О чем мы узнали из этой сказки?
• Умели ли первобытные люди читать и писать?
• Как они передавали какие-либо сообщения, находясь далеко друг от друга?
• Что случилось после того, как Тегумай и Таффи отправились ловить рыбу?
Дети коллективно пересказывают фрагмент сказки. В процессе пересказа воспитатель выставляет или изображает на доске рисунок, сделанный Таффи.
Почему вождь племени сказал, что Таффи сделала великое открытие? Зачем людям нужно уметь читать и писать?
Дети отвечают.
Давайте попробуем написать друг другу небольшое сообщение таким же способом, каким пользовались первобытные люди — с помощью рисунков. Разделитесь на пары, «напишите» друг другу рисуночные «письма» и обменяйтесь ими. Получив «древнее письмо», надо постараться расшифровать его, а затем выслушать автора письма, чтобы сравнить: правильно ли было понято послание.
На выполнение задания дается 5—6 мин. Дети получают листы бумаги, угольные или восковые мелки, расходятся парами по группе, рисуют друг другу «письма» и обмениваются расшифровками. Во время этой работы воспитатель переходит от одной группы к другой, помогая затрудняющимся детям составить или расшифровать послание. После того как дети поработают парами, воспитатель может предложить рассказать, как им удалось понять сообщения друг друга.
Почему неудобно рисуночное письмо, почему писать письма удобнее словами, состоящими из букв?
Дети. Рисунок можно понять по-разному.
Воспитатель. Верно, рисунок можно понять по-разному, а слово, составленное из букв, точно передает информацию. Вот почему древний человек придумал знаки, которые может понять другой человек. На чем же сначала изображали знаки, ведь бумаги тогда еще не было?
Дети. На коре.
Воспитатель. Изображение знаков на коре (бересте) привело к возникновению письменности. А на чем люди пишут сейчас?
Дети. На бумаге.
Воспитатель. Да, сейчас люди пишут на красивой белой бумаге. Чем сначала писали (царапали) люди знаки на бересте?
Дети. Палочками.
Воспитатель. А вот что придумали люди со временем, чтобы писать, вы вспомните, если поиграете в игру.
Игра «От палочки и гусиного пера до компьютера»
Раскладывая картинки по порядку, нужно отразить этапы совершенствования письменных принадлежностей людей: от палочки, с помощью которой царапали на бересте, перьев (гусиных, металлических), карандаша, ручки, пишущей машинки до компьютера. Если дети выполняют задание правильно, получается постепенно расширяющаяся от начала до конца лента (если какая-то картинка оказывается не на своем месте, лента получается неровная).
Воспитатель. Ребята, мы с вами вспомнили о том, что древние люди общались между собой с помощью жестов, разнообразных звуков, рисунков. Прошло много лет с тех пор, как люди начали произносить первые слова. Сейчас трудно сказать, когда и где они появились, но ученые считают, что первые слова возникли на охоте, когда короткие команды позволяли действовать вместе. О чем еще могли сообщить люди друг другу при встрече?
Дети. О своих победах, удачах, находках, о том, что их радует, огорчает.
Воспитатель. Все верно, при помощи речи люди могли сообщить друг другу о своих находках, о том, кто их обидел, порадовал; о тех действиях, поведении, которые приятны или огорчительны для других людей. Постепенно стал появляться этикет. Вспомните, что это такое.
Дети. Это правила поведения, которые нужно выполнять.
Воспитатель. Да, этикет — правила, которые нужно обязательно выполнять в общении. Предлагаю поиграть в игру, она напомнит вам о правилах поведения в гостях, за столом, при приеме гостей.
Игра «Уроки этикета»
Для игры понадобятся три большие карты, в центре которых — изображения на темы: «Прием гостей», «В гостях», «За столом». Дети делятся на три микрогруппы и распределяют карты между собой. Маленькие карточки с сюжетными картинками перемешиваются и кладутся лицевой стороной вверх. По сигналу ведущего дети выбирают карточки по своей теме и выкладывают их около большой карты. В случае правильного поведения героев на картинке игрок кладет маленькую карточку около большой так, чтобы совпали половинки кружочков на них, а в случае недопустимого поведения персонажей, карточка откладывается в сторону.
После того как все микрогруппы выполнят задание, воспитатель предлагает каждой из них проанализировать сюжеты на своих маленьких карточках, а также дать оценку поведения персонажей на отложенных картинках. Воспитатель поощряет тех, кто первым правильно выбрал сюжетные картинки и лучше всех объяснил ситуации на них.
Воспитатель. А теперь пришла пора вспомнить пословицы про добрые, вежливые слова.
Дети. «Доброе слово сказать — что дождь в засуху», «Доброе слово сказать — посошок в руку дать», «С добрым словом и черная корка сдобой пахнет», «Ласковое слово лучше мягкого пирога», «Ласковое слово, что весенний день».
Воспитатель. Как вы понимаете смысл пословицы «Ласковое слово, что весенний день»?
Дети. Приятно слышать добрые, ласковые слова, от добрых слов становится радостно.
Воспитатель. Да, очень приятно слышать в свой адрес ласковые слова. И настроение становится таким же замечательным и солнечным! Ребята, вот мы и вспомнили о том, как человек учился общаться. Так что же мы отправим работникам музея телефонного завода для оформления интересной выставки для детей?
Дети. Наши рассказы, рисунки, описания игр про общение древних людей, пословицы и поговорки.
Воспитатель. Молодцы, как вы все хорошо придумали! Давайте сегодня после дневного сна отберем рисунки для выставки. А дома вместе с родителями вы придумаете кроссворды. Потом все это мы отправим работникам музея. Думаю, что у них получится интересная выставка о том, как человек научился общаться.
Похожие статьи:
Конспект занятия по математике в подготовительной группе. Состав числа
Конспект занятия в подготовительной группе. Возрастная линия
Конспект занятия по математике в подготовительной группе. Сложение и вычитание чисел
Конспект НОД по математике в подготовительной группе. Счёт до 15
Конспект НОД по математике в подготовительной группе. Счет до 11 и 12
Нет комментариев. Ваш будет первым!