Конспект занятия в подготовительной группе. Моя семья
Занятие для старших дошкольников ДОУ (6-7 лет). Тема: «Родственные связи»
Цель: воспитание чувства признательности и любви к своей семье.
Задачи:
— конкретизировать первоначальные представления о различных социальных функциях людей разного пола в семье (мальчик — сын, брат, папа, дядя, дедушка; девочка — дочь, сестра, мама, тетя, бабушка);
— подвести детей к осознанию проявления любви, заботы и уважения к членам семьи, родственникам;
— способствовать самостоятельному применению полученных знаний в игровой, речевой деятельности.
Оборудование: аудиозапись песни «Под крышей дома твоего» (муз. Ю. Антонова, сл. М. Пляцковского), выставка «Родословное дерево», на которой представлены модели родословных детей группы, изготовленные совместно с родителями, настольно-печатная игра «Одна дома», семейные фотоальбомы детей «Моя родня», дидактическая игра «Кто кем кому приходится?», аудиопроигрыватель.
Ход занятия
Воспитатель. Ребята, в газетах, изготовленных совместно с родителями, вы так интересно рассказали о важных и интересных событиях, которые произошли в ваших семьях, о правилах поведения, о том, что ценится в вашей семье. Все семьи — участники нашего конкурса выразили общее желание: продолжить конкурс газет, в которых надо будет рассказать о своих родственниках, о том, в каких семейных отношениях они находятся. А чтобы ваши газеты получились интересными, предлагаю сегодня вспомнить все, что вы знаете о том, как члены семьи связаны друг с другом. Что такое дом, семья?
Дети. В семье все любят друг друга, заботятся, радуются при встрече, вместе делают домашние дела, отдыхают.
Воспитатель. Верно! Дом, семья — место, где человек чувствует себя защищенным, нужным, любимым. В хорошей, дружной семье у каждого человека свои обязанности, все помогают друг другу и любят друг друга. Недаром в народе говорится: «Не нужен и клад, коли в семье лад», «Согласная семья — самая счастливая». Что же такое согласная семья?
Дети. В такой семье все любят друг друга, помогают, заботятся друг о друге.
Воспитатель. Правильно, это семья, где все живут в согласии. Каждый — и старый и малый — ощущает любовь и поддержку всех остальных членов семьи, испытывает чувство защищенности, не стесняется открыто проявлять свои чувства, высказывать желания и уверен, что его поймут.
Воспитатель приглашает посмотреть выставку «Родословное дерево», на которой представлены модели родословных детей, сделанные совместно с родителями.
Семья, близкие люди, родной дом — самое дорогое, что есть у человека. Попробуйте произнести слово «семья» вот так: «семь я». Как вы думаете, что это значит? Это значит, что в семье все похожи друг на друга. На самом деле, приглядитесь повнимательнее к своим родным! На кого из них вы похожи внешне?
Дети отвечают.
Танина улыбка напоминает мамину, Мишина походка — папину, цвет глаз у Ниночки такой же, как у ее бабушки, овал лица Андрея и родинка — как у дедушки. Конечно, вы похожи и на своих братьев и сестер. Но сходство проявляется не только во внешности, вы унаследовали от родителей, бабушек и дедушек многие черты характера. На кого вы похожи по характеру?
Дети отвечают.
Семья начинается с любви между мужчиной и женщиной. Взрослые люди, встретившись и полюбив друг друга, женятся, вступают в брак, играют свадьбу. Как их называют до свадьбы?
Дети. Жених и невеста.
Воспитатель. Как их называют после свадьбы?
Дети. Муж и жена.
Воспитатель. Ребята, а что такое свадьба?
Дети. Это праздник, на котором жених и невеста бывают в красивых нарядах, гости их поздравляют, дарят им цветы, подарки.
Воспитатель. Да, ребята, свадьба — обычай, благодаря которому люди соединяют свои судьбы навсегда, создают свою семью. В день свадьбы жених и невеста обмениваются кольцами в знак любви и верности, надевают специальный свадебный наряд. Этот день служит началом совместной жизни двух людей и во многих семьях его отмечают каждый год. Как вы думаете, зачем люди создают семью?
Дети. Чтобы быть вместе, помогать друг другу.
Воспитатель. Верно! Чтобы жить вместе, помогать друг другу, растить и учить детей. Самые близкие ребенку люди — его родители. И для родителей дети — смысл и радость всей жизни! Чем больше в семье детей, тем богаче ее род, количество родственников. «Родительское сердце — в детках», «Дети не в тягость, а в радость», «Семья без детей, что цветок без запаха», «В хорошей семье хорошие дети растут» — так говорится в мудрых народных пословицах. Как зарождается ребенок?
Дети. Из маленькой клеточки, он растет в животе у своей мамы.
Воспитатель. Все верно, ребенок зарождается из маленькой клеточки в животе у своей мамы. Там он растет до родов. Как называют женщину, которая носит ребенка?
Дети. Такую женщину называют беременной.
Воспитатель. Да, женщину, которая носит ребенка до родов (несет бремя), называют беременной. Почему все оберегают беременную женщину: уступают ей место, ничем не расстраивают, не обижают, покупают вкусную еду, поддерживают за руку на прогулке?
Дети отвечают.
Все верно, чтобы ребенок родился здоровым, беременную женщину все оберегают. Через девять месяцев в родильном доме появляется на свет ребенок. Как готовятся его встречать в семье?
Дети. Покупают кроватку, коляску, пеленки, погремушки.
Воспитатель. Да, ребята, к этому времени все в семье готовятся его встречать: покупают необходимые вещи (коляску, кроватку, одежду, постельные принадлежности), наводят в доме чистоту и порядок, украшают его цветами. Как заботятся в семье о малыше и его маме?
Дети. Стирают пеленки, не шумят, когда ребенок спит, играют с ним, помогают его купать.
Воспитатель. Верно! О малыше и его маме все заботятся: помогают стирать пеленки, развлекают ребенка, не шумят, когда они с мамой отдыхают. Мать и накормит, и напоит, и приласкает, и пожалеет малыша. А если ребенок заболел, вылечит, выходит. «Дитя плачет, а у матери сердце болит», «Нет ближе дружка, чем родимая матушка» — говорили в народе. Много стихов придумано о маме. Давайте почитаем их. Но мы не просто расскажем стихи, а разыграем небольшие спектакли.
Игра-драматизация «Находчивая мама»
Дети разыгрывают стихотворение С. Погореловского «Находчивая мама».
Простясь до завтра с детским садом,
Шагает дочка с мамой рядом.
Но вот заныла по пути:
— Устала я шагать-идти!
— Зачем шагать? — сказала мать. —
Попробуй зайцем поскакать.
Вот так. Еще давай-ка!
Отлично! Ай да зайка!
Теперь попробуй покажи-ка,
Как семенит к норе ежиха...
Теперь — как бегает щенок.
Ух как! Стремглав, не чуя ног!
Как за птенцом крадется кошка?
Неслышно, вкрадчиво, сторожко...
А как ступает слон большой?
Трясутся стены дома!
А как бельчонок?
Но постой! Вот мы уже и дома!
Игра-драматизация «На лесной дорожке»
Дети разыгрывают стихотворение Г. Ладонщикова «На лесной дорожке».
Автор
Шла Маринка за грибами,
Вдруг она прижалась к маме.
Маринка
Мама, мамочка, постой —
Муравей ползет большой!
Он укусит!
Мама
Мы вдвоем
Сладим, дочка, с муравьем.
Только он не тронет нас —
Делом занят он сейчас.
Автор
У кого работа есть,
Тот не станет в драку лезть.
Воспитатель. Папа — тоже самый близкий и дорогой ребенку человек. Когда он дома, для детей настоящий праздник! С папой можно интересно провести время и у него можно многому научиться! «Отец сына худому не научит» — говорят в народе. Чему вы научились у папы?
Дети. Забивать гвозди, ремонтировать игрушечные машины.
Воспитатель. Папы могут научить не только что-то делать руками, но и выдержке, спокойствию, доброжелательному отношению к людям. Все дети, когда вырастут, будут папами и мамами. И чтобы быть хорошими родителями, с детства нужно многому научиться. Чему нужно научиться девочкам, будущим мамам?
Дети. Выучить песни, стихи, научиться играть с детьми.
Воспитатель. Верно! Чтобы стать настоящими женщинами, девочкам нужно многому научиться. Девочкам (будущим мамам) нужно знать колыбельные песни, чтобы их малыши спокойно засыпали, ухаживать за детьми, заботиться о них, нужно научиться играть с детьми, знать разные песенки, стихи, уметь приласкать, успокоить расстроенного человека, испуганного малыша. Предлагаю поиграть в игру, во время которой девочкам нужно успокоить плачущего малыша.
Игра «Одна дома»
На большой карте изображен плачущий малыш. Нужно отобрать и расположить вокруг нее маленькие карточки, с нарисованными предметами, с помощью которых можно его успокоить (игрушка, еда для малыша: молочный рожок, тарелка с кашей, одежда: ползунки).
Воспитатель. А как еще по-другому можно успокоить малыша?
Дети. Можно спеть ему колыбельную песенку, рассказать потешку.
Воспитатель. А какие колыбельные песни знают девочки нашей группы?
По желанию девочки поют колыбельные песни.
Воспитатель обращает внимание детей на то, что колыбельные песенки девочки поют ласково, нежно.
Чему нужно научиться мальчикам, будущим папам?
Дети. Защищать слабых, оберегать их.
Воспитатель. Да, мальчикам с детства нужно научиться защищать слабых, оберегать их от неприятностей, отвечать за их благополучие. А у нас в группе есть мальчики, которые защищают слабых, оберегают их от неприятностей?
Дети. Да.
Воспитатель. Поднимите руки те, у кого есть братья и сестры. Расскажите о них.
Дети выполняют задание.
Вы, конечно, знаете, что о младших сестрах и братьях нужно заботиться, помогать маме и папе их растить. А вот у старших
Ребенок
Моя старшая сестрица —
На все руки мастерица:
Испечет сама пирог,
Свяжет бабушке платок.
Я всегда с сестренкой рядом,
У нее всему учусь.
Вместе с ней к столу присяду —
Рукоделием займусь!
Т. Шорыгина
Воспитатель. Ребята, а кто в семье самые старшие и уважаемые?
Дети. Бабушки и дедушки.
Воспитатель. Верно! Они могут находиться рядом или жить далеко от вас, но вы должны помнить о том, что бабушки и дедушки дали жизнь вашим родителям, а значит и вам. Пока вы маленькие, ваши родные заботятся о вас. Когда вы подрастете и станете самостоятельными, вы будете заботиться о них. Послушайте стихотворение о дедушке.
Ребенок
Хоть наш дедушка седой,
Но душой он молодой!
Много в нем любви и ласки,
Знает он стихи и сказки,
Загадает нам загадку,
Позабавит прибауткой,
Угостит нас чаем сладким,
Рассмешит веселой шуткой!
Замечательный наш дед,
Проживи еще сто лет!
Т. Шорыгина
Воспитатель. Если бабушка живет с вами, она помогает маме по хозяйству, следит за порядком в доме. Руки и сердце у бабушки — золотые. Почему так говорят?
Дети. Бабушка добрая, заботливая, внимательная, значит, у нее золотое сердце, она многое умеет делать: печь пироги, вязать, шить, значит, у нее золотые руки. Послушайте стихотворение о такой бабушке.
Ребенок
У меня есть бабушка,
Она печет оладушки,
Вяжет теплые носки,
Знает песни и стихи.
Ее руки непростые,
Трудовые, золотые!
Т. Шорыгина
Воспитатель. Ребята, мы с вами рассмотрели фотографии родственников, которые есть на родословных деревьях. На столах лежат ваши семейные фотоальбомы «Моя родня». Когда мы с вами рассматривали фотографии, выяснилось, что многих людей, запечатленных на фотоснимках, вы не узнаете. Кто это? Это ваши дяди и тети, родные братья и сестры, мамы и папы, и их дети — ваши двоюродные братья и сестры. Вот какая у вас большая семья! Все члены семьи связаны друг с другом, находятся в разных семейных отношениях. О такой большой счастливой семье у нас и песня есть!
Звучит песня «Под крышей дома твоего» (муз. Ю. Антонова, сл. М. Пляцковского).
После этой песни мне вспомнились шуточные стихи П. Синявского.
Хорошо поется хором,
В нашем хоре — вся семья.
Папа с дедушкой Егором,
Мама, бабушка и я.
Дядя Ваня с барабаном,
Кошка с Барсиком-котом.
А котенок под диваном Дирижирует хвостом.
Предлагаю вам поиграть в игру, в ходе которой вы вспомните о том, кто кем кому приходится в семье.
Игра «Кто кем кому приходится?»
Используются шесть цветков из цветного картона (съемные лепестки вставляются в серединку). На серединке каждого из них — изображение одного из членов семьи (мальчик, девочка, мужчина, женщина, пожилой мужчина, пожилая женщина). С помощью наводящих вопросов дети должны ответить, кто кем кому приходится в семье. К картинкам с изображением мальчика и девочки дети подбирают по четыре лепестка, потому что мальчик — сын, внук, брат, племянник, а девочка — дочь, внучка, сестра, племянница. К картинкам с изображением остальных членов семьи — по пять лепестков: женщина — мать, дочь (по отношению к своим родителям), невестка (по отношению к родителям мужа), сестра, тетя (по отношению к племянникам); мужчина — отец, сын (по отношению к своим родителям), зять (по отношению к родителям жены), брат, дядя (по отношению к племянникам); пожилая женщина — мать (по отношению к своим детям), бабушка (по отношению к внукам), теща (по отношению к зятю), свекровь (по отношению к невестке), сестра; пожилой мужчина — отец (по отношению к своим детям), дедушка (по отношению к внукам), тесть (по отношению к зятю), свекор (по отношению к невестке), брат.
Воспитатель. Вот мы с вами и вспомнили о том, что все члены семьи связаны друг с другом, находятся в разных семейных отношениях. Думаю, что газеты, которые вы сделаете вместе со своими родителями для конкурса, получатся замечательными, интересными, красивыми.
Похожие статьи:
Конспект занятия по математике в подготовительной группе. Состав числа
Конспект занятия по математике в подготовительной группе. Сложение и вычитание чисел
Конспект занятия в подготовительной группе. Возрастная линия
Конспект НОД по математике в подготовительной группе. Счёт до 15
Конспект НОД по математике в подготовительной группе. Счет до 11 и 12
Нет комментариев. Ваш будет первым!