Свидетельство и конкурсы
Свидетельство о публикации бесплатно

Бесплатные конкурсы для педагогов на сайте kladraz.ru

Конспект занятия по развитию речи на тему «Сказки Пушкина» в подготовительной группе

Интегрированное занятие по развитию речи в подготовительной к школе группе на тему «Что за чудо эти сказки»

Задачи:

— углублять и расширять знания о творчестве великого русского поэта А.С. Пушкина;

— учить выразительно читать наизусть стихотворения А.С. Пушкина, давать развернутую оценку, применяя образные слова и выражения;

— прививать любовь к поэзии;

— развивать литературный вкус, умения менять силу голоса и интонацию в зависимости от контекста произведения, понимать и воспроизводить в инсценировках образный язык стихотворения;

— упражнять в звуко-буквенном анализе и синтезе, составлении разных слов из слогов;

— закреплять умение придумывать слова к данным звуковым схемам;

— знакомить с русским фольклором;

— воспитывать любовь к родине, уважительное отношение к народным играм и песням;

— способствовать высказыванию своих суждений;

— воспитывать умение эмоционально воспринимать образное содержание сказок;

— учить передавать характер музыки с помощью движений, развивать пластику движений;

— развивать эмоциональную отзывчивость, эстетическое восприятие окружающего мира, развивать музыкальный слух;

— поощрять проявление творчества, инициативу.

Оборудование: интерактивная доска; презентация мультимедиа; игрушка петушок, куклы бибабо; ширма; стулья (по количеству детей); по 2 обруча, деревянные ложки, корзинки; орешки; пластмассовые орешки; зернышко с заданиями; дидактические игры «Прочитай по первым буквам», «Придумай слово к звуковой схеме», «Рассыпанные слоги»; музыкальное сопровождение; аудиопроигрыватель.

* * *

I. Вводная часть

Зал затемнен. На экране изображение камина. В углу стоят стол, на котором зажженная лампа, стул. Дети проходят и садятся на стульчики, стоящие полукругом. Под тихую спокойную музыку входит Арина Родионовна.

Арина Родионовна

Вот на землю зимний сумрак

Лег, как будто покрывало,

И за темным за окошком

Ничего не видно стало.

Сильно ветер бьет в оконце,

Будто хочет к нам забраться,

Но он нам не помешает

У камина всем собраться.

В этот долгий зимний вечер

Буду вам читать я сказки.

Встретим разных мы героев —

Добрых, умных, хитрых, страшных —

Вы не бойтесь: бесов, леших

В жизни просто не бывает.

Ну а в сказке Доброта

Злых героев побеждает.

Будут сказки эти слушать

Саши, Тани и Ванюши.

Написал давно для вас их

Александр Сергеевич Пушкин.

Здравствуйте, мои дорогие ребятушки. Вот мы снова встретились с вами, чтобы поговорить о сказках Александра Сергеевича.

Воспитатель. Здравствуйте, Арина Родионовна. Мы рады встрече с вами и подготовились к ней. Много читали о жизни и творчестве Александра Сергеевича. Правда, ребята?

Дети. Да.

Воспитатель. Мы знаем, что когда Александр Сергеевич вырос, он не только записал ваши сказки, но и сам сочинил много сказок и стихотворений.

Ребенок читает стихотворение А.С. Пушкина.

II. Основная часть

Арина Родионовна. А сейчас, ребята, давайте побеседуем о сказках Саши. Они легкие, в них чувствуется его улыбка, юмор. Какие сказки Пушкина вы знаете?

Дети. «Сказка о рыбке и рыбке», «Сказка о золотом петушке», «Сказка о попе и работнике его Балде», «Сказка о царе Салтане», «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».

Арина Родионовна. Молодцы, ребята. Я предлагаю вам отгадать мои загадки. По отгадкам мы узнаем названия сказок Александра Сергеевича. Хорошо? Будьте внимательны.

На экране иллюстрация к «Сказке о царе Салтане».

Князь Гвидон по океану

Трижды плыл к царю Салтану.

Незамеченным добрался:

А в кого он превращался?

Дети отвечают. Под русскую народную песню появляются три девочки в русских народных костюмах и садятся в полукруг.

Три девицы под окном

Пряли поздно вечерком.

1-я девочка

Кабы я была царица, —

Арина Родионовна

Говорит одна девица, —

1-я девочка

То на весь крещеный мир

Приготовила б я пир.

2-я девочка

Кабы я была царица, —

Арина Родионовна

Говорит ее сестрица, —

2-я девочка

То на весь бы мир одна

Наткала я полотна.

3-я девочка

Кабы я была царица, —

Арина Родионовна

Третья молвила сестрица, —

3-я девочка

Я б для батюшки-царя

Родила богатыря.

Появляется мальчик в костюме царя.

Арина Родионовна

Только вымолвить успела,

Дверь тихонько заскрипела,

И в светлицу входит царь,

Стороны той государь.

Речь последней по всему

Полюбилася ему.

Царь Салтан

Здравствуй, красная девица, —

Говорит он, — будь царица

И роди богатыря

Мне к исходу сентября.

Вы ж, голубушки-сестрицы,

Выбирайтесь из светлицы,

Поезжайте вслед за мной,

Вслед за мной и за сестрой:

Будь одна из вас ткачиха,

А другая повариха.

Воспитатель. Ребята, вы помните, в этой сказке у князя Гвидона была волшебная белочка? Она грызла золотые орешки. Несколько таких орешков белочка передала и вам.

Князь Гвидон отдает три орешка воспитателю.

Воспитатель. Ребята, а орешки не простые, все скорлупки золотые, ядра — чистый изумруд, но быть может люди врут? Давайте расколем один орешек и посмотрим, что там.

Воспитатель раскалывает орех, а там записка. Ребенок читает: «Делу время — потехе час».

Арина Родионовна. Ой, ребята, а Саша Пушкин очень любил веселиться и играть в разные игры. Давайте и мы поиграем в игру-эстафету.

Эстафета «Собери орешки в корзинку»

Дети делятся на две команды. По очереди переносят в деревянной ложке орешки из обруча, лежащего на полу, в корзинку.

После игры дети садятся на места.

Логопед. Ребята, посмотрим, что во втором орешке.

Логопед раскалывает орешек, а там задание. Ребенок читает: «Прочитай слово по первым буквам».

Какое интересное задание! Я раздам вам карточки. На них нарисованы картинки. Вы должны определить первую букву в названии каждой картинки и составить из них новое слово. Приступайте!

Дети выполняют задание.

Логопед раскалывает третий орешек. Ребенок читает следующее задание: «Придумай слово к звуковой схеме».

На нашей доске будут появляться звуковые схемы. Придумайте к ним слова.

Дети выполняют задание.

Молодцы, ребята!

Воспитатель. Арина Родионовна, а можно я загадаю детям загадку?

На экране эпизод из «Сказки о золотом петушке».

Арина Родионовна. Конечно, можно. А я посижу, да на вас погляжу.

Воспитатель. Слушайте, дети, следующую загадку.

Звездочет царю Дадону

Петушка поднес с поклоном.

Отвечай-ка, милый друг,

Что потом стерег петух?

Дети. Петушок стерег царство Дадона.

Появляются Царь Дадон и Звездочет, у которого в руках петушок.

Воспитатель

Жил-был славный царь Дадон.

С молоду был грозен он,

Но под старость захотел

Отдохнуть от ратных дел.

С этой просьбой, как к отцу,

Обратился к мудрецу.

Вот мудрец перед Дадоном

Стал и вынул из мешка

Золотого петушка.

Звездочет

— Посади ты эту птицу —

Молвил он царю, — на спицу.

Коль кругом все будет мирно,

Так сидеть он будет смирно;

Но лишь чуть со стороны

Ожидать тебе войны...

Вмиг тогда мой петушок

Приподнимет гребешок...

Царь Дадон

За такое одолженье-

Волю первую твою

Я исполню, как мою.

Царь Дадон сажает петушка на спицу.

Воспитатель. Стал петушок стеречь его границы. И вот однажды царь Дадон увидел, как бьется петушок, обратившись на восток.

Петушок машет крыльями.

Послал Дадон на восток старшего сына — нет от него вестей. Послал младшего — и тот пропал. Делать нечего, царь скликает третью рать, сыновей чтоб выручать.

Царь Дадон с «войском» марширует.

На экране изображение шатра.

Войско в горы царь приводит

И про меж высоких гор

Видит шелковый шатер...

Рать побитая кругом.

В горе царь. И вдруг шатер

Распахнулся и девица,

Шамаханская царица,

Вся сияя, как заря,

Тихо встретила царя.

По А.С. Пушкину

Появляется девочка в костюме шамаханской царицы и исполняет танец под музыку. Царь Дадон передает в подарок детям зернышко и уходит вместе с Шамаханской царицей.

Воспитатель. Арина Родионовна, вот мы вспомнили еще одну сказку Александра Сергеевича. А это зернышко я должна передать логопеду.

Игра «Рассыпанные слоги»

Логопед разламывает зернышко и находит в нем записку с заданием от золотого петушка. Ребенок читает ее: «Составь слова из рассыпанных слогов».

Логопед. Посмотрите, ребята, на доске появились слоги. Составьте, пожалуйста, из них слова.

Дети выходят к интерактивной доске и, соединяя слоги, составляют слова.

Звучит музыка Н. Римского-Корсакова «Океан-море синее». На экране иллюстрация к «Сказке о рыбаке и рыбке».

Арина Родионовна. Ребята, что вам представилось, когда вы слушали эту музыку?

Дети отвечают.

Арина Родионова. Да, ребята, это море. Попробуйте изобразить в движении, какое море: спокойное, штормовое, ласковое, грозное.

Дети встают со стульев и под музыку изображают море, затем садятся на места.

Ребята, действие какой сказки происходит неподалеку от моря, на его берегу?

Дети. «Сказки о рыбаке и рыбке».

Логопед. Ребята, давайте посмотрим кукольный спектакль «Сказка о рыбаке и рыбке».

Дети садятся на стулья перед ширмой.

Но сначала объясним сложные, непонятные слова, которые вы услышите в сказке.

Логопед проводит словарную работу.

Итак, садитесь поудобнее, сказка начинается.

Родители детей и логопед в роли автора показывают сказку. Затем проводится короткая беседа по ее содержанию.

Вопросы

• Как вы думаете, старуха — положительный или отрицательный герой?

• Почему рыбка не исполнила последнее желание старика?

• Как вы понимаете выражение «остаться у разбитого корыта»?

Воспитатель. Как вы думаете, какие пословицы подходят к этой сказке?

Дети. «Дай с ноготок — запросит локоток», «Только ума за деньги не купишь».

Воспитатель. Правильно, ребята, «сказка — ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок». А вы заметили, что в сказках Пушкина добро всегда побеждает зло?

Воспитатель предлагает детям встать врассыпную.

1-й ребенок

К нам приходят пушкинские сказки

Яркие и добрые, как сны.

Сыплются слова, слова-алмазы

На вечерний бархат тишины.

2-й ребенок

Шелестят волшебные страницы.

Все быстрей нам хочется успеть.

Вздрагивают детские ресницы,

Верят в чудо детские глаза.

Воспитатель

Даже если мы уже не дети,

В двадцать, тридцать лет и сорок пять

Убегаем мы порою в детство,

Убегаем к Пушкину опять.

Логопед

Убегаем в буйство ярких красок,

В торжество добра над темным злом.

Убегаем в пушкинские сказки,

Чтоб добрей и лучше стать потом.

И. Акулинина

Арина Родионовна. Дорогие друзья, у вас очень интересно, но мне пора с вами прощаться. До новых встреч. До свидания.

III. Заключительная часть

На экране портрет А.С. Пушкина.

Воспитатель. Ребята, трудно переоценить значение творчества Александра Сергеевича Пушкина для всей русской литературы. Мы познакомились с его сказками, а в школе вы встретитесь с его стихами и прозаическими произведениями.

Похожие статьи:

Конспект занятия по декоративно-прикладному искусству в подготовительной группе

Конспект занятия на тему «Музыкальные инструменты» в подготовительной группе

Конспект НОД в подготовительной группе по теме «Создание книги «Мы - Олимпийцы!»

Конспект занятия для старших дошкольников по теме: Транспорт

Конспект логопедического занятия в подготовительной группе

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!