Конспект занятия по развитию речи на тему «Сказки Пушкина» в подготовительной группе
Интегрированное занятие по развитию речи в подготовительной к школе группе на тему «Что за чудо эти сказки»
Задачи:
— углублять и расширять знания о творчестве великого русского поэта А.С. Пушкина;
— учить выразительно читать наизусть стихотворения А.С. Пушкина, давать развернутую оценку, применяя образные слова и выражения;
— прививать любовь к поэзии;
— развивать литературный вкус, умения менять силу голоса и интонацию в зависимости от контекста произведения, понимать и воспроизводить в инсценировках образный язык стихотворения;
— упражнять в звуко-буквенном анализе и синтезе, составлении разных слов из слогов;
— закреплять умение придумывать слова к данным звуковым схемам;
— знакомить с русским фольклором;
— воспитывать любовь к родине, уважительное отношение к народным играм и песням;
— способствовать высказыванию своих суждений;
— воспитывать умение эмоционально воспринимать образное содержание сказок;
— учить передавать характер музыки с помощью движений, развивать пластику движений;
— развивать эмоциональную отзывчивость, эстетическое восприятие окружающего мира, развивать музыкальный слух;
— поощрять проявление творчества, инициативу.
Оборудование: интерактивная доска; презентация мультимедиа; игрушка петушок, куклы бибабо; ширма; стулья (по количеству детей); по 2 обруча, деревянные ложки, корзинки; орешки; пластмассовые орешки; зернышко с заданиями; дидактические игры «Прочитай по первым буквам», «Придумай слово к звуковой схеме», «Рассыпанные слоги»; музыкальное сопровождение; аудиопроигрыватель.
* * *
I. Вводная часть
Зал затемнен. На экране изображение камина. В углу стоят стол, на котором зажженная лампа, стул. Дети проходят и садятся на стульчики, стоящие полукругом. Под тихую спокойную музыку входит Арина Родионовна.
Арина Родионовна
Вот на землю зимний сумрак
Лег, как будто покрывало,
И за темным за окошком
Ничего не видно стало.
Сильно ветер бьет в оконце,
Будто хочет к нам забраться,
Но он нам не помешает
У камина всем собраться.
В этот долгий зимний вечер
Буду вам читать я сказки.
Встретим разных мы героев —
Добрых, умных, хитрых, страшных —
Вы не бойтесь: бесов, леших
В жизни просто не бывает.
Ну а в сказке Доброта
Злых героев побеждает.
Будут сказки эти слушать
Саши, Тани и Ванюши.
Написал давно для вас их
Александр Сергеевич Пушкин.
Здравствуйте, мои дорогие ребятушки. Вот мы снова встретились с вами, чтобы поговорить о сказках Александра Сергеевича.
Воспитатель. Здравствуйте, Арина Родионовна. Мы рады встрече с вами и подготовились к ней. Много читали о жизни и творчестве Александра Сергеевича. Правда, ребята?
Дети. Да.
Воспитатель. Мы знаем, что когда Александр Сергеевич вырос, он не только записал ваши сказки, но и сам сочинил много сказок и стихотворений.
Ребенок читает стихотворение А.С. Пушкина.
II. Основная часть
Арина Родионовна. А сейчас, ребята, давайте побеседуем о сказках Саши. Они легкие, в них чувствуется его улыбка, юмор. Какие сказки Пушкина вы знаете?
Дети. «Сказка о рыбке и рыбке», «Сказка о золотом петушке», «Сказка о попе и работнике его Балде», «Сказка о царе Салтане», «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».
Арина Родионовна. Молодцы, ребята. Я предлагаю вам отгадать мои загадки. По отгадкам мы узнаем названия сказок Александра Сергеевича. Хорошо? Будьте внимательны.
На экране иллюстрация к «Сказке о царе Салтане».
Князь Гвидон по океану
Трижды плыл к царю Салтану.
Незамеченным добрался:
А в кого он превращался?
Дети отвечают. Под русскую народную песню появляются три девочки в русских народных костюмах и садятся в полукруг.
Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком.
1-я девочка
Кабы я была царица, —
Арина Родионовна
Говорит одна девица, —
1-я девочка
То на весь крещеный мир
Приготовила б я пир.
2-я девочка
Кабы я была царица, —
Арина Родионовна
Говорит ее сестрица, —
2-я девочка
То на весь бы мир одна
Наткала я полотна.
3-я девочка
Кабы я была царица, —
Арина Родионовна
Третья молвила сестрица, —
3-я девочка
Я б для батюшки-царя
Родила богатыря.
Появляется мальчик в костюме царя.
Арина Родионовна
Только вымолвить успела,
Дверь тихонько заскрипела,
И в светлицу входит царь,
Стороны той государь.
Речь последней по всему
Полюбилася ему.
Царь Салтан
Здравствуй, красная девица, —
Говорит он, — будь царица
И роди богатыря
Мне к исходу сентября.
Вы ж, голубушки-сестрицы,
Выбирайтесь из светлицы,
Поезжайте вслед за мной,
Вслед за мной и за сестрой:
Будь одна из вас ткачиха,
А другая повариха.
Воспитатель. Ребята, вы помните, в этой сказке у князя Гвидона была волшебная белочка? Она грызла золотые орешки. Несколько таких орешков белочка передала и вам.
Князь Гвидон отдает три орешка воспитателю.
Воспитатель. Ребята, а орешки не простые, все скорлупки золотые, ядра — чистый изумруд, но быть может люди врут? Давайте расколем один орешек и посмотрим, что там.
Воспитатель раскалывает орех, а там записка. Ребенок читает: «Делу время — потехе час».
Арина Родионовна. Ой, ребята, а Саша Пушкин очень любил веселиться и играть в разные игры. Давайте и мы поиграем в игру-эстафету.
Эстафета «Собери орешки в корзинку»
Дети делятся на две команды. По очереди переносят в деревянной ложке орешки из обруча, лежащего на полу, в корзинку.
После игры дети садятся на места.
Логопед. Ребята, посмотрим, что во втором орешке.
Логопед раскалывает орешек, а там задание. Ребенок читает: «Прочитай слово по первым буквам».
Какое интересное задание! Я раздам вам карточки. На них нарисованы картинки. Вы должны определить первую букву в названии каждой картинки и составить из них новое слово. Приступайте!
Дети выполняют задание.
Логопед раскалывает третий орешек. Ребенок читает следующее задание: «Придумай слово к звуковой схеме».
На нашей доске будут появляться звуковые схемы. Придумайте к ним слова.
Дети выполняют задание.
Молодцы, ребята!
Воспитатель. Арина Родионовна, а можно я загадаю детям загадку?
На экране эпизод из «Сказки о золотом петушке».
Арина Родионовна. Конечно, можно. А я посижу, да на вас погляжу.
Воспитатель. Слушайте, дети, следующую загадку.
Звездочет царю Дадону
Петушка поднес с поклоном.
Отвечай-ка, милый друг,
Что потом стерег петух?
Дети. Петушок стерег царство Дадона.
Появляются Царь Дадон и Звездочет, у которого в руках петушок.
Воспитатель
Жил-был славный царь Дадон.
С молоду был грозен он,
Но под старость захотел
Отдохнуть от ратных дел.
С этой просьбой, как к отцу,
Обратился к мудрецу.
Вот мудрец перед Дадоном
Стал и вынул из мешка
Золотого петушка.
Звездочет
— Посади ты эту птицу —
Молвил он царю, — на спицу.
Коль кругом все будет мирно,
Так сидеть он будет смирно;
Но лишь чуть со стороны
Ожидать тебе войны...
Вмиг тогда мой петушок
Приподнимет гребешок...
Царь Дадон
За такое одолженье-
Волю первую твою
Я исполню, как мою.
Царь Дадон сажает петушка на спицу.
Воспитатель. Стал петушок стеречь его границы. И вот однажды царь Дадон увидел, как бьется петушок, обратившись на восток.
Петушок машет крыльями.
Послал Дадон на восток старшего сына — нет от него вестей. Послал младшего — и тот пропал. Делать нечего, царь скликает третью рать, сыновей чтоб выручать.
Царь Дадон с «войском» марширует.
На экране изображение шатра.
Войско в горы царь приводит
И про меж высоких гор
Видит шелковый шатер...
Рать побитая кругом.
В горе царь. И вдруг шатер
Распахнулся и девица,
Шамаханская царица,
Вся сияя, как заря,
Тихо встретила царя.
По А.С. Пушкину
Появляется девочка в костюме шамаханской царицы и исполняет танец под музыку. Царь Дадон передает в подарок детям зернышко и уходит вместе с Шамаханской царицей.
Воспитатель. Арина Родионовна, вот мы вспомнили еще одну сказку Александра Сергеевича. А это зернышко я должна передать логопеду.
Игра «Рассыпанные слоги»
Логопед разламывает зернышко и находит в нем записку с заданием от золотого петушка. Ребенок читает ее: «Составь слова из рассыпанных слогов».
Логопед. Посмотрите, ребята, на доске появились слоги. Составьте, пожалуйста, из них слова.
Дети выходят к интерактивной доске и, соединяя слоги, составляют слова.
Звучит музыка Н. Римского-Корсакова «Океан-море синее». На экране иллюстрация к «Сказке о рыбаке и рыбке».
Арина Родионовна. Ребята, что вам представилось, когда вы слушали эту музыку?
Дети отвечают.
Арина Родионова. Да, ребята, это море. Попробуйте изобразить в движении, какое море: спокойное, штормовое, ласковое, грозное.
Дети встают со стульев и под музыку изображают море, затем садятся на места.
Ребята, действие какой сказки происходит неподалеку от моря, на его берегу?
Дети. «Сказки о рыбаке и рыбке».
Логопед. Ребята, давайте посмотрим кукольный спектакль «Сказка о рыбаке и рыбке».
Дети садятся на стулья перед ширмой.
Но сначала объясним сложные, непонятные слова, которые вы услышите в сказке.
Логопед проводит словарную работу.
Итак, садитесь поудобнее, сказка начинается.
Родители детей и логопед в роли автора показывают сказку. Затем проводится короткая беседа по ее содержанию.
Вопросы
• Как вы думаете, старуха — положительный или отрицательный герой?
• Почему рыбка не исполнила последнее желание старика?
• Как вы понимаете выражение «остаться у разбитого корыта»?
Воспитатель. Как вы думаете, какие пословицы подходят к этой сказке?
Дети. «Дай с ноготок — запросит локоток», «Только ума за деньги не купишь».
Воспитатель. Правильно, ребята, «сказка — ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок». А вы заметили, что в сказках Пушкина добро всегда побеждает зло?
Воспитатель предлагает детям встать врассыпную.
1-й ребенок
К нам приходят пушкинские сказки
Яркие и добрые, как сны.
Сыплются слова, слова-алмазы
На вечерний бархат тишины.
2-й ребенок
Шелестят волшебные страницы.
Все быстрей нам хочется успеть.
Вздрагивают детские ресницы,
Верят в чудо детские глаза.
Воспитатель
Даже если мы уже не дети,
В двадцать, тридцать лет и сорок пять
Убегаем мы порою в детство,
Убегаем к Пушкину опять.
Логопед
Убегаем в буйство ярких красок,
В торжество добра над темным злом.
Убегаем в пушкинские сказки,
Чтоб добрей и лучше стать потом.
И. Акулинина
Арина Родионовна. Дорогие друзья, у вас очень интересно, но мне пора с вами прощаться. До новых встреч. До свидания.
III. Заключительная часть
На экране портрет А.С. Пушкина.
Воспитатель. Ребята, трудно переоценить значение творчества Александра Сергеевича Пушкина для всей русской литературы. Мы познакомились с его сказками, а в школе вы встретитесь с его стихами и прозаическими произведениями.
Похожие статьи:
Конспект занятия по декоративно-прикладному искусству в подготовительной группе
Конспект занятия для старших дошкольников по теме: Транспорт
Конспект занятия на тему «Музыкальные инструменты» в подготовительной группе
Конспект НОД в подготовительной группе по теме «Создание книги «Мы - Олимпийцы!»
Нет комментариев. Ваш будет первым!