Конспект занятия по математическому развитию в подготовительной группе. Решение задач
Занятие по ФЭМП для детей старшего дошкольного возраста на тему «Спасение королевы Математики»
Цель: формирование у детей элементарных математических представлений.
Задачи:
1. Закрепить умения решать логические задачи и примеры на сложение и вычитание, сравнивать числа при помощи знаков.
2. Вспомнить запись дробей и измерение объема жидкости.
3. Развивать логическое мышление и ориентировку в пространстве.
4. Воспитывать у детей чувство толерантности и желание оказать помощь, попавшему в беду.
Методическое обеспечение: замок короля и королевы Математики, сова — игрушка, задания для детей, запись голоса Змея Горыныча, карандаши.
Мотив: личная заинтересованность — оказание помощи тому, кто в ней нуждается.
Ход проведения:
1. Мотивация — исчезновение королевы и ее просьба о помощи.
Дети заняты своими делами, воспитатель подходит к математическому уголку и смотрит пристально на замок короля и королевы Математики. Потом проговаривает вслух: «Ничего не пойму. Вчера, когда я уходила домой, королева была в замке вместе с королем. Дети, вы не видели нашу королеву Математики?»
(Ответы детей.)
— Давайте поищем, может быть, она спряталась в своем замке.
(Ищут.)
— Королевы нет. Дети, а вот письма здесь вчера не было. Интересно, кому оно адресовано?
(Рассматривает.)
— А вот и адрес есть. Кто прочтет?
(Дети читают.)
— г. Волгодонск, детский сад «Родничок», детям группы «Ромашка».
— Значит, это нам. Давайте откроем конверт и прочтем письмо.
Раскрывают конверт, и воспитатель читает: «Здравствуйте, дорогие дети подготовительной группы! Мне так нравилось наблюдать за вами, когда вы занимались математикой. И мы с королем всегда вам помогали усвоить эту науку. Ночью, когда вы спали дома, в вашу группу пробрался злой.... И похитил меня. Спасите меня! Ваша королева Математики».
— Какое несчастье. Спасем королеву?
(Ответы детей.)
— Конечно, когда друзья в беде, их всегда надо спасать. Но кто же похитил нашу королеву?
(Предположения детей.)
—А давайте поищем следы похитителя в математическом замке.
(В клюве совы видят записку.)
— Кажется, совушка, мудрая головушка, хочет подсказать нам.
Читает записку: «Меня заколдовал похититель королевы и сказал, что вы тогда сможете освободить королеву, когда разгадаете все задания, которые он даст».
— Спасибо, совушка. Но кто же похититель?
Раздается голос (запись): Я тот, кто жил когда-то на Руси. Меня боялся народ русский, потому что я —самый сильный, самый умный, потому что у меня три головы. Назовите сказки вашего народа, в которых обо мне говорится.
(Дети называют.)
Голос: Да, я — Змей Горыныч. Даю вам первое задание. Пусть один из вас станет спиной к замку королевы и сделает шаг вперед, потом повернет налево и сделает три шага вперед. Потом подымет левый нижний угол ковра и найдет там задание для всех.
(По считалочке выбирают того, кто будет выполнять то, что сказал Змей Горыныч.)
Задание 1.
На карточках задание — написать недостающие знаки:
11 - ...= 9
15 + 5 = ...
2 + 1 = ....
9.... 7
1...6
100...100
(Задания индивидуальны для каждого ребенка.)
Задание 2.
После выполнения задания опять звучит голос Змея:
— Скоро в моем замке будут гости. Их будет очень много, и все они обожают сладкое, в том числе торты. Мои повара испекли торты, но они не знают математики и не смогут разделить торт на количество гостей в каждой комнате. Торты уже у вас. Они находятся там, где вы бываете всего два часа и в горизонтальном положении. А стоят торты там, откуда
— Опять загадки от Змея. Покажите мне рукой вертикальное положение. Теперь горизонтальное. Где же вы находитесь два часа в горизонтальном положении?
(Ответы детей.)
— Правильно, это спальня. А где же тогда стоят торты, которые испекли повара Змея? Он сказал, что оттуда можно увидеть мир.
(Ответы детей.)
— Да, это окно. Идемте за тортами.
(Воспитатель дает ребенку торт и напоминает задание. Ребенок считает лепестки торта и делит торт на части по количеству лепестков. С обратной стороны ребенок пишет, какую часть торта получит каждый гость.)
— Дети, а как узнать, сколько комнат для гостей у Змея Горыныча?
(Сколько детей в группе или можно посчитать торты.)
Задание 3.
Голос Змея: Ну, а теперь третье задание. Есть у вас сказка про репку. А в моем царстве ее рассказывают наоборот. Хочу от вас услышать сказку про репку наоборот.
(Дети с воспитателем совещаются и решают, как будут показывать сказку. Это могут быть живые актеры или герои могут быть взяты из любого вида кукольного театра.)
Задание 4
Голос Змея: Спасибо, детки, порадовали сказкой мою змеиную душу. А теперь следующее задание. Моя подружка — Баба Яга любит загадывать задачки. Вот опять просит
Воспитатель: А как мы определим, где находится восток?
(По компасу, по месту на горизонте, где восходит солнце.)
— А вот и задачки от подружки Змея Горыныча: на дереве сидят десять птиц: три воробья, а остальные вороны. Сколько ворон сидит на дереве? (Семь)
— У бабушки Даши внучка Маша, кот Пушок, собака Дружок. Сколько у бабушки внуков? (Внучка Маша, внуков нет)
Яблоки в саду поспели.
Мы отведать их успели:
Пять румяных, наливных,
Три с кислинкой.
Сколько их? (Восемь)
Заварила чайка чай,
Пригласила восемь чаек:
— Приходите все на чай!
— Сколько чаек? Отвечай! (Восемь)
Задание 5.
Голос Змея: Скучно мне. Повеселите меня песней про Антошку. Спойте мне ее сначала на языке коровы, потом — кошки, а потом — собаки. А я покажу, как петь на языке кошки.
(Вместо слов на мотив песни петь му-му, потом — мяу-мяу, потом — гав-гав.)
Задание 6
Голос Змея: Когда вы спешите помочь королеве, все задания выполняете быстро. Помогите найти мне воду живую. У меня два сосуда. В одном вода живая, в другом — мертвая. Живой воды должно быть больше, но моя служанка перелила воду в другие кувшины, и я теперь не могу найти живую воду.
(Кувшины разные по объему. При помощи мерки дети измеряют, сколько воды в кувшинах.)
Задание 7.
Голос Змея: В кувшине спрятаны ключи от ворот моего замка. Как их достать, не прикоснувшись к воде в кувшине руками?
(Магнитом сильным, бросать в кувшин камешки, вода из него прольется, опустить веревку, и по веревке вода просочится в землю, при помощи насоса и пр.)
Голос Змея: Какие сообразительные. Сядьте за свои столы и сконструируйте мне ключи из своих счетных палочек. Они мне пригодятся для ворот замка.
(Пока дети конструируют, воспитатель или младший воспитатель возвращает королеву в замок.)
Голос Змея: Знание — сила. От ваших математических знаний все замки открылись на воротах моего замка, и я не смог удержать вашу королеву Математики. Прощайте, вы сильнее меня, больше к вам не буду приходить.
Воспитатель: А вот и наша королева Математики. Она благодарит вас за оказанную помощь. А мы ее поблагодарим за знания математики, которые побеждают даже Змея Горыныча.
Похожие статьи:
Конспект НОД по математике в подготовительной группе на тему: Счет в прямом и обратном порядке
Конспект НОД по математике в подготовительной группе. Состав числа 5
Конспект НОД по математике в подготовительной группе. Преобразование фигур
Конспект занятия по математике в подготовительной группе ДОУ на тему: Состав числа 10
Конспект занятия по математике в подготовительной группе ДОУ на тему: Шестиугольник
Любовь Юрьевна Скотская
|
||
|