Занятие в детском саду в старшей группе на тему «Многозначные слова»
Цель: показать значение слов в речи человека с одним звучанием, но разных по смыслу.
Ход занятия
I. Беседа.
На листах ватмана изображены иллюстрации, соответствующие слову «нос».
Воспитатель (рассказывает). То, чем мы дышим и нюхаем, называется «нос». Передняя, выступающая часть теплохода и самолета тоже так называется.
- Найдите на рисунках нос человека, корабля, самолета. Дети (по вызову воспитателя показывают и рассказывают). Этот нос человека. Это нос парохода. Это нос корабля.
Воспитатель (обобщает). Значит, слово «нос» имеет много значений. Это слово многозначное.
Существуют и другие многозначные слова. Например, ножки.
Дети (рассказывают). Ножки у ребенка, у стола, у стула, ножка у гриба.
Показ на таблице ножек у ребенка, у стола, у стула, у гриба.
Попутно задаются вопросы: Сколько ножек у ребенка, у стола, у стула, у гриба?
II. Многозначность слова.
Воспитатель. Найти многозначность слова «кисть».
- Покажем кисть руки. (Дети показывают.)
- Это малярная кисть. Ею красят стены.
- Это кисть винограда. Она имеет много сладких, вкусных ягод.
III. Работа со словами.
1) Добавьте слово «ручки».
- У ребенка маленькие ...
- У сумки оторваны ...
2) Поработаем со словом «язычок»:
- Розовый язычок у маленького ...
- У ботинка под шнурком ...
- В двери стеклянный ...
IV. Сравните:
- Носик чайника и носик корабля. Можно ли так сказать?
- Нога мужчины и нога гриба. Что можно об этом сказать?
V. Загадки.
Всегда во рту, а не проглотишь. (Язык.)
Всю жизнь ходят в обгонку,
А обогнать друг друга не могут. (Ноги.)
VI. Понятие о крылатых словах.
Воспитатель. В разговоре мы нередко используем выражения со словом «нос». Что же это значит?
Например:
повесить нос - грустить;
водить за нос - обманывать;
зарубить на носу - запомнить;
клевать носом - хотеть спать;
совать нос не в свои дела - любопытничать.
О других многозначных словах тоже можно сказать много интересного.
VIII. Вывод.
Воспитатель.
Заучим четверостишие.
Есть многозначные слова,
Жизнь интересами полна.
На радость нам она дана,
Вперед идем мы с ней, друзья!
IX. Итоги занятия.
Похожие статьи:
Конспект занятия «Обитатели вод». Старшая группа
Конспект занятия «Макромир и микромир» в старшей группе
Конспект занятия «Как люди путешествуют» в старшей группе
Конспект занятия «Как устроен человек» в старшей группе
Конспект занятия в детском саду «Целительные свойства музыки». Старшая группа