Урок письма «Слова, отвечающие на вопросы «что делать?» и «что сделать?», 1 класс. Конспект
Конспекты уроков письма в 1 классе на тему «Слова, отвечающие на вопросы «что делать?» и «что сделать?»»
Цели: формировать у учащихся знания о словах, отвечающих на вопросы «что делать?» и «что сделать?»; учить находить в тексте эти слова, составлять предложения с такими словами; развивать орфографическую зоркость, память, мышление, внимание; воспитывать самостоятельность, целеустремлённость.
Формируемые УУД: проверять свою деятельность по образцу; классифицировать слова по их значению; находить основу 1 предложения; следовать инструкции при выполнении задания; Щ работать самостоятельно; добиваться поставленной цели.
Пропедевтика: глаголы, их роль в речи.
Ход урока №1
I. Включение в учебную деятельность
— Каким словам мы уделили большое внимание на предыдущем уроке?
— Что могут обозначать слова, отвечающие на вопрос «кто?» или «что?»? Приведите примеры.
II. Чистописание
(Работа в тренажёре на с. 7.)
III. Постановка целей и определение темы урока
— Прочитайте предложения, записанные на доске.
Лесник объяснил, что это за узоры на снегу.
Это виднелись лисьи, заячьи, волчьи следы.
— Найдите в предложениях и назовите слова, которые отвечают на вопросы «кто?» и «что?».
— Что говорится о леснике?
— Поставьте вопрос к слову «объяснил».
— Что обозначает слово «объяснил?» (Действие предмета.)
— Что говорится о следах?
— Поставьте вопрос к слову «следы».
— Как вы думаете, с какими словами мы будем сегодня работать? (С теми, которые обозначают действия предметов.)
(Учитель подводит учащихся к тому, чтобы они догадались о целях и теме урока.)
IV. Работа по теме урока
— Проанализируйте предложение и запишите его в тетрадь. Льётся песня громкая про наш любимый край.
— Найдите и подчеркните основу предложения.
— Выделите и объясните орфограммы.
— Подчеркните буквы, обозначающие звонкие согласные звуки.
— Прочитайте стихотворение, записанное на доске.
Я хочу, чтоб птицы пели,
Чтоб весной ручьи звенели,
Чтобы были голубыми небеса,
Чтобы речка серебрилась,
Чтобы бабочка резвилась,
Чтоб в лесу была на ягодах роса!
Е. Карганова
— Давайте попробуем выписать из стихотворения в тетрадь основы предложений. (Я хочу. Птицы пели. Ручьи звенели. Небеса были. Речка серебрилась. Бабочка резвилась. Роса была.)
— Эти предложения распространённые или нераспространённые?
— Сколько нераспространённых предложений мы записали1?
— Устно распространите эти предложения.
— Какой текст получился интереснее: тот, что мы записали или тот, который составили устно?
— От слов, отвечающих на вопрос «что?», образуйте слова обозначающие действия предметов.
(Запись на доске.)
работа —... (работать)
мороз — ... (морозить)
завод —... (заводить)
город —... (городить)
— Прочитайте следующие слова и назовите слова с противоположным значением.
включить —... (выключить)
говорить —... (молчать)
любить —... (ненавидеть)
сеять — ... (убирать)
V. Физкультминутка
VI. Продолжение работы по теме урока
— Отгадайте загадки. Запишите слова-отгадки в рабочей тетради.
1. Что за хрупкое стекло
Вдруг на лужицу легло?
Солнце в полдень припекло —
Где же в лужице стекло? (Лёд.)
2. День ушёл, и ночь пришла,
В небо выплыла ... (луна).
3. По дорожкам — прыг да скок —
Скачет ледяной горох.
Принесло его с дождём.
Мы его совсем не ждём. (Град.)
4. Спрятал речку он, лужок.
Мне не виден и лесок.
Кто посмел играть со мной,
Всё окутал пеленой? (Туман.)
— К каждому слову-отгадке допишите слово, обозначающее действие предмета.
VII. Подведение итогов урока
— Мы работали со словами, которые отвечают на вопросы «что делать?» и «что сделать?». С какими словами они дружат? (Со словами, отвечающими на вопросы «кто?» и «что?»)
- Кто доволен своей работой на уроке?
- А кто не очень доволен? Почему?
Ход урока №2
I. Включение в учебную деятельность
(На экране пословица «Терпение и труд всё перетрут».)
— Прочитайте предложение. Что это такое? (Пословица.)
— Как вы понимаете её смысл?
Вот и нам сегодня на уроке понадобятся терпение и умение трудиться.
— Что ещё мы должны делать на уроке, чтобы он получился интересным и плодотворным? (Внимательно слушать, старательно писать, точно выполнять задания учителя, думать, помогать одноклассникам.)
II. Актуализация знаний
— Сейчас вы произнесли большое количество слов. Каким словам мы уделяли большое внимание на предыдущем уроке? (Отвечающим на вопросы «что делать?» и «что сделать?».)
— Что могут обозначать слова, отвечающие на вопросы «кто?» и «что?»? Приведите примеры.
— А теперь поработаем в парах.
(На столах карточки со словами: «пенал», «собака», «ученик», «играть», «берёза», «мороз», «нарисовать», «класс».)
— Подчеркните слова, отвечающие на вопросы «кто?» и «что?».
— Все ли слова вы подчеркнули? Почему?
— Назовите слова, которые вы не подчеркнули. («Играть», «нарисовать».)
— Назовите последний звук в этих словах. (Звук [/и’].)
— Охарактеризуйте его. (Согласный, парный глухой, мягкий.)
— Почему он произносится мягко? (После буквы т стоит мягкий знак, показатель мягкости.)
III. Чистописание
(Работа в тренажёре на с. 8, 9.)
IV. Постановка целей и определение темы урока
(Учитель подводит учащихся к тому, чтобы они догадались о целях и теме урока.)
V. Работа по теме урока
(На доске записаны пословицы.)
• Без труда жить — только небо коптить.
• Скучен день до вечера, коли делать нечего.
• Меньше надо говорить да больше делать.
— Прочитайте пословицы. Назовите их общую тему. (Труд.)
— Вспомните пословицу, с которой мы начали урок. Можно ли её поместить в эту группу пословиц? (Да.)
— Чему нас учит каждая из этих пословиц? (Нужно не лениться, а трудиться с удовольствием.)
— Какие ещё пословицы о труде вы знаете?
— В записанных пословицах найдите слова, обозначающие действия предметов. Устно поставьте к ним вопрос.
(Дети называют слова вместе с вопросом.)
— Прочитайте пословицы, записанные на доске, ещё раз. ,
— А теперь запишите понравившуюся пословицу в тетрадь по памяти.
(Учитель закрывает предложения.)
VI. Физкультминутка
VII. Продолжение работы по теме урока
(На экране изображение лягушки и текст.)
Лягушки живут на болотах, в старых прудах. Они не строят себе домик. Лето проводят в воде и на кочках. На зиму лягушки зарываются в ил.
— Прочитайте текст. Что вы узнали о лягушках?
— Выпишите слова, обозначающие действия предметов.
— Отгадайте загадки. Запишите слова-отгадки в рабочей тетради.
1. Что на небе расцветает
И теплом всех согревает? (Солнце.)
2. Что за странный звездопад:
Звёзды белые летят?
Покружатся, а потом
Устилают сад ковром. (Снег.)
3. Из-под камня он пробился,
Здесь, под камнем, он родился.
Всё торопится, бежит —
Он к большой реке спешит. (Ручей.)
— К каждому слову-отгадке допишите слово, обозначающее действие предмета.
(Учитель показывает слайды: солнце, снег, ручей.)
— Поиграем в игру «Ассоциации». Я буду называть слово, а вы — всё то, что приходит на ум, когда вы его слышите.
Снег — ... (мороз, зима, холод, сугроб и т. д.).
VIII. Подведение итогов урока
— Кто доволен своей работой на уроке?
— А кто не очень доволен? Почему?
Похожие статьи:
Дидактические игры на уроках русского языка в начальной школе
Конспект урока письма, 1 класс. Местоимения
Конспект урока по русскому языку, 1 класс. Согласные звуки. Школа России
Нет комментариев. Ваш будет первым!