Урок обучение грамоте, 1 класс. Повторение - мать учения
Конспект урока по обучению грамоте, 1 класс. Тема «Повторение - мать учения. Гласные и согласные звуки»
Цели: продолжить формирование представления о гласных и согласных звуках; познакомить с понятием «мимика»; учить понимать значение интонации, вести связную грамотную речь, сопровождать её жестами; развивать внимание, наблюдательность, фонематический слух.
Формируемые УУД: точно следовать инструкциям учителя; устанавливать последовательность фактов в тексте, выявлять подтекстовую информацию; моделировать схемы предложения, слова; выделять в словах гласные звуки.
Пропедевтика: написание элементов букв; классификация.
Ход урока
I. Включение в учебную деятельность
— На какие две группы мы делим звуки?
— Что означает понятие «слияние звуков»?
— Давайте пропоём звуки, которые вы сможете назвать.
— А теперь произнесём эти звуки с различной интонацией. (А. А! А? О. О! О?)
— Наберите много воздуха в лёгкие и выдохните его медленно, при этом тяните звук [с].
— Потренируем наши пальчики.
— Теперь вам нужно заштриховать обитателей подводного мира в тренажёре на с. 14. Как называются эти рыбы? (Скат и рыба-меч.)
— Назовите в этих словах звуки в порядке их следования друг за другом.
— Напишите по образцу элементы букв, которые расположены на строках выше. Точки — подсказки для вас, откуда нужно их начинать писать. Допишите строчки до конца.
II. Развитие речевого аппарата
1. Дыхательная гимнастика
— Потренируемся дышать следующим образом. Медленно и долго вдыхаем воздух носом. Затем очень медленно выдыхаем ртом. Выдохнув воздух, задерживаем дыхание и не вдыхаем воздух, пока хватает сил.
— Теперь выполним упражнения «Свеча-1», «Свеча-2».
«Свеча-1». Сделать глубокий вдох носом, задержать дыхание; выдохнуть через рот, задувая воображаемое пламя свечи.
«Свеча-2». То же, что «Свеча-1», но выдыхать более медленно и ровно.
2. Артикуляционная разминка
(Упражнения «Губы», «Щёчки».)
«Губы». Плотно сжав губы, вытянуть их вперёд; не разжимая губ, растянуть их в улыбке; повторить упражнение 2—3 раза.
«Щёчки». Сидя поочерёдно надувать каждую щёку, перемещать поток воздуха с одной щеки на другую, затем заполнить воздухом обе щеки; повторить упражнение 5—7 раз.
3. Работа над дикцией
— Послушайте скороговорку.
Пришёл Прокоп — кипит укроп,
Ушёл Прокоп — кипит укроп.
И при Прокопе кипит укроп,
И без Прокопа кипит укроп.
(Учитель проговаривает скороговорку медленно, чётко произнося каждый звук. Отрабатывает с детьми произношение скороговорки. Добивается осмысления и запоминания ими текста.)
III. Актуализация знаний
(Работа с иллюстрациями в нижней части с. 16, 17 учебника.)
— Поработаем со словами «ваза», «кот», «печка», «стул», «стол», «шкаф».
— Сколько слогов в слове «ваза»?
— Назовите первый слог в слове «ваза». (Первый слог — ва.)
(Учитель должен добиваться от учеников полных ответов.)
— Назовите второй слог в слове «ваза».
— Повторите ещё раз первый слог.
— Какой первый звук в слоге ва? Он гласный или согласный? (Согласный.)
— Это твёрдый согласный или мягкий? (Твёрдый.)
Да, это твёрдый согласный звук, поэтому для его обозначения на письме берём синий квадратик.
— Какой второй звук в слоге ва? Гласный или согласный? (Гласный.)
— Ударный или безударный? (Ударный.)
Для его обозначения на письме берём красный квадратик.
— Какой второй слог в слове «ваза»?
— Какой первый звук в слоге за?
— Звук [з] — гласный или согласный? Твёрдый или мягкий?
— Какой квадратик берём для его обозначения?
— Какой второй звук в слоге за? Гласный или согласный?
— Какой квадратик берём для его обозначения?
(Учитель составляет на наборном полотне схемы. Аналогично разбираются другие слова.)
В слове «печка» звуки [п’] и [ч’] обозначаем зелёным квадратиком. Это мягкие согласные звуки.
— Как называются звуки, которые не тянутся, не поются, произносятся с препятствием? (Согласные звуки.)
— Назовите предметы, изображённые в нижней части с. 17 учебника. Как их можно назвать одним словом? (Мебель.)
— Из чего сделана эта мебель?
— Из какого материала ещё можно изготовить мебель?
Сегодня на уроке мы напишем элементы букв, обозначающих
— Откройте прописи (Пр. 1) на с. 27. Посмотрите на рисунок в нижней части страницы и придумайте вопросы к нему. (Примерные вопросы. На чём плывёт юный моряк? Для чего он крутит штурвал? Кто плывёт навстречу кораблику? Сколько лебедей плывёт по воде? Как называют растение, которое растёт у берега? (Рогоз.) Почему на воде лёгкая рябь? Почему флаг извивается? (Ветрено, дует ветер.) Какое настроение у моряка? Как называют головной убор моряков? (Бескозырка.))
— Разделите на слоги слова «рогоз», «лебеди», «река», «кораблик», «штурвал», «вода», «моряк». От чего зависит количество слогов в слове?
— Обведите рисунок по контуру. Раскрасьте его.
— Выполните звуко-буквенный анализ слова «рогоз».
(Письмо по образцу в прописях.)
IV. Постановка целей и определение темы урока
— Произнесите звуки в словах «вёл» и «вол», «вял» и «вал». На что вы обратили внимание?
— В чём различие звуков [в] и [в’]?
— Как могут произноситься согласные звуки? (Твёрдо и мягко.)
— Произнесите ещё раз звуки [в] и [в’]. Какой из них твёрдый, а какой мягкий?
(Учитель сообщает, что на уроке дети расширят свои знания о звуках, продолжат учиться различать твёрдые и мягкие согласные звуки.)
V. Работа по теме урока
— Откройте учебник нас. 18. Рассмотрите иллюстрацию к сказке «Белоснежка и семь гномов». Кто на ней изображён?
— Сколько гномов вы насчитали?
— Что увидела Белоснежка, когда заглянула в дверь? (Гномы наводят порядок.)
— Какую работу выполняет каждый из гномов?
— Почему Белоснежка так осторожно заглядывает в дверь?
— Как она одета? Во что обута?
— Что Белоснежка держит в руках?
— Для чего люди дарят друг другу цветы?
— Можно ли назвать Белоснежку вежливой и воспитанной девочкой?
— Что общего у всех гномиков?
— Чем они отличаются друг от друга?
— Составьте свои предложения о гномиках.
— Разделите предложения на слова.
— Разделите на слоги слова «веник», «гномик», «кувшин», «букет».
— Из любых трёх слов выделите по порядку звуки.
— Какие звуки мы называем гласными? согласными?
— Из какой сказки пришли к нам в гости гномики? {«Белоснежка и семь гномов».)
— Кто из вас знает эту сказку?
— Почему Белоснежка оказалась у гномов?
— Как заканчивается эта сказка?
— Ответьте на вопросы под картинкой, которые я вам прочитаю, потому что стоит знак — красный кружок.
— Что общего у «Сказки о мёртвой царевне и о семи богатырях» и сказки «Белоснежка и семь гномов»?
— Что нарисовано в нижней части с. 28 прописей?
— Куда летит стрекоза?
— Почему подсолнух получил такое название?
— Какие ягоды вы видите на рисунке? (Рябина, черника.)
— Какие карандаши возьмём для раскрашивания этих ягод?
— Чем полезна черника? (Черника незаменима для лечения различных болезней глаз.)
— Чем мышка может угощать птичку?
— Обведите рисунки по контуру. Раскрасьте их.
(Далее ученики делят слова на слоги, повторяют слияние звуков, затем пишут элементы букв в прописях. Следует объяснить детям, как писать длинную линию с петлёй внизу, отметив, что петля пересекается с прямой линией на нижней линии. Провести обсуждение недочётов в написании, устранить их.)
— А сейчас отгадайте загадки А. Кочергиной и в словах-отгадках назовите первые звуки.
1. Жемчужный колокольчик
Пришёл в леса весной.
По лесу он разносит
Чудесный запах свой. (Ландыш.)
2. Маленькие, нежные,
Прямо у водицы.
Будто в зной полуденный
Просятся напиться.
С синевою неба дружат
Эти милые цветы.
Я их знаю, знает Оля.
Ну а знаешь ли их ты? (Незабудки.)
3. Видел я такой цветок —
Золотистый ободок.
Долго он в траве сидел,
Стал седым и улетел. (Одуванчик.)
4. В беленьких платьях,
Жёлтые глазки...
Ты назовёшь их
Без всякой подсказки. (Ромашки.)
(Дети скажут, что в слове «одуванчик» первый звук — [а]. Следует обратить их внимание на то, что написание и произношение этого слова расходятся. Объяснить, что таких слов в русском языке очень много и написание подобных слов нужно будет запоминать. В этом отличным помощником станет учебное пособие «Словарная работа: рабочая тетрадь. 1 класс» О.Е. Жиренко, Л.А. Обуховой, Е.А. Шестопаловой.)
— Напишите по образцу элементы, расположенные в тренажёре под рисунком на с. 14.
— Легко ли писать непрерывно целую строчку, не отрывая карандаш от бумаги?
VI. Физкультминутка
VII. Продолжение работы по теме урока
— Откройте учебник на с. 19. Рассмотрите иллюстрацию к сказке К. Чуковского «Муха-цокотуха».
(Желательно прочитать детям отрывок из сказки вслух. Обратить внимание учеников на то, что гости явились по приглашению.)
— Кто явился в гости без приглашения?
— Как он себя вёл?
(Уместна беседа о терроризме, о проникновении в дом посторонних людей.)
— Составьте рассказ по этой иллюстрации.
— Какие сказки Корнея Чуковского вам читали взрослые? (Организовать выставку книг К. Чуковского. Прекрасно, если дети в подарок получат книгу. Следует заранее обговорить этот вопрос с родителями.)
— Нравятся ли вам эти сказки?
— Чем они вас заинтересовали?
— Опишите жилище Мухи-цокотухи.
— Как должны вести себя вежливые люди, когда приходят в гости?
— Где поселился паук?
— Как называются нити, которые он сплёл над шкафом?
— Опишите, как Муха-цокотуха накрыла стол.
— Перечислите всех, кто пришёл к имениннице. Как их можно назвать одним словом?
Напомню вам, что распределение по каким-либо признакам называется классификацией.
— Что стоит в центре стола?
— Какой предмет в наше время используют чаще всего вместо самовара? (Электрический чайник.)
Самые знаменитые и красивые самовары в старину изготовляли в Туле. Их так и называли — тульские самовары.
(Анализ одного-двух предложений. Например: «Именинница потчует гостей»; «Муха-цокотуха разливает чай».)
— Назовите десять слов, которые обозначают изображённые на иллюстрации предметы и отвечают на вопрос «что?». (Дверь, стол, скатерть, самовар, чайник, чашки, стулья, окно, шторы, корзина.)
— Проведём подробный звуко-буквенный анализ слов «шкаф», «стул», «муха», «жук», «оса».
— Послушайте задание, которое авторы учебника предлагают вам в нижней части страницы. Выполним его вместе.
(Далее следует работа в прописях (Пр. 1): письмо длинной линии с петлёй вверху на с. 29.)
— Чем заняты заяц и зайчиха на рисунке?
— Где находится заячий огород? (Перед лесом, огорожен забором.)
— Из чего сделан забор? {Забор сделан из кольев и брёвен, связанных между собой.)
— Куда заяц складывает морковку? А зайчиха?
— Чем питаются зайцы в зимнее время года?
(Анализ слов «корзина» и «мешок». Учитель должен обратить внимание учеников, что мы произносим слова так: [карз’Ина], [м’ишОк].)
— Знаете ли вы, что такое мимика?
— Изобразите кошку, мышку, петуха, зайца.
Вы использовали звуки, движения, мимику, изменяли голос. Мимика — это различные выражения лица.
— Нарисуйте в кружочках различные выражения лица.
VIII. Подведение итогов урока
— На уроке мы занимались повторением. Почему говорят: «Повторение — мать учения»?
— Предлагаю ещё раз повторить правило, которое напечатано жирным шрифтом внизу с. 19 учебника.
— Кто доволен своей работой на уроке?
— А кто не очень доволен? Почему?
Похожие статьи:
Дидактические игры на уроках русского языка в начальной школе
Конспект урока по русскому языку, 1 класс. Твёрдые и мягкие согласные звуки
Внеурочное занятие по русскому языку, 1-2 класс
Конспект урока по русскому языку, 1 класс. Согласные звуки. Школа России
Нет комментариев. Ваш будет первым!