Свидетельство и конкурсы
Свидетельство о публикации бесплатно

Бесплатные конкурсы для педагогов на сайте kladraz.ru

Урок обучение грамоте, 1 класс. Повторение - мать учения

Конспект урока по обучению грамоте, 1 класс. Тема «Повторение - мать учения. Гласные и согласные звуки»

Цели: продолжить формирование представления о гласных и согласных звуках; познакомить с понятием «мимика»; учить понимать значение интонации, вести связную грамотную речь, сопровождать её жестами; развивать внимание, наблюдательность, фонематический слух.

Формируемые УУД: точно следовать инструкциям учителя; устанавливать последовательность фактов в тексте, выявлять подтекстовую информацию; моделировать схемы предложения, слова; выделять в словах гласные звуки.

Пропедевтика: написание элементов букв; классификация.

Ход урока

I. Включение в учебную деятельность

— На какие две группы мы делим звуки?

— Что означает понятие «слияние звуков»?

— Давайте пропоём звуки, которые вы сможете назвать.

— А теперь произнесём эти звуки с различной интонацией. (А. А! А? О. О! О?)

— Наберите много воздуха в лёгкие и выдохните его медленно, при этом тяните звук [с].

— Потренируем наши пальчики.

— Теперь вам нужно заштриховать обитателей подводного мира в тренажёре на с. 14. Как называются эти рыбы? (Скат и рыба-меч.)

— Назовите в этих словах звуки в порядке их следования друг за другом.

— Напишите по образцу элементы букв, которые расположены на строках выше. Точки — подсказки для вас, откуда нужно их начинать писать. Допишите строчки до конца.

II. Развитие речевого аппарата

1. Дыхательная гимнастика

— Потренируемся дышать следующим образом. Медленно и долго вдыхаем воздух носом. Затем очень медленно выдыхаем ртом. Выдохнув воздух, задерживаем дыхание и не вдыхаем воздух, пока хватает сил.

— Теперь выполним упражнения «Свеча-1», «Свеча-2».

«Свеча-1». Сделать глубокий вдох носом, задержать дыхание; выдохнуть через рот, задувая воображаемое пламя свечи.

«Свеча-2». То же, что «Свеча-1», но выдыхать более медленно и ровно.

2. Артикуляционная разминка

(Упражнения «Губы», «Щёчки».)

«Губы». Плотно сжав губы, вытянуть их вперёд; не разжимая губ, растянуть их в улыбке; повторить упражнение 2—3 раза.

«Щёчки». Сидя поочерёдно надувать каждую щёку, перемещать поток воздуха с одной щеки на другую, затем заполнить воздухом обе щеки; повторить упражнение 5—7 раз.

3. Работа над дикцией

— Послушайте скороговорку.

Пришёл Прокоп — кипит укроп,

Ушёл Прокоп — кипит укроп.

И при Прокопе кипит укроп,

И без Прокопа кипит укроп.

(Учитель проговаривает скороговорку медленно, чётко произнося каждый звук. Отрабатывает с детьми произношение скороговорки. Добивается осмысления и запоминания ими текста.)

III. Актуализация знаний

(Работа с иллюстрациями в нижней части с. 16, 17 учебника.)

— Поработаем со словами «ваза», «кот», «печка», «стул», «стол», «шкаф».

— Сколько слогов в слове «ваза»?

— Назовите первый слог в слове «ваза». (Первый слог — ва.)

(Учитель должен добиваться от учеников полных ответов.)

— Назовите второй слог в слове «ваза».

— Повторите ещё раз первый слог.

— Какой первый звук в слоге ва? Он гласный или согласный? (Согласный.)

— Это твёрдый согласный или мягкий? (Твёрдый.)

Да, это твёрдый согласный звук, поэтому для его обозначения на письме берём синий квадратик.

— Какой второй звук в слоге ва? Гласный или согласный? (Гласный.)

— Ударный или безударный? (Ударный.)

Для его обозначения на письме берём красный квадратик.

— Какой второй слог в слове «ваза»?

— Какой первый звук в слоге за?

— Звук [з] — гласный или согласный? Твёрдый или мягкий?

— Какой квадратик берём для его обозначения?

— Какой второй звук в слоге за? Гласный или согласный?

— Какой квадратик берём для его обозначения?

(Учитель составляет на наборном полотне схемы. Аналогично разбираются другие слова.)

В слове «печка» звуки [п’] и [ч’] обозначаем зелёным квадратиком. Это мягкие согласные звуки.

— Как называются звуки, которые не тянутся, не поются, произносятся с препятствием? (Согласные звуки.)

— Назовите предметы, изображённые в нижней части с. 17 учебника. Как их можно назвать одним словом? (Мебель.)

— Из чего сделана эта мебель?

— Из какого материала ещё можно изготовить мебель?

Сегодня на уроке мы напишем элементы букв, обозначающих согласные звуки.

— Откройте прописи (Пр. 1) на с. 27. Посмотрите на рисунок в нижней части страницы и придумайте вопросы к нему. (Примерные вопросы. На чём плывёт юный моряк? Для чего он крутит штурвал? Кто плывёт навстречу кораблику? Сколько лебедей плывёт по воде? Как называют растение, которое растёт у берега? (Рогоз.) Почему на воде лёгкая рябь? Почему флаг извивается? (Ветрено, дует ветер.) Какое настроение у моряка? Как называют головной убор моряков? (Бескозырка.))

— Разделите на слоги слова «рогоз», «лебеди», «река», «кораблик», «штурвал», «вода», «моряк». От чего зависит количество слогов в слове?

— Обведите рисунок по контуру. Раскрасьте его.

— Выполните звуко-буквенный анализ слова «рогоз».

(Письмо по образцу в прописях.)

IV. Постановка целей и определение темы урока

— Произнесите звуки в словах «вёл» и «вол», «вял» и «вал». На что вы обратили внимание?

— В чём различие звуков [в] и [в’]?

— Как могут произноситься согласные звуки? (Твёрдо и мягко.)

— Произнесите ещё раз звуки [в] и [в’]. Какой из них твёрдый, а какой мягкий?

(Учитель сообщает, что на уроке дети расширят свои знания о звуках, продолжат учиться различать твёрдые и мягкие согласные звуки.)

V. Работа по теме урока

— Откройте учебник нас. 18. Рассмотрите иллюстрацию к сказке «Белоснежка и семь гномов». Кто на ней изображён?

— Сколько гномов вы насчитали?

— Что увидела Белоснежка, когда заглянула в дверь? (Гномы наводят порядок.)

— Какую работу выполняет каждый из гномов?

— Почему Белоснежка так осторожно заглядывает в дверь?

— Как она одета? Во что обута?

— Что Белоснежка держит в руках?

— Для чего люди дарят друг другу цветы?

— Можно ли назвать Белоснежку вежливой и воспитанной девочкой?

— Что общего у всех гномиков?

— Чем они отличаются друг от друга?

— Составьте свои предложения о гномиках.

— Разделите предложения на слова.

— Разделите на слоги слова «веник», «гномик», «кувшин», «букет».

— Из любых трёх слов выделите по порядку звуки.

— Какие звуки мы называем гласными? согласными?

— Из какой сказки пришли к нам в гости гномики? {«Белоснежка и семь гномов».)

— Кто из вас знает эту сказку?

— Почему Белоснежка оказалась у гномов?

— Как заканчивается эта сказка?

— Ответьте на вопросы под картинкой, которые я вам прочитаю, потому что стоит знак — красный кружок.

— Что общего у «Сказки о мёртвой царевне и о семи богатырях» и сказки «Белоснежка и семь гномов»?

— Что нарисовано в нижней части с. 28 прописей?

— Куда летит стрекоза?

— Почему подсолнух получил такое название?

— Какие ягоды вы видите на рисунке? (Рябина, черника.)

— Какие карандаши возьмём для раскрашивания этих ягод?

— Чем полезна черника? (Черника незаменима для лечения различных болезней глаз.)

— Чем мышка может угощать птичку?

— Обведите рисунки по контуру. Раскрасьте их.

(Далее ученики делят слова на слоги, повторяют слияние звуков, затем пишут элементы букв в прописях. Следует объяснить детям, как писать длинную линию с петлёй внизу, отметив, что петля пересекается с прямой линией на нижней линии. Провести обсуждение недочётов в написании, устранить их.)

— А сейчас отгадайте загадки А. Кочергиной и в словах-отгадках назовите первые звуки.

1. Жемчужный колокольчик

Пришёл в леса весной.

По лесу он разносит

Чудесный запах свой. (Ландыш.)

 

2. Маленькие, нежные,

Прямо у водицы.

Будто в зной полуденный

Просятся напиться.

С синевою неба дружат

Эти милые цветы.

Я их знаю, знает Оля.

Ну а знаешь ли их ты? (Незабудки.)

 

3. Видел я такой цветок —

Золотистый ободок.

Долго он в траве сидел,

Стал седым и улетел. (Одуванчик.)

 

4. В беленьких платьях,

Жёлтые глазки...

Ты назовёшь их

Без всякой подсказки. (Ромашки.)

(Дети скажут, что в слове «одуванчик» первый звук — [а]. Следует обратить их внимание на то, что написание и произношение этого слова расходятся. Объяснить, что таких слов в русском языке очень много и написание подобных слов нужно будет запоминать. В этом отличным помощником станет учебное пособие «Словарная работа: рабочая тетрадь. 1 класс» О.Е. Жиренко, Л.А. Обуховой, Е.А. Шестопаловой.)

— Напишите по образцу элементы, расположенные в тренажёре под рисунком на с. 14.

— Легко ли писать непрерывно целую строчку, не отрывая карандаш от бумаги?

VI. Физкультминутка

VII. Продолжение работы по теме урока

— Откройте учебник на с. 19. Рассмотрите иллюстрацию к сказке К. Чуковского «Муха-цокотуха».

(Желательно прочитать детям отрывок из сказки вслух. Обратить внимание учеников на то, что гости явились по приглашению.)

— Кто явился в гости без приглашения?

— Как он себя вёл?

(Уместна беседа о терроризме, о проникновении в дом посторонних людей.)

— Составьте рассказ по этой иллюстрации.

— Какие сказки Корнея Чуковского вам читали взрослые? (Организовать выставку книг К. Чуковского. Прекрасно, если дети в подарок получат книгу. Следует заранее обговорить этот вопрос с родителями.)

— Нравятся ли вам эти сказки?

— Чем они вас заинтересовали?

— Опишите жилище Мухи-цокотухи.

— Как должны вести себя вежливые люди, когда приходят в гости?

— Где поселился паук?

— Как называются нити, которые он сплёл над шкафом?

— Опишите, как Муха-цокотуха накрыла стол.

— Перечислите всех, кто пришёл к имениннице. Как их можно назвать одним словом?

Напомню вам, что распределение по каким-либо признакам называется классификацией.

— Что стоит в центре стола?

— Какой предмет в наше время используют чаще всего вместо самовара? (Электрический чайник.)

Самые знаменитые и красивые самовары в старину изготовляли в Туле. Их так и называли — тульские самовары.

(Анализ одного-двух предложений. Например: «Именинница потчует гостей»; «Муха-цокотуха разливает чай».)

— Назовите десять слов, которые обозначают изображённые на иллюстрации предметы и отвечают на вопрос «что?». (Дверь, стол, скатерть, самовар, чайник, чашки, стулья, окно, шторы, корзина.)

— Проведём подробный звуко-буквенный анализ слов «шкаф», «стул», «муха», «жук», «оса».

— Послушайте задание, которое авторы учебника предлагают вам в нижней части страницы. Выполним его вместе.

(Далее следует работа в прописях (Пр. 1): письмо длинной линии с петлёй вверху на с. 29.)

— Чем заняты заяц и зайчиха на рисунке?

— Где находится заячий огород? (Перед лесом, огорожен забором.)

— Из чего сделан забор? {Забор сделан из кольев и брёвен, связанных между собой.)

— Куда заяц складывает морковку? А зайчиха?

— Чем питаются зайцы в зимнее время года?

(Анализ слов «корзина» и «мешок». Учитель должен обратить внимание учеников, что мы произносим слова так: [карз’Ина], [м’ишОк].)

— Знаете ли вы, что такое мимика?

— Изобразите кошку, мышку, петуха, зайца.

Вы использовали звуки, движения, мимику, изменяли голос. Мимика — это различные выражения лица.

— Нарисуйте в кружочках различные выражения лица.

VIII. Подведение итогов урока

— На уроке мы занимались повторением. Почему говорят: «Повторение — мать учения»?

— Предлагаю ещё раз повторить правило, которое напечатано жирным шрифтом внизу с. 19 учебника.

— Кто доволен своей работой на уроке?

— А кто не очень доволен? Почему?

Похожие статьи:

Конспект урока по русскому языку, 1 класс. Согласные звуки. Школа России

Конспект урока по русскому языку, 1 класс. Твёрдые и мягкие согласные звуки

Дидактические игры на уроках русского языка в начальной школе

Внеурочное занятие по русскому языку, 1-2 класс

Конспект урока по русскому языку, 1 класс. Правописание букв, обозначающих парные согласные звуки на конце слов

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!