Свидетельство и конкурсы
Свидетельство о публикации бесплатно

Бесплатные конкурсы для педагогов и детей

Конспект урока по окружающему миру, 2 класс. Весна в мире насекомых. УМК «Перспектива»

Урок окружающего мира для 2 класса на тему «Весна в мире насекомых»

Цель: познакомить с весенним пробуждением насекомых.

Планируемые результаты: учащиеся научатся понимать полезность насекомых, взаимосвязь растений, насекомых и птиц, аргументированно отвечать, доказывать свое мнение, анализировать, делать выводы, сравнивать.

Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, книга «Великан на поляне», тестовые задания на карточках для индивидуального опроса, аудиозапись музыкальной заставки к передаче «В мире животных», аудиозапись оркестровой миниатюры «Полет шмеля» Н.А. Римского-Корсакова, фотографии животных (муравей, стрекоза, светлячок, жук, оса, муха, комар, пчела, клоп-гладыш, божья коровка, бабочка, паук).

Примечание: заранее подготовленные ученики рассказывают о насекомых и пауках.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

1. Проверка домашнего задания

2. Индивидуальные задания

— Отвечая на вопросы, подчеркните название цветка. Гиацинт, нарцисс, маргаритка, тюльпан, ирис, анютины глазки.

1) Какой цветок пришел к нам с горных лугов?

2) Какой цветок похож на кудрявого барашка?

3) В какой цветок, по легенде, был превращен юноша, влюбленный в себя?

4) Какой цветок является символом Голландии?

— Составьте и запишите свой вопрос про цветы.

3. Фронтальный опрос

— Какие растения часто встречаются в весенних цветниках?

— О каком растении цветника вы написали рассказ? Какими источниками информации пользовались?

III. Самоопределение к деятельности

(Звучит аудиозапись музыкальной заставки к передаче «В мире животных».)

— Догадались ли вы, о ком будем говорить на уроке? (О животных.)

Но мир животных такой большой и многообразный! В нем есть такие, которые весят несколько тонн, и те, которые весят несколько граммов. Есть животные, которые живут под водой, и те, которые живут на суше. Послушайте еще одно произведение, которое вам подскажет, о каких именно животных пойдет речь.

(Учитель включает аудиозапись «Полета шмеля» Н.А. Римского-Корсакова.)

Сегодня на уроке будем говорить о насекомых весной.

IV. Работа по теме урока

1. Работа с загадками

— Отгадайте загадки.

Погляди на молодцов: веселы и бойки,

Волокут со всех концов

Материал для стройки.

Вот один споткнулся вдруг

Под тяжелой ношей —

И спешит на помощь друг.

Тут народ хороший.

Без работы, хоть убей,

Жить не может... (муравей).

 

Над цветком на миг замрет

Быстрокрылый самолет.

На былинке посидит —

Вдруг вспорхнет и улетит. (Стрекоза.)

 

То погаснет, то зажжется

Ночью в роще огонек.

Угадай, как он зовется.

Золотистый... (светлячок).

 

Я на ветке сижу,

Букву Ж все твержу.

Зная твердо букву эту,

Я жужжу весной и летом. (Жук.)

 

Не моторы, а шумят,

Не пилоты, а летят,

Не змеи, а жалят. (Осы.)

 

Целый день летает,

Всем надоедает.

Ночь настанет,

Тогда перестанет. (Муха.)

 

Не звери, не птицы, носы, как спицы,

Летят — пищат, сядут — молчат. (Комары.)

 

Домовитая хозяйка

Пролетает над лужайкой.

Похлопочет над цветком —

Он поделится медком. (Пчела.)

(Учитель по ходу беседы вывешивает на доску соответствующие фотографии.)

Не только первые цветы радуют глаз человека ранней весной. Не меньший восторг можно испытать, впервые увидев порхающую бабочку, степенного шмеля, торопливого муравья.

— Послушайте интересные факты о насекомых.

Знаете ли вы, что?..

• Стрекоза съедает пищи в несколько раз больше, чем весит сама;

• пауки не относятся к насекомым, так как у них восемь ног;

• майский жук носит название того месяца, в котором появляется;

• самое большое насекомое — бабочка, живущая на Соломоновых островах, размах ее крыльев достигает 30 см;

• самое маленькое насекомое — жучок, длина которого всего 1/3 мм;

• тело насекомых имеет легкий, но очень прочный покров, состоящий из маленьких насечек. От этих насечек и пошло название — насекомые.

2. Сообщения учащихся

(Заранее подготовленные ученики рассказывают о насекомых. См. материал для учителя к уроку.)

3. Работа по учебнику

С. 82-83

— Прочитайте текст. Рассмотрите рисунок. Найдите насекомых, о которых рассказано в тексте.

— Как отличить пчел от ос? (Пчелы более круглые и пушистые, чем осы. У осы тело тоньше, брюшко длинное ярко-желтого и черного цвета. Ужалив, пчела погибает, а оса может жалить дальше.)

— Чем, кроме строительства гнезда, весной занимается шмель?

— Почему насекомые покинули свои зимние убежища? (Стало пригревать солнце, появился корм для насекомых.)

(Учащиеся работают по вопросам в рубрике «Обсудим» на с. 83 учебника.)

Несколько десятилетий назад многие дети собирали коллекции бабочек. Для этого продавались сачки, специальные планшеты с иголками для накалывания бабочек. Сейчас, когда многие бабочки нуждаются в охране, такое увлечение детей не приветствуется. А в некоторых странах, например, на острове Мадагаскар, отлов бабочек даже карается тюремным заключением. Не надо ловить бабочек и давить гусениц! Но и просто брать в руки гусениц может быть опасно: некоторые из них, особенно покрытые ворсинками, могут быть ядовиты, и прикосновение к ним так же болезненно, как прикосновение к крапиве.

(Учитель читает рассказ «Гусеница на лесной тропинке» из книги «Великан на поляне» (с. 15—16).)

С. 84

— Прочитайте текст. Рассмотрите рисунки. Сравните гусениц. Листьями каких деревьев они питаются?

— Какая гусеница наносит ущерб человеку? (Гусеница бабочки- капустницы.)

— Полезны или вредны комары? (Ответы учеников.)

— Нужно ли их уничтожать?

— Есть ли какая-нибудь польза от комаров?

— Рассмотрите рисунок на с. 85. Чем питаются птицы, стрекозы, рыбы? (Комарами.)

— Значит, если исчезнут комары, то... (Птицам нечем будет кормить птенцов, стрекозам и их личинкам, рыбам, лягушкам, жабам нечего будет есть, и они погибнут.)

Важно помнить, что в мире все взаимосвязано и любое вмешательство приносит вред.

Ученые изучают мир насекомых, который хранит еще много загадок. Так, изобретатели пока не могут построить машину, которая одновременно являлась бы самолетом и подводной лодкой, а в природе есть этот феномен. Это водяной клоп-гладыш, который живет в водоемах. Спинка у него выпуклая, с острым килем посередине, а брюшко плоское, поэтому плавает гладыш на спинке. Когда же надо взлететь, клоп переворачивается и взмывает в воздух прямо с воды.

Природа помогла создать предупредительные знаки. Если животное ядовитое и может жалить и кусать, то его яркая окраска действует как предупреждение. Например, птицы знают, что божьи коровки, имеющие красный цвет, опасны, так как они вырабатывают горький яд. Люди тоже часто используют цвет в подобных целях, чтобы предупредить о возможном риске. Все водители и пешеходы знают, что значит красный сигнал светофора. А расцветка осы использована в международном сигнале, предупреждающем о радиоактивной опасности. Он установлен повсюду в тех местах, где есть радиация.

Человек должен быть внимательным и наблюдательным, и природа подскажет ему много интересного.

V. Физкультминутка

Утром стрекоза проснулась,

Потянулась, улыбнулась.

Раз — росой она умылась,

Два — изящно покружилась,

Три - нагнулась и присела,

На четыре — полетела.

У реки остановилась,

Над водою закружилась.

VI. Закрепление изученного материала

Выполнение заданий в рабочей тетради

Задание 1 (с. 46)

(Выполняется с последующей взаимопроверкой.)

Задания 2, 3, 4 (с. 46)

— Прочитайте, выполните задания.

VII. Рефлексия

— Выполните задания.

Вставьте пропущенное звено в схемах превращения бабочки и стрекозы.

Яйца ➙ личинка (гусеница) ➙  ... ➙  взрослая бабочка.

Яйца ➙ … ➙  взрослая стрекоза.

— Найдите лишнее. Подчеркните.

Муравей, бабочка, пчела, таракан, паук, муха.

Лишнее слово: паук.

— Прочитайте текст.

Ставить ульи на клеверном поле бесполезно. Для опыления клевера нужны другие насекомые. Есть легенда о том, как некое божество разгневалось на клевер и запретило пчелам опылять его. Пчелы не осмелились ослушаться. Плохо пришлось бы клеверу, не будь отважных шмелей. Шмели не испугались угроз и по-прежнему прилетали к клеверу за нектаром, а заодно и опыляли его. Мы знаем, что цветки клевера имеют очень глубокие чашечки, а у пчел недостаточно длинный хоботок. У шмелей же хоботки длинные, и они прекрасно опыляют клевер.

— Выберите правильный ответ.

1. Могут ли пчелы опылять клевер?

а) да

б) нет     +

2. Почему пчелы не опыляют клевер?

а) на цветках клевера нет пыльцы

б) хоботок пчелы слишком короткий     +

3. Собирают ли шмели нектар?

а) да

б) нет     +

(Далее учащиеся работают по вопросам в рубрике «Подумаем!» на с. 85 учебника.)

VIII. Подведение итогов урока

— Каких насекомых можно увидеть ранней весной?

— Приведите примеры, как одни насекомые помогают человеку бороться с другими насекомыми. (Примерный ответ. Божья коровка в течение жизни уничтожает до 5000 тлей. Личинки златоглазки съедают за 60 дней развития около 4000 тлей, щитовок, паутинных клещей и других вредителей. Жужелицы - крупные, быстро бегающие жуки - питаются гусеницами вредных бабочек, личинками жуков, поедая за сутки свыше 10 гусениц и до 100 личинок.)

— Все наши уроки по традиции заканчиваются выводом. Кто хочет самостоятельно сделать его? (Ответы учеников.)

(Один из учеников читает вывод на с. 85 учебника.)

Домашнее задание

1. Прочитать текст в учебнике (с. 82-85), ответить на вопросы в рубрике «Проверим себя» (с. 85).

2. Выполнить задание 2 (с. 46) в рабочей тетради.

Материал для учителя

Насекомые

Существует более миллиона различных видов насекомых. Они живут повсюду, за исключением морских глубин. У многих из них шесть ног, пара усиков, одна-две пары крыльев и тело, состоящее из трех частей.

Самое большое насекомое — бабочка с Соломоновых островов. Размах ее крыльев около 30 см. Длина жука-голиафа более 20 см, а самое маленькое насекомое — жук-трихоптерикс. Его длина равна всего лишь третьей части миллиметра. И у такой малютки есть мозг, сердце, органы дыхания, кишечник!

Самый главный орган чувств насекомых — усы. Их разнообразие велико. У комара-звонца они мохнатые, у мухи усики короткие и с вздутиями. Как ниточка усики кузнечика-долихопода и в длину в 3—4 раза больше тела. Он живет в темной пещере. Длинные усы помогают ему ощупывать предметы далеко вокруг себя. Словно пилочка усы у жука- щелкунчика, как гребенка — у бабочки.

Ротовой аппарат у насекомых тоже у всех разнообразный и зависит от их питания. У бабочки, любительницы нектара — длинный хоботок. Комар-кусака своим хоботком прокалывает кожу слона. Очень острые и зазубренные челюсти у жука-жужелицы. Кое-кому природа не дала ротовых придатков, и снизу головы лишь голая площадка. Поэтому пища такого насекомого накоплена еще в стадии личинки.

Многие насекомые плохо видят, а у некоторых и вовсе нет никаких глаз. Зато глаза стрекозы занимают почти всю голову, и каждый глаз состоит из величайшего множества глазков, каждый из них может давать самостоятельное изображение. Во все стороны смотрит стрекоза и, не поворачивая головы, хватает добычу своими длинными ногами.

У большеглазых насекомых, кроме того, еще есть на лбу крошечные, будто линзы, три глазка. Иногда два больших глаза сливаются вместе или появляются четыре, направленных в разные стороны. Жук-вертячка двумя глазами видит все, что находится сверху, над водой, а двумя другими — снизу, под водой.

В груди насекомых сосредоточены мышцы. Они проводят в движение крылья и ноги. Крылья у летающих насекомых очень крепкие. Тонкий и нудный писк летящего комара — это пение крыльев, работающих с огромной быстротой.

Скорость полета насекомых невелика: пчелы — в среднем 10—20 км/ч, шмеля — 3—5 км/ч, мухи — 2 км/ч, златоглазки — 0,5 км/ч. Зато слепни летят со скоростью до 40 км/ч, а бабочки-бражницы — около 60 км/ч.

Божья коровка

Маленького красного жучка с черными пятнышками на спинке назвали так потому, что при опасности на сгибах ножек этого жучка выступают капельки оранжевой жидкости — «молочка». Это ядовитое молочко отпугивает врагов божьей коровки.

Комары

Кусаются только самки. Напьются они крови у животных или людей, переварят ее и летят поближе к воде и сырой земле откладывать яйца. Самец кровь не пьет. Он питается соком растений и сладким нектаром.

Писком — дрожанием крылышек — комары «разговаривают» друг с другом. По писку комар различает, куда отправился его собрат: за пищей полетел, от опасности удирает или с подругой встретиться.

Оса

Оса — сластена: любит полакомиться нектаром цветов, сладким соком или сиропом.

Осы подвешивают свое гнездо на ветках деревьев или на чердаках. Гнездо осы похоже на большой шар из серого картона.

Бумагу для изготовления гнезда осы делают сами. Сначала они соскабливают челюстями крошечные кусочки с дерева, потом пережевывают их и смешивают со слюной. Из комочков, которые у них получаются, осы делают тонкие полоски настоящей бумаги и строят из них домик. На такой бумаге даже писать можно.

Домик получается теплый, многослойный. Если даже на улице —5°, в гнездышке осы жарко, как в летний день, +30°.

Осы не умеют делать мед, и домик они строят только для выведения потомства.

Если не трогать жилище ос, они никогда не нападут. Но если кто-то захочет разорить гнездо, разъяренные насекомые немедленно встанут на его защиту.

Бабочка

Люди придумали о бабочках много сказок и легенд. В одной из сказок говорится, что бабочки — это ожившие цветы, которые сорвались со стебелька. За их красоту люди дали бабочкам красивые имена: махаон, адмирал, аполлон, зорька, лимонница. На земном шаре очень много бабочек.

Раньше всех весной вылетает ярко-желтая бабочка-лимонница. Она живет дольше всех бабочек — 10 месяцев: родится летом, перезимует, весной отложит яйца и умрет. Из яиц появятся гусеницы, которые превратятся затем в куколок, а из куколки вновь вылетает красивая бабочка.

Питаются бабочки нектаром цветов, а есть такие, которые вообще не едят.

Муха

У мух, как и у большинства других насекомых, глаза видят сразу по многим направлениям. Комнатная муха способна ходить вверх ногами, потому что у нее на лапках есть клейкие подушечки.

Чтобы удержаться в воздухе, комнатной мухе приходится делать 200 взмахов крыльями в минуту.

Мухи с помощью специальных желез выделяют соки, чтобы растворять пищу пред тем, как ее съесть. А находят пищу благодаря своим усикам, которые еще называют антеннами.

У мухи ротовая часть похожа на хоботок, с помощью которого она подбирает пищу.

Муравьи

Муравьиную кучу видел каждый. Но не все знают, что это лишь верхний этаж муравейника. Главная его часть уходит глубоко под землю. Перед дождем муравьи закрывают входы-выходы, а в хорошую погоду выносят иногда погреть белые муравьиные «яйца». На самом деле это не яйца, а куколки, из которых выходят взрослые муравьи. Из яиц, которые откладывает самка, или «царица», вылупляются изогнутые белые личинки, похожие на червячков. Рабочие муравьи кормят их питательной массой, а потом личинки превращаются в куколок. Куколка лежит в коконе и очень похожа на взрослого муравья, только она белая и неподвижная. В зависимости от пищи, которую получила личинка, из куколки вылупляется или рабочий муравей — недоразвитая самка, или крылатые самцы и самки. Век крылатых самцов недолог. Поднимутся они в воздух блестящим роем, а потом спустятся на землю и погибнут. А самки сбрасывают крылья и до конца жизни поселяются в глубине муравейника, откладывают яйца.

Рабочие муравьи делают всю работу в муравейнике: строят, запасают пищу, защищают. У некоторых видов муравьев есть «солдаты» — более крупные муравьи с сильными челюстями; их дело — защита муравейника. А есть муравейники, где живут муравьи, решительно друг на друга непохожие, например большие черные и маленькие рыжие. Оказывается, черные ограбили чужой муравейник, утащили к себе куколок, вывели рыжих муравьев и превратили их в своих «рабов».

Есть у муравьев любопытная особенность. Например, встретятся сытый и голодный и «поговорят» усиками (муравьиные сигналы передаются движениями усиков-антенн). И сытый отрыгнет из желудка питательную каплю, а голодный ее слизнет. Так муравейник в целом всегда обеспечен пищей равномерно. Муравьи приспособились «доить» и других насекомых — зеленых тлей. Они даже «пасут» этих тлей, а потом слизывают их сладкие выделения.

Человеку муравьи - друзья: они спасают лес. Подсчитали, что муравьи за 12 ч принесли в муравейник 33 тыс. гусениц пяденицы. Значит, за весь период размножения пядениц они уничтожат около миллиона этих вредителей! Вот почему там, где, как сторожевые башни, высятся муравьиные крепости, лес здоровый, чистый. Люди теперь начали даже «переселять» часть муравейника в «больные» леса. Если взять и аккуратно снять часть муравьиной кучи, положить в мешок и высыпать потом на сухом месте с южной стороны дерева, муравьи быстро наладят «хозяйство», а в старом муравейнике починят то, что осталось. Только никогда не надо ворошить муравейник, чтобы просто позабавиться муравьиной паникой.

Паук

Пауки бывают самые разные. Есть мелкие, есть покрупнее. Есть зеленые, бурые, черные, пятнистые. Живут они всюду: на почве, на растениях, под корой, под опавшими листьями, под камнями, в дуплах и пещерах. Есть даже паук, который обитает под водой и охотится там на всякую мелкую живность.

Все хорошо знают пауков, которые устраивают ловчие сети. Паутина липкая, стоит попасть в нее насекомому — и уже оттуда не выбраться. Да и паук не ждет: выскакивает из укрытия, бросается на жертву и кусает. При этом выделяется капля яда. Для нас этот яд неопасен, а для какой-нибудь мухи смертелен. Паук заплетет муху в кокон и поедает, когда проголодается.

Этим пауки полезны: чем их больше, тем меньше мух и комаров. Иногда в паутинные сети попадают и бабочки, и жуки, и даже клопы. Конечно, те, которые летают.

Но не все пауки плетут сети. Многие обходятся без них. Догоняют свою жертву или бросаются на нее из засады - будто тигр на оленя. Есть пауки, которые живут в норках. Они сами выкапывают их и снабжают крышечками. В случае опасности прячутся внутрь и закрывают за собой крышечку, словно дверь.

Очень интересно пауки расселяются. Хорошо насекомым: у них крылья есть. Взял и полетел в любую сторону. А пауки вот что придумали. Осенью молодые паучата, что из яиц вывелись, забираются на высокие предметы, поднимают конец брюшка кверху и выпускают длинную нить. Одним концом она стелется по воздуху, а за другой конец паучок крепко Держится. Как только поднимется ветер, паучку только стоит разжать лапки, которыми он за травинку держится. Ветер подхватывает паутинку и уносит вместе со смелым путешественником в дальние края.

По С. Ижевскому

Похожие статьи:

Конспект урока по окружающему миру, 2 класс. В гости к зиме (экскурсия)

Конспект урока по окружающему миру, 2 класс. Осенний труд. УМК «Перспектива»

Конспект урока по окружающему миру, 2 класс. Как разные животные готовятся к зиме. УМК «Перспектива»

Конспект урока по окружающему миру, 2 класс. Шестиногие и восьминогие. УМК «Перспектива»

Конспект урока по окружающему миру, 2 класс. Звездное небо зимой. УМК «Перспектива»

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!