Конспект урока по окружающему миру, 2 класс. Весенний труд. УМК «Перспектива»
Урок окружающего мира для 2 класса на тему «Весенний труд»
Цели: познакомить с видами старинной женской и мужской работы весной, сопоставить их с современными видами весенних работ в селе и городе, в садах, огородах, в поле.
Планируемые результаты: учащиеся научатся различать особенности весеннего труда женщин и мужчин в старину, объяснять значение пословиц, проводить наблюдения за состоянием природы 6 мая и сопоставлять эти наблюдения с ранее полученными данными о погоде 14 марта, ориентируясь на народные приметы этих дней, аргументированно отвечать, доказывать свое мнение» анализировать, делать выводы, сравнивать.
Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, тестовые задания на карточках для индивидуального опроса, православный календарь, головные бумажные обручи с изображением блина и кулича, лента, на которой по всей длине завязаны семь узлов.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
1. Проверка домашнего задания
2. Индивидуальные задания
— Составьте схему невидимых нитей в весеннем лесу.
3. Фронтальный опрос
— Расскажите, как связаны между собой деревья, насекомые и птицы.
— Прочитайте свой рассказ о кукушке. Какими источниками информации вы пользовались?
III. Самоопределение к деятельности
— Прочитайте пословицу.
Весною день упустишь, так годом не вернешь.
— Объясните ее.
Сегодня на уроке мы будем говорить о весеннем труде.
IV. Работа по теме урока
1. Беседа
— Ребята, помните, как мы встречали Масленицу? Весело было? После Масленицы проходит время, и наступает праздник праздников — Пасха.
(Учитель вызывает двух учеников. Одному из них надевает на голову бумажный обруч с изображением блина, второму — с изображением кулича. Учащиеся встают на некотором расстоянии друг от друга. Каждому из них учитель дает один конец ленты, на которой по всей длине завязаны семь узлов.)
— Сколько недель проходит между Масленицей и Пасхой, вы узнаете, посчитав узлы на ленте.
(Ученики считают, называют количество недель, садятся на свои места.)
— Как называют эти семь недель? (Ответы учеников.)
— Что происходит в жизни людей и в природе между этими праздниками? (Ответы учеников.)
2. Работа по учебнику
— Откройте учебник на с. 94. Посмотрите на изображение куклы. Она так старательно подметает, словно хочет что-то прогнать метлой. Что она так тщательно прогоняет? (Ответы учеников.)
(Учитель вместе с учениками читает первый абзац текста на с. 94—95 учебника, распределяя очередность с помощью волшебного клубочка.)
— Так что же прогоняет кукла? (Масленицу.)
— Как называется время между Масленицей и Пасхой?
— Сколько длится Великий пост?
(Учитель дополнительно читает или пересказывает текст о Великом посте со «Страничек Умного Совенка» (с. 125). Потом еще раз вызывает учеников на роль праздников Масленицы и Пасхи. Просит ребят взять друг друга за руки в виде моста и отгадать загадку: «Лежит мост на семь верст, в конце моста — золотая верста».)
— Почему Пасха сравнивается с верстой? (Празднуют Пасху целую неделю.)
(Дети с помощью волшебного клубочка читают текст до народных примет.)
— В учебнике было сказано: «Придет время...» А от чего зависело начало полевых работ, когда приходило их время? (Когда позволяла погода.)
— Вы помните, какие народные приметы зимних и весенних дней предсказывают погоду?
• Если Николин день холодный — к урожаю.
• В январе висит много частых и длинных сосулек — урожай будет хороший.
• Если Крещенские морозы сильнее Рождественских и Сретенских, то будет урожайный год.
• Если в лужах много головастиков — к урожайному лету.
• Если за сухим мартом следует дождливый апрель и холодный май — хороший урожай обеспечен.
• Осина в сережках — урожай на овес.
— Какие заботы в старину были у женщин? А у мужчин?
— Как вы думаете, обидно тогда было мужчинам и женщинам, когда какую-то работу называли мужской, а какую-то - женской? Конечно нет! Ведь если бы не было такого разделения, то была бы путаница. Никто ничего не успел бы сделать. Да и многие мужские работы непосильны для женщин. Недаром в мужчинах всегда уважали силу, выносливость.
— Для выполнения каких работ это могло пригодиться?
— А в женщинах ценили усидчивость, аккуратность, терпеливость. Для выполнения каких работ важны эти качества? {Женщины ткали холсты, шили, вышивали.)
Сейчас мы с вами тоже поработаем — отгадаем загадки о весеннем труде. Работу будем делать аккуратно, тщательно, прилежно.
— Прочитайте загадки на с. 95 учебника.
— Какие признаки выбирали в старину сочинители загадок — внешний вид предмета или его действия?
— Что помогает разгадывать загадки: описание признаков или рисунки учебника? (Скорее рисунки, потому что в наше время редко кому приходится часто работать топором, пилой, молотком. А ребятишкам в прежние времена ничего не стоило вспомнить визг пилы, «поклоны» топора, тяжелую (пудовую) «голову» молотка.)
Странички народного календаря. 6 мая — день памяти святого Георгия Победоносца. Этого святого изображают воином на белом коне, убивающим дракона. Православная церковь считает его небесным помощником всех слабых и попавших в беду.
— Рассмотрите на с. 95 изображение святого Георгия Победоносца.
На Егория вешнего веткой вербы выгоняли на пастбища домашний скот.
15 мая — день памяти святых князей Бориса и Глеба. В народном календаре этот день называли Борис и Глеб Сеятели — Борис и Глеб сеют хлеб.
— Какую работу весной вы делали сами или наблюдали?
— В какой день домашних животных в старину первый раз выпускали на пастбище?
— Как изменяется весной жизнь домашних животных?
— Какие работы весной проводят в поле?
— Какие работы весной проводят в огородах?
— Что делают с приходом весны в саду?
— На с. 96 рассмотрите фотографии рубрики «Заглянем в семейный альбом». Какие весенние работы выполняют люди?
Сколько мы с вами сегодня узнали нового! Что-то вспомнили. О чем-то услышали впервые. Наверное, теперь сможем точно объяснить значение пословиц, написанных на доске.
• Весенний день год кормит.
• Кто спит весною, плачет зимою.
(Далее учащиеся работают по вопросам в рубрике «Подумаем!» на с. 97 учебника.)
V. Физкультминутка
Потянуться, отдохнуть,
Глубоко теперь вздохнуть.
Встать, умыться, каши съесть,
Поскакать, за парту сесть.
Встать, попрыгать, посмеяться,
Покружиться, покачаться,
Поклониться, распрямиться
И опять начать трудиться.
VI. Закрепление изученного материала
Выполнение заданий в рабочей тетради
Задания 1, 2 (с. 52)
(Выполняются с последующей взаимопроверкой.)
— Отгадайте загадку еще об одном орудии труда вышивальщицы.
Маленькая головка
На пальце сидит,
Сотнями глаз
Во все стороны глядит. (Наперсток.)
Задание 3 (с. 53)
— Прочитайте, рассмотрите фотографию.
Вспомним про обработку льна. Естественный цвет льняных нитей грязновато-серый. Для шитья одежды его не использовали. Холст белили. Сначала его парили (держали в кипящей воде в растворе ольховой золы), затем расстилали по снежному насту или по первой зеленой траве. На открытом воздухе и на солнышке холст лежал несколько дней. Его все время смачивали днем водой, а ночью ткань пропитывалась росой. Охраняли холст девушки, к ним приходили парни, и скучное занятие превращалось в гулянье молодежи.
— Сочините к загадке строчку о белении холста. (На солнце белили. На поле белили.)
VII. Рефлексия
— Что на уроке вам понравилось?
— Что кажется самым важным?
VIII. Подведение итогов урока
— Какие заботы в старину были у женщин и у мужчин?
— Какие работы весной проводят в поле?
— Какие работы весной проводят в саду?
— Какие работы весной проводят в огороде?
— Все наши уроки по традиции заканчиваются выводом. Кто хочет самостоятельно попробовать сделать его? (Ответы учеников.)
(Один из учеников читает вывод на с. 97 учебника.)
Домашнее задание
1. Прочитать текст в учебнике (с. 94—97), ответить на вопросы в рубрике «Проверим себя» (с. 97).
2. Выполнить задание 4 (с. 53) в рабочей тетради.
3. Подготовить материалы для изготовления подарка. На уроке изобразительного искусства ученики на альбомном листе рисуют две рамочки, используя орнаментальные мотивы творчества народов своего края. Эти рамочки предназначены для подарка друг другу в один из весенних праздников. В одну рамочку ученик вклеивает свою фотографию, в другую — фотографию своего друга. По ходу урока учащиеся будут обмениваться подарками.
Похожие статьи:
Конспект урока по окружающему миру, 2 класс. Шестиногие и восьминогие. УМК «Перспектива»
Конспект урока по окружающему миру, 2 класс. Осенний труд. УМК «Перспектива»
Конспект урока по окружающему миру, 2 класс. В гости к зиме (экскурсия)
Конспект урока по окружающему миру, 2 класс. Звездное небо зимой. УМК «Перспектива»
Конспект урока по окружающему миру, 2 класс. Как разные животные готовятся к зиме. УМК «Перспектива»
Нет комментариев. Ваш будет первым!