Конспект урока по обучению грамоте, 1 класс. Звук к, буква К
Урок обучения грамоте в 1 классе. Тема: «Звуки [к], [к']. Буква К, к.»
Учебник: В. Г. Горецкого и др. «Азбука, 1 класс»
Прогнозируемые результаты:
• дети познакомятся с новыми согласными звуками [к] и [к'];
• научатся находить новые звуки в словах;
• составлять звуковые схемы слов с новыми звуками;
• читать слова с буквами К и к;
• пересказывать отрывки из знакомых сказок, правильно составлять предложения, логично выстраивать сюжет сказки;
• научатся бережному отношению к книгам.
Ход урока
1. Актуализация знаний
— Мы познакомились с разными согласными звуками. Назовите их. В какую группу мы отнесём звук, с которым познакомимся сегодня? Узнаем в процессе работы.
2. Мотивация учебной деятельности
— Послушайте пословицу и поясните, когда мы так говорим. Красна птица пером, а человек умом. (Птица ценится и радует глаз человека своим оперением, хвостом. Человека же ценят за ум, порядочность.)
Объясните значение выражения: Жить чужим умом. (Всё время смотреть, как поступают другие, и не уметь что-либо делать и поступать самостоятельно.)
Рассмотрите предметы, изображённые на картинках. На какие три группы их можно разделить? (На одежду, обувь и орудия труда.)
3. Работа по теме урока
— Назовите имя животного из сказки. Для этого возьмите первые буквы из названий предметов, изображённых на картинках. Эти предметы соединены стрелочкой. (Это кот.) В названия каких сказок входит это слово? («Кот, лиса и петух», «Кот в сапогах», «Кошкин дом», «Кит и кот»...)
Какую букву можно выбрать из скобок и получить новое слово? (Река, рука, роща, роза, роса, рота, рот, кот...)
На доске: р-ка (я, у, ы, е); ро-а (щ, з, с, т, ф); -от (р, к, н, ф).
— Послушайте предложение из произведения «Кошкин дом». Проанализируйте его, составьте и запишите схему: Тётя, тётя кошка, выгляни в окошко.
Я расставлю знаки препинания в середине предложения. Вы узнаете, что в предложении могут кроме точки быть и другие знаки.
— Кто жил в доме у кошки? (Кот Василий.)
Произнесите первое слово. Какой звук вы слышите в самом начале слова? (Мы слышим звук [к]).
Какой это звук? (Это согласный звук. Он произносится трудно, с препятствием. Язык плотно прижимается к нёбу и не пропускает воздух. Затем он быстро отрывается от нёба и воздух проходит через рот наружу. Это твёрдый звук, так как за ним следует [о].)
Выложите схему этого слова. Кто пришёл к тёте кошке проситься на ночлег? (Котята.)
Произнесите это слово полностью, выложите звуковую схему с подробным комментированием. Слышите ли вы здесь новый звук? В каком слоге? (В слоге ко-.)
Какой это звук? (Звук [к] твёрдый, за ним следует гласный [о].)
Попробуйте самостоятельно составить звуковую схему к слову кошка. Произнесите слова, с которыми мы сейчас работали. (Кот, кошка, котята.)
Как ещё мы называем кошку? (Киска.)
Давайте произнесём это слово и послушаем, похож ли новый звук на звуки, с которыми мы уже работали? В чём отличие? (Первый звук произносится мягко, за ним следует гласный звук [и].)
Составьте схему слова. Дайте характеристику этому звуку. (Звук [к] — согласный звук, глухой, бывает твёрдый или мягкий [к'].)
Кто знает, какой буквой обозначаются данные звуки на письме? Называют эту букву «ка». Давайте научимся печатать буквы К, к.
Расскажите всё, что узнали о буквах К и к. (Буква к обозначает согласный глухой звук, который может быть твёрдым [к] и мягким [к'].)
Рассмотрите звуковые схемы под картинками (с. 49). (Мак и маки.)
Прочитайте слоги под рисунками. Прочитайте только те слоги, в которых буква к обозначает твёрдый звук. Теперь только те слоги, в которых к обозначает мягкий согласный звук.
Прочитайте текст (с. 49). Внимательно посмотрите на знаки в конце предложений. Они помогут нам читать предложения выразительно. Прочитайте только вопросительное предложение. Ответьте устно на вопрос. (Косят Антон и Никита.)
Посмотрите, как записаны слова Антон и Никита. Посмотрите на картинку и внимательно рассмотрите косы, которыми раньше (да и сейчас) косят траву. Косцы трудятся целый день. Затем эту траву сушат. И только потом складывают в копны и скирды. Для чего заготавливают так много сена? (Сеном кормят зимой весь скот.)
Прочтите поговорку, записанную на доске, и объясните её смысл. Коси коса — пока роса. (Косцы встают очень рано, пока на траве лежит роса. Меньше мух, комаров, слепней. Когда солнышко встанет, у косца будет много работы — косить траву.)
Прочтите текст ещё раз целыми словами и выразительно. Прочитайте слова, в которых есть буква к. Скажите, какие звуки она обозначает. Почему так? Представьте себе косцов на поле. Ровными рядами ложится под косами сочная травка. И вдруг среди травы на бугорке сидит лягушка. Что слышат мальчики? (Ква-ква-ква).
На доске на кочке появляется лягушка.
— Какой звук вы слышите. Охарактеризуйте его. (Звук [к]. Он согласный, твёрдый, глухой.)
Обошли кочку мальчики и дальше косят травку-муравку. Солнышко поднимается всё выше и выше. Вдали кукует кукушка. Что вы слышите? (Ку-ку-ку).
На доске на ветке появляется кукушка.
— Дайте характеристику новому звуку, который вы услышали? (Это звук согласный глухой твёрдый.)
Пора обедать. Подошли к кустику, где лежали котомки мальчиков, а рядом сладко спит кот Кирсан. Вот так встреча! Кирсан потянулся и нырнул в кусты. Как мальчики звали своего любимца? (Кис-кис.)
Какой звук слышите? Охарактеризуйте звук [к] в словах.
Послушайте пословицы и объясните их смысл. «Каков мастер...» «Конец — делу...». Подчеркните слоги-слияния в пословицах.
Игра «Синий — зелёный». Поднимите синюю карточку, если услышите в слове звук [к], зелёную — если звук [к']: кот, кисть, кактус, китель, куст, кетчуп.
Назовите предметы ещё раз и скажите, к какому логическому ряду они относятся. (Кот — это домашнее животное. Кисть — это орудие труда у маляра, художника. Кактус — домашний цветок или растение в пустыне. Китель — одежда военного человека. Куст — это растение. Кетчуп — это пища, приправа.)
Теперь рассмотрите картинку на странице 49 и назовите предметы со звуком [к]. Дайте звукам характеристику.
Пришло время выставить букву к на ленте букв. Откройте учебник на странице 51. Прокомментируйте свою работу.
Рассмотрите иллюстрацию на странице 48. Из какой сказки персонажи? («Кот в сапогах».)
Кто написал эту сказку? (Шарль Перро.)
Кто главный герой? (Кот в сапогах и шляпе.)
— Какой сюжет изображён на этой иллюстрации? (В карете едут король с дочерью и хозяин кота, которого он назвал Маркиз де Карабас. Сам же кот побежал вперёд...)
Составьте предложения к иллюстрации. Запишите его схему.
Дети составляют схему. Указывают на заглавную букву, на знаки в конце предложений.
Как косари повели себя, увидев перед собой разодетого и говорящего Кота в сапогах. (Они удивились, испугались.)
Посмотрите на иллюстрацию. Кто помнит, что здесь происходило? («Кот в сапогах едет в гости к Людоеду».)
Дети озвучивают сюжет. Учитель следит за логикой рассказа.
— Вспомните, чем закончилась эта сказка. (Результат один — в сказке добро всегда побеждает зло.)
Прочитайте пословицу. Найдите в словах слоги-слияния со звуком [к] и охарактеризуйте звуки. (Ка, ко, ко — [к] — твёрдый, глухой.)
К кому из героев этой сказки можно отнести эти слова? (Можно отнести к косарям. Они добросовестно исполняли свою работу. Можно отнести и к Коту в сапогах. Ему во что бы то ни стало нужно сделать своего хозяина богатым.)
Прочитайте последнюю пословицу «Конец — делу венец». Когда мы сможем её употребить в речи? (Когда закончится сказка.)
Третью пословицу прочитайте самостоятельно. И объясните её смысл. (Кот в сапогах достался хозяину по наследству, но многому научил своего хозяина.)
Прочитайте отрывки из сказки и прослушайте отрывки из музыкальной сказки «Кот в сапогах», ответьте на вопрос: каким изображён кот? (Кот здесь умный, учёный, хитрый, ловкий, заботливый, преданный, смелый...)
На что похожа буква К? Опишите её.
Ай да клоун.
Знаешь, кто он?
Этот клоун —
Буква «К».
Сигнальщик держит
Два флажка.
С флажками он,
Как буква «К».
(Е. Тарлапан)
Учитель раздаёт карточки с четверостишием.
— Послушайте и опишите мордочку кота. Какой он?
Кот
— Котик-кот, иди к доске,
Расскажи о колоске!
— Колосок, мои друзья,
Он усатенький, как я!
(Г. Виеру)
— Подчеркните букву к. Какие звуки обозначает эта буква? Охарактеризуйте их. Прочитайте стихотворение по ролям. Кто мог быть учителем у котика? (Это может быть... мудрая сова.)
Послушайте загадку.
Без языка, без голоса,
А всё расскажет. (Книга)
— Поделите слово-отгадку на слоги. С какого звука начинается первый слог, второй? Что вы наблюдаете, когда произносите звуки [к] и [г]? Выскажите свои наблюдения о похожести звуков [к] и [г].
Прочитай пословицы (с. 48). Какая пословица подойдёт к нашей отгадке? («Корень учения...»)
Отгадайте загадки.
Сделал дыру,
Вырыл нору,
Солнце сияет,
А он не знает. (Крот)
— Ах, не трогайте меня, обожгу и без огня. (Крапива)
Работа с этими загадками проходит аналогично. Дети учатся самостоятельно делать выводы о проделанной работе с новым звуком.
4. Рефлексия учебной деятельности
— Что вы можете рассказать о букве к?
Почему буква к заняла такое место на ленте букв? Когда используется заглавная буква К?
Похожие статьи:
Внеурочное занятие по русскому языку, 1-2 класс
Дидактические игры на уроках русского языка в начальной школе
Конспект урока по русскому языку, 1 класс. Твёрдые и мягкие согласные звуки
Конспект урока по русскому языку, 1 класс. Согласные звуки. Школа России
Нет комментариев. Ваш будет первым!