Конспект урока по обучению грамоте, 1 класс. Звук и буква Ш. Закрепление
Урок обучения грамоте в 1 классе. Тема: «Звук [ш]. Буква Ш, ш. Закрепление»
Учебник: В. Г. Горецкого и др. «Азбука, 1 класс»
Прогнозируемые результаты:
• дети закрепят знания о всегда твёрдом шипящем звуке [ш];
• повторят всё о правописании буквосочетания ши в словах;
• научатся безошибочному, сознательному, выразительному чтению доступных текстов;
• научатся заботиться, уважать окружающих людей.
Ход урока
1. Работа по теме урока
— Прочитайте пословицы. Выберите любую из них и объясните её смысл. Одну из пословиц запишите в тетрадь для печатания и постарайтесь запомнить её.
Поспешишь — людей насмешишь. Языком кружева плетёт. Не бросай слова на ветер. Хорошая речь лучше мёда.
— Послушайте отрывок из произведения. На месте имён героев мы будем произносить слово кхэ.
Читают дети.
Механик (кхэ) и его помощник (кхэ) были очень хорошие мастера в Цветочном городе. Они ходили в кожаных куртках. Из карманов у них вечно торчали гаечные ключи и клещи. (Кхэ) и (кхэ) по целым дням чинили примусы, кастрюли, чайники... Однажды малыши закрылись у себя в мастерской. Они пилили, строгали, паяли. Прошёл месяц, и (кхэ) и (кхэ) сделали автомобиль!
Назовите имя коротышки, которое начинается с буквы Ш. (Шпунтик.)
— А как звали другого? (Винтик.)
Как называется книга, которая рассказывает нам о коротышках из Цветочного города? («Приключения Незнайки и его друзей». Автор Николай Носов.)
Что за уточка со сломанным крылышком не смогла улететь на юг и осталась зимовать на опасном лесном озере? (Серая Шейка.)
Что человек надел на голову вместо шапки? (Сковороду.)
Кто это? (Рассеянный с улицы Бассейной.)
Что это? Родилась в лесу, украшает наш дом в самый весёлый праздник в году? (Ель.)
Какой теремок был самый тёплый? (Рукавичка.)
Какой цветочек краше всего на свете? (Аленький цветочек.)
Назовите зубастого и хвостатого героя сказки. (Это крыса Шушера из книги «Приключения Буратино...» А. Толстого.)
Что вы можете сказать о правописании клички животого? (В слове Шушера во втором слоге-слиянии ше звук [ш] читается твёрдо, хотя за ним и следует буква е, так как он твёрдый звук.)
Прочитайте стихотворение «Петушки» (с. 18) наизусть. Какие две строки стихотворения стали пословицей? (Если очень петушиться, можно пёрышек лишиться.)
Какое правило нужно помнить при записи этого стихотворения? (Сочетание ши — пиши с буквой и.)
Вспомните, героем каких сказок был петушок. («Лиса и Заяц», «Кот, Петух и Лиса», «Бременские музыканты», «Сказка о золотом петушке» А.С. Пушкина...)
На доске вывешиваются «петушки», которых дети самостоятельно заштриховали цветными ручками.
— Обратимся к рассказу Л.Н. Толстого «Дед и внук». Найдите портрет Л.Н. Толстого.
На доске портреты А.С. Пушкина, Л.Н. Толстого, С.В. Михалкова.
— Лев Николаевич Толстой жил в своём родовом поместье Ясная Поляна. Там он организовал школу для бедных детей и написал для них «Азбуку». Рассказы он сочинял сам. Он учил детей правильно жить, дружить, уважать и слушаться взрослых. Прочитаем рассказ «Дед и внук» на странице 19.
Кого укорил Лев Николаевич Толстой в плохом поступке и почему- (Внука. Он стал смеяться над старым дедом. Не помог ему.)
Как Л.И. Толстой укорил мальчика? (Стыдно, внук.)
В каком предложении заключается главная мысль этого рассказа? (Не то дурно...)
Прочитайте с новым словом главную мысль. (Не то плохо, что дед...)
Прочитайте отрывки из басни Л.Н. Толстого «Отец и сыновья». Объединитесь в группы для работы. Подготовьте вопросы, которые вы хотите задать детям другой группы.
Отец и сыновья
Отец приказал сыновьям, чтобы жили в согласии, они не слушались. Вот он велел принести веник и говорит: «Сломайте!»
Сколько они ни бились, не могли сломать. Тогда отец развязал веник и велел ломать по одному пруту.
Они легко переломали прутья поодиночке.
Отец и говорит: «Так-то и вы: если в согласии жить будете, никто вас не одолеет, а если будете ссориться да всё врозь, вас всякий легко погубит».
Вопросы:
1) Какой наказ давал отец своим сыновьям?
2) Как дети относились к совету отца?
3) Как отец доказал детям, что жить надо дружно?
4) Над чем задумались сыновья, когда переломали все прутья по одному?
5) Какие слова в тексте самые главные?
Найдите орфограммы на с. 18-19. Дайте пояснение. Сделайте вывод.
Прочитайте сказку (с. 20). Обратите внимание на предложения- вопросы. Теперь послушайте продолжение сказки «Три медведя».
Дети читают отрывки из иллюстрированной книжки.
Какие ещё сказки про девочку (про Машу) и животных вы читали? («Девочка и лиса», «Машенька и медведь» и т.д.)
Отгадайте загадку на странице 21. (Книга.)
Далее следует работа с многозначным словом лист (с. 21).
Вспомните, что смастерили Винтик и Шпунтик. (Автомобиль.)
Вот и перейдём мы с вами к машинам. Прочитайте рассказ (с. 23). О чём вы прочитали? (О машинах.)
— Как вы думаете, это стихотворение серьёзное или шуточное?
Рассмотрите иллюстрацию. Назовите машины, которые здесь изображены. Какие ещё машины мы встречаем на улицах города? (Скорая помощь, газовая служба, милиция, инкассаторская машина, аварийная служба, автобус...)
Читаем скороговорки (с. 22) и учимся их проговаривать.
Выполните звуко-буквенный анализ слов-отгадок.
Кто живёт у нас на крыше,
А в чулане живут...
(Мыши)
Не поедет без бензина
Ни автобус, ни....
(Машина)
Составьте схемы слов машина, мыши. Какая орфограмма встретилась нам в этих словах? Вспомните правило. Напечатайте слова со слогом ши, подчеркните орфограмму и объясните её написание.
Слова для работы: речка, вершина, пушистые, дочка, карандаши, хорошие.
— Подчеркните орфограмму и объясните её написание. Составьте предложение с одним из слов. Запишите его.
Прочитайте текст «Шутки» (с. 22). О чём эта шутка? Рассмотрите иллюстрацию. Что здесь изображено? Прочитайте ряд слов (с. 22). Мышка... Что вы заметили?
Прочитайте с доски слоги и слова.
шу |
ши |
ош-то |
шалаши |
Шарик |
ша |
ше |
ыш |
камыши |
Шурик |
уш |
ит |
шут |
ландыши |
Шитов |
аш |
ет |
шум |
школа |
Шелест |
— Почему слова из пятого столбика написаны с большой буквы?
2. Рефлексия учебной деятельности
— Что вы узнали сегодня на уроке? Что было для вас особенно интересно? Как называется буква, которая обозначает звук [ш]? (ша)
Какая буква очень похожа на звук «ша»? (ка и ща)
Похожие статьи:
Конспект урока по русскому языку, 1 класс. Согласные звуки. Школа России
Внеурочное занятие по русскому языку, 1-2 класс
Дидактические игры на уроках русского языка в начальной школе
Конспект урока по русскому языку, 1 класс. Твёрдые и мягкие согласные звуки
Нет комментариев. Ваш будет первым!