Конспект урока по обучению грамоте, 1 класс. Звук й, буква Й. Закрепление изученного
Урок обучения грамоте в 1 классе. Тема: «Звук [й']. Буква Й, й. Закрепление»
Учебник: В. Г. Горецкого и др. «Азбука, 1 класс»
Прогнозируемые результаты:
• дети научатся находить и выделять в словах звук [й'];
• различать звуки [и] и [й'];
• читать слова с буквой й в конце, в середине и в начале слов;
• выяснят, что звук [й'] не образует слога-слияния, а примыкает к слогу-слиянию;
• сформируют навык чтения на всём диапазоне изученных букв;
• познакомятся с правилами дорожного движения, которые необходимо соблюдать на улицах города, посёлка, деревни;
• научатся вежливому обращению с людьми на улицах, в транспорте.
Ход урока
1. Актуализация знаний
— Прочитайте пословицы и объясните их значение. За старой головой, как за каменной стеной. Молодость плечами покрепче, а старость — головою. Корми деда на печи, сам будешь там.
Подчеркните слоги со звуком [и] и [й']. Укажите их различие. Назовите непарные звонкие согласные.
2. Мотивация учебной деятельности
— К данным словам подберите подходящие слова.
Мои (дома), мой (дом), моё (?), моя (?).
Твои ..., твой ..., твоё..., твоя ...
Свои ..., свой ..., своё..., своя ...
Прочитайте и укажите слова. Прочитайте слоги-слияния с согласной й: ий, пой, эй, чей, йо, май, ий, ей-ей, ай-яй-яй.
Прочитайте слова смелый, герой, снайпер, война. На какие две группы их можно разделить? (Первые два слова с й на конце, вторые два слова-ей в середине.)
На какую букву похожа буква й при делении на слоги? (на ь, Лай-ка, Лёнь-ка.)
3. Работа по теме урока
— Кто такой снайпер? (Это метко стреляющий солдат.) Прочитайте рассказ.
Вечный цветок
У памятника павшим солдатам лежит вечный цветок. Он — то гвоздика, то роза, то василёк, то ромашка. Даже зимой, когда всюду снег и стужа, лежит цветок у памятника.
Откуда он берётся? Его приносят люди. Уберут увядший, положат свежий и скажут: Мы никогда не забудем вас, герои!
— Почему люди приносят цветы к братским могилам? Теперь прочитайте рассказ о вашей любимой передаче на странице 37.
Какие герои ещё появляются в детской передаче? (Каркуша...)
Какие вежливые слова учили герои телепередачи? (Здравствуйте! Спасибо! Пожалуйста! Доброе утро! Добрый вечер!)
Какие ещё вежливые слова вы знаете? Вспомните алфавит и проговорите его хором всем классом.
Прочитайте про себя стихотворение В. Берестова про зайку (с- 37). Выберите слова, в которых встретилась буква й. (Умей, попробуй, угадай-ка, зайка.)
Назовите слоги, в которых есть й. (мей, буй, дай, зай)
Определите, звук [й'] входит в состав слога-слияния или примыкает к нему? (Звук [й'] примыкает.)
Разделите слово зайка для переноса. Правильно: звук [й'] не отрывается от впереди стоящей гласной буквы!
А сейчас прочтём текст про телевизионного героя (с. 37).
— Поиграем в игру «Образуйте новые слова» и запишем их.
— Послушайте считалку. Выпишите слова с буквой й.
— Заяц белый,
Куда бегал?
— В лес дубовый.
— Что там делал?
— Лыко драл.
— Куда клал?
— Под колоду.
— Кто брал?
— Родион.
— Выйди вон!
Отгадайте загадку. Слово-отгадку запишите в тетрадь.
Закипит — исходит паром,
И свистит и пышет жаром,
Крышкой брякает, стучит.
— Эй, сними меня! — кричит. (Чайник)
Прочитайте слова (с. 36). Выберите те, которые обозначают городской пассажирский транспорт.
Что это?
Дом на рельсах тут как тут,
Всех умчит он в пять минут,
Ты садись и не зевай,
Отправляется... (Трамвай)
Рассмотрите карточки на доске.
Автобус, велосипед, троллейбус, метро, трамвай, самосвал, автомобиль.
— Какой вид транспорта лишний? (Самосвал — это грузовой транспорт.)
Какие ещё машины пассажирского транспорта вы знаете? {Таксе, самолёт, пароход, катер...)
Как надо вести себя на улицах города?
Дети повторяют Правила дорожного движения.
- Что означает красный свет светофора? Жёлтый? Зелёный? На какой звук заканчиваются все эти слова? (На звук [и'].)
Назовите знаки Правил дорожного движения (с. 36). Выпишите слова с буквой й и разделите их для переноса с одной строки на другую. (Изу-чай-те. Знай-тe. Вы-пол-няй-те.)
Выберите соответствующую карточку со словами: зелёный, красный, жёлтый и подставьте её к нужному предложению: Папа, мама и дочь остановились на разделительной полосе дороги. Учитель с детьми переходят дорогу. Старушка готовилась переходить дорогу.
Читаем стихотворение С. Маршака «Мой весёлый звонкий мяч» (с. 36). Продолжите стихотворение наизусть. Где играли дети? Что произошло? Как нужно вести себя на улице?
Отгадайте загадки.
Что за месяц, угадай?
Это славный месяц... (Май)
В день рожденья
Угадай, что мы ели? (Каравай)
Что в стакане, угадай?
Сладкий и душистый... (Чай)
Назовите слова-отгадки по мере того, как уменьшается количество слогов. (Каравай, чай, май, бай.)
Вспомните сказку о глупом мышонке. Что пела ему кошка? (Баю-баю-баю-бай.)
Сколько в слове бывает слогов?
Теперь работа с лентой букв. Расскажите, почему букве й определили именно это место.
4. Рефлексия учебной деятельности
— Что вы узнали о букве й и её звуке? (Звук [и'] всегда мягкий. Он не образует слога-слияния. При переносе не отделяется от впереди стоящей буквы.)
Назовите все непарные звонкие согласные. Сколько их? (5 букв.)
Похожие статьи:
Внеурочное занятие по русскому языку, 1-2 класс
Конспект урока по русскому языку, 1 класс. Согласные звуки. Школа России
Конспект урока по русскому языку, 1 класс. Твёрдые и мягкие согласные звуки
Дидактические игры на уроках русского языка в начальной школе
Нет комментариев. Ваш будет первым!