Конспект урока по обучению грамоте, 1 класс. Звук х, буква Х. Закрепление изученного
Урок обучения грамоте в 1 классе. Тема: «Звуки [х] [х']. Буква Х, х. Закрепление»
Учебник: В. Г. Горецкого и др. «Азбука, 1 класс»
Прогнозируемые результаты:
• дети повторят всё о новых звуках [х], [х'] и буквах X и х;
• научатся составлять схемы слов с новыми звуками, выполнять звукобуквенный анализ слов;
• научатся безошибочному выразительному чтению с данными буквами;
• установят место буквы X на ленте букв;
• узнают, что звуки [х], [х'] — согласные, непарные.
Ход урока
1. Актуализация знаний
— Прочитайте пословицу и объясните её значение: Сам себя губит тот, кто других не любит. (В этой пословице говорится о людях, которые плохо относятся к другим людям. За это люди их не уважают.)
Выпишите глухие согласные звуки.
2. Мотивация учебной деятельности
— Учимся чисто говорить чистоговорки.
Ры-ры-ры — у мальчиков... (шары).
Арь-арь-арь — на стене висит... (фонарь).
ра-ра-ра — у мышки есть... (нора).
Ха-ха-ха — мы поймали... (петуха).
Хи-хи-хи — не говорите... (чепухи).
Подчеркните слоги с мягким согласным звуком [х'].
Отгадайте ребусы.
— Прочитайте рассказ.
Поздняя осень
Скоро наступит холодная зима. Дрожат тонкие осины от сильного холода. Стали короче осенние дни. В мелких лесных озёрах появился хрупкий тонкий ледок. До первых зимних холодов надо убрать с полей спелый хлеб.
— Прочитайте скороговорки на странице 42 и запомните их.
Кто такой пекарь? (Это человек, который печёт хлеб.)
Как можно назвать все эти изделия? (Это хлебобулочные изделия.)
Давайте назовём ряд хлебобулочных изделий и запишем только те, в которых слышатся звуки [х] и [х'].
На доске и в тетради дети печатают слова: хлеб, хлопья, хлебцы,
ха |
ах |
уха |
хи |
ах |
ухо |
ху |
ух |
ухо |
эх |
эхо |
ых |
хо |
ах |
хор |
их |
хол |
хорь |
— Напечатайте в тетради слово-перевёртыш шорох. (Хорош.)
Из слова шорох, заменяя первую букву, образуйте новые слова. Поставьте ударение. (Порох, горох, ворох.)
Послушайте текст и запомните как можно больше слов на букву х.
Хомка
- Холодно! — хныкал хомяк-хохотун. — Хатка хлипкая, халат худой. Худо.
- Хорошо! — хорохорился хомяк-хлопотун, хватая хлеб, хрумкая хурмой. Ходили ходики. Хрустел хворост. Не хатка-хибарка — а хитрые
Хороший хозяин хомяк-хлопотун.
— Прочитайте текст «Заботливая внучка» (с. 41). Назовите героев этого произведения. Кто ведёт разговор? (Бабушка и внучка.)
Какого возраста внучка? (Она первоклассница.)
Прочитайте текст по ролям. Откуда видно, что внучка первоклассница? Найдите ответ в тексте. (Ой, как жаль. А то я бы тебя читать научила. Я теперь грамотная.)
Какой вы себе представляете эту маленькую девочку? Опишите её.
Как вы понимаете выражение быть грамотным? (Это значит знать все буквы и уметь читать.)
Теперь прочитаем рассказ про деда и внука «Страх и смелость» (с. 40). Скажите, что такое страх. (Когда очень страшно.)
Послушайте, как говорят, когда очень страшно: Страх сковал сердце. От страха не сдвинуть с места ноги. От страха подкосились колени. От страха не мог пошевелить рукой и т.д. С чем сравнивали страх? Прочитайте текст по ролям. Назовите героев. (Дедушка и внук.)
А что же такое смелость? (Это когда человек ничего не боится, а старается помочь другим, хотя самому бывает тоже страшно, но он преодолевает страх.)
Объясните, почему страх такой большой, а смелость меньше, но сильнее. Люди каких профессий особенно смелые? Вспомните, какую посл°вицу мы выбрали пословицей дня. (Сам себя губит, кто других не любит.)
Прочитайте рассказ «Ехали два мужика...» (с. 41).
Три ученика читают текст по логически законченным частям.
Куда ехали два мужика? (Один в город, другой из города.)
Что случилось на дороге? (Они задели санями друг друга. Никак не могли разъехаться. Не хотели друг другу уступить дорогу.)
— Почему они не уступили дорогу друг другу? (Потому что были упрямы, неуважительны друг к другу.)
Какой совет дал им третий мужик? Прочитайте ответ в тексте. (Кому скорей надо, тот осади назад.)
Как вы понимаете выражение осади назад? (Значит, нужно попятиться назад, отъехать в сторону.)
Почему уступить дорогу должен был человек, который очень торопился? (Можно быстрее разъехаться, если один человек перестанет вести пустые разговоры и отъедет в сторону.)
Прочитайте рассказ по ролям и озаглавьте его. Подходит ли к этому рассказу наша пословица дня?
Проведём слоговой аукцион: Хи... (-хикать, -лый, -щник); хит... (-рый, -реи,, -рость); хо... (-хот, -рошо, -чет, -бот)-, храб... (-рый, -рец, -рость); хор... (-ровой, -ристы, -еограф).
Прочитайте пословицы (с. 42, 38) и объясните их смысл: Делано наспех — сделано на смех.
Вспомните русскую народную сказку, в которой царь-батюшка повелел невесткам испечь хлеб к празднику. Что из этого получилось? (Это сказка «Царевна-лягушка». Царь приказал трём невесткам испечь хлеб на пир. Две невестки сожгли хлеб. А третья невестка испекла такой хлеб, что есть его можно только в праздники.)
Вторая пословица: Хорошо того учить, кто хочет всё знать. Вспомните, в какой сказке милая девочка учила непослушного мальчишку грамоте, а он не хотел учиться и ещё хулиганил. (Это Мальвина и Буратино.)
Как Мальвина наказала деревянного мальчишку? (Она посадила его в тёмный сырой чулан.)
Прочитайте скороговорки. Приготовьтесь читать их вслух. Уха нет у мухи, у мухи нет уха. Сколько раз вам повстречалась буквах? (4 раза.)
Вторая скороговорка: Хитрая Муха-горюха села на ухо. Какое настроение появилось у вас, когда прочли эти скороговорки? (Нам стало смешно и весело.)
Напечатайте слова: муха, ухо. Рядом с этими словами запишите слова в форме множественного числа.
Дети самостоятельно записывают слова мухи и уши. Следует обратить внимание на неправильное употребление в речи слова.
Подчеркните буквы х, которые обозначают твёрдые согласные звуки.
Как слышится звук в слове мухи? (Звук [х'] слышится мягко, так как за ним следует и.)
Что означают по смыслу пары слов: хороший — плохой, сырой — сухой громкий — тихий? Добавьте к словам причёсанный, тёплый, упитанный слова с противоположным значением. В новых словах должна присутствовать буква х.
Прочитайте стихотворение Д. Хармса «Удивительная кошка» (с. 43). Как дети отнеслись к кошке? Они издевались над ней или хотели помочь? (Они всё-таки помогали кошке. Жалели её.)
Обратите внимание на знаки препинания, которые стоят в конце предложений. Прочитайте стихотворение Д. Хармса ещё раз выразительно.
А вот стихи про другого кота (с. 44). Придумайте рассказ о зимних забавах детей.
Прочитайте текст «Игра в слова» (с. 45). Какие слова вы увидели в слове гастроном? (Трон, астроном.)
Как можно получить очень много слов из этого слова? (Все буквы надо рассыпать, а потом из них складывать новые слова: рост, монстр, матрос, трос, гром, мост, нас, сам.)
А какие слова можно собрать из рассыпанных букв слова храбрость. (Храбр, хор, хорь, раб, рост, рот, брось, брат, барс, оса, сор, сто, бор, трос.)
Решите шараду.
С буквой х меня в квартире носят.
С буквой с в столовой просят. (Халат, салат)
Выполните схему к первому слову. Нужно ли делать схему ко второму слову?
Найдите букву х на ленте букв. Почему она здесь стоит? Почему букву х поместили в нижней строке? (Согласный, глухой звук, непарный.)
3. Рефлексия учебной деятельности
— Назовите все глухие согласные звуки и их буквы. Охарактеризуйте их. Какие правила хорошего тона вы усвоили на этом уроке?
Похожие статьи:
Внеурочное занятие по русскому языку, 1-2 класс
Конспект урока по русскому языку, 1 класс. Твёрдые и мягкие согласные звуки
Дидактические игры на уроках русского языка в начальной школе
Конспект урока по русскому языку, 1 класс. Согласные звуки. Школа России
Нет комментариев. Ваш будет первым!