Конспект урока по обучению грамоте, 1 класс. Разделительный мягкий знак
Урок обучения грамоте в 1 классе. Тема: «Разделительный мягкий знак»
Учебник: В. Г. Горецкого и др. «Азбука, 1 класс»
Прогнозируемые результаты:
• дети вспомнят о написании мягкого знака, выполняющего роль разделения согласного и гласного звуков;
• научатся читать слоги и слова с разделительным мягким знаком;
• разовьют фонематический слух, внимание, память.
Ход урока
1. Актуализация знаний
— Прочитайте пословицу. Умный себя винит, глупый своего товарища. Объясните её смысл.
Давайте вспомним рассказ «Синие листья» В. Осеевой. Почему у девочки Нины на рисунке оказались «синие листья»? (Подружка отказалась поделиться с Ниной зелёным карандашом.)
Есть ли у тебя друзья? Как ты бережёшь свою дружбу?
(В рассказе учительница с укором посмотрела на девочку и сказала: «Надо так давать, чтобы можно было взять».)
Эти слова стали пословицей. Когда кто-то жадничает, придумывает всякие причины, чтобы не поделиться с другом чем-либо, ему так говорят.
Соотнесите содержание рассказа и смысл первой пословицы. Возможно ли применить эту пословицу при чтении рассказа В. Осеевой? Про кого так можно сказать? (Про девочку.)
2. Мотивация учебной деятельности
— А сейчас давайте поработаем с Таинственной грамотой. В этой грамоте спрятаны два слова на одно правило. Попробуйте выписать буквы и узнаете эти слова.
3. Работа по теме урока
— Послушайте стихи и попробуйте отгадать, о ком идёт речь.
Рысь свой след
Легко кладёт,
Будто в тапочках идёт.
До чего красивы строчки:
От когтей четыре точки. (Рысь)
(В. Луша)
— Сколько звуков мы слышим в этом слове? (Это звуки [р], [ы], [с'].)
Сколько букв понадобится для печатания этого слова? (Четыре.)
Какая буква не имеет звука? (Буква ь.)
Для чего служит мягкий знак в русском алфавите? (Он показывает, что согласные буквы нужно читать мягко.)
Я прочитаю вам стихотворение А. Шибаева.
Нарисуем мягкий знак
Нежно, капелькой, вот так:.
Букву капелька смягчит —
Слово мягко прозвучит.
Какие слова содержат в себе букву ь? (Капелька, капелькой.)
Назовите в них число букв и звуков? (1 слово — 8 б., 7 зв.; 2 слово — 9 б.,8 зв.)
Где может стоять в словах мягкий знак и что он обозначает? (В слове рысь буква ь стоит на конце слова, а в слове капелька буква ь стоит в середине слова.)
Какую роль выполняет буква ь в словах? (Буква ь показывает, что согласные звуки должны читаться мягко.)
Прочитайте стихотворение.
Пень, день,
Пеньки, деньки.
Мягкий знак —
хитрый знак,
Не сказать его никак.
Он не произносится,
Но в слово часто просится.
В каких словах вы слышите ь? Правильно ли я задала вам вопрос? (Нет, мягкий знак не обозначает звука, и он не слышится. Он просто буква, знак, который показывает, что согласный нужно читать мягко.)
Если мы делим слово на слоги, куда будет относиться буква ь? (Только к впереди стоящей согласной букве.)
Выучите считалку.
Раз, два, три, четыре, пять,
Шесть, семь, восемь,
Девять, десять.
Будем в прятки мы играть.
Звёзды, месяц, луг, цветы,
Ты поди-ка поводи!
Назовите слова, в которых есть буква ь. (Пять, шесть, семь, восемь, девять, десять, играть.)
Что обозначает буква ь в этих словах? (Это показатель мягкости согласного звука.)
Как вы узнавали, что в слове есть буква ь? (Я слушал слово пять. Звук [т] слышится мягко, а никакого гласного звука за ним не слышно. Значит, после буквы т должен стоять мягкий знак.)
Вспомните и прочитайте стихотворение «Господин учитель Жук» на с. 78-79. Кого обучал учитель Жук? (Насекомых.)
Какие насекомые пришли на урок?
На какие буквы не начинаются никакие слова? (На ъ, ь, ы.)
Я приготовила для вас советы, как нужно себя вести в школе, чтобы стать прилежным учеником.
Утром рано просыпайся,
Хорошенько умывайся,
Чтобы в школе не зевать.
Носом в парту не клевать.
Одевайся аккуратно,
Чтоб смотреть было приятно,
Одежду сам погладь, проверь,
Ты большой уже теперь.
Приучай себя к порядку,
Не играй с вещами в прятки,
Каждой книжкой дорожи,
В чистоте портфель держи.
Не дразнись, не зазнавайся,
В школе всем помочь старайся,
Зря не хмурься, будь смелей,
И найдёшь себе друзей.
На уроках не хихикай,
Стул туда-сюда не двигай.
Педагога уважай
И соседу не мешай.
Вот и все наши советы,
Их мудрей и проще нету,
Ты, дружок, их не забудь,
Забери в далёкий путь.
— Сегодня мы познакомимся с новым свойством буквы ь. Возьмём одну цифру. (Семь. Например, в неделе 7 дней.)
Назовите дни недели по порядку. Произнесите название этой цифры. (Семь.) А теперь попробуйте из этого слова образовать новое слово.
Показывается картинка с изображением семьи.
Дети называют слово семья.
— Послушайте, как произносятся звуки. (Звуки [м'] и [й'а] произносятся отдельно друг от друга.)
Как нам на письме показать, что эти звуки надо читать раздельно? (Здесь должен стоять мягкий знак.)
Что помогает нам сделать с буквами ь? (Прочитать их раздельно.)
Запишите слово в тетрадь для печатания. Подчеркните букву, после которой стоит мягкий знак. (Это согласный звук [м].)
Уберите букву ь и запишите слово без него.
Дети записывают слово семя.
— Что за слово получилось? (Семена.)
Попробуйте объяснить, к какому слову (семья, листья) (с. 75) относится эта схема. (Эта схема относится к слову листья.)
Прочитайте слова с разделительным ь.
Рассмотрим иллюстрации «Рождение Христа» на странице 74. Здесь запечатлены события, связанные с рождением Иисуса Христа. Этот радостный праздник называется Рождество и отмечается почти во всех странах мира. Слова Рождество и рождение — это родственные слова, однокоренные. Рождество у нас в стране приходится на самый разгар зимы. Послушайте, я прочитаю вам стихотворение «Доброе дело — великое счастье...» на странице 74. Найдите слово с разделительным ь и объясните, что он показывает. (В слове счастье ь показывает, что согласный не сливается с гласным.)
Вернёмся к схеме слова листья. Выполните его слого-звуковой анализ. Дайте полное объяснение. Составьте с этим словом предложения.
Сколько слогов в слове листья? Назовите первый слог, (лис) Сколько слышите звуков? ([л'], [и], [с]) Назовите второй слог, (тья)
Мы с вами выяснили, что после мягкого согласного звука [т'] слышится слияние звуков [й'а], поэтому после буквы т надо поставить особый знак, который разделяет эти звуки так, чтобы получилось тья, а не тя. Прочитайте это слово ещё раз. Этот знак называется разделительным мягким знаком. Он отделяет согласный звук от гласного. Какая буква гласных идёт за разделительным мягким знаком? Сколько звуков она обозначает? (Два — [й'] и [о].)
Аналогично проведём слого-звуковой анализ слова деревья.
Назовите слово в четверостишии, в котором есть разделительный ь.
Вьётся пух, вьётся пух,
Бьётся с петухом петух.
Рыжий с чёрным бьётся.
Каждый не сдаётся.
(А. Екимцев)
— Выберите слова, в которых есть разделительный ь. Какие гласные стоят после ь? (Вьётся, бьётся. За разделительным ь идёт гласная ё.)
Послушайте ещё одно стихотворение.
Воробьи по проводам
Скачут и хохочут.
Верно, строчки телеграмм
Ножки им щекочут.
(С. Маршак)
— Какое слово вы выбрали из этого четверостишия? (Слово воробьи.)
Какая гласная стоит после разделительного ь? (Гласная и.)
Слушаем далее.
Целый день сегодня шью.
Я одела всю семью.
— Погоди немножко, кошка,
Будет и тебе одёжка. (Семью, шью)
(Б. Заходер)
— Какая гласная стоит после разделительного ь? (Буква ю.)
Назовите, где может стоять в слове мягкий знак и какую новую
функцию он может выполнять. (Разделительный мягкий знак стоит после согласной буквы, перед гласными я, ю, е, ё, и и показывает, что согласный и гласный звуки следует читать раздельно. Это разделительный мягкий знак.)
Прочитайте последнее слово в столбике на с. 75. (Семья.)
Давайте прочитаем далее и увидим, что одно слово показало нам все правила одновременно: семья, семью, семьёй, о семье, нет семьи. Попробуйте составить предложения с любым понравившимся вам словом.
Ряд слов расположен на доске. Обратить внимание на употребление предлогов в предложениях.
— Прочитайте слоги на доске.
льё |
лью |
рья |
сья |
дья |
тье |
вье |
дье |
пьё |
— Что показывает здесь ь? Придумайте с каждым слогом слова. Найдите слова с разделительным мягким знаком.
пью |
лью |
шью |
бью |
пьёт |
льёт |
шьёт |
бьёт |
платье |
альбом |
пальто |
воробей |
— Назовите предмет по описанию: приспособление для сидения в парке. (Скамья.)
То, без чего птица не летает? (Крылья.)
Верхняя женская одежда? (Платье.)
Чистый отвар из мяса? (Бульон.)
Какую орфограмму вы услышали в этих словах? (Орфограмма на разделительный ь.)
Напечатайте слова с разделительным ь. Как вы рассуждали?
Снежная буря вь - - -
Домики для пчёл у – ь -
Мать, отец, дети с - - ь-
Животное о б - -ь - - -
Ягоды, сваренные в сахаре в - - - - ь -
— Прочитайте стихотворение «Хвосты» (с. 76).
А теперь стихотворение «Ключ». Сколько значений слова ключ вы узнали? О каких значениях слова хвосты вы узнали?
Прочитайте слова в столбиках на странице 76. Составьте или запишите в печатной тетради схемы к словам верхнего ряда.
Далее учитель проводит проверку выполненной работы.
4. Рефлексия учебной деятельности
— Какую роль мягкий знак может выполнять в словах?
1 вариант — дети читают стихотворение.
2 вариант — дети читают рассказ Л. Толстого «Правда всего дороже».
Подчеркните слоги с ь. Дайте объяснение орфограмме с ь.
Похожие статьи:
Дидактические игры на уроках русского языка в начальной школе
Внеурочное занятие по русскому языку, 1-2 класс
Конспект урока по русскому языку, 1 класс. Согласные звуки. Школа России
Конспект урока по русскому языку, 1 класс. Твёрдые и мягкие согласные звуки
Нет комментариев. Ваш будет первым!