Свидетельство и конкурсы
Свидетельство о публикации бесплатно

Бесплатные конкурсы для педагогов на сайте kladraz.ru

Конспект урока по обучению грамоте, 1 класс. Буква З. Школа России

Урок обучения грамоте в 1 классе. Тема «О братьях наших меньших. Буква 3 з»

Цели: познакомить учащихся с буквой 3 з; совершенствовать навыки чтения; учить дифференцировать парные звонкие и глухие согласные звуки, наблюдать за оглушением согласных в корне, подбирать слова для проверки безударных гласных, звонких и глухих согласных в корне; развивать творческие способности, фонематический слух, внимание, мышление, память; воспитывать бережное отношение к природе.

Формируемые УУД: выделять прямую речь с помощью знаков; озаглавливать тексты; работать самостоятельно и в группе с большим объёмом информации, подлежащей запоминанию. Пропедевтика: понятие «прямая речь».

Ход урока

I. Включение в учебную деятельность

— С каким настроением вы пришли на урок?

— Каким бы цветом вы его изобразили?

— Почему кому-то из вас грустно, скучно?

Надеюсь, что на уроке вам всем станет интересно и уйдёте вы совсем с другим настроением.

— Почему говорят, что повторенье — мать ученья?

II. Актуализация знаний

(Учащиеся читают тексты в учебнике на с. 87, 88.)

— У кого из вас дома живут наши меньшие братья?

— Как вы за ними ухаживаете?

— Какую заботу необходимо проявлять, если у вас дома живёт котёнок (птица, хомячок, собака и т. д.)?

— Что запрещается делать по отношению к домашним животным? птицам?

(Затем дети рассказывают, кем они хотят стать и почему. Обобщение знаний по заданиям «Проверь себя» на с. 89.)

III. Постановка целей и определение темы урока

Подружились две девочки Розы,

Поломали в саду все мимозы.

— Ах вы глупые девочки Розы,

Вы зачем погубили мимозы?

М. Жиренко

— Вам понравилось стихотворение?

— Что вы можете сделать, чтобы сохранить красоту природы?

— Какой незнакомый для вас звук есть в слове «Роза»?

— А в слове «о мимозе»?

— Как вы думаете, с какими новыми звуками сегодня мы будем работать? (Со звуками [з] и [з’].)

(Учитель подводит учащихся к тому, чтобы они догадались о целях и теме урока.)

IV. Работа по теме урока

1. Знакомство со звуками [з] и [з’]

(Учитель объясняет артикуляцию звуков [з] и [з’].)

— Какие новые звуки мы услышали в словах «Роза» и «о мимозе»? Охарактеризуйте их.

— Как пищат комарики? (З-з-з.)

— Откройте учебник на с. 91. Обратите внимание: здесь представлены три синих прямоугольника, а не два.

— Расскажите о звуках [з] и [з’] с опорой на данные в этих прямоугольниках.

Итак, сделаем вывод. Звуки [з] и [з’] согласные, звонкие. Буква з может обозначать твёрдый и мягкий звук.

— Отгадайте загадку.

Появился гриб на ручке,

Любит дождик он и тучки. (Зонтик.)

А. Кочергина

— Выполните фонетический разбор слова-отгадки.

— Найдите место звуков [з] и [з’| в словах «коза», «козлёнок», «гвозди», «глаз», «зной», «забор», «зонтик», «азбука», «Захар», «Зиновий».

— Что нарисовано в красной рамке в учебника на с. 91? (Змей, корзина.)

— Выделите новые звуки из этих слов.

2. Знакомство с буквой 3 з

— Сравните письменные и печатные буквы 3, з в прописях (Пр. 1) на с. 9, 10.

— Сегодня на урок пришла ученица-отличница. Что у неё в руке? (Школьный звонок.)

— Таким звонком ещё 50 лет назад звали учеников на урок. Теперь звенит электрический звонок, а в некоторых школах играет музыка. И дети понимают, что нужно спешить в класс на урок.

— Выполним фонетический разбор слова «звонок».

— Ученица показывает нам, в какой последовательности нужно писать элементы строчной буквы з. Напишите их.

— Напишите строчную букву з на с. 9 прописей. Начинаем писать букву з немного ниже верхней линии, ведём ручку с большим наклоном на закругление у верхней линии. От неё делаем закругление, ведём ручку влево и, не доведя до нижней линии, переходим к начертанию округлённой петли, выходящей за нижнюю линию. Петля пересекается с прямой на нижней линии.

— Потренируемся писать строчную букву з в тренажёре на с. 46.

— А теперь потренируйтесь писать печатную букву з.

— Какую цифру она вам напоминает?

На эту букву посмотри —

Она совсем как цифра три.

С.Я. Маршак

(При работе с Пр. 2: с. 8, 9 тетради 3.)

— Откройте прописи на с. 10. В гостях у нас зайчик. Посмотрите внимательно, в какой последовательности он рекомендует вам писать элементы заглавной буквы 3. Напишите их.

— Напишите строчку заглавной буквы 3.

— В тренажёре напишите три строчки заглавной буквы 3.

— Прочитайте столбики слогов в пособии «Как хорошо уметь читать!» на с. 57.

— Прочитайте слоги в красной рамке на с. 91 учебника и напишите их в прописях на с. 9, 10.

(При работе с Пр. 2: продолжить выполнение заданий на с. 8, 9 тетради 3.)

— Напишите сначала печатными, а затем письменными буквами слоги, приведённые в тренажёре на с. 46.

— Теперь напишите письменными буквами слоги на с. 47.

V. Развитие речевого аппарата

1. Дыхательная гимнастика

(Упражнения «Колесо спустило», «Комар».)

«Колесо спустило». Плотно сжав губы, сделать глубокий вдох носом; на выдохе произнести, усиливая, а затем ослабляя, звук [с].

«Комар» (исходное положение: стоя; руки вытянуть перед грудью ладонями одну к другой). Вместе с глубоким бесшумным вдохом через нос быстро развести до отказа руки в стороны, затем свести руки и соединить ладони (пытаясь хлопнуть воображаемого комара), при этом медленно выдыхая воздух и имитируя писк комара: «З-з-з».

2. Артикуляционная разминка

(Ученики выполняют упражнения «Губы», «Щёчки», а затем задания 2 и 4 в пособии «Как хорошо уметь читать!» на с. 56.)

«Губы». Плотно сжав губы, вытянуть их вперёд; не разжимая губ, растянуть их в улыбке; повторить упражнение 2—3 раза.

«Щёчки». Сидя поочерёдно надувать каждую щёку, перемещать поток воздуха с одной щеки на другую, затем заполнить воздухом обе щеки; повторить упражнение 5—7 раз.

3. Работа над дикцией

(Ученики выполняют задания 1 и 7 в пособии «Как хорошо уметь читать!» на с. 56, 57.)

— При чтении первого предложения в задании 7 попробуйте поставить логическое ударение на разные слова. (На тарелке узоры. На тарелке узоры.)

— Как меняется смысл предложения?

— Какие однокоренные слова вы встретили в последнем предложении?

— Составим чистоговорку.

За-зо-зу — ... (мы поймали стрекозу).

Зи-зе-за — ... (приближается гроза).

Зо-за-зы — ... (убегаем от грозы).

Зай-зей-зой — ... (мы бежим за стрекозой).

— Подумайте, какие слова спрятались в слове «стрекоза». (Коза, река, коса, роза, рок, рот, кот, сок, ток, сток, кета, азот, сетка, резак, строка.)

VI. Физкультминутка

VII. Продолжение работы по теме урока

— Рассмотрите иллюстрацию в учебнике на с. 90. Составим по ней рассказ.

— Что изображено на рисунке? {Зоопарк.)

— Кто живёт в этом зоопарке?

— Где находятся львы?

— Что вы знаете о слонах?

— Почему бегемот сидит в воде?

— Как выглядит бегемот? {Свирепо, он рассержен.)

— С кем дети приходят в зоопарк?

— С кем гуляет по зоопарку мальчик?

— Правильно ли он поступил, что привёл собаку без поводка? Чем это опасно?

— Как вы думаете, мог ли бегемот рассвирепеть от того, что собака на него залаяла?

— Как нужно себя вести у вольеров со зверями?

— Что нельзя при этом делать?

— На чём катаются дети?

— Кто управляет маленькими лошадками — пони?

— Прочитайте стихотворение С.Я. Маршака на с. 90.

— Какое слово ребёнок не смог выговорить?

— Помогите ему правильно назвать животное. {Гиппопотам.)

— Прочитайте слова и текст на с. 91.

(Следует объяснить детям, что длинные слова легче читать плавно по слогам.)

— Сколько может быть слогов в слове? {Столько, сколько в нём гласных звуков.)

— Поставьте вопросы к тексту. {Примерные вопросы. Кто живёт в зоопарке? Где находится лев? Кого дети узнали сразу? Что делал слон?)

— Что крикнула Зина?

Слова, сказанные Зиной, относятся к прямой речи. Слова «крикнула Зина» — это слова автора. Прямая речь обозначается специальными знаками, они называются кавычками.

— Что интересного вы узнали о змеях?

(Повторное чтение текста и ответы на вопросы.)

— Как бы вы озаглавили текст? («Рыбы и змеи в неволе», «В зоопарке», «Поход в зоопарк».)

— Кто живёт в аквариуме?

— Как нужно ухаживать за рыбами, обитающими в аквариуме?

— Кто особенно заинтересовал детей?

— Как зимуют змеи?

— Кто из вас бывал в зоопарке или океанариуме?

— О чём бы вам хотелось рассказать?

— Какие обитатели вам больше всего запомнились?

— Найдите и прочитайте в тексте слова, которые отвечают на вопрос «кто?».

— Попробуйте найти слова, в которых буквы, обозначающие гласные звуки, имеют слабую позицию.

Вы уже знаете, что слова, написание букв в которых мы не можем проверить, называются словарными. Таких слов в русском языке очень много, написание их нужно запоминать. А для этого нужно быть очень внимательным.

— Найдите предложения с перечислением предметов.

— Как слова связаны между собой? (Коротким словом «и».)

— Что дети узнали о жизни животных зимой?

— Откройте прописи на с. 9. Напишите предложения.

— Допишите слоги в словах.

— Прочитайте слова в рамочках на с. 92 учебника.

— Выполните фонетический разбор слов и запишите их по слогам: ве-тер, зон-тик, Зи-на, коз-лик, кор-зин-ка, ка-пус-та.

— Подчеркните буквы, обозначьте ударные гласные.

— В каких словах новый звук слышен мягко? (Зина, козлик, корзинка.)

— Составьте несколько предложений, чтобы в каждом из них были слова «капуста» и «корзина». (Примерные предложения. Мама принесла капусту в корзине. Бабушка срезала в огороде капусту и положила в корзину. Дети кроликам принесли капусту в корзине.)

— Прочитайте в парах текст на с. 92 и продолжите его.

— Как вы его озаглавите?

Такие выходы классом называют экскурсией. Мы с вами будем ходить на экскурсии в разные места: парки, лесхозы, музеи, на кондитерскую фабрику, хлебозавод и т. д.

— Прочитайте предложения-перевёртыши, записанные на доске.

Лаз в зал.

Лимузин изумил.

А Лиза лазила?

Унизили Зину.

— Что общего во всех этих предложениях? (Буква з во всех словах предложении, кроме предлогов и союзов.)

— Спишите первое предложение, записав его на последней строчке в прописях на с. 9.

— Сколько в нём слов?

— Что общего у слов «лаз» и «зал»? (Они состоят из одних и тех же букв.)

— Откройте пособие «Как хорошо уметь читать!» на с. 57. Прочитайте по цепочке текст в задании 8.

— Озаглавьте текст. Запишите название печатными буквами. («Забавы», «Зимние забавы».)

— Как развлекаются дети зимой?

— Найдите и прочитайте восклицательное предложение. (Красиво как!)

— А в каком предложении вы бы поставили восклицательный знак? (В последнем.)

— Поставьте его. Прочитайте предложение с новой интонацией.

— Распространите первое, второе и последнее предложения.

— Можно ли распространить восклицательное предложение?

— Откройте прописи на с. 10. Напишите слово «Зина» несколько раз.

— Напишите предложение. Для чего авторы здесь поместили модели слов в предложении?

— Прочитайте вопросительное предложение. Ответьте на этот вопрос.

— Прочитайте деформированное предложение. Какие предложения можно составить?

(Проговорить все варианты.)

— Напишите буквы на строчках ниже.

— Что интересного вы заметили? (У прописных букв есть одинаковые или похожие элементы букв.)

— На последних двух строчках напишем словарный диктант: «мороз», «морозы», «морозные».

— Откройте учебник на с. 93. Прочитайте текст вверху.

— Почему дети оказались на уроке?

— Кто вёл урок?

— С чем Анна Ивановна познакомила учеников?

— Озаглавьте текст так, чтобы в названии были новые звуки.

VIII. Подведение итогов урока

— Понравился ли вам урок?

— Что было самым интересным на уроке?

— Карандашом какого цвета вы изобразите своё настроение?

Похожие статьи:

Внеурочное занятие по русскому языку, 1-2 класс

Конспект урока по русскому языку, 1 класс. Твёрдые и мягкие согласные звуки

Дидактические игры на уроках русского языка в начальной школе

Конспект урока по русскому языку, 1 класс. Согласные звуки. Школа России

Конспект урока по русскому языку, 1 класс. Правописание букв, обозначающих парные согласные звуки на конце слов

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!