Конспект урока по обучению грамоте, 1 класс. Буква З. Школа России
Урок обучения грамоте в 1 классе. Тема «О братьях наших меньших. Буква 3 з»
Цели: познакомить учащихся с буквой 3 з; совершенствовать навыки чтения; учить дифференцировать парные звонкие и глухие согласные звуки, наблюдать за оглушением согласных в корне, подбирать слова для проверки безударных гласных, звонких и глухих согласных в корне; развивать творческие способности, фонематический слух, внимание, мышление, память; воспитывать бережное отношение к природе.
Формируемые УУД: выделять прямую речь с помощью знаков; озаглавливать тексты; работать самостоятельно и в группе с большим объёмом информации, подлежащей запоминанию. Пропедевтика: понятие «прямая речь».
Ход урока
I. Включение в учебную деятельность
— С каким настроением вы пришли на урок?
— Каким бы цветом вы его изобразили?
— Почему кому-то из вас грустно, скучно?
Надеюсь, что на уроке вам всем станет интересно и уйдёте вы совсем с другим настроением.
— Почему говорят, что повторенье — мать ученья?
II. Актуализация знаний
(Учащиеся читают тексты в учебнике на с. 87, 88.)
— У кого из вас дома живут наши меньшие братья?
— Как вы за ними ухаживаете?
— Какую заботу необходимо проявлять, если у вас дома живёт котёнок (птица, хомячок, собака и т. д.)?
— Что запрещается делать по отношению к домашним животным? птицам?
(Затем дети рассказывают, кем они хотят стать и почему. Обобщение знаний по заданиям «Проверь себя» на с. 89.)
III. Постановка целей и определение темы урока
Подружились две девочки Розы,
Поломали в саду все мимозы.
— Ах вы глупые девочки Розы,
Вы зачем погубили мимозы?
М. Жиренко
— Вам понравилось стихотворение?
— Что вы можете сделать, чтобы сохранить красоту природы?
— Какой незнакомый для вас звук есть в слове «Роза»?
— А в слове «о мимозе»?
— Как вы думаете, с какими новыми звуками сегодня мы будем работать? (Со звуками [з] и [з’].)
(Учитель подводит учащихся к тому, чтобы они догадались о целях и теме урока.)
IV. Работа по теме урока
1. Знакомство со звуками [з] и [з’]
(Учитель объясняет артикуляцию звуков [з] и [з’].)
— Какие новые звуки мы услышали в словах «Роза» и «о мимозе»? Охарактеризуйте их.
— Как пищат комарики? (З-з-з.)
— Откройте учебник на с. 91. Обратите внимание: здесь представлены три синих прямоугольника, а не два.
— Расскажите о звуках [з] и [з’] с опорой на данные в этих прямоугольниках.
Итак, сделаем вывод. Звуки [з] и [з’] согласные, звонкие. Буква з может обозначать твёрдый и мягкий звук.
— Отгадайте загадку.
Появился гриб на ручке,
Любит дождик он и тучки. (Зонтик.)
А. Кочергина
— Выполните фонетический разбор слова-отгадки.
— Найдите место звуков [з] и [з’| в словах «коза», «козлёнок», «гвозди», «глаз», «зной», «забор», «зонтик», «азбука», «Захар», «Зиновий».
— Что нарисовано в красной рамке в учебника на с. 91? (Змей, корзина.)
— Выделите новые звуки из этих слов.
2. Знакомство с буквой 3 з
— Сравните письменные и печатные буквы 3, з в прописях (Пр. 1) на с. 9, 10.
— Сегодня на урок пришла ученица-отличница. Что у неё в руке? (Школьный звонок.)
— Таким звонком ещё 50 лет назад звали учеников на урок. Теперь звенит электрический звонок, а в некоторых школах играет музыка. И дети понимают, что нужно спешить в класс на урок.
— Выполним фонетический разбор слова «звонок».
— Ученица показывает нам, в какой последовательности нужно писать элементы строчной буквы з. Напишите их.
— Напишите строчную букву з на с. 9 прописей. Начинаем писать букву з немного ниже верхней линии, ведём ручку с большим наклоном на закругление у верхней линии. От неё делаем закругление, ведём ручку влево и, не доведя до нижней линии, переходим к начертанию округлённой петли, выходящей за нижнюю линию. Петля пересекается с прямой на нижней линии.
— Потренируемся писать строчную букву з в тренажёре на с. 46.
— А теперь потренируйтесь писать печатную букву з.
— Какую цифру она вам напоминает?
На эту букву посмотри —
Она совсем как цифра три.
С.Я. Маршак
(При работе с Пр. 2: с. 8, 9 тетради 3.)
— Откройте прописи на с. 10. В гостях у нас зайчик. Посмотрите внимательно, в какой последовательности он рекомендует вам писать элементы заглавной буквы 3. Напишите их.
— Напишите строчку заглавной буквы 3.
— В тренажёре напишите три строчки заглавной буквы 3.
— Прочитайте столбики слогов в пособии «Как хорошо уметь читать!» на с. 57.
— Прочитайте слоги в красной рамке на с. 91 учебника и напишите их в прописях на с. 9, 10.
(При работе с Пр. 2: продолжить выполнение заданий на с. 8, 9 тетради 3.)
— Напишите сначала печатными, а затем письменными буквами слоги, приведённые в тренажёре на с. 46.
— Теперь напишите письменными буквами слоги на с. 47.
V. Развитие речевого аппарата
1. Дыхательная гимнастика
(Упражнения «Колесо спустило», «Комар».)
«Колесо спустило». Плотно сжав губы, сделать глубокий вдох носом; на выдохе произнести, усиливая, а затем ослабляя, звук [с].
«Комар» (исходное положение: стоя; руки вытянуть перед грудью ладонями одну к другой). Вместе с глубоким бесшумным вдохом через нос быстро развести до отказа руки в стороны, затем свести руки и соединить ладони (пытаясь хлопнуть воображаемого комара), при этом медленно выдыхая воздух и имитируя писк комара: «З-з-з».
2. Артикуляционная разминка
(Ученики выполняют упражнения «Губы», «Щёчки», а затем задания 2 и 4 в пособии «Как хорошо уметь читать!» на с. 56.)
«Губы». Плотно сжав губы, вытянуть их вперёд; не разжимая губ, растянуть их в улыбке; повторить упражнение 2—3 раза.
«Щёчки». Сидя поочерёдно надувать каждую щёку, перемещать поток воздуха с одной щеки на другую, затем заполнить воздухом обе щеки; повторить упражнение 5—7 раз.
3. Работа над дикцией
(Ученики выполняют задания 1 и 7 в пособии «Как хорошо уметь читать!» на с. 56, 57.)
— При чтении первого предложения в задании 7 попробуйте поставить логическое ударение на разные слова. (На тарелке узоры. На тарелке узоры.)
— Как меняется смысл предложения?
— Какие однокоренные слова вы встретили в последнем предложении?
— Составим чистоговорку.
За-зо-зу — ... (мы поймали стрекозу).
Зи-зе-за — ... (приближается гроза).
Зо-за-зы — ... (убегаем от грозы).
Зай-зей-зой — ... (мы бежим за стрекозой).
— Подумайте, какие слова спрятались в слове «стрекоза». (Коза, река, коса, роза, рок, рот, кот, сок, ток, сток, кета, азот, сетка, резак, строка.)
VI. Физкультминутка
VII. Продолжение работы по теме урока
— Рассмотрите иллюстрацию в учебнике на с. 90. Составим по ней рассказ.
— Что изображено на рисунке? {Зоопарк.)
— Кто живёт в этом зоопарке?
— Где находятся львы?
— Что вы знаете о слонах?
— Почему бегемот сидит в воде?
— Как выглядит бегемот? {Свирепо, он рассержен.)
— С кем дети приходят в зоопарк?
— С кем гуляет по зоопарку мальчик?
— Правильно ли он поступил, что привёл собаку без поводка? Чем это опасно?
— Как вы думаете, мог ли бегемот рассвирепеть от того, что собака на него залаяла?
— Как нужно себя вести у вольеров со зверями?
— Что нельзя при этом делать?
— На чём катаются дети?
— Кто управляет маленькими лошадками — пони?
— Прочитайте стихотворение С.Я. Маршака на с. 90.
— Какое слово ребёнок не смог выговорить?
— Помогите ему правильно назвать животное. {Гиппопотам.)
— Прочитайте слова и текст на с. 91.
(Следует объяснить детям, что длинные слова легче читать плавно по слогам.)
— Сколько может быть слогов в слове? {Столько, сколько в нём гласных звуков.)
— Поставьте вопросы к тексту. {Примерные вопросы. Кто живёт в зоопарке? Где находится лев? Кого дети узнали сразу? Что делал слон?)
— Что крикнула Зина?
Слова, сказанные Зиной, относятся к прямой речи. Слова «крикнула Зина» — это слова автора. Прямая речь обозначается специальными знаками, они называются кавычками.
— Что интересного вы узнали о змеях?
(Повторное чтение текста и ответы на вопросы.)
— Как бы вы озаглавили текст? («Рыбы и змеи в неволе», «В зоопарке», «Поход в зоопарк».)
— Кто живёт в аквариуме?
— Как нужно ухаживать за рыбами, обитающими в аквариуме?
— Кто особенно заинтересовал детей?
— Как зимуют змеи?
— Кто из вас бывал в зоопарке или океанариуме?
— О чём бы вам хотелось рассказать?
— Какие обитатели вам больше всего запомнились?
— Найдите и прочитайте в тексте слова, которые отвечают на вопрос «кто?».
— Попробуйте найти слова, в которых буквы, обозначающие гласные звуки, имеют слабую позицию.
Вы уже знаете, что слова, написание букв в которых мы не можем проверить, называются словарными. Таких слов в русском языке очень много, написание их нужно запоминать. А для этого нужно быть очень внимательным.
— Найдите предложения с перечислением предметов.
— Как слова связаны между собой? (Коротким словом «и».)
— Что дети узнали о жизни животных зимой?
— Откройте прописи на с. 9. Напишите предложения.
— Допишите слоги в словах.
— Прочитайте слова в рамочках на с. 92 учебника.
— Выполните фонетический разбор слов и запишите их по слогам: ве-тер, зон-тик, Зи-на, коз-лик, кор-зин-ка, ка-пус-та.
— Подчеркните буквы, обозначьте ударные гласные.
— В каких словах новый звук слышен мягко? (Зина, козлик, корзинка.)
— Составьте несколько предложений, чтобы в каждом из них были слова «капуста» и «корзина». (Примерные предложения. Мама принесла капусту в корзине. Бабушка срезала в огороде капусту и положила в корзину. Дети кроликам принесли капусту в корзине.)
— Прочитайте в парах текст на с. 92 и продолжите его.
— Как вы его озаглавите?
Такие выходы классом называют экскурсией. Мы с вами будем ходить на экскурсии в разные места: парки, лесхозы, музеи, на кондитерскую фабрику, хлебозавод и т. д.
— Прочитайте предложения-перевёртыши, записанные на доске.
Лаз в зал.
Лимузин изумил.
А Лиза лазила?
Унизили Зину.
— Что общего во всех этих предложениях? (Буква з во всех словах предложении, кроме предлогов и союзов.)
— Спишите первое предложение, записав его на последней строчке в прописях на с. 9.
— Сколько в нём слов?
— Что общего у слов «лаз» и «зал»? (Они состоят из одних и тех же букв.)
— Откройте пособие «Как хорошо уметь читать!» на с. 57. Прочитайте по цепочке текст в задании 8.
— Озаглавьте текст. Запишите название печатными буквами. («Забавы», «Зимние забавы».)
— Как развлекаются дети зимой?
— Найдите и прочитайте восклицательное предложение. (Красиво как!)
— А в каком предложении вы бы поставили восклицательный знак? (В последнем.)
— Поставьте его. Прочитайте предложение с новой интонацией.
— Распространите первое, второе и последнее предложения.
— Можно ли распространить восклицательное предложение?
— Откройте прописи на с. 10. Напишите слово «Зина» несколько раз.
— Напишите предложение. Для чего авторы здесь поместили модели слов в предложении?
— Прочитайте вопросительное предложение. Ответьте на этот вопрос.
— Прочитайте деформированное предложение. Какие предложения можно составить?
(Проговорить все варианты.)
— Напишите буквы на строчках ниже.
— Что интересного вы заметили? (У прописных букв есть одинаковые или похожие элементы букв.)
— На последних двух строчках напишем словарный диктант: «мороз», «морозы», «морозные».
— Откройте учебник на с. 93. Прочитайте текст вверху.
— Почему дети оказались на уроке?
— Кто вёл урок?
— С чем Анна Ивановна познакомила учеников?
— Озаглавьте текст так, чтобы в названии были новые звуки.
VIII. Подведение итогов урока
— Понравился ли вам урок?
— Что было самым интересным на уроке?
— Карандашом какого цвета вы изобразите своё настроение?
Похожие статьи:
Конспект урока по русскому языку, 1 класс. Согласные звуки. Школа России
Дидактические игры на уроках русского языка в начальной школе
Внеурочное занятие по русскому языку, 1-2 класс
Конспект урока по русскому языку, 1 класс. Твёрдые и мягкие согласные звуки
Нет комментариев. Ваш будет первым!