Конспект урока по обучению грамоте, 1 класс. Буква Э. Школа России
Урок обучения грамоте в 1 классе. Тема «Как человек научился летать. Буква Э э»
Цели: познакомить учащихся с буквой Э э; совершенствовать навыки чтения, умения рассуждать, работать с текстом; развивать фонематический слух, мышление, внимание, любознательность, интерес к труду; поддерживать стремление к познанию нового; воспитывать чувство патриотизма, способность гордиться успехами соотечественников.
Формируемые УУД: определять этимологию слова.
Ход урока
I. Включение в учебную деятельность
— Как вы думаете, что интересное вас ожидает сегодня на уроке? (Мы познакомимся с новыми буквами, будем учиться правильно читать и писать.)
— Сколько букв, обозначающих гласные звуки, вы уже знаете? (9.)
— Рассмотрите ленту букв на с. 55 учебника. У какой буквы ещё нет пары? (У буквы е.)
II. Актуализация знаний
(Отработка навыков правильного, выразительного чтения: тексты на с. 54, 55 учебника. Учащиеся читают слоги в таблице на с. 55 столбиками, строчками. Делают выводы, дают характеристику согласных звуков.)
— Выполните фонетический разбор слов «цвет», «панцирь», «пальцы», «цепи».
Сделаем вывод. Звук [ц] согласный, глухой, всегда твёрдый. Буква и после и, пишется в середине слова, а на конце после ц пишем букву ы.
(Учитель напоминает детям слова-исключения.)
— Прочитайте слова, записанные на доске.
Центр, цепи, цена, целина, цель, целлюлоза, цемент, церковь, цех.
— После буквы ц написана буква е. А какой звук мы слышим после звука[ц]?
- Когда мы впервые познакомились со звуком [э]? (При знакомстве с буквой е.)
- В каких случаях мы пишем букву е, хотя слышим звук [э]?
Мы слышим звук [э] после звука [й’] в начале слов, после мягкого согласного звука и после гласного звука: «ель», «колье», «моет».
III. Постановка целей и определение темы урока
(Учитель подводит учащихся к тому, чтобы они догадались о целях и теме урока.)
IV. Работа по теме урока
1. Знакомство со звуком [э]
Ну и эхо!
Ну и эхо! Вот потеха!
Слушать не могу без смеха:
Крикнул громко: «Стрекоза!»,
А оно в ответ: «Коза!»
Говорю: «У Тани косы»,
А оно кричит мне: «Осы!»
Я спросил его: «Ты кто?»,
Отвечает эхо: «То».
Ну и эхо! Вот потеха!
Повторяет всё не то!
А. Кочергина
- Откройте учебник на с. 57. Выполните фонетический разбор слов «эхо», «экран».
- Соотнесите подходящее слово со схемой в красной рамке. Вывод. Звук [э] гласный, может быть ударным или безударным. Образует слог.
(Учитель объясняет артикуляцию при произнесении нового звука: положение губ, языка, прохождение воздуха. Произносится голосом, воздух проходит свободно — звук гласный.)
2. Знакомство с буквой Э э
- На что похожа эта буква?
- Откройте пособие «Как хорошо уметь читать!» на с. 103. Найдите место нового звука в словах задания 2.
- Откройте прописи (Пр. 1) на с. 25. У нас в гостях эскимос. Что у него в руке? (Эскимо.)
- Сравните письменную строчную букву э с печатной.
- Напишите элементы строчной буквы э в соответствии со стрелками.
- А теперь запишите саму букву в прописях на с. 25 и в тренажёре на с. 87.
(При работе с Пр. 2: с. 32, 33 тетради 4.)
— Проанализируйте и запишите слова «эх», «эхо».
— Напишите слоги с буквой э печатными и письменными буквами в тренажёре на с. 87.
— Прочитайте ещё раз слова в задании 2 на е. 103 пособия «Как хорошо уметь читать!».
— Спишите эти слова в рабочую тетрадь, разделив их на слоги вертикальными чёрточками.
— Какая подруга-близнец есть у буквы э? (Буква е.)
— В чём состоит их основное различие? (Примерный ответ. Буква е отличается от буквы э написанием и тем, что в некоторых случаях служит для обозначения мягкости предшествующих согласных звуков. И ещё буква е может обозначать два звука.)
Буква э сравнительно молодая. Она появилась в русской азбуке около 300 лет назад. Даже Михаил Васильевич Ломоносов, великий русский учёный, считал, что без неё можно обойтись. Но с появлением в русском языке иностранных слов пригодилась и буква э: «эврика», «эгоизм», «экватор», «экзамен», «экономика», «экспорт», «электричество», «энергия», «эстетика» и многие другие слова содержат букву э.
3. Беседа на тему «О чём раньше мечтали люди?»
(Учитель может использовать иллюстрации к сказкам (вывесить на доску), подготовить выставку книг — сборников сказок.)
— Какие волшебные предметы в сказках помогают героям? Отгадайте загадки А. Кочергиной, и вы это узнаете.
1. Ровно семь лепестков,
Нет пестрее цветков.
Оторвёшь лепесток —
Полетит он на восток,
И на север, и на юг,
И вернётся к нам он в круг.
Ты желанье загадай,
Исполненья ожидай.
Что же это за цветок?
Лютик? Ландыш? Огонёк? (Цветик-семицветик.)
2. Много вёрст впереди.
Как бы их скорей пройти?
Ты попробуй их обуть —
Одолеешь мигом путь. (Сапоги-скороходы.)
3. Ах, стряпуха! Ах, хозяйка!
Ты, дружок, её узнай-ка:
Стоит только расстелить —
Всех сумеет накормить,
Много всяких будет блюд.
Как стряпуху ту зовут? (Скатерть-самобранка.)
4. Отправляется в полёт
Не ракета — самолёт,
Не простой, а расписной,
Не стальной, а льняной,
Не с крылом, а с бахромой. (Ковёр-самолёт.)
— Люди всегда мечтали быстро добираться из одного места в другое. Что помогало в этом сказочным персонажам? (Сапоги-скороходы, ковёр-самолёт, Конёк-горбунок.)
— Когда человек научился летать?
(Можно рассказать детям легенду о Дедале и Икаре.)
— Что из созданного человеком может передвигаться по воздуху? (Воздушный шар, дельтаплан, аэроплан, вертолёт, самолёт, ракета.)
— А какие ещё мечты человека, выраженные в сказках, сбылись? (Примерный ответ. Клубок ниток, указывающий путь, и компас; вёдра Емели и водопровод; волшебное зеркальце и телевизор; петушок и локатор; Емеля на печи и мотоцикл; сани Емели и машина; Конёк-горбунок и ракета; ковёр-самолёт и самолёт и т. д.)
— Рассмотрите внимательно иллюстрацию на с. 56 учебника.
— Приходилось ли вам видеть, как в небе пролетают самолёты, вертолёты?
— Кто из вас летал на самолёте?
— Что вы испытывали, находясь высоко над землёй?
— Проанализируйте предложение «Быстрые аэробусы мчатся по воздуху».
— В прописях на с. 25 напишите предложение про эхо.
— Прочитайте стихотворение на с. 56 учебника.
— Что советует вам автор стихотворения?
— Что такое метеорит?
— Как вы понимаете слово «Вселенная»?
— Кто из вас мечтает стать лётчиком или космонавтом?
Мальчикам, когда они вырастут, предстоит служить в армии.
Ваш долг — защищать родную страну, своих родных и близких. Кто-то из вас попадёт в десантные войска, тогда вам придётся летать на самолётах, вертолётах, прыгать с парашютом. Только сильные и смелые могут это делать.
— Прочитайте текст на с. 57.
— Какова основная мысль этого стихотворения?
— Как звали первого человека, полетевшего в космос?
— Кто из женщин первой покорил космическое пространство?
— Что вы знаете о космических ракетах, космонавтах?
— Нарисуйте космическую ракету будущего. Представьте, что вы конструкторы. Изобразите то, что мысленно представили.
(Учитель организует выставку рисунков.)
— Прочитайте диалог человека и эха в пособии «Как хорошо уметь читать!» на с. 103.
— Теперь прочитайте несколько раз в диалоге слова с буквой э.
— Запишите под диктовку слова: «эскимо», «экспресс», «экипаж», «эпизод», «эшелон», «эхолот», «эпицентр».
(Учитель объясняет значения слов, которые непонятны дети. Следует воспользоваться «Толковым словарём русского языка» и «Словарём иностранных слов русского языка».)
— Как звали девочку, у которой была пёсик Тотошка? (Элли из книги А. Волкова «Волшебник Изумрудного города».)
V. Физкультминутка
VI. Продолжение работы по теме урока
(Чтение текстов на с. 58, 59 учебника. Работа с текстами: выборочное чтение, пересказ прочитанного.)
— Написание слова «робот» нужно запомнить. Запишите это слово в ваш словарик.
— Прочитайте выразительно стихотворение в задании 6 на с. 104 в пособии «Как хорошо уметь читать!».
— Какие слова вам непонятны?
— Давайте выясним их значение с помощью «Толкового словаря русского языка».
— Что нового вы узнали из текста стихотворения?
— В прописях на с. 25 на строке, где записано предложение «Поиграем в эхо», напишем, начиная с этой же строчки: «Смех — мех» и «Олень — лень».
— Запишите в прописях слова «это», «эти», «этот», «этажи». J
(Повторить правописание звонкого согласного на конце слова «этаж», безударного гласного в проверочном слове «этажи».)
— Составьте из слов предложение и запишите его. («В этом доме два этажа».)
VII. Развитие речевого аппарата
(Ученики выполняют задания 1, 2, 4, 5, 7, 8 в пособии «Как хорошо уметь читать!» на с. 103, 104. Текст в задании 4 дети читают хором, роль эха исполняют девочки.)
— В стихотворении из задания 8 найдите слова с буквой э и разделите их на слоги.
VIII. Подведение итогов урока
— Понравился ли вам урок?
— Что нового вы узнали на уроке?
— Чему научились?
— С какой буквой вы познакомились?
Похожие статьи:
Внеурочное занятие по русскому языку, 1-2 класс
Конспект урока по русскому языку, 1 класс. Согласные звуки. Школа России
Дидактические игры на уроках русского языка в начальной школе
Конспект урока по русскому языку, 1 класс. Твёрдые и мягкие согласные звуки
Нет комментариев. Ваш будет первым!