Конспект урока по обучению грамоте, 1 класс. Буква В. Школа России
Урок обучения грамоте в 1 классе. Тема «Век живи - век учись. Буква В в»
Цели: познакомить учащихся с буквой В в; развивать навыки правильного и выразительного чтения; закрепить знания об однокоренных словах.
Формируемые УУД: определять количество слогов в слове по гласным звукам.
Пропедевтика: фразеологизмы, их роль в речи; понятия «родственные слова», «однокоренные слова», «корень слова», «ключевые слова»; текст-описание.
Ход урока
I. Включение в учебную деятельность
— Чем мы занимались на предыдущем уроке?
— Какие новые звуки вы узнали?
— Как вы понимаете смысл выражения «Когда рак на горе свистнет»? (Очень нескоро или никогда.)
— В каких случаях так говорят?
— А что вы знаете о раках?
— Как вы думаете, почему мы начали урок с разговора о раке? (Начинаем писать это слово с буквы р, с которой познакомились на предыдущем уроке.)
— Послушайте стихотворение.
И живёт на свете рак
Как-то всё-таки не так.
Вместо пальцев — вилки,
Панцирь на затылке,
Шея около хвоста,
А глаза напротив рта.
И нырять, и плавать рак
Может всё-таки не так.
Как-то всё наоборот —
Просто задом наперёд.
Даже спать ложится рак
Как-то всё-таки не так.
Как он в спальню заползал,
Даже мне не показал.
Р. Дерикот
— Что интересного о раке вы узнали из стихотворения?
— Что он делает задом наперёд?
— Откройте тренажёр на с. 36. Напишите слоги печатными буквами, а ниже — письменными буквами.
— Какие слова можно составить с этими слогами?
II. Актуализация знаний
(Учитель проводит беседу об экологии.)
— Послушайте стихотворение.
Какие высокие выросли сосны!
Какие они перевидели вёсны!
Какие ветра их вверху омывают!
Какими высокими сосны бывают!
Р. Дерикот
— Скажите, могут ли сосны очень быстро вырасти большими? За один год сосна вырастает в среднем на один метр. Нужны долгие годы, чтобы выросла большая стройная сосна.
— А какой вред может принести вырубка сосен?
— Какое природное явление в последние годы уничтожает летом леса? (Лесные пожары.)
— Чем опасны лесные пожары?
— По какой причине они могут возникнуть? (Примерный ответ. Брошенная спичка, окурок сигареты, стекло от попадания на него лучика солнца могут вызвать возгорание сухой травы или сухих иголок сосны или ёлки.)
— Какой вред приносит всему живому задымлённость воздуха?
— Как нужно правильно вести себя на природе?
(Дети повторно выполняют задания 5—7 в пособии «Как хорошо уметь читать!» на с. 40: сначала читают слоги и слова парами, затем по цепочке. Затем выполняют задание 9 на с. 41: одни ученики ставят вопросы к предложениям, а другие находят ответ и зачитывают.)
III. Постановка целей и определение темы урока
(Учитель подводит учащихся к тому, чтобы они догадались о целях и теме урока.)
IV. Работа по теме урока
1. Знакомство со звуками [в] и [в’]
— Выполните фонетический разбор слов «волки» и «вилки».
(Работа над артикуляцией звуков.)
— Где в словах спрятался звук [в] или [в’]? Послушайте слова: «вода», «ветер», «ванна», «восток», «кузов», «кровля», «вянут», «ловит», «корова».
2. Знакомство с буквой В в
— На что похожа эта буква?
— Обратите внимание на рисунок в красной рамке на с. 69 учебника. Что делает мальчик? (Мальчик ловит мяч.)
— Как в футболе называют человека, который стоит в воротах и ловит мяч? (Вратарь.)
Звуки [в], [в’] обозначаются буквой В в. Вы видите её на красном фоне в правом верхнем углу на с. 69.
— Давайте дадим характеристику новым звукам. Авторы учебника у вас спрашивают: это гласные или согласные звуки?
— Докажите, что согласные.
— Звонкие или глухие?
— В каком случае звук бывает мягким?
— В какую игру играют мальчики на рисунке в нижней части страницы?
— Сколько мальчиков вы видите?
— Проанализируйте слово «ворота».
— Сравните печатные и письменные буквы В, в на с. 28, 29 прописей (Пр. 1).
— Напишите печатные буквы В, в на с. 37 и 38 в тренажёре.
— Вернёмся к прописям. К нам пришёл водолаз, чтобы научить вас писать элементы строчной буквы в. Зачем нужна специальность водолаза?
— Рассмотрите очерёдность написания элементов строчной буквы в. Обведите по образцу вслед за стрелками.
— Начнём писать строчную букву в на с. 28 с петли немного ниже верхней линии. Ведём с большим наклоном вверх за верхнюю линию. Не доводя до конца широкой строки, округляем, пишем петлю и ведём ручку вниз на себя. Не доведя до нижней линии, начинаем закруглять вправо, пишем небольшой овал.
(При работе с Пр. 2: с. 26, 27 тетради 2.)
— А теперь напишите три строчки строчной буквы в.
— Сегодня у нас в гостях ещё и врач. Но пришла она вас не лечить, а помочь научиться писать заглавную букву В. Что вы можете рассказать о профессии врача?
— Рассмотрите элементы заглавной буквы В на с. 29 прописей. Обведите их вслед за стрелками.
Вот буква В видна вдали —
Красивая, витая.
Как будто крендель испекли,
Приезжих поджидая.
С. Я. Маршак
(Учитель показывает место буквы в на ленте букв на с. 71 учебника.)
— А теперь напишем заглавную букву В на с. 29 прописей. Сначала пишем прямую наклонную черту на себя. У нижней линии рабочей строки чуть закругляем влево и ведём вверх узкую петлю. Немного не доводя до высоты заглавной буквы, пересекаем черту, продолжаем вести вверх до высоты заглавной буквы. Далее закругляем вправо и пишем верхнее и нижнее закругление.
(При работе с Пр. 2: продолжить выполнение заданий на с. 26, 27 тетради 2.)
— Напишите три строчки заглавной буквы В.
(Ученики выполняют задание 2 в пособии «Как хорошо уметь читать!» на с. 42.)
— Напишите букву В карандашом во втором столбике перед буквами, обозначающими гласные звуки. Что у вас получилось? (ВАВ, ВОВ, ВИВ, ВЫВ, ВУВ.)
— Напишите слоги на с. 28, 29 прописей.
V. Развитие речевого аппарата
1. Дыхательная гимнастика
(Упражнение «Воет вьюга».)
«Воет вьюга». Сделать глубокий вдох носом, задержать дыхание; на выдохе произнести протяжно звук [у], усиливая его (в другой раз - ослабляя).
2. Артикуляционная разминка
(Упражнения «Сластёна», «Верблюд».)
«Сластёна». Облизать кончиком языка верхнюю и нижнюю губы слева направо и справа налево.
«Верблюд». Выполнять круговые вращательные движения нижней челюстью с закрытым ртом, имитируя пережёвывание пищи верблюдом.
3. Работа над дикцией
(Ученики выполняют задания 1,2, 4—8 в пособии «Как хорошо уметь читать!» на с. 42, 43. Задание 1: обратить внимание детей на то, что в некоторых словах скороговорки имеется две буквы в, задание 2: повторное чтение, наблюдение за артикуляцией губ, задание 4: чтение с постановкой ударения, выделение ударного слога громким произнесением, задание 5: чтение каждой строчки по 3—4 раза, задание 7: составление прямых и обратных слогов, чтение их хором, затем в парах.)
— Приготовьте ваши тетради для словарных слов. Выпишите в них новые слова из задания 8: «корова», «сорока», «ворона», «картина», «ворота», «караси».
VI. Физкультминутка
VII. Продолжение работы по теме урока
— Прочитайте ещё раз слоги на с. 69 учебника.
— Напишите эти слоги в прописях на с. 28.
— Затем эти же слоги напишите с заглавной буквой В на с. 29. Сегодня эти слоги вы напишете ещё несколько раз.
— Рассмотрите иллюстрацию в учебнике на с. 68. Какой спортивной игре посвящена картинка?
— Составим по иллюстрации рассказ. Где звери играют в футбол?
— Как называют игроков в футбол?
— Назовите всех зверей, которые играют в футбол на картинке.
— На какой вопрос отвечают названия этих животных? (На вопрос «кто?».)
— Опишите, как выглядит лесная поляна.
— Напишем в прописях на с. 28 слова «волк» и «трава». (Фонетический разбор слов обязателен.)
— Вернёмся к нашему рассказу. Как называют спортсмена, который при игре в футбол защищает ворота? (Вратарь.)
— Кто вратарь у зверей на картинке?
— Как вы понимаете смысл пословицы «Век живи — век учись»?
— Придумайте зверям клички.
— К какой группе слов относятся клички животных? (Имена собственные.)
— Проанализируйте предложение «Ловкий вратарь усердно ловит мяч».
— Сократите предложение до основы. (Вратарь ловит.)
— Какие ещё виды спорта вы знаете?
— Прочитайте пословицы под иллюстрацией на с. 68 учебника.
— Как вы их понимаете?
— Чему нас учат эти пословицы?
— Подчеркните в них букву в.
— Прочитайте текст на с. 69. Озаглавьте его.
— Подчеркните в словах текста букву в.
— Запишите в словарик слово «ворота».
(На доске запись «Вот твои ворота. Вова, лови!».)
— Спишите с доски предложения, записав их на свободных строчках в прописях на с. 28.
— Какие знаки стоят в конце предложений?
(Следует указать на слабую позицию буквы о в словах «твои», «лови».)
— Разделите слово «ворота» на слоги.
— От чего зависит количество слогов в словах?
— Сколько слогов в слове «ловили»? (Три слога.)
— В тренажёре на с. 37 потренируемся писать слоги печатными и письменными строчными буквами.
— А на с. 38 напишем слоги с заглавных букв.
— Прочитайте диалог на с. 69 по ролям. Кто ведёт диалог в тексте? (Слава, Вова и автор.)
(Дети читают диалог 2—3 раза.)
— Откройте учебник на с. 70. Рассмотрите вверху первую иллюстрацию.
— Как лиса ловила ворон?
— Что изображено на второй иллюстрации?
— Какой вы представили себе лису? (Хитрой, ловкой, сметливой хищницей.)
— Рассмотрите иллюстрацию, на которой изображены дети. Что делает мальчик?
— Дополните схему предложения своими словами.
— Как вы понимаете смысл фразеологизма «ловить ворон»?
— На с. 37 в тренажёре напишите по образцу предложения «Лиса ловит ворон», «И Слава ловит ворон».
(Далее ученики пишут предложение «Иван ловит ворон» под диктовку следующим образом. Учитель произносит всё предложение, дети слушают. Затем учитель читает каждое слово очень медленно, ученики проговаривают и пишут, а после выполняют самопроверку по написанному на доске, сверяя каждую букву.)
— Разгадайте ребусы на с. 70 учебника.
— Какие слова спрятаны в ребусах? (Тыква, ворона, корова, ворота.)
— Проанализируем эти слова и запишем их под диктовку.
— Поставьте в словах знак ударения.
— Поставьте зелёную точку под буквами, написание которых вам нужно запомнить.
— Прочитайте стихотворение Б. Заходера на с. 70.
— Что вы можете сказать о верблюде? (Он задавака, неумный, невежественный, невоспитанный.)
— Прочитайте слова на с. 71.
— Что общего у всех этих слов?
Общую часть родственных слов называют корнем слова.
— Сколько слогов в этих словах?
— От чего зависит количество слогов в слове?
— На с. 37 в тренажёре обведите по контуру слова, написанные печатными буквами. А ниже на строчке запишите их письменными буквами.
— Прочитайте хором текст в учебнике на с. 71.
— Озаглавьте его.
— Кто вырастил лук?
— Что вырастила Лариса?
— У кого выросла тыква?
— Что ещё ребята могли бы вырастить на огороде?
— Какие ещё названия овощей вы знаете?
— Прочитайте текст ещё раз.
— У кого вырос лук?
— Допишем слово «Вовы» в предложение «У Вовы лук» на с. 29 прописей (Пр. 1).
— А что выросло у Ларисы?
— Сегодня мы научимся письменно отвечать на поставленный вопрос. Прочитайте его в прописях. (А у Ларисы?)
— Запишите ниже на строчке ответ «У Ларисы — салат».
(При работе с Пр. 2: продолжить выполнение заданий на с. 26, 27 тетради 2.)
— Проанализируйте и запишите предложения на с. 30 прописей. Три из них написаны печатными буквами, их нужно записать письменными буквами.
— Рассмотрите рисунки на с. 71 учебника. Кого изобразили дети?
— В чём необычность этих рисунков? (В расцветке.)
— Что вы можете сказать о расцветке лисы и белки? (Их цвет соответствует действительности.)
— В реальной жизни бывают такие кони и коты?
— Правильно ли расположены схемы слов под рисунками?
— Соедините стрелкой каждый рисунок и соответствующую ему схему слова.
— Кто запомнит больше слов со звуками [в] и [в’]? Послушайте текст.
Воет, веет ветер, ворошит ветви ветлы. Вода — воронками, водоворотами. Взметаются волны. Валится ветхий вяз-великан. Вихрем взмывают в воздух взъерошенные воробьи. Всё вокруг выветрила, высквозила вьюга! Вьюга! (Л. Яхнин)
(Дети записывают в рабочей тетради заглавные буквы, имеющие сходные элементы с буквой В: У, Я, К, Р, К, Н, У.)
— Что меняется в записи букв?
(Ученики выполняют задания Ши 11 в пособии «Как хорошо уметь читать!» на с. 44. Задание 10: дети читают текст в парах по одному предложению, затем меняются ролями, задание 11: сначала дети сами составляют рассказ по рисунку, затем читают текст и сравнивают составленный текст с прочитанным.)
— Выполним проверочную работу.
(«Проверочные работы по обучению грамоте», с. 20—23.)
VIII. Подведение итогов урока
— Понравился ли вам урок?
— Что вам запомнилось больше всего?
— Чему вы научились на уроке?
Похожие статьи:
Внеурочное занятие по русскому языку, 1-2 класс
Конспект урока по русскому языку, 1 класс. Согласные звуки. Школа России
Дидактические игры на уроках русского языка в начальной школе
Конспект урока по русскому языку, 1 класс. Твёрдые и мягкие согласные звуки
Нет комментариев. Ваш будет первым!