Конспект урока по обучению грамоте, 1 класс. Буква Е. Школа России
Урок обучения грамоте в 1 классе. Тема «Русская народная сказка. Буква Е е»
Цели: познакомить учащихся с буквой Е е; развивать навыки правильного и выразительного чтения; продолжить работу над основой предложения.
Формируемые УУД: составлять связный текст по иллюстрации; классифицировать слова по их значению; участвовать в исследовательской деятельности.
Пропедевтика: йотированные гласные; антонимы; двусложные и трёхсложные слова.
Ход урока
I. Включение в учебную деятельность
— Какие новые звуки вы узнали на предыдущем уроке?
— Кто испытывал затруднения при написании буквы В?
— В каких случаях мы пишем заглавную букву В?
— Потренируйте руку, подготовьтесь к письму. На с. 38 в тренажёре прочитайте и обведите чётко по контуру имена детей и предложения.
— Последнее предложение напишите письменными буквами.
— Сократите предложение до основы.
— О ком говорится в предложении? (О Вике.)
— Подчеркните это слово одной чертой, используйте линейку. Подчёркиваем всегда простым карандашом.
— Что сделала Вика? (Вырастила.)
— Это слово подчеркнём двумя чёрточками, потому что «вырастила» — это действие, которое выполнила Вика.
II. Актуализация знаний
— Откройте пособие «Как хорошо уметь читать!» на с. 43. Прочитайте в задании 8 слова, написание которых вам нужно было запомнить.
— Выполним задание 9. В слова можно играть. Из букв одного слова можно составить много других слов. Прочитайте, какие слова спрятались среди букв слова «сорока».
— Сколько слов вы насчитали?
— Дома потренируйтесь составлять слова из других слов вашего словарика. Запишите их на отдельных листочках. Мы вывесим их на стенд и посмотрим, у кого получилось больше слов. Можно к ним нарисовать рисунки.
(Введение понятия «исследовательская и проектная деятельность».)
— Прочитайте по цепочке предложения в задании 10 на с. 44.
— Прочитайте текст задания 11 в парах.
(На выполнение этого задания отводится не более 3 минут (90 секунд на каждого). Затем учащиеся читают текст в учебнике на с. 71, повторяют понятие «основа предложения».)
— Распространите предложения из текста. (Примерный ответ. Вова вырастил золотистый лук. Маленький Вова вырастил большой золотистый лук.)
(Таким образом дети распространяют все предложения.)
— Как вы озаглавили этот текст? (Примерный ответ. «Урожай», «Вот так овощи!», «Дети вырастили урожай».)
— Какие слова из этого текста нужно записать в ваш словарик? (Салат, овощи.)
— Разделите слова текста на слоги.
(На доске записаны слова.)
Косари, росинка, трава, косы, травинка, роса, травка, косилки.
— Найдите среди слов, записанных на доске, однокоренные слова.
— Запишите их группами на свободных строчках на с. 29 прописей (Пр. 1).
III. Постановка целей и определение темы урока
(Учитель подводит учащихся к тому, чтобы они догадались о целях и теме урока.)
IV. Работа по теме урока
1. Знакомство со звуками [й’э]
— Произнесём звуки [й’э].
— Сколько звуков вы услышали? (Два звука.)
— Произнесём их по отдельности, чтобы выяснить, к какой группе звуков они относятся: к гласным звукам или согласным. (Звук [й’] согласный, звонкий, мягкий, звук [э] гласный.)
— Выделите новые звуки из слов «ельник», «Егор», «если», «ем», «воет», «лает».
— В каких случаях мы слышали два звука [й’э] рядом? (В начале слова, после гласного звука.)
— А теперь выделите звук [э] из слов «реки», «песни», «ветер», «редька», «военный».
В слове «реки» слог ре слышим так: [р’э]. В таком случае после буквы р пишется буква е.
Итак, в начале слова буква е обозначает два звука, а после согласного обозначает мягкость согласного и звук [э].
2. Знакомство с буквой Е е
— Сравните печатные и письменные буквы Е, е на с. 39 тренажёра.
— Напишите печатные буквы Е, е на с. 39 и 40.
— Откройте прописи (Пр. 1) на с. 31. Какое дерево вы видите? (Ель.)
— Проанализируем это слово.
Мы слышим два звука [й’э], но пишем одну букву — е.
— Девочка, которая прячется за елью, показывает нам, в какой последовательности нужно писать строчную букву е. Напишем её образцу. Начинаем писать петлю с середины между линиями рабочей строки.
— Напишите две строчки буквы е.
(При работе с Пр. 2: с. 28, 29 тетради 2.)
— Прочитайте слова в столбиках, приведённые ниже. Проанализируем и напишем их.
— Устно подставьте к словам второго столбика слова-местоимения. (Я сел. Она села. Они сели.)
— Послушайте стихотворение.
На дворе — такая жалость! –
Наша лесенка сломалась.
Наша лесенка сломалась,
Буква Е зато осталась.
Е. Тарлапан
— Откройте учебник на с. 72. К какой сказке нарисована иллюстрация? («По щучьему веленью».)
— Кого вы видите на картинке?
— Чему удивляются люди?
— Как они одеты?
— Какое время года изображено?
— По каким признакам вы это определили?
— Какая птица изображена на картинке?
— Как мы напишем слово «сорока»?
— Какой зверь изображён на картинке?
— О чём мечтали люди, когда придумывали сказку о Емеле, который ездил на санях без лошадей? (Примерный ответ. О транспорте на колёсах: машинах, мотоциклах, с помощью которых можно перевозить людей и грузы.)
— Люди свои мечты воплощали в сказках. О чём они ещё мечтали, сочиняя сказки? (Примерный ответ. О телевизоре, когда придумывали сказку о тарелке и яблочке. О самолётах, когда придумывали сказку о ковре-самолёте. И т. д.)
Сказки, которые люди придумали очень давно, называются русскими народными. Все их знали, пересказывали детям из поколения в поколение, но никто не знал, кто же придумал ту или иную сказку первым. Поэтому их и называют народными.
— Как зовут героя сказки?
— Проанализируйте предложение «Емеля на санях ехал без лошади».
— Сократите его до основы. (Емеля ехал.)
— Какие ещё чудеса происходили с Емелей в сказке?
— Напомните мне, в какое время года произошло это событие.
— Какие ещё времена года вы знаете?
— Каким образом художник передал красоту зимнего пейзажа?
— Прочитайте пословицы на с. 72 учебника. Подчеркните в них букву е.
— Как вы понимаете смысл пословиц?
— В тренажёре на с. 39 напишите по образцу слоги печатными буквами, а затем письменными.
— На что указывает буква е в первом столбике?
— Что обозначает буква е в начале слова?
— Обведите по образцу предложения.
— Что обозначает в словах предложений буква el (Два звука.)
— Давайте повторим: когда буква е обозначает два звука?
— Прочитайте слова и предложения на с. 73 учебника.
— Кто нарисован в нижней части страницы?
— Поставьте вопросы к рисунку. (Где лиса роет норку? Что растёт на бугорке?)
Мудрая Сова просит вас ознакомиться с новыми сведениями о языке.
(Дети читают текст в нижней части страницы.)
— Прочитайте предложения в прописях на с. 31.
— Напишите первое предложение рядом с образцом.
— Прочитайте вопрос.
— Как вы напишете ответ? (Около ели лиса.)
— Рассмотрите рисунок на с. 74, 75 учебника.
— Что на нём изображено? (Примерный ответ. Много деревьев, растущих по берегам реки. Цветы на поляне. Кувшинки на воде у берега. Лёгкие редкие облака на небе.)
— Кто изображён на рисунке? (Насекомые, птицы, собака, мальчики, рыба.)
— Какой вопрос поставим к этим словам?
— Можно ли сказать о реке, что она полноводная?
— Какие деревья растут на одном берегу реки? А на другом?
— Какой берег крутой? А какой пологий?
— Что делают мальчики у реки?
— Во что они складывают пойманную рыбу?
— Дайте мальчикам имена, начинающиеся с буквы Е. (Евгений, Егор, Еремей, Евсей.)
— Прочитайте слова вверху с. 74. Слова с противоположным значением называются антонимами.
— Назовите пропущенные слова-антонимы. (Старые — новые, высокие — низкие, толстые — тонкие.)
— Сколько звуков на конце этих слов обозначает буква el
— Прочитайте следующий столбик слов.
— Образуйте однокоренные слова.
— Напишите эти слова в прописях на с. 31 на нижних двух строчках.
— Выделите корень слов.
— Сколько звуков обозначает буква е в этих словах?
— Прочитайте текст «Лес» внизу с. 74 учебника.
— Подчеркните буквы по образцу, указанному на доске.
высокие, русские
— В слове «русские» в середине слова пишется удвоенная буква с, написание слова нужно запомнить. Запишите это слово в ваш словарик.
— Составьте на наборном полотне предложения и запишите их в рабочей тетради.
Красивы русские леса.
Сто лет росли ели.
— Посмотрите на таблицу слогов на с. 75. Подчеркните карандашом буквы, обозначающие мягкость согласных звуков.
— Прочитайте текст «Река». Самостоятельно поставьте к нему вопросы. (Примерный ответ. Где протекает река? Большая ли река? Какие деревья склонили ветки к воде? Куда склонили свои ветки ивы? Что есть в реке? Где водятся лини и караси? Кто водится в иле и тине?)
— Выполните задания к тексту на с. 75.
— Выпишите из текста словарные слова: «около», «невелика», «караси».
V. Развитие речевого аппарата
1. Дыхательная гимнастика
(Упражнения «Именинный пирог», «Пилим дрова».)
«Именинный пирог». Сделав глубокий вдох носом, постараться задуть короткими отрывистыми выдохами как можно больше свечек на воображаемом именинном пироге. Нужно следить за тем, чтобы дети не добирали воздух при выдохе. Количество коротких выдохов может быть разным.
«Пилим дрова» (исходное положение: сидя; повернуться в паре лицом друг к другу, взять друг друга за правую руку). Сцепленными руками выполнять движения к себе (на вдохе носом) и от себя (на выдохе ртом), имитируя пилку дров.
2. Артикуляционная разминка
(Ученики выполняют упражнения «Губы», «Конфета», а затем задания 1 и 2 в пособии «Как хорошо уметь читать!» на с. 45.)
«Губы». Плотно сжав губы, вытянуть их вперёд; не разжимая губ, растянуть их в улыбке; повторить упражнение 2—3 раза.
«Конфета». Заложить язык за щёку, как конфету, а затем перемещать его из одной стороны в другую.
3. Работа над дикцией
(Ученики выполняют задание 3 в пособии «Как хорошо уметь читать!» на с. 45.)
Ре-ре-ре — ... (стоит ёлка в серебре).
Ве-ве-ве — ... (видим мошку на траве).
Те-те-те — ... (сидит птичка на кусте).
Ек-ек-ек — ... (у меня есть друг Олег).
(Затем дети выполняют задание 4. Повторить понятие «формы слова».)
VI. Физкультминутка
VII. Продолжение работы по теме урока
— Как по-другому называется пища или её приём? (Еда.)
— Как называется сооружение для хранения зерна? (Элеватор.)
— Какой звук слышим в начале этого слова? Можно ли его обозначить буквой el (Нет, буква е в начале слова обозначает два звука [и’э].)
— Назовите сизо-чёрную ягоду, похожую на малину. (Ежевика.)
— В этом случае в начале слова пишем букву el (Да, так как слышим два звука [й’э].)
(Затем дети выполняют задание 6 в пособии «Как хорошо уметь читать!» на с. 46.)
— Выполним задание 7. Прочитайте первый текст.
— Почему некоторые слова написаны с заглавной буквы?
— В каком слове буква е обозначает два звука?
— Прочитайте второй текст. Как он называется?
(Чтение по цепочке, затем в парах, а после — вслух.)
— Задайте друг другу вопросы по тексту. Какие реки есть в вашей местности? Найдите слова, в которых написание расходится с произношением.
— Запомните словарные слова: «в России», «окуни», «караси», «у костра», «тарелки».
— Написание каких словарных слов вам уже известно?
— Найдите в тексте и прочитайте предложения, в которых есть перечисление предметов.
— Найдите и прочитайте слова, отвечающие на вопрос «кто?».
— Найдите и прочитайте слова, отвечающие на вопрос «что?».
— Найдите и прочитайте двусложные слова, то есть состоящие из двух слогов.
— Найдите и прочитайте трёхсложные слова, то есть состоящие из трёх слогов.
— От чего зависит количество слогов в слове?
— А теперь — игра «Слева направо и справа налево». Прочитайте.
(На доске записаны предложения.)
Тонет енот!
То не енот!
То кот.
(Дети записывают предложения в рабочей тетради, если позволяет время.)
VIII. Подведение итогов урока
— Какую новую букву вы узнали?
— Сколько звуков она обозначает?
— В каких случаях она обозначает два звука?
— Кто доволен своей работой на уроке?
— А кто не очень доволен? Почему?
— Чью работу на уроке вы можете оценить высоко?
Похожие статьи:
Внеурочное занятие по русскому языку, 1-2 класс
Дидактические игры на уроках русского языка в начальной школе
Конспект урока по русскому языку, 1 класс. Согласные звуки. Школа России
Конспект урока по русскому языку, 1 класс. Твёрдые и мягкие согласные звуки
Нет комментариев. Ваш будет первым!