Конспект урока по обучению грамоте, 1 класс. Буква Ч. Школа России
Урок обучения грамоте в 1 классе. Тема «Делу время, а потехе час. Буква Ч ч»
Цели: познакомить учащихся с буквой Ч ч; развивать фонематический слух, логическое мышление; совершенствовать навыки правильного чтения.
Формируемые УУД: задавать вопросы по тексту в учебнике и давать на них развёрнутые ответы; составлять предложения о литературных героях; списывать печатный текст в тетрадь письменными буквами; чётко следовать правилам правописания сочетаний с буквами а, у (ча, чу); добывать информацию, дополняющую прочитанные тексты.
Пропедевтика: чь в конце глаголов («беречь», «стеречь»).
Ход урока
I. Включение в учебную деятельность
Мы с вами закончили изучать первую часть учебника. Вспомним, что мы уже изучили.
— Чем отличаются звуки от букв?
— От чего зависит твёрдость и мягкость согласных звуков?
— О чём говорит постановка знака ударения над буквой, обозначающей гласный звук?
— От чего зависит количество слогов в слове?
II. Актуализация знаний
— Вы помните тот день, когда впервые пришли в школу? Это был праздник. На следующий день вы познакомились с первым школьным учебником. Как он называется? («Азбука».)
Прошло время, и вы полностью изучили содержание первой части учебника.
— Назовите изученные вами буквы, обозначающие гласные звуки.
— А теперь назовите буквы, обозначающие согласные звуки.
— Что вы знаете о согласных звуках? (Примерный ответ. Они бывают твёрдые или мягкие, звонкие или глухие. Есть звуки, которые имеют пару, их называют звонкими и глухими парными согласными.)
(Работа с лентой букв на с. 123 учебника: учащиеся называют буквы, указывающие на твёрдость предшествующего согласного звука, и буквы, указывающие на мягкость предшествующего согласного звука.)
— Когда буквы я, е обозначают два звука?
— Когда буквы я, е указывают на мягкость предшествующего согласного звука?
— Какие согласные звуки бывают только звонкими?
— Какие буквы обозначают парные глухие и звонкие согласные звуки?
— Откройте учебник на с. 124. Вы видите русский алфавит. Найдите и подчеркните те буквы, которые вы уже изучили.
— Сколько букв остались неподчёркнутыми?
— Что обозначают рисунки под буквами?
— Прочитайте текст «Подарки к празднику» на с. 122 учебника.
— Поставьте вопрос к первому предложению. (Кто приготовил подарки для ребят из детского садика?)
— Как по-другому можно поставить вопрос? (Для кого приготовили подарки первоклассники ?)
— Поставьте вопросы к другим предложениям.
(Учитель раздаёт ученикам кружки, вырезанные из бумаги.)
— Откройте учебник на с. 126. У вас есть возможность проверить знания и оценить свои достижения. Послушайте утверждения. Если вы уверены в своих знаниях, отложите вправо один кружок. Если не уверены, то не кладите ничего.
(Учитель читает утверждения.)
— Сколько кружков вы отложили?
Мы с вами повторили всё, что вы узнали, пока работали по первой части «Азбуки». А теперь мы её отложим в сторону и перед собой положим вторую часть учебника.
III. Постановка целей и определение темы урока
— Отгадайте загадки А. Кочергиной.
1. Что за братцы?
Их пересчитал —
Год пропал.
Годы идут,
А они не растут.
Как тех братцев зовут? (Месяцы.)
2. Прошло семь дней —
Конец и ей. (Неделя.)
- Какая тема объединяет слова-отгадки? (Время.)
- Как вы понимаете слово «время»?
- Какой предмет помогает людям определять время? (Часы.)
- Кто из вас уже умеет определять время по часам?
К своему и чужому времени нужно относиться бережно. Потому что время бежит только вперёд и никогда не возвращается назад. И если вы на уроке на какое-то время отвлечётесь, пропустите объяснение материала, вам будет сложнее его усвоить. Да и чувствовать вы себя будете очень неуютно, когда учитель станет задавать вопросы, а вы не будете знать, что ответить.
— Проанализируем слово «часы». Какой новый звук услышали?
— Что вы можете о нём сказать?
(Учитель подводит учащихся к тому, чтобы они догадались о целях и теме урока.)
IV. Работа по теме урока
1. Знакомство со звуком [ч’]
— Теперь мы будем работать со второй частью учебника. На с. 5 в красной рамке нарисованы мяч и ручка. Проанализируйте эти слова.
— Какие звуки в них есть?
— С какого звука начинаем произносить слово «мяч»?
Звук [ч’] всегда мягкий, твёрдым в русском языке он не бывает.
— Произнесите этот звук ещё раз.
— Что ещё можно сказать о нём? (Глухой звук.)
— Кто из вас любит играть в мяч?
— Какие игры с мячом вы знаете?
— Какие спортивные игры с мячом вы знаете?
— Какие значения слова «ручка» вы знаете? (Ручка маленького ребёнка, ручка для письма, ручка двери, ручка ведра.)
— Выполните фонетический разбор слова «ручка».
2. Знакомство с буквой Ч ч
Первой букве в слове «чтение» —
Букве Ч моё почтение.
Е. Тарлапан
— Посмотрите внимательно на заглавную и строчную буквы ч в верхнем правом углу с. 5. Что они вам напоминают?
— Откройте прописи (Пр. 1) на с. 27. К нам пришла гостья, чтобы показать, в какой последовательности нужно писать элементы строчной буквы ч. Напишите их.
— А теперь напишите саму букву.
(При работе с Пр. 2: с. 30, 31 тетради 3.)
— Откройте тренажёр на с. 61. Напишите три строки буквы ч.
— Напишите в тренажёре печатную букву ч.
— Прочитайте в учебнике слоги в красной рамке на с. 5.
— Напишите слоги на с. 27 прописей.
— Теперь напишите эти слоги печатными и письменными буквами в тренажёре на с. 61.
— Что мы знаем про букву я?
В слоге ча всегда пишется буква а. В этом случае нельзя писать букву я, так как звук [ч’] и так всегда мягкий. А в слоге чу всегда пишется буква у.
— Прочитайте несколько раз правило внизу на с. 5 учебника.
— Теперь проговорим правило хором.
— Откройте прописи (Пр. 1) на с. 29. Как правильно писать заглавную букву Ч, вам объяснит Чиполлино. Он радостно приветствует вас. Напишите элементы заглавной буквы Ч, строго следуя за стрелками.
— Теперь напишите саму букву.
(При работе с Пр. 2: с. 32 тетради 3.)
— Потренируйтесь писать заглавную букву Ч в тренажёре на с. 62.
(Учитель обращает их внимание ребят на то, что один элемент взят от буквы У, а второй - от буквы И, П или Т.)
— Напишите в тренажёре печатную букву Ч.
— Рассмотрите иллюстрацию на с. 4 учебника. Какими часами пользовались раньше, в старину? (Солнечными, песочными, водяными, механическими, цветочными.)
— А теперь какие виды часов используют? (Механические, электронные.)
В наши дни по-прежнему разбивают клумбы, на которых цветы в определённый час раскрываются и в определённый час закрываются. Также до сих пор используют песочные часы, например при выполнении заданий.
— Прочитайте загадку под иллюстрацией. О чём в ней говорится?
— Прочитайте текст на с. 5.
— Как вы его озаглавите?
— Каково основное назначение часов?
— На какие группы по назначению делятся часы?
— Какие часы чаще носят люди с собой?
— Что общего должно быть у всех часов? (Они должны точно показывать текущее время.)
— Поговорим о смысловом значении слова «часы».
Говорят: «Часы стоят».
Говорят: «Часы спешат».
Говорят: «Часы идут,
Но немножко отстают».
Мы смотрели с Мишкой вместе,
Но они стоят на месте.
В. Орлов
— Объясните, когда о часах говорят: спешат, идут, стоят.
— В каких случаях говорят, что часы бьют?
(Запись предложений со словом «часы» после анализа.)
Часы идут точно.
Они показывают время.
У Никиты на руке часы.
— У кого из вас дома есть часы?
— Почему часы пользуются такой популярностью? (Примерный ответ. Все поезда, корабли, самолёты, автобусы начинают движение точно по расписанию. В пункт назначения они тоже прибывают в точно определённое время.)
— Посмотрите, какими часами пользуюсь я. А у вас есть часы?
— Можно ли в нашей жизни обойтись без часов? (Примерный ответ. Если у нас не будет часов, мы не сможем узнать время и будем везде опаздывать или приходить намного раньше назначенного времени.)
(Учитель может организовать выставку часов.)
— Проанализируйте слова «час», «часы» и запишите их в прописях на с. 27.
— А теперь напишем предложения.
— Какие дни недели вы знаете?
— В какие дни недели вы не посещаете школу?
— Кто знает, сколько месяцев в году?
— А кто знает названия всех месяцев по порядку?
— В каком месяце вы пришли учиться в первый класс?
— В тренажёре на с. 61 обведите по контуру слова.
— Прочитайте предложение, записанное печатными буквами. Напишите его письменными буквами.
— Подчеркните в словах предложения буквы, обозначающие мягкие согласные звуки.
V. Развитие речевого аппарата
1. Дыхательная гимнастика
(Упражнения «Колесо спустило», «Тишина».)
«Колесо спустило». Плотно сжав губы, сделать глубокий вдох носом; на выдохе произнести, усиливая, а затем ослабляя, звук [с].
«Тишина». Сделав глубокий вдох носом, приблизить к губам указательный палец и на выдохе протяжно произнести: «Ш-ш-ш».
2. Артикуляционная разминка
— Как чикают ножницы? (Чик-чик-чик.)
(Ученики выполняют упражнения «Трубочка», «Лошадка», «Моторчик», а затем задания 2 и 6 в пособии «Как хорошо уметь читать!» на с. 72, 73.)
— Легко ли читать сразу три разных слога с буквой ч!
«Трубочка». Рот открыть и кончик языка упереть в нёбо как можно глубже, а губы выдвинуть вперёд трубочкой.
«Лошадка» (цоканье языком). Щелчок - пауза, щелчок - пауза, щелчок — пауза.
«Моторчик». Губы сомкнуть и расслабить, глубоко вдохнуть носом, а затем выдыхать, имитируя работающий двигатель: «Бр-р-р».
3. Работа над дикцией
(Дети выполняют задания 4 и 5 в пособии «Как хорошо уметь читать!» на с. 72.)
— Выделим в однокоренных словах корни дугой.
VI. Физкультминутка
VII. Продолжение работы по теме урока
— Прочитайте пословицы в задании 7 на с. 73 пособия «Как хорошо уметь читать!».
— Как вы понимаете смысл этих пословиц?
— В каких жизненных ситуациях их можно применить?
— Поставьте знак ударения в словах пословиц.
— Какие слова с непроверяемыми орфограммами вы встретили? (Человек, топор, работы.)
— Какие слова на правописание безударного гласного звука в слове вы встретили?
— Подчеркните слова, которые обозначают действие.
(Работа ведётся с комментированием вслух.)
— Напишите последнюю пословицу на с. 27 прописей на последней строке.
— Подчеркните основу предложения.
- Как вы понимаете смысл пословицы «Делу время, а потехе час»?
- Кто запомнит больше слов со звуком [ч’]? Послушайте текст.
Чаепитие у чайки в четверг в четыре часа. Чистые черепки чашек. Чайник черничного чая. Чаёвничают четверо: чиж, чечётка, чибис, чирок.
Чинно чирикают, чихают, чавкают. Чуткая чайка черпает чай черпаком:
- Чуть чижику. Чуть-чуть чибису. Чуток чирку. Чечётке чуточку.
Чудное чаепитие! {Л. Яхнин)
- Прочитайте слова вверху с. 6 учебника. Как мы называем такие слова? (Однокоренные слова.)
- Подчеркните в словах сочетание чк.
Эти две буквы-подружки всегда цепляются друг за дружку.
- Выполните задание, которое даётся к этим словам в учебнике.
- Запишите в тетрадь слова «речка», «ручка», «тучка», «лисичка».
- Устно составьте с этими словами предложения.
- Откройте прописи на с. 28. Проанализируйте слова «туча» и «учу».
- Запишите их.
- Напишите также предложения.
- Прочитайте в учебнике текст «Лисички».
- О каких лисичках идёт речь? {Это могут быть лисы или грибы.) Прочитайте текст выразительно с постановкой логического Ударения.
Прочитайте текст «Ручки».
- Какие значения могут быть у слова «ручки»?
(Ученики по цепочке и в парах читают тексты в задании 10 а с. 74 пособия «Как хорошо уметь читать!». Затем определяют тему и основную мысль текстов.)
На с. 62 в тренажёре во второй части страницы прочитайте и обведите по контуру предложения.
— Подчеркните букву ч в словах.
— Прочитайте предложение, записанное печатными буквами. Напишите его письменными буквами.
Сегодня мы познакомимся ещё с одним словом, которое запишем в словарик. Это слово «ученик».
— Как вы думаете, почему это слово необходимо поместить в ваш словарик?
Проверить написание буквы е можно с помощью слова «учение», но ребята об этом часто забывают, поэтому слово по- | местам в словарик.
— Продолжите слова.
пач**(ка)
свеч** (ка)
чи*** (жик)
чу** (до)
чер**** (ника)
— Придумайте слова, где звук [ч’] стоит в конце. (Примерный ответ. Грач, врач, плач, мяч, луч, печь, ночь, калач, сургуч, течь, сечь, речь, горечь, Керчь, лечь, беречь, не перечь, горяч.)
— Как называются детёныши животных?
У зайчика — ... (зайчонок),
у кролика — ... (крольчонок),
у белки — ... (бельчонок),
у галки — ... (галчонок).
VIII. Подведение итогов урока
— Понравился ли вам урок?
— Что было самым интересным на уроке?
— Что вызвало затруднение?
— С каким новым правилом вы познакомились?
— Кто научился красиво писать новую букву?
— А кому понравилось читать новые слова с этой буквой?
Похожие статьи:
Дидактические игры на уроках русского языка в начальной школе
Конспект урока по русскому языку, 1 класс. Твёрдые и мягкие согласные звуки
Внеурочное занятие по русскому языку, 1-2 класс
Конспект урока по русскому языку, 1 класс. Согласные звуки. Школа России
Нет комментариев. Ваш будет первым!