Свидетельство и конкурсы
Свидетельство о публикации бесплатно

Бесплатные конкурсы для педагогов на сайте kladraz.ru

Конспект урока по обучению грамоте, 1 класс. Буква Ч. Школа России

Урок обучения грамоте в 1 классе. Тема «Делу время, а потехе час. Буква Ч ч»

Цели: познакомить учащихся с буквой Ч ч; развивать фонематический слух, логическое мышление; совершенствовать навыки правильного чтения.

Формируемые УУД: задавать вопросы по тексту в учебнике и давать на них развёрнутые ответы; составлять предложения о литературных героях; списывать печатный текст в тетрадь письменными буквами; чётко следовать правилам правописания сочетаний с буквами а, у (ча, чу); добывать информацию, дополняющую прочитанные тексты.

Пропедевтика: чь в конце глаголов («беречь», «стеречь»).

Ход урока

I. Включение в учебную деятельность

Мы с вами закончили изучать первую часть учебника. Вспомним, что мы уже изучили.

— Чем отличаются звуки от букв?

— От чего зависит твёрдость и мягкость согласных звуков?

— О чём говорит постановка знака ударения над буквой, обозначающей гласный звук?

— От чего зависит количество слогов в слове?

II. Актуализация знаний

— Вы помните тот день, когда впервые пришли в школу? Это был праздник. На следующий день вы познакомились с первым школьным учебником. Как он называется? («Азбука».)

Прошло время, и вы полностью изучили содержание первой части учебника.

— Назовите изученные вами буквы, обозначающие гласные звуки.

— А теперь назовите буквы, обозначающие согласные звуки.

— Что вы знаете о согласных звуках? (Примерный ответ. Они бывают твёрдые или мягкие, звонкие или глухие. Есть звуки, которые имеют пару, их называют звонкими и глухими парными согласными.)

(Работа с лентой букв на с. 123 учебника: учащиеся называют буквы, указывающие на твёрдость предшествующего согласного звука, и буквы, указывающие на мягкость предшествующего согласного звука.)

— Когда буквы я, е обозначают два звука?

— Когда буквы я, е указывают на мягкость предшествующего согласного звука?

— Какие согласные звуки бывают только звонкими?

— Какие буквы обозначают парные глухие и звонкие согласные звуки?

— Откройте учебник на с. 124. Вы видите русский алфавит. Найдите и подчеркните те буквы, которые вы уже изучили.

— Сколько букв остались неподчёркнутыми?

— Что обозначают рисунки под буквами?

— Прочитайте текст «Подарки к празднику» на с. 122 учебника.

— Поставьте вопрос к первому предложению. (Кто приготовил подарки для ребят из детского садика?)

— Как по-другому можно поставить вопрос? (Для кого приготовили подарки первоклассники ?)

— Поставьте вопросы к другим предложениям.

(Учитель раздаёт ученикам кружки, вырезанные из бумаги.)

— Откройте учебник на с. 126. У вас есть возможность проверить знания и оценить свои достижения. Послушайте утверждения. Если вы уверены в своих знаниях, отложите вправо один кружок. Если не уверены, то не кладите ничего.

(Учитель читает утверждения.)

— Сколько кружков вы отложили?

Мы с вами повторили всё, что вы узнали, пока работали по первой части «Азбуки». А теперь мы её отложим в сторону и перед собой положим вторую часть учебника.

III. Постановка целей и определение темы урока

— Отгадайте загадки А. Кочергиной.

1. Что за братцы?

Их пересчитал —

Год пропал.

Годы идут,

А они не растут.

Как тех братцев зовут? (Месяцы.)

 

2. Прошло семь дней —

Конец и ей. (Неделя.)

- Какая тема объединяет слова-отгадки? (Время.)

- Как вы понимаете слово «время»?

- Какой предмет помогает людям определять время? (Часы.)

- Кто из вас уже умеет определять время по часам?

К своему и чужому времени нужно относиться бережно. Потому что время бежит только вперёд и никогда не возвращается назад. И если вы на уроке на какое-то время отвлечётесь, пропустите объяснение материала, вам будет сложнее его усвоить. Да и чувствовать вы себя будете очень неуютно, когда учитель станет задавать вопросы, а вы не будете знать, что ответить.

— Проанализируем слово «часы». Какой новый звук услышали?

— Что вы можете о нём сказать?

(Учитель подводит учащихся к тому, чтобы они догадались о целях и теме урока.)

IV. Работа по теме урока

1. Знакомство со звуком [ч’]

— Теперь мы будем работать со второй частью учебника. На с. 5 в красной рамке нарисованы мяч и ручка. Проанализируйте эти слова.

— Какие звуки в них есть?

— С какого звука начинаем произносить слово «мяч»?

Звук [ч’] всегда мягкий, твёрдым в русском языке он не бывает.

— Произнесите этот звук ещё раз.

— Что ещё можно сказать о нём? (Глухой звук.)

— Кто из вас любит играть в мяч?

— Какие игры с мячом вы знаете?

— Какие спортивные игры с мячом вы знаете?

— Какие значения слова «ручка» вы знаете? (Ручка маленького ребёнка, ручка для письма, ручка двери, ручка ведра.)

— Выполните фонетический разбор слова «ручка».

2. Знакомство с буквой Ч ч

Первой букве в слове «чтение» —

Букве Ч моё почтение.

Е. Тарлапан

— Посмотрите внимательно на заглавную и строчную буквы ч в верхнем правом углу с. 5. Что они вам напоминают?

— Откройте прописи (Пр. 1) на с. 27. К нам пришла гостья, чтобы показать, в какой последовательности нужно писать элементы строчной буквы ч. Напишите их.

— А теперь напишите саму букву.

(При работе с Пр. 2: с. 30, 31 тетради 3.)

— Откройте тренажёр на с. 61. Напишите три строки буквы ч.

— Напишите в тренажёре печатную букву ч.

— Прочитайте в учебнике слоги в красной рамке на с. 5.

— Напишите слоги на с. 27 прописей.

— Теперь напишите эти слоги печатными и письменными буквами в тренажёре на с. 61.

— Что мы знаем про букву я?

В слоге ча всегда пишется буква а. В этом случае нельзя писать букву я, так как звук [ч’] и так всегда мягкий. А в слоге чу всегда пишется буква у.

— Прочитайте несколько раз правило внизу на с. 5 учебника.

— Теперь проговорим правило хором.

— Откройте прописи (Пр. 1) на с. 29. Как правильно писать заглавную букву Ч, вам объяснит Чиполлино. Он радостно приветствует вас. Напишите элементы заглавной буквы Ч, строго следуя за стрелками.

— Теперь напишите саму букву.

(При работе с Пр. 2: с. 32 тетради 3.)

— Потренируйтесь писать заглавную букву Ч в тренажёре на с. 62.

(Учитель обращает их внимание ребят на то, что один элемент взят от буквы У, а второй - от буквы И, П или Т.)

— Напишите в тренажёре печатную букву Ч.

— Рассмотрите иллюстрацию на с. 4 учебника. Какими часами пользовались раньше, в старину? (Солнечными, песочными, водяными, механическими, цветочными.)

— А теперь какие виды часов используют? (Механические, электронные.)

В наши дни по-прежнему разбивают клумбы, на которых цветы в определённый час раскрываются и в определённый час закрываются. Также до сих пор используют песочные часы, например при выполнении заданий.

— Прочитайте загадку под иллюстрацией. О чём в ней говорится?

— Прочитайте текст на с. 5.

— Как вы его озаглавите?

— Каково основное назначение часов?

— На какие группы по назначению делятся часы?

— Какие часы чаще носят люди с собой?

— Что общего должно быть у всех часов? (Они должны точно показывать текущее время.)

— Поговорим о смысловом значении слова «часы».

Говорят: «Часы стоят».

Говорят: «Часы спешат».

Говорят: «Часы идут,

Но немножко отстают».

Мы смотрели с Мишкой вместе,

Но они стоят на месте.

В. Орлов

— Объясните, когда о часах говорят: спешат, идут, стоят.

— В каких случаях говорят, что часы бьют?

(Запись предложений со словом «часы» после анализа.)

Часы идут точно.

Они показывают время.

У Никиты на руке часы.

— У кого из вас дома есть часы?

— Почему часы пользуются такой популярностью? (Примерный ответ. Все поезда, корабли, самолёты, автобусы начинают движение точно по расписанию. В пункт назначения они тоже прибывают в точно определённое время.)

— Посмотрите, какими часами пользуюсь я. А у вас есть часы?

— Можно ли в нашей жизни обойтись без часов? (Примерный ответ. Если у нас не будет часов, мы не сможем узнать время и будем везде опаздывать или приходить намного раньше назначенного времени.)

(Учитель может организовать выставку часов.)

— Проанализируйте слова «час», «часы» и запишите их в прописях на с. 27.

— А теперь напишем предложения.

— Какие дни недели вы знаете?

— В какие дни недели вы не посещаете школу?

— Кто знает, сколько месяцев в году?

— А кто знает названия всех месяцев по порядку?

— В каком месяце вы пришли учиться в первый класс?

— В тренажёре на с. 61 обведите по контуру слова.

— Прочитайте предложение, записанное печатными буквами. Напишите его письменными буквами.

— Подчеркните в словах предложения буквы, обозначающие мягкие согласные звуки.

V. Развитие речевого аппарата

1. Дыхательная гимнастика

(Упражнения «Колесо спустило», «Тишина».)

«Колесо спустило». Плотно сжав губы, сделать глубокий вдох носом; на выдохе произнести, усиливая, а затем ослабляя, звук [с].

«Тишина». Сделав глубокий вдох носом, приблизить к губам указательный палец и на выдохе протяжно произнести: «Ш-ш-ш».

2. Артикуляционная разминка

— Как чикают ножницы? (Чик-чик-чик.)

(Ученики выполняют упражнения «Трубочка», «Лошадка», «Моторчик», а затем задания 2 и 6 в пособии «Как хорошо уметь читать!» на с. 72, 73.)

— Легко ли читать сразу три разных слога с буквой ч!

«Трубочка». Рот открыть и кончик языка упереть в нёбо как можно глубже, а губы выдвинуть вперёд трубочкой.

«Лошадка» (цоканье языком). Щелчок - пауза, щелчок - пауза, щелчок — пауза.

«Моторчик». Губы сомкнуть и расслабить, глубоко вдохнуть носом, а затем выдыхать, имитируя работающий двигатель: «Бр-р-р».

3. Работа над дикцией

(Дети выполняют задания 4 и 5 в пособии «Как хорошо уметь читать!» на с. 72.)

— Выделим в однокоренных словах корни дугой.

VI. Физкультминутка

VII. Продолжение работы по теме урока

— Прочитайте пословицы в задании 7 на с. 73 пособия «Как хорошо уметь читать!».

— Как вы понимаете смысл этих пословиц?

— В каких жизненных ситуациях их можно применить?

— Поставьте знак ударения в словах пословиц.

— Какие слова с непроверяемыми орфограммами вы встретили? (Человек, топор, работы.)

— Какие слова на правописание безударного гласного звука в слове вы встретили?

— Подчеркните слова, которые обозначают действие.

(Работа ведётся с комментированием вслух.)

— Напишите последнюю пословицу на с. 27 прописей на последней строке.

— Подчеркните основу предложения.

- Как вы понимаете смысл пословицы «Делу время, а потехе час»?

- Кто запомнит больше слов со звуком [ч’]? Послушайте текст.

Чаепитие у чайки в четверг в четыре часа. Чистые черепки чашек. Чайник черничного чая. Чаёвничают четверо: чиж, чечётка, чибис, чирок.

Чинно чирикают, чихают, чавкают. Чуткая чайка черпает чай черпаком:

- Чуть чижику. Чуть-чуть чибису. Чуток чирку. Чечётке чуточку.

Чудное чаепитие! {Л. Яхнин)

- Прочитайте слова вверху с. 6 учебника. Как мы называем такие слова? (Однокоренные слова.)

- Подчеркните в словах сочетание чк.

Эти две буквы-подружки всегда цепляются друг за дружку.

- Выполните задание, которое даётся к этим словам в учебнике.

- Запишите в тетрадь слова «речка», «ручка», «тучка», «лисичка».

- Устно составьте с этими словами предложения.

- Откройте прописи на с. 28. Проанализируйте слова «туча» и «учу».

- Запишите их.

- Напишите также предложения.

- Прочитайте в учебнике текст «Лисички».

- О каких лисичках идёт речь? {Это могут быть лисы или грибы.) Прочитайте текст выразительно с постановкой логического Ударения.

Прочитайте текст «Ручки».

- Какие значения могут быть у слова «ручки»?

(Ученики по цепочке и в парах читают тексты в задании 10 а с. 74 пособия «Как хорошо уметь читать!». Затем определяют тему и основную мысль текстов.)

На с. 62 в тренажёре во второй части страницы прочитайте и обведите по контуру предложения.

— Подчеркните букву ч в словах.

— Прочитайте предложение, записанное печатными буквами. Напишите его письменными буквами.

Сегодня мы познакомимся ещё с одним словом, которое запишем в словарик. Это слово «ученик».

— Как вы думаете, почему это слово необходимо поместить в ваш словарик?

Проверить написание буквы е можно с помощью слова «учение», но ребята об этом часто забывают, поэтому слово по- | местам в словарик.

— Продолжите слова.

пач**(ка)

свеч** (ка)

чи*** (жик)

чу** (до)

чер**** (ника)

— Придумайте слова, где звук [ч’] стоит в конце. (Примерный ответ. Грач, врач, плач, мяч, луч, печь, ночь, калач, сургуч, течь, сечь, речь, горечь, Керчь, лечь, беречь, не перечь, горяч.)

— Как называются детёныши животных?

У зайчика — ... (зайчонок),

у кролика — ... (крольчонок),

у белки — ... (бельчонок),

у галки — ... (галчонок).

VIII. Подведение итогов урока

— Понравился ли вам урок?

— Что было самым интересным на уроке?

— Что вызвало затруднение?

— С каким новым правилом вы познакомились?

— Кто научился красиво писать новую букву?

— А кому понравилось читать новые слова с этой буквой?

Похожие статьи:

Конспект урока по русскому языку, 1 класс. Правописание букв, обозначающих парные согласные звуки на конце слов

Конспект урока по русскому языку, 1 класс. Согласные звуки. Школа России

Дидактические игры на уроках русского языка в начальной школе

Внеурочное занятие по русскому языку, 1-2 класс

Конспект урока по русскому языку, 1 класс. Твёрдые и мягкие согласные звуки

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!