Конспект урока по обучению грамоте, 1 класс. Буква Ц. Школа России
Урок обучения грамоте в 1 классе. Тема «Хороша потеха, когда много доброго смеха. Буква Ц ц»
Цели: познакомить учащихся с буквой Ц ц; совершенствовать навыки чтения; дать представление об особенностях произнесения буквы ц, написании букв и, ы после ц; обобщить знания о непарных твёрдых и мягких согласных; развивать фонематический слух, речь, логическое мышление, внимание.
Формируемые УУД: формулировать правила; самостоятельно устранять ошибки в письменной работе; отвечать на вопросы, связанные с условием выполнения задания; организовывать свою деятельность.
Пропедевтика: слова-исключения с буквой ц.
Ход урока
I. Включение в учебную деятельность
— Какие непарные согласные звуки вы знаете?
— Если затрудняетесь ответить, вам поможет лента букв на с. 49 учебника.
(Дети должны назвать их твёрдо и мягко.)
— У кого из вас есть желание познакомиться ещё с одной новой буквой?
II. Актуализация знаний
- Прочитайте с доски.
Елена Ерошина
Юрий Гагарин
Юлий Цезарь
Юлия Ярославовна
Юнна Яковлевна
Екатерина Юшина
— Какова особенность этих словосочетаний? (Примерный ответ. Это имена собственные; все имена начинаются с букв, обозначающих два звука; фамилии и отчества женщин также начинаются с букв, обозначающих два звука.)
— В одном из этих слов есть буква, которую мы ещё не изучали. Кто догадался, что это за буква?
(Затем дети читают тексты на с. 48, 49 учебника. Учитель предлагает их пересказать.)
— Ещё раз обратимся к таблице слогов на с. 49. Придумайте и назовите какое-нибудь слово с каждым слогом. (Рука, рюкзак, лужи, любовь, дуб, дюшес и т. д.)
— Давайте повторим: когда буква ю обозначает два звука?
— А когда указывает на мягкость согласного звука?
III. Постановка целей и определение темы урока
— Как хозяйка зовёт цыплят? (Цып-цып-цып.)
— Какой звук слышится в начале этого слова?
(Учитель подводит учащихся к тому, чтобы они догадались о целях и теме урока.)
IV. Работа по теме урока
1. Знакомство со звуком [ц]
— Откройте учебник на с. 51. Кто нарисован в красной рамке над схемой слова? (Кузнец.)
— Кого называют кузнецом?
— Чем занимается кузнец?
— Как называется место его работы? (Кузница.)
— Выполним фонетический разбор слова «кузнец».
— Соотнесите слово «кузнец» со схемой к нему.
(Учитель объясняет детям артикуляцию при произнесении нового звука.)
— Откройте пособие «Как хорошо уметь читать!» на с. 100. Прочитайте в задании 2 прямые и обратные слоги.
— На что вы обратили внимание? (Даже если после буквы ц стоят буквы и, е, звук [ц] произносится твёрдо.)
Итак, сделаем вывод: звук [ц] согласный, глухой, непарный, твёрдый.
2. Знакомство с буквой Ц ц
— На что похожа буква ц?
Буква Ц — внизу крючок,
Точно с краником бачок.
Е. Тарлапан
— Сравните письменные и печатные буквы Ц, ц, в прописях (Пр. 1) на с. 22, 23.
— Девочка с цыплёнком покажет вам последовательность написания элементов строчной буквы ц. Обведите эти элементы в прописях на с. 22.
— А теперь напишите саму букву.
— На с. 23 клоун приехал из цирка, чтобы научить вас писать заглавную букву Ц. Повторите за ним указанные элементы.
— Напишите заглавную букву Ц.
(При работе с Пр. 2: с. 30, 31 тетради 4.)
— В тренажёре на с. 85, 86 обведите по контуру письменные буквы ц и Ц.
— Напишите в тренажёре печатные буквы ц, Ц.
— Прочитайте в красной рамке на с. 51 слоги с буквой ц.
— Напишите слоги с буквой ц в прописях на с. 22, 23.
— Напишите слоги письменными и печатными буквами в тренажёре на с. 85, 86.
— Прочитайте на с. 85 тренажёра слова с буквой ц.
— Запишите их.
(Фонетический разбор обязателен.)
— Прочитайте слова в задании 4 на с. 100 пособия «Как хорошо уметь читать!».
— Какие слова со звуком [ц] вы смогли запомнить?
(Можно проанализировать несколько слов по плану:
а) деление слова на слоги;
б) последовательное выделение звуков;
в) характеристика звуков;
г) составление схемы;
д) подстановка букв в схему;
е) определение места звука [ц], показ буквы, её подстановка;
ж) характеристика звука [ц].)
— Прочитайте чистоговорку в задании 7 на с. 101.
— Сопоставим слова с вопросами.
Кто? Какой? / Какая?
цапля жёлтый
заяц важная
лисица зелёная
куница мохнатая
гусеница красивая
цыплёнок рыжая
птица белый
— Что изображено на иллюстрации на с. 50 учебника? (Арена цирка.)
— Кого вы видите на арене?
— Чем занят медведь?
— Кто выполняет трюки с огненным кольцом?
— Опишите внешний вид дрессировщика.
— Что делают собачки?
— Чем заняты клоуны?
— Что вы можете сказать о цвете одежды артистов цирка?
— Прочитайте предложения под иллюстрацией.
— Озаглавьте текст, подчеркните в словах букву ц.
— Слово «цирк» и предложение «Я люблю цирк!» напишите в прописях на с. 22.
(Учитель должен обратить внимание детей на интонацию предложения.)
3. Формирование навыков чтения
— Прочитайте пословицу в учебнике вверху с. 50.
— Как вы понимаете её смысл?
— Рассмотрите рисунок на с. 51. Кого вы видите? (Мальчика- наездника, мужчину в фартуке.)
— Как называют людей, которые работают с молотом и наковальней, обрабатывают при этом металл? (Кузнецы.)
— Почему конь поднял одну ногу? (Потерял подкову.)
— Для чего мальчик привёл коня к кузнецу?
— Прочитайте слова над иллюстрацией.
— Составьте с ними небольшой рассказ.
— Проанализируйте пословицу в прописях на с. 22, запишите её.
— Прочитайте стихотворение С.Я. Маршака на с. 51 в учебнике.
— Как мы называем такие тексты? (Диалог.)
— На с. 52 учебника прочитайте ещё одно стихотворение С.Я. Маршака.
— Найдите и подчеркните слова с буквой ц.
— Прочитаем стихотворение ещё раз, но уже по ролям.
— Что говорится о медведе? черепахе? слоне?
— Прочитайте диалог «Заяц» на с. 52.
— Выполним фонетический разбор слова «заяц».
— Запишите это слово в ваш словарик.
— Напишите в прописях на с. 22 слова «заяц», «зайцы» на этой же строке.
— Запомните: на конце слова после буквы ц всегда пишется буква ы.
— Напишите в прописях под предложением на свободной строке слова «пальцы», «леденцы», «овцы».
— Подчеркните букву ы.
V. Физкультминутка
VI. Продолжение работы по теме урока
(Письмо в прописях на с. 23. Работа с понятием «народные приметы».)
— Прочитайте слова, записанные на доске. Обратите внимание, в каком месте слова после буквы ц пишем и, а в каком — ы.
концы |
цирк |
цыган |
венцы |
циркач |
цыпочки |
ранцы |
цифра |
цып-цып |
певцы |
циркуль |
цыплёнок |
На конце слов после буквы ц всегда пишут букву ы, а вот в середине слова после буквы ц пишем букву и. Например: «овцы», «кузнецы», «пловцы», «цинк», «цистерна», «цикада». Но есть слова-исключения, в которых после буквы ц в середине слова пишется буква ы. Это слова «цыган», «цыплёнок», «на цыпочках», «цып-цып-цып».
(Практика показывает, что этот материал вполне доступен детям для понимания. Это предупреждает ошибки в дальнейшем.)
— Запишите в тетрадь слова-исключения: «цып-цып-цып», «цыплята», «цыган», «цыганка», «цыганёнок», «на цыпочках». Запомните: во всех этих словах после ц пишется буква ы.
— Запишите в тетрадь в первый столбик слова с буквой ы после ц, а во второй — с буквой и после ц: «певцы», «цикорий», «скворцы», «отцы», «столицы», «циркуль», «цилиндр», «пальцы», «медицина».
VII. Развитие речевого аппарата
(Ученики выполняют задания 1, 5, 7—10 в пособии «Как хорошо уметь читать!» на с. 100—102.)
VIII. Подведение итогов урока
— Понравился ли вам урок?
— Что нового вы узнали?
— Чему научились?
— Что было самым интересным на уроке?
— Что вызвало у вас затруднение?
— Кому трудно было понять, когда после ц пишем букву и, а когда ы?
Похожие статьи:
Внеурочное занятие по русскому языку, 1-2 класс
Конспект урока по русскому языку, 1 класс. Твёрдые и мягкие согласные звуки
Конспект урока по русскому языку, 1 класс. Согласные звуки. Школа России
Дидактические игры на уроках русского языка в начальной школе
Нет комментариев. Ваш будет первым!