Свидетельство и конкурсы
Свидетельство о публикации бесплатно

Бесплатные конкурсы для педагогов на сайте kladraz.ru

Конспект урока по обучению грамоте, 1 класс. Буква Ц. Школа России

Урок обучения грамоте в 1 классе. Тема «Хороша потеха, когда много доброго смеха. Буква Ц ц»

Цели: познакомить учащихся с буквой Ц ц; совершенствовать навыки чтения; дать представление об особенностях произнесения буквы ц, написании букв и, ы после ц; обобщить знания о непарных твёрдых и мягких согласных; развивать фонематический слух, речь, логическое мышление, внимание.

Формируемые УУД: формулировать правила; самостоятельно устранять ошибки в письменной работе; отвечать на вопросы, связанные с условием выполнения задания; организовывать свою деятельность.

Пропедевтика: слова-исключения с буквой ц.

Ход урока

I. Включение в учебную деятельность

— Какие непарные согласные звуки вы знаете?

— Если затрудняетесь ответить, вам поможет лента букв на с. 49 учебника.

(Дети должны назвать их твёрдо и мягко.)

— У кого из вас есть желание познакомиться ещё с одной новой буквой?

II. Актуализация знаний

- Прочитайте с доски.

Елена Ерошина

Юрий Гагарин

Юлий Цезарь

 

Юлия Ярославовна

Юнна Яковлевна

Екатерина Юшина

— Какова особенность этих словосочетаний? (Примерный ответ. Это имена собственные; все имена начинаются с букв, обозначающих два звука; фамилии и отчества женщин также начинаются с букв, обозначающих два звука.)

— В одном из этих слов есть буква, которую мы ещё не изучали. Кто догадался, что это за буква?

(Затем дети читают тексты на с. 48, 49 учебника. Учитель предлагает их пересказать.)

— Ещё раз обратимся к таблице слогов на с. 49. Придумайте и назовите какое-нибудь слово с каждым слогом. (Рука, рюкзак, лужи, любовь, дуб, дюшес и т. д.)

— Давайте повторим: когда буква ю обозначает два звука?

— А когда указывает на мягкость согласного звука?

III. Постановка целей и определение темы урока

— Как хозяйка зовёт цыплят? (Цып-цып-цып.)

— Какой звук слышится в начале этого слова?

(Учитель подводит учащихся к тому, чтобы они догадались о целях и теме урока.)

IV. Работа по теме урока

1. Знакомство со звуком [ц]

— Откройте учебник на с. 51. Кто нарисован в красной рамке над схемой слова? (Кузнец.)

— Кого называют кузнецом?

— Чем занимается кузнец?

— Как называется место его работы? (Кузница.)

— Выполним фонетический разбор слова «кузнец».

— Соотнесите слово «кузнец» со схемой к нему.

(Учитель объясняет детям артикуляцию при произнесении нового звука.)

— Откройте пособие «Как хорошо уметь читать!» на с. 100. Прочитайте в задании 2 прямые и обратные слоги.

— На что вы обратили внимание? (Даже если после буквы ц стоят буквы и, е, звук [ц] произносится твёрдо.)

Итак, сделаем вывод: звук [ц] согласный, глухой, непарный, твёрдый.

2. Знакомство с буквой Ц ц

— На что похожа буква ц?

Буква Ц — внизу крючок,

Точно с краником бачок.

Е. Тарлапан

— Сравните письменные и печатные буквы Ц, ц, в прописях (Пр. 1) на с. 22, 23.

— Девочка с цыплёнком покажет вам последовательность написания элементов строчной буквы ц. Обведите эти элементы в прописях на с. 22.

— А теперь напишите саму букву.

— На с. 23 клоун приехал из цирка, чтобы научить вас писать заглавную букву Ц. Повторите за ним указанные элементы.

— Напишите заглавную букву Ц.

(При работе с Пр. 2: с. 30, 31 тетради 4.)

— В тренажёре на с. 85, 86 обведите по контуру письменные буквы ц и Ц.

— Напишите в тренажёре печатные буквы ц, Ц.

— Прочитайте в красной рамке на с. 51 слоги с буквой ц.

— Напишите слоги с буквой ц в прописях на с. 22, 23.

— Напишите слоги письменными и печатными буквами в тренажёре на с. 85, 86.

— Прочитайте на с. 85 тренажёра слова с буквой ц.

— Запишите их.

(Фонетический разбор обязателен.)

— Прочитайте слова в задании 4 на с. 100 пособия «Как хорошо уметь читать!».

— Какие слова со звуком [ц] вы смогли запомнить?

(Можно проанализировать несколько слов по плану:

а) деление слова на слоги;

б) последовательное выделение звуков;

в) характеристика звуков;

г) составление схемы;

д) подстановка букв в схему;

е) определение места звука [ц], показ буквы, её подстановка;

ж) характеристика звука [ц].)

— Прочитайте чистоговорку в задании 7 на с. 101.

— Сопоставим слова с вопросами.

Кто?                                      Какой? / Какая?

цапля                                    жёлтый

заяц                                      важная

лисица                                  зелёная

куница                                   мохнатая

гусеница                               красивая

цыплёнок                              рыжая

птица                                    белый

— Что изображено на иллюстрации на с. 50 учебника? (Арена цирка.)

— Кого вы видите на арене?

— Чем занят медведь?

— Кто выполняет трюки с огненным кольцом?

— Опишите внешний вид дрессировщика.

— Что делают собачки?

— Чем заняты клоуны?

— Что вы можете сказать о цвете одежды артистов цирка?

— Прочитайте предложения под иллюстрацией.

— Озаглавьте текст, подчеркните в словах букву ц.

— Слово «цирк» и предложение «Я люблю цирк!» напишите в прописях на с. 22.

(Учитель должен обратить внимание детей на интонацию предложения.)

3. Формирование навыков чтения

— Прочитайте пословицу в учебнике вверху с. 50.

— Как вы понимаете её смысл?

— Рассмотрите рисунок на с. 51. Кого вы видите? (Мальчика- наездника, мужчину в фартуке.)

— Как называют людей, которые работают с молотом и наковальней, обрабатывают при этом металл? (Кузнецы.)

— Почему конь поднял одну ногу? (Потерял подкову.)

— Для чего мальчик привёл коня к кузнецу?

— Прочитайте слова над иллюстрацией.

— Составьте с ними небольшой рассказ.

— Проанализируйте пословицу в прописях на с. 22, запишите её.

— Прочитайте стихотворение С.Я. Маршака на с. 51 в учебнике.

— Как мы называем такие тексты? (Диалог.)

— На с. 52 учебника прочитайте ещё одно стихотворение С.Я. Маршака.

— Найдите и подчеркните слова с буквой ц.

— Прочитаем стихотворение ещё раз, но уже по ролям.

— Что говорится о медведе? черепахе? слоне?

— Прочитайте диалог «Заяц» на с. 52.

— Выполним фонетический разбор слова «заяц».

— Запишите это слово в ваш словарик.

— Напишите в прописях на с. 22 слова «заяц», «зайцы» на этой же строке.

— Запомните: на конце слова после буквы ц всегда пишется буква ы.

— Напишите в прописях под предложением на свободной строке слова «пальцы», «леденцы», «овцы».

— Подчеркните букву ы.

V. Физкультминутка

VI. Продолжение работы по теме урока

(Письмо в прописях на с. 23. Работа с понятием «народные приметы».)

— Прочитайте слова, записанные на доске. Обратите внимание, в каком месте слова после буквы ц пишем и, а в каком — ы.

концы

цирк

цыган

венцы

циркач

цыпочки

ранцы

цифра

цып-цып

певцы

циркуль

цыплёнок

На конце слов после буквы ц всегда пишут букву ы, а вот в середине слова после буквы ц пишем букву и. Например: «овцы», «кузнецы», «пловцы», «цинк», «цистерна», «цикада». Но есть слова-исключения, в которых после буквы ц в середине слова пишется буква ы. Это слова «цыган», «цыплёнок», «на цыпочках», «цып-цып-цып».

(Практика показывает, что этот материал вполне доступен детям для понимания. Это предупреждает ошибки в дальнейшем.)

— Запишите в тетрадь слова-исключения: «цып-цып-цып», «цыплята», «цыган», «цыганка», «цыганёнок», «на цыпочках». Запомните: во всех этих словах после ц пишется буква ы.

— Запишите в тетрадь в первый столбик слова с буквой ы после ц, а во второй — с буквой и после ц: «певцы», «цикорий», «скворцы», «отцы», «столицы», «циркуль», «цилиндр», «пальцы», «медицина».

VII. Развитие речевого аппарата

(Ученики выполняют задания 1, 5, 7—10 в пособии «Как хорошо уметь читать!» на с. 100—102.)

VIII. Подведение итогов урока

— Понравился ли вам урок?

— Что нового вы узнали?

— Чему научились?

— Что было самым интересным на уроке?

— Что вызвало у вас затруднение?

— Кому трудно было понять, когда после ц пишем букву и, а когда ы?

Похожие статьи:

Внеурочное занятие по русскому языку, 1-2 класс

Конспект урока по русскому языку, 1 класс. Согласные звуки. Школа России

Конспект урока по русскому языку, 1 класс. Твёрдые и мягкие согласные звуки

Конспект урока по русскому языку, 1 класс. Правописание букв, обозначающих парные согласные звуки на конце слов

Дидактические игры на уроках русского языка в начальной школе

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!