Свидетельство и конкурсы
Свидетельство о публикации бесплатно

Бесплатные конкурсы для педагогов на сайте kladraz.ru

Конспект урока по обучению грамоте, 1 класс. Буква Б. Школа России

Урок обучения грамоте в 1 классе. Тема «Сказки А.С. Пушкина. Буква Б б»

Цели: познакомить учащихся с буквой Б б; учить характеризовать звуки; совершенствовать навыки правильного, плавного, выразительного чтения; развивать фонематический слух, речь, логическое мышление, внимание; формировать орфографическую зоркость; расширять кругозор; воспитывать любознательность; обозначить литературно-исторический контекст (когда жил А.С. Пушкин, кто тогда правил страной, как одевались в то время).

Формируемые УУД: выполнять стилистический анализ текста; изменять форму слова.

Пропедевтика: единственное и множественное число имён существительных.

Ход урока

I. Включение в учебную деятельность

— Зачем вы пришли на урок?

— Чему вы хотите научиться?

— Какие задания вам хотелось бы выполнить на этом уроке?

— Какие задания вам совсем не нравится выполнять?

— Если бы вы были учителями, какие задания давали бы детям?

— Сколько букв, обозначающих гласные звуки, вы уже знаете?

— Сколько букв, обозначающих согласные звуки, вы освоили?

— Вспомним, как они пишутся.

— В тренажёре на с. 48 прочитайте слоги, записанные печатными буквами. Напишите их письменными буквами.

— Прочитайте слова, записанные печатными буквами.

— Какое слово можно считать лишним? Почему?

II. Актуализация знаний

(Работа по ленте букв в учебнике на с. 95 и по таблице слогов на с. 93 (парные согласные звуки).)

III. Постановка целей и определение темы урока

— Как звучит барабан? (Бум-бум-бум.)

— Как блеет баран? (Бе-е-е.)

— Какие звуки вы слышите в начале этих слов?

(Учитель подводит учащихся к тому, чтобы они догадались о целях и теме урока.)

IV. Работа по теме урока

1. Знакомство со звуками [б] и [б’]

— Что вы можете сказать о звуках [б] и [б’]? (Согласные звуки, звонкие, один из них твёрдый, другой мягкий.)

— Какие буквы при произнесении указывают на мягкость предшествующего согласного звука? (Буквы и, е.)

— Рассмотрите рисунки в красной рамке на с. 97 учебника. Кто здесь изображён?

— Сколько слогов в слове «зебра»? (Два.)

— Почему? (Потому что в нём два гласных звука.)

— Почему звук [з’] слышится мягко? (Потому что буква е указывает на мягкость предшествующего согласного звука.)

— Какие буквы выставим на наборном полотне?

— С какой из этих букв мы ещё не знакомы?

— Выполните фонетический разбор слова «голуби».

2. Знакомство с буквой Б б

Буква Б проснётся рано.

Буква Б — бочонок с краном.

Умывайся, будь здоров,

Богатырь Борис Бобров!

В. Степанов

— Откройте прописи (Пр. 1) на с. 12. Кто пришёл к нам сегодня на урок? (Богатырь.)

— Посмотрите, в какой последовательности богатырь предлагает писать элементы строчной буквы б. Напишите их.

— А теперь напишите саму букву.

— Напишите строчную букву б в тренажёре на с. 49.

— А теперь напишите печатную букву б по образцу.

— В прописях на с. 13 Буратино показывает нам, в какой последовательности нужно писать заглавную букву Б.

— Напишите эти элементы.

— Выполните фонетический разбор слова «Буратино».

— Кто из вас смотрел фильм «Приключения Буратино»?

— Напишите заглавную букву Б в прописях на с. 13.

— Закрепим ваше умение. Напишите четыре строчки заглавной буквы Б в тренажёре на с. 50.

(При работе с Пр. 2: с. 12, 13 тетради 3.)

— Проанализируем слова «бочка» и «почка». Что общего у этих слов?

— Охарактеризуйте звуки [б] и [п].

Это парные согласные звуки.

(Учащиеся анализируют слова: «дуб» — «дубы», «столб» — «столбы», «серп» — «серпы». Учитель даёт понятие «единственное и множественное число».)

— Прочитайте слоги в учебнике на с. 97.

— Напишите слоги в прописях на с. 12, 13.

— Напишите печатными, а затем письменными буквами слоги в тренажёре на с. 49.

— Напишите слоги с заглавной буквой Б в тренажёре на с. 50.

— Вставьте пропущенные буквы в слова на с. 49. Назовите получившиеся слова.

V. Развитие речевого аппарата

1. Дыхательная гимнастика

(Упражнения «Пятёрка», «Тридцать три Егорки».)

«Пятёрка». Сделать медленный глубокий вдох носом при плотно сжатых губах и задержать дыхание; на выдохе считать от 1 до 5, стараясь, чтобы воздуха хватило до конца счёта.

«Тридцать три Егорки». Сделать глубокий вдох носом, а на выдохе произнести скороговорку: «Как на горке, на пригорке стоят тридцать три Егорки»; вновь сделать глубокий вдох и продолжить: «Раз — Егорка, два — Егорка, три — Егорка» и т.д., пока хватит набранного воздуха. Добирать воздух нельзя.

2. Артикуляционная разминка

(Ученики выполняют упражнения «Верблюд», «Моторчик», а затем задания 2, 3, 5—9 в пособии «Как хорошо уметь читать!» на с. 58, 59.)

«Верблюд». Выполнять круговые вращательные движения нижней челюстью с закрытым ртом, имитируя пережёвывание пищи верблюдом.

«Моторчик». Губы сомкнуть и расслабить, глубоко вдохнуть носом, а затем выдыхать, имитируя работающий двигатель: «Бр-р-р».

3. Работа над дикцией

(Ученики выполняют задание 1 в пособии «Как хорошо уметь читать!» на с. 58: скороговорка читается и проговаривается 6—7 раз, а затем задание 10 на с. 60: читают загадки хором, затем в парах.)

VI. Развитие речи

(Учитель выставляет детские книги со сказками А.С. Пушкина.)

— Откройте учебник на с. 96. О какой сказке пойдёт речь? (О «Сказке о царе Салтане».)

— Кто автор сказки?

— Расскажите, что изобразил художник. (Белка песенки поёт и орешки все грызёт. Слуги белку стерегут.)

— Где сидит белка? (В хрустальном доме, под высокой елью.)

— Как одеты слуги?

— Куда белка складывает золотые скорлупки?

— Как называется наша беседа? (Устная речь.)

— Прочитайте строки под иллюстрацией.

— А это какая речь? (Письменная.)

— Отгадайте загадку.

Кто по ёлкам ловко скачет

И взлетает на дубы?

Кто в дупле орешки прячет.

Сушит на зиму грибы? (Белка.)

— Выполните фонетический разбор слова «белка».

— Прочитайте слова, напечатанные жирным шрифтом в учебнике на с. 97.

— К какой группе слов их можно отнести? (Эти слова отвечают на вопрос «кто?», относятся к именам нарицательным, обозначают диких животных.)

— Давайте хором, но негромко прочитаем текст на с. 97.

— О ком этот текст?

— Какие деревья растут в парке?

— Кто скакал с ветки на ветку?

— Где жила белка?

— Что она брала у детей из рук?

— Можно ли сказать, что белка доверчиво относится к людям?

— В каких случаях это происходит?

— Что вас удивило в тексте?

(Повторное чтение текста по рядам. Запись предложений текста в прописях на с. 12.)

— Прочитайте слова, составленные на наборном полотне (слова могут быть записаны на доске).

Белка, у белки, к белке, белку, за белкой, о белке.

— Что объединяет эти слова? (Везде говорится о белке.)

— Найдите корень у каждого из этих слов.

— Что изменяется у всех слов? (Окончание.)

В таких случаях говорят, что это формы одного слова, у них разные предлоги и разные окончания.

— Напишем формы слова «белка» на свободных строчках в прописях на с. 12.

— Кого вы видите на рисунке в учебнике на с. 99?

— Выполните фонетический разбор слова «бобры».

(Нужно обратить внимание учеников на слабую позицию гласного звука [а]. Дети подбирают проверочное слово «бобр».)

— Выставим на наборном полотне слова: «бобр», «бобры». Итак, сделаем вывод: звук [а] на письме будет обозначаться буквой о.

~ Что делают бобры на рисунке?

— Какие «инструменты» у них имеются?

— Прочитайте текст «Бобры».

(Дети читают хором, затем по цепочке по одному предложению.)

— Что вы узнали о бобрах?

— Допишите в прописях нас. 13 предложение о бобрах.

(При работе с Пр. 2: продолжить выполнение заданий на с. 12, 13 тетради 3.)

VII. Физкультминутка

VIII. Продолжение работы по теме урока

— Рассмотрите рисунки внизу с. 98 учебника.

— Кто играет в барабаны?

— Прочитайте скороговорку рядом с изображёнными баранами.

— Научимся произносить её чисто и быстро.

Ребята, слово «барабаны» с секретом. Это словарное слово.

— Выполним фонетический разбор слова «барабан» и составим его на наборном полотне.

— Какой слог ударный?

(Учитель обращает внимание детей на слабую позицию звука [а] в слогах ба и ра. Их нельзя проверить, а нужно запомнить написание.)

— Запишите слово «барабан» в ваш словарик.

— На последних двух строчках в прописях на с. 13 напишите слово «барабан» и его формы: «у барабана», «к барабану», «за барабаном», «на барабане».

Есть ещё одно слово с непроверяемой орфограммой (буквой) — «болото».

— Проанализируйте его, составьте на наборном полотне, запишите в словарик.

— Посмотрите на таблицу слогов на с. 98. Какие парные согласные звуки в ней встречаются? (Звонкие и глухие согласные звуки [б] — [п] и [б’] — [п’].)

— Соотнесите картинки и слова в верхней части с. 98.

— Нарисуйте схемы к словам. Составьте с ними предложения.

— Разгадайте ребусы внизу с. 98. (Стол, булка.)

— Запишите эти слова в тетрадь.

— Прочитайте текст про кота Барсика в середине с. 98.

— О чём говорится в первом предложении?

— Что говорится о клубке?

— Кто катал клубок?

— Почему слово «Барсик» написано с заглавной буквы?

— Для чего в тексте поставлены точки?

— Как мы начинаем писать предложение?

— Запишите предложения о коте Барсике в тренажёре на с. 50.

— Прочитайте слова со слогом ка на с. 99.

— Спишите с доски предложение, записав его на последних строчках с. 50 в тренажёре.

(Предложение написано письменными буквами.)

Белые бараны били в барабаны.

— В названиях каких ещё зверей есть звуки [б] и [б’]?

— Отгадайте загадки О. Дружковой.

1. Длинные иголки

По земле волочатся,

Приставать к нему

Никому не хочется. (Дикобраз.)

 

2. Лошадка, которая забыла

Снять пижаму. (Зебра.)

— Откройте учебник на с. 103. Почему букву б поместили в верхней строке ленты букв? (Потому что она обозначает звонкий согласный звук.)

— Почему под буквой б стоит буква я? (Они обозначают парные согласные звуки.)

— Откройте пособие «Как хорошо уметь читать!» на с. 60. Прочитайте текст в задании 11.

— Кому из вас приходилось бывать в супермаркете?

— Что вы там приобретали?

— Можно ли брать без разрешения товар и уносить его из магазина, не расплатившись?

— Запишите в ваш словарик слово «пластилин».

(Можно выполнить фонетический разбор слова.)

IX. Подведение итогов урока

— Понравился ли вам урок?

— Что нового вы узнали на уроке?

— Чему научились?

— Как нужно вести себя в супермаркете?

Похожие статьи:

Конспект урока по русскому языку, 1 класс. Твёрдые и мягкие согласные звуки

Конспект урока по русскому языку, 1 класс. Правописание букв, обозначающих парные согласные звуки на конце слов

Конспект урока по русскому языку, 1 класс. Согласные звуки. Школа России

Внеурочное занятие по русскому языку, 1-2 класс

Дидактические игры на уроках русского языка в начальной школе

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!