Конспект урока по обучению грамоте, 1 класс. Буква Б. Школа России
Урок обучения грамоте в 1 классе. Тема «Сказки А.С. Пушкина. Буква Б б»
Цели: познакомить учащихся с буквой Б б; учить характеризовать звуки; совершенствовать навыки правильного, плавного, выразительного чтения; развивать фонематический слух, речь, логическое мышление, внимание; формировать орфографическую зоркость; расширять кругозор; воспитывать любознательность; обозначить литературно-исторический контекст (когда жил А.С. Пушкин, кто тогда правил страной, как одевались в то время).
Формируемые УУД: выполнять стилистический анализ текста; изменять форму слова.
Пропедевтика: единственное и множественное число имён существительных.
Ход урока
I. Включение в учебную деятельность
— Зачем вы пришли на урок?
— Чему вы хотите научиться?
— Какие задания вам хотелось бы выполнить на этом уроке?
— Какие задания вам совсем не нравится выполнять?
— Если бы вы были учителями, какие задания давали бы детям?
— Сколько букв, обозначающих гласные звуки, вы уже знаете?
— Сколько букв, обозначающих согласные звуки, вы освоили?
— Вспомним, как они пишутся.
— В тренажёре на с. 48 прочитайте слоги, записанные печатными буквами. Напишите их письменными буквами.
— Прочитайте слова, записанные печатными буквами.
— Какое слово можно считать лишним? Почему?
II. Актуализация знаний
(Работа по ленте букв в учебнике на с. 95 и по таблице слогов на с. 93 (парные согласные звуки).)
III. Постановка целей и определение темы урока
— Как звучит барабан? (Бум-бум-бум.)
— Как блеет баран? (Бе-е-е.)
— Какие звуки вы слышите в начале этих слов?
(Учитель подводит учащихся к тому, чтобы они догадались о целях и теме урока.)
IV. Работа по теме урока
1. Знакомство со звуками [б] и [б’]
— Что вы можете сказать о звуках [б] и [б’]? (Согласные звуки, звонкие, один из них твёрдый, другой мягкий.)
— Какие буквы при произнесении указывают на мягкость предшествующего согласного звука? (Буквы и, е.)
— Рассмотрите рисунки в красной рамке на с. 97 учебника. Кто здесь изображён?
— Сколько слогов в слове «зебра»? (Два.)
— Почему? (Потому что в нём два гласных звука.)
— Почему звук [з’] слышится мягко? (Потому что буква е указывает на мягкость предшествующего согласного звука.)
— Какие буквы выставим на наборном полотне?
— С какой из этих букв мы ещё не знакомы?
— Выполните фонетический разбор слова «голуби».
2. Знакомство с буквой Б б
Буква Б проснётся рано.
Буква Б — бочонок с краном.
Умывайся, будь здоров,
Богатырь Борис Бобров!
В. Степанов
— Откройте прописи (Пр. 1) на с. 12. Кто пришёл к нам сегодня на урок? (Богатырь.)
— Посмотрите, в какой последовательности богатырь предлагает писать элементы строчной буквы б. Напишите их.
— А теперь напишите саму букву.
— Напишите строчную букву б в тренажёре на с. 49.
— А теперь напишите печатную букву б по образцу.
— В прописях на с. 13 Буратино показывает нам, в какой последовательности нужно писать заглавную букву Б.
— Напишите эти элементы.
— Выполните фонетический разбор слова «Буратино».
— Кто из вас смотрел фильм «Приключения Буратино»?
— Напишите заглавную букву Б в прописях на с. 13.
— Закрепим ваше умение. Напишите четыре строчки заглавной буквы Б в тренажёре на с. 50.
(При работе с Пр. 2: с. 12, 13 тетради 3.)
— Проанализируем слова «бочка» и «почка». Что общего у этих слов?
— Охарактеризуйте звуки [б] и [п].
Это парные согласные звуки.
(Учащиеся анализируют слова: «дуб» — «дубы», «столб» — «столбы», «серп» — «серпы». Учитель даёт понятие «единственное и множественное число».)
— Прочитайте слоги в учебнике на с. 97.
— Напишите слоги в прописях на с. 12, 13.
— Напишите печатными, а затем письменными буквами слоги в тренажёре на с. 49.
— Напишите слоги с заглавной буквой Б в тренажёре на с. 50.
— Вставьте пропущенные буквы в слова на с. 49. Назовите получившиеся слова.
V. Развитие речевого аппарата
1. Дыхательная гимнастика
(Упражнения «Пятёрка», «Тридцать три Егорки».)
«Пятёрка». Сделать медленный глубокий вдох носом при плотно сжатых губах и задержать дыхание; на выдохе считать от 1 до 5, стараясь, чтобы воздуха хватило до конца счёта.
«Тридцать три Егорки». Сделать глубокий вдох носом, а на выдохе произнести скороговорку: «Как на горке, на пригорке стоят тридцать три Егорки»; вновь сделать глубокий вдох и продолжить: «Раз — Егорка, два — Егорка, три — Егорка» и т.д., пока хватит набранного воздуха. Добирать воздух нельзя.
2. Артикуляционная разминка
(Ученики выполняют упражнения «Верблюд», «Моторчик», а затем задания 2, 3, 5—9 в пособии «Как хорошо уметь читать!» на с. 58, 59.)
«Верблюд». Выполнять круговые вращательные движения нижней челюстью с закрытым ртом, имитируя пережёвывание пищи верблюдом.
«Моторчик». Губы сомкнуть и расслабить, глубоко вдохнуть носом, а затем выдыхать, имитируя работающий двигатель: «Бр-р-р».
3. Работа над дикцией
(Ученики выполняют задание 1 в пособии «Как хорошо уметь читать!» на с. 58: скороговорка читается и проговаривается 6—7 раз, а затем задание 10 на с. 60: читают загадки хором, затем в парах.)
VI. Развитие речи
(Учитель выставляет детские книги со сказками А.С. Пушкина.)
— Откройте учебник на с. 96. О какой сказке пойдёт речь? (О «Сказке о царе Салтане».)
— Кто автор сказки?
— Расскажите, что изобразил художник. (Белка песенки поёт и орешки все грызёт. Слуги белку стерегут.)
— Где сидит белка? (В хрустальном доме, под высокой елью.)
— Как одеты слуги?
— Куда белка складывает золотые скорлупки?
— Как называется наша беседа? (Устная речь.)
— Прочитайте строки под иллюстрацией.
— А это какая речь? (Письменная.)
— Отгадайте загадку.
Кто по ёлкам ловко скачет
И взлетает на дубы?
Кто в дупле орешки прячет.
Сушит на зиму грибы? (Белка.)
— Выполните фонетический разбор слова «белка».
— Прочитайте слова, напечатанные жирным шрифтом в учебнике на с. 97.
— К какой группе слов их можно отнести? (Эти слова отвечают на вопрос «кто?», относятся к именам нарицательным, обозначают диких животных.)
— Давайте хором, но негромко прочитаем текст на с. 97.
— О ком этот текст?
— Какие деревья растут в парке?
— Кто скакал с ветки на ветку?
— Где жила белка?
— Что она брала у детей из рук?
— Можно ли сказать, что белка доверчиво относится к людям?
— В каких случаях это происходит?
— Что вас удивило в тексте?
(Повторное чтение текста по рядам. Запись предложений текста в прописях на с. 12.)
— Прочитайте слова, составленные на наборном полотне (слова могут быть записаны на доске).
Белка, у белки, к белке, белку, за белкой, о белке.
— Что объединяет эти слова? (Везде говорится о белке.)
— Найдите корень у каждого из этих слов.
— Что изменяется у всех слов? (Окончание.)
В таких случаях говорят, что это формы одного слова, у них разные предлоги и разные окончания.
— Напишем формы слова «белка» на свободных строчках в прописях на с. 12.
— Кого вы видите на рисунке в учебнике на с. 99?
— Выполните фонетический разбор слова «бобры».
(Нужно обратить внимание учеников на слабую позицию
— Выставим на наборном полотне слова: «бобр», «бобры». Итак, сделаем вывод: звук [а] на письме будет обозначаться
~ Что делают бобры на рисунке?
— Какие «инструменты» у них имеются?
— Прочитайте текст «Бобры».
(Дети читают хором, затем по цепочке по одному предложению.)
— Что вы узнали о бобрах?
— Допишите в прописях нас. 13 предложение о бобрах.
(При работе с Пр. 2: продолжить выполнение заданий на с. 12,
VII. Физкультминутка
VIII. Продолжение работы по теме урока
— Рассмотрите рисунки внизу с. 98 учебника.
— Кто играет в барабаны?
— Прочитайте скороговорку рядом с изображёнными баранами.
— Научимся произносить её чисто и быстро.
Ребята, слово «барабаны» с секретом. Это словарное слово.
— Выполним фонетический разбор слова «барабан» и составим его на наборном полотне.
— Какой слог ударный?
(Учитель обращает внимание детей на слабую позицию звука [а] в слогах ба и ра. Их нельзя проверить, а нужно запомнить написание.)
— Запишите слово «барабан» в ваш словарик.
— На последних двух строчках в прописях на с. 13 напишите слово «барабан» и его формы: «у барабана», «к барабану», «за барабаном», «на барабане».
Есть ещё одно слово с непроверяемой орфограммой (буквой) — «болото».
— Проанализируйте его, составьте на наборном полотне, запишите в словарик.
— Посмотрите на таблицу слогов на с. 98. Какие парные согласные звуки в ней встречаются? (Звонкие и глухие согласные звуки [б] — [п] и [б’] — [п’].)
— Соотнесите картинки и слова в верхней части с. 98.
— Нарисуйте схемы к словам. Составьте с ними предложения.
— Разгадайте ребусы внизу с. 98. (Стол, булка.)
— Запишите эти слова в тетрадь.
— Прочитайте текст про кота Барсика в середине с. 98.
— О чём говорится в первом предложении?
— Что говорится о клубке?
— Кто катал клубок?
— Почему слово «Барсик» написано с заглавной буквы?
— Для чего в тексте поставлены точки?
— Как мы начинаем писать предложение?
— Запишите предложения о коте Барсике в тренажёре на с. 50.
— Прочитайте слова со слогом ка на с. 99.
— Спишите с доски предложение, записав его на последних строчках с. 50 в тренажёре.
(Предложение написано письменными буквами.)
Белые бараны били в барабаны.
— В названиях каких ещё зверей есть звуки [б] и [б’]?
— Отгадайте загадки О. Дружковой.
1. Длинные иголки
По земле волочатся,
Приставать к нему
Никому не хочется. (Дикобраз.)
2. Лошадка, которая забыла
Снять пижаму. (Зебра.)
— Откройте учебник на с. 103. Почему букву б поместили в верхней строке ленты букв? (Потому что она обозначает звонкий согласный звук.)
— Почему под буквой б стоит буква я? (Они обозначают парные согласные звуки.)
— Откройте пособие «Как хорошо уметь читать!» на с. 60. Прочитайте текст в задании 11.
— Кому из вас приходилось бывать в супермаркете?
— Что вы там приобретали?
— Можно ли брать без разрешения товар и уносить его из магазина, не расплатившись?
— Запишите в ваш словарик слово «пластилин».
(Можно выполнить фонетический разбор слова.)
IX. Подведение итогов урока
— Понравился ли вам урок?
— Что нового вы узнали на уроке?
— Чему научились?
— Как нужно вести себя в супермаркете?
Похожие статьи:
Внеурочное занятие по русскому языку, 1-2 класс
Конспект урока по русскому языку, 1 класс. Твёрдые и мягкие согласные звуки
Конспект урока по русскому языку, 1 класс. Согласные звуки. Школа России
Дидактические игры на уроках русского языка в начальной школе
Нет комментариев. Ваш будет первым!