Конспект урока по обучению грамоте, 1 класс. Алфавит
Урок обучения грамоте в 1 классе. Тема: «Алфавит»
Учебник: В. Г. Горецкого и др. «Азбука, 1 класс»
Прогнозируемые результаты:
• дети научатся читать книги, посещать библиотеку; вести дневничок читателя;
• научатся рассматривать иллюстрации по тематике урока, вести беседу, рассуждать, наслаждаться чудесными пейзажами русской природы;
• получат полное представление об алфавите, узнают правильное название букв.
Ход урока
1. Актуализация знаний
— Откройте первую часть «Азбуки». Сколько букв мы тогда изучили? (20 букв.) Мы правильно называли их по таблице. Но 13 букв мы ещё не знали. Поэтому сказать, что мы знали алфавит, мы ещё не могли.
Но когда наши все 33 буквы встали в определённом порядке — вот такой строй букв в русском языке называется алфавитом. И мы его теперь знаем. А для чего нам нужен алфавит, мы узнаем на уроке.
2. Мотивация учебной деятельности
— Читаем стихотворение К. Льдова «Господин учитель Жук». Обо всех ли изученных буквах вы услышали в стихотворении? Повторим только буквы по тексту стихотворения и пропущенные выпишем на доске, (ё, й, ч и т.д.)
Прочитайте пословицы; Осла узнаешь по ушам, а дурака по словам. Мудрым никто не родился, а научился. Объясните их значение.
Вспомните, с какими буквами мы работали на прошлом уроке. (С буквами ъ и ь.)
Какие особенности вы заметили у букв ъ и ь? (Они не обозначают звуков.)
Какие иллюстрации вы нарисовали бы к теме «Мягкий знак» и к теме «Твёрдый знак»?
Дети стараются учесть свойства этих знаков. Так ь знак может утопать в пуховых подушках, в тёплой ванне, в розовых лепестках на вате и т.д.; ъ знак может сидеть на твёрдой скамейке, на камне рядом с ящерицей, на кроватке без тюфяка и т.д.
— Для чего в русской азбуке нужны буквы ъ и ь? (Отделять гласный звук от согласного, при этом твёрдый знак указывает на твёрдость согласного звука, а мягкий знак — на мягкость согласного звука.)
Прочитайте наизусть стихотворения «Хвосты» и «Ключ». Прочитайте рассказ «Три калача и одна баранка» (с. 78). Почему мужик смог наесться одной баранкой? Какие слова вас особенно рассмешили в тексте?
Каким представляете вы себе мужика из этого рассказа? (Он глупый, несообразительный.)
Кто написал этот рассказ? (Толстой.)
В начале урока мы познакомились с пословицами. Какая пословица больше подходит к главному герою рассказа? (Осла узнаешь по ушам, а дурака по словам.)
3. Работа по теме урока
— Что мы изучали на уроках обучения грамоте? (Звуки и буквы.)
А для чего нам это было нужно? Сколько букв мы изучили? (Мы изучили 33 буквы.)
Прочитайте и отгадайте загадки.
Загадки о буквах разделить на три-четыре группы детей. Каждая группа читает, отгадывает загадки и располагает картинки в алфавитном порядке. Картинки дети выбирают в «волшебном сундучке», где подобраны все до единой отгадки.
— Что за книга АЗ да БУКИ, а потом науки? (Азбука.)
На странице букваря
Тридцать три богатыря.
Мудрецов-богатырей
Знает каждый грамотей. (Буквы)
Есть гриб почти домашний —
Сажайте хоть на пашне,
Хоть под яблоней в саду,
Хоть у стежки на ходу. (Шампиньон)
Всё время стучит,
Деревья долбит,
Но их не калечит,
А только лечит. (Дятел)
Всякому пальчику
по чуланчику. (Перчатка)
Зимой и летом —
Одним цветом. (Ель)
Пушистая вата
Плывёт куда-то.
Тем дождик ближе,
Чем вата ниже. (Туча)
Что это у Галочки?
Ниточка на палочке,
Палочка в руке,
А ниточка в реке. (Удочка)
Явился в жёлтой шубке:
— Прощайте, две скорлупки! (Цыплёнок)
На лучинке, в бумажке,
В шоколадной рубашке,
В руки просится само,
Что же это?.. (Эскимо)
Сверху — вниз, сверху — вниз!
Боком, спинкой повернись!
Много дела, но зато
Будет чистое пальто! (Щётка)
Колкую, зелёную
Срубили топором.
Колкая, зелёная
К нам приходит в дом.(Ёлка)
Тает снежок.
Ожил лужок.
День прибывает.
Когда это бывает? (Весна)
Мы стоим на ножке тонкой,
Мы стоим на ножке гладкой,
Под коричневою шапкой
С бархатной подкладкой. (Грибы)
Кудри в речку опустила
И о чём-то загрустила,
А о чём она грустит,
Никому не говорит. (Ива)
Отгадайте, это кто
Ходит в костяном пальто? (Черепаха)
Деревья окутал
... пушистый —
День будет солнечный,
Светлый, лучистый. (Иней)
Дел у меня немало —
Я белым одеялом
Всю землю укрываю,
В лёд реки убираю,
Белю поля, дома,
Зовут меня... (Зима)
Есть, ребята, у меня
Два серебряных коня.
Я езжу сразу на обоих.
Что за кони у меня? (Коньки)
(В. Луша)
Я великан: вон ту громадную
Многопудовую плиту
Я, словно плитку шоколадную,
Вмиг поднимаю в высоту. (Подъёмный кран)
Дед Мороз
Круглый год
В домике живёт.
То притихнет и молчит,
То проснётся и ворчит. (Холодильник)
Живёт в лесу, ухает, как разбойник;
Люди его боятся, а он людей боится. (Филин)
Гуляет в поле, да не конь.
Летает на воле, да не птица. (Метель)
Ветерок единым духом
Шар пустил по свету пухом. (Одуванчик)
Ребятам весело со мной,
На ножке я кружусь одной.
Пока верчусь, я не тужу,
Кружу-жужжу,
Жужжу-кружу. (Юла)
Я и железные рога,
И железная нога,
На цепи на дно пойдёт —
Остановит пароход. (Якорь)
Чёрен — да не ворон,
Рогат — да не бык,
Шесть ног — да без копыт. (Жук)
Что выше крыши, ловчее мыши? (Дым)
Беленькие горошки на зелёной ножке. (Ландыши)
Кто без рук через реки мосты строит? (Мороз)
Синенькая шубка весь мир покрыла. (Небо)
Разноцветное коромысло над рекою повисло. (Радуга)
Светит, сверкает, всех согревает. (Солнце)
Повторите алфавит наизусть.
Прочитайте стихотворение «Зима» И. Сурикова на странице 81. Какое время года описывает автор? (Зиму.)
Чем отличается зима от других времён года? Рассмотрите иллюстрацию «Зима в лесу». Расскажите, что вы видите на картинке.
На доске должны быть картинки с животными и птицами.
Представьте себе, что вот вы подошли близко-близко к лесу и... вошли в него. Расскажите, что вы там видите, что с вами может произойти в лесу, кого вы можете увидеть в зимнем лесу.
Учитель включает музыку. Она поможет детям творчески подойти к заданию.
Прочитайте стихотворение «Зима» И. Сурикова выразительно и постарайтесь передать слушателям красоту чудесного зимнего дня. Как вы прочитали первое четверостишие? (Ровным спокойным голосом. Можно показать, как кружится снег.)
Какое чувство нужно вложить в чтение второго четверостишия? (Удивление. Радость.)
Как будем читать третий столбик? (Будем читать тихо, стараться не разбудить уснувший лес.)
Что можете сказать о четвёртом столбике? (Читаем тихо, спокойно, наставительно.)
Какую иллюстрацию к стихотворению «Зима» вы сможете нарисовать словами? (Деревья, накрытые причудливыми снежными шапками. Снегопад.)
Проводится мини-конкурс чтецов стихотворения «Зима».
— Какие явления природы вам приходилось наблюдать? (Вьюгу, метель, снегопад, изморозь, иней, пургу, обвал в горах, северное сияние, метеоритный дождь и т.д.)
Рассмотрите картинки и попробуйте указать и назвать то или иное явление природы зимой.
Картина «Первый снег» А.А. Пластова, «Иней на улице», «Северное сияние»,«Катание детей на замёрзшей речке. Прорубь».
— Прочитайте стихотворение Ю. Коваля «Метель» (с. 80). О чём это стихотворение? (Началась метель. Она вытворяет всякие чудеса. Метель может быть опасной.)
Обратите внимание, как автор говорит про метель. С кем он сравнивает её? (С человеком.)
Зачитайте слова, которые показывают, что метель похожа на человека. (Она летела, мела, свистела, хватала, мотала.)
На какой вопрос отвечают эти слова и что они обозначают? (Эти слова обозначают действие предмета и отвечают на вопрос что делает?)
Если представить, что всё это проделывала метель, то читать следует тоже быстро. Что в это время происходило на улице? (На улице крутился и вертелся снег. Он залеплял прохожим глаза. Бил в лицо. Мотал из стороны в сторону сучья деревьев. Ветки стучали в окна домов. Был сильный мороз.)
Рассмотрите картину «Метель». Представьте, что метель застала вас в пути. Как вы сможете добраться до дома? Что вам придётся перетерпеть и выстоять? (Можно отпустить поводья, и лошадь сама пойдёт к дому. Можно прислушиваться к лаю собак. Можно искать фонари, окна.)
Прочитайте стихотворение, думая о сильной метели за окном.
Дети пытаются читать выразительно. Голосом показывают быстрые движения ветра, холод, мороз.
— Придумайте предложения про метель. Мы запишем их в тетрадь для печатания. (Метель замела все дороги. Одела метель деревья в тёплые шапки.)
Выполните проверку своих предложений.
Учитель открывает запись этих предложений на доске.
— Прочитайте рассказ «Вьюга» В. Сухомлинского на карточках.
Вьюга
Утром первоклассник Толя вышел из дома. На дворе была вьюга Грозно шумели деревья. Испугался мальчик, стал под тополем и думает- «Не пойду в школу. Страшно...»
Тут он увидел Сашу, стоявшего под липой. Саша жил рядом. Он тоже собрался в школу и тоже испугался.
Мальчики увидели друг друга. Им стало радостно. Они побежали навстречу, взялись за руки и вместе пошли в школу. Вьюга выла, свистела, но она уже была не страшной.
— В какой класс ходили ребята? (В первый класс.)
Как звали героев нашего рассказа? (Толя и Саша.)
Как написаны в тексте эти слова? Почему Толя и Саша спрятались под деревьями? (Они спрятались от ветра и снега. Им было страшно.)
Как они победили вьюгу? (Мальчики взялись за руки, и вместе им стало совсем не страшно. Они быстро побежали в школу.)
Зимой очень опасно попасть в метель и вьюгу далеко от дома. Можно сбиться с пути и замерзнуть.
Посчитайте, сколько букв в русском алфавите. Сколько согласных букв? Сколько гласных букв? Сколько букв, которые не обозначают ни одного звука? Прочитайте стихотворение С.Я. Маршака «Как хорошо уметь читать» на странице 82. Как автор называет буквы? (Это ключи ко всем хорошим книжкам.)
Рассмотрите выставку детских книг с небольшими произведениями. Выберите книжку и прочитайте рассказ, потешки, загадки, пословицы, сказки. На доске записан вопрос: «О чём или о ком вы прочитали в произведении?»
Дети кратко рассказывают о прочитанном. Все убеждаются, что уметь читать — это интересно и полезно.
4. Рефлексия учебной деятельности
— Что вам особенно запомнилось сегодня на уроке?
Что такое алфавит?
Расположи 3 фамилии детей по алфавиту в школьный журнал: Аксёнов⃞, Аверина⃞, Антонов⃞.
Похожие статьи:
Внеурочное занятие по русскому языку, 1-2 класс
Конспект урока по русскому языку, 1 класс. Твёрдые и мягкие согласные звуки
Конспект урока по русскому языку, 1 класс. Согласные звуки. Школа России
Дидактические игры на уроках русского языка в начальной школе
Нет комментариев. Ваш будет первым!