Игры на развитие речи детей 5 лет
Формированием и развитием речи необходимо заниматься не только в первые годы жизни ребёнка, но и в 5, 6 лет. Данные игры помогут развивать красивую речь ребёнка 5 лет.
Читаем по губам
◈ Попробуйте научить ребенка читать по губам.
◈ Старайтесь тщательно артикулировать слова, произносить их четко, раздельно. Начните с ребенком диалог. Пусть он говорит нормально, а вы постарайтесь отвечать тихо-тихо, четко артикулируя слова губами.
Весёлый счёт (произнеси правильно окончание)
Инвентарь: мяч.
◈ Ведущий бросает мяч ребенку и произносит сочетание существительного с числительным «один», а ребенок, возвращая мяч, в ответ называет это же существительное, но в сочетании с числительным «пять» (или «шесть», «семь», «восемь»...).
◈ Сначала лучше называть существительные по принципу сходства окончаний. Например:
♦ один стол — пять столов
♦ один заяц — пять зайцев
♦ один слон — пять слонов
♦ один палец — пять пальцев
♦ один шкаф — пять шкафов
♦ одно платье — пять платьев
♦ один гусь — пять гусей
♦ одна шапка — пять шапок
♦ один лебедь — пять лебедей
♦ одна перчатка — пять перчаток
♦ один журавль — пять журавлей
♦ одна банка — пять банок
♦ одна гайка — пять гаек
♦ одна рукавица — пять рукавиц
♦ одна майка — пять маек
♦ одна пуговица — пять пуговиц
◈ Возможен другой вариант. Бросая мяч, ведущий может говорить: «У меня есть один стол», а ребенок отвечать: «А у меня есть пять столов».
Хомячки
Артикуляционная гимнастика. Количество играющих: 1-6 человек.
◈ Взрослый предлагает детям пройти 10-15 шагов с надутыми, как у хомяка, щечками. Для этого им надо сильно надуть щеки, рот закрыть, дышать носом.
◈ Затем по сигналу дети должны хлопнуть себя кулачками по щекам — выпустить воздух изо рта, сделать 15 шагов и снова стать «хомячками» — надуть щеки.
◈ Повторить четыре - шесть раз. Контролируйте осанку.
Раздувайся, пузырь
Артикуляционная гимнастика.
Количество играющих: 3 — 6 человек.
◈ Дети стоят вплотную друг к другу, взявшись за руки. Вместе с взрослыми дети говорят:
Раздувайся, пузырь,
Раздувайся большой,
Оставайся такой,
Да не лопайся.
◈ Произнося стихи, дети постепенно расходятся и максимально расширяют круг, продолжая держаться за руки, надувают щеки.
◈ После слов взрослого «Пузырь лопнул» все дети опускают руки, хором говорят: «Хлоп!», хлопают руками по щекам и присаживаются на корточки, произнося звук: «ш-ш-ш-ш». Затем игру можно повторить.
Перышки
Артикуляционная гимнастика.
Количество играющих: 1-6 человек.
Инвентарь: перышки (кусочки бумаги) по числу игроков.
◈ На стол на расстоянии примерно 10 см друг от друга кладут несколько перышек.
◈ По сигналу ведущего дети подходят к столу и, сделав глубокий вдох через нос, сильным выдохом сдувают перышки.
◈ Выиграет тот, у кого перышки слетели быстрее.
Остановите звук
Артикуляционная гимнастика.
Количество играющих: 1-6 человек.
◈ Попросите детей выбрать какой-нибудь звук, который они могут издавать (например, звуки, издаваемые любыми животными, или смех, крик, топот и т. д.).
◈ Дети могут испускать этот звук некоторое время, пока вы не дадите им условный сигнал.
Кот в мешке
Игра учит правильной постановке вопросов.
Количество играющих: 1 -6 человек.
Инвентарь: мешок, любой предмет.
◈ Попросите детей определить содержимое мешка. Они могут задавать ведущему различного рода вопросы, на которые он отвечает только «да» или «нет».
◈ Ребенок, угадавший, что находится в мешке, получает его содержимое в подарок.
Что за книга?
Количество играющих: 1-6 человек.
◈ Задумайте книгу, сказку или рассказ, которые все дети знают и любят, и дайте им какой-то намек или небольшую подсказку. Например, если эта книга про Винни- Пуха, скажите, что в задуманной книжке есть один симпатичный толстячок.
◈ Попросите, чтобы дети угадали и назвали сказку или рассказ, задавая о них такие вопросы, на которые можно отвечать только «да» или «нет».
◈ Даже если дети быстро угадают задуманную вами книгу, в любом случае призывайте их задавать уточняющие вопросы.
◈ Формулирование вопросов поможет им лучше вспомнить эту книгу или сказку, а также будет способствовать развитию речевых навыков.
Новые сказки
Вариант 1
◈ Расспросите детей, какие сказки они знают и любят. Выберите одну из сказок и предложите ее переделать, рассказывая ее по очереди и заменяя в каждой фразе известное на противоположное или новое.
◈ Например: «Жил-был мальчик, которого звали Желтый Беретик. Позвал его как-то папа и говорит: "Сходи-ка, сыночек, к дедушке и отнеси ему книги и газеты" Пошел Желтый Беретик, а навстречу ему медведь...» и т. д.
Вариант 2
◈ Подумайте о том, какими способами можно изменить сказки и прочие истории, знакомые детям.
◈ Например, в сказке про Белоснежку замените злую мачеху на добрую. Спросите, что, по мнению детей, будет делать и говорить эта хорошая, добрая мачеха. Замените Золушку на мальчика и дайте ему волшебного опекуна. Соответственно измените диалог и события.
◈ Все эти замечательные эксперименты развивают в детях творческий потенциал, показывая им, каким образом можно посмотреть на нечто хорошо знакомое с новой точки зрения, помогают детям совершенствовать повествовательную речь, умение выстраивать диалоги.
Измененные голоса
◈ Выберите какую-то простую фразу, например: «Я люблю блинчики» — и произносите ее различными способами. Например, зажав нос, или сложив свои руки чашечкой вокруг рта, или поджав губы, или положив руку поверх рта, или пропойте ее.
Отправимся за покупками
Количество играющих: 1 -6 человек.
Инвентарь: можно использовать секундомер или песочные часы.
◈ Спросите детей, в каких магазинах они любят делать покупки. Возможно, это магазин игрушек, зоомагазин, универсам и книжный магазин.
◈ Выберите магазин, в который вы якобы сейчас отправитесь делать покупки. По команде «Начали» засеките, сколько разных вещей ребенок сможет назвать и найти в этом магазине за минуту.
◈ Игра помогает детям усвоить большое количество слов.
Я знаю пять имен девочек...
Количество играющих: 2-4 человека.
Инвентарь: мяч.
◈ Дети по очереди бьют мяч об пол и в такт ударам говорят: «Я знаю пять имен девочек... (перечисляют)», «Я знаю пять имен мальчиков... (перечисляют)», «Я знаю пять овощей...» и т. д.
◈ Имена и названия различных объектов не должны повторяться.
Похожие статьи:
Игры для детей 5 лет на освоение цветовой гаммы
Игры для развития речи детей 6 лет
Игры на развитие логики детей 5, 6 лет
Нет комментариев. Ваш будет первым!