Игры для развития речи детей 6 лет
Игры на развитие речи детей.
Мы предлагаем вам серию игр, направленных на развитие речи ребенка.
Придумай слова
Игра способствует развитию воображения и речи. Расширяет словарный запас ребенка
◈ Правила игры: нужно подбирать и называть слова на определенную букву алфавита.
◈ Повесьте на стенку в детской алфавит и выбирайте с ребенком буквы по очереди.
Думай быстрее!
Игра способствует развитию внимания, речи
Необходимый инвентарь: мяч.
◈ Правила игры: вы кидаете ребенку мяч, называя тематическую группу, а он должен вернуть вам мяч, назвав объект из этой группы. Например: мебель — диван; ягоды — клубника и т. д.
◈ В эту игру можно играть на улице в компании. Дома мяч лучше катать.
Один много
Игра способствует развитию внимания, речи
Необходимый инвентарь: мяч.
◈ Правила игры: вы бросаете мяч, называя какой-либо предмет в единственном числе, ребенок возвращает мячик, указывая форму множественного числа. Например: яблоко — яблоки, город — города, буква — буквы.
◈ Усложняя игру, называйте предметы в форме винительного или родительного падежа, например:
У меня нет яблока. — У меня нет яблок.
Я вижу дом. — А я вижу дома.
Расскажи мне..
Игра способствует развитию, речи, пространственной ориентации
◈ Расскажите ребенку, что вы приехали, например, из другой страны и ничего не знаете о том, что вас сейчас окружает. Пусть малыш станет вашим гидом и ответит на ваши вопросы.
◈ Спрашивайте обо всех предметах, вас окружающих, задавая вопросы, побуждайте ребенка к развернутому детальному рассказу: «А это что такое? А для чего это нужно? Кто использует? Из чего сделано? Откуда берется?» и т. п.
◈ Развивайте пространственную ориентацию, спрашивая: «Что находится справа от нас? Кто идет сзади? Что проехало перед нами?».
Составь предложение
Игра способствует развитию речи, воображения
◈ Предложите ребенку составить предложение из выбранных слов. Например, «река, дом, белый» — «На берегу реки стоит дом с белой крышей» или «Зимой крыши домов и реки становятся белыми от снега» и т. п.
◈ Начинайте с небольшого набора — количество слов не должно быть больше трех.
◈ Поясните ребенку, что форму слов можно изменять, то есть употреблять их во множественном числе, менять окончания.
Отгадай по описанию
Игра способствует развитию речи, воображения
◈ Предложите ребенку отгадать предмет, который вы загадали, по описанию его признаков, например, круглый, гладкий, резиновый, отскакивающий от земли (мяч). Или: круглый, гладкий, сладкий, внутри красный, снаружи зеленый (арбуз) и т. п.
◈ Попросите ребенка загадать и описать свой предмет.
Отгадай по действию
Игра способствует развитию речи, воображения
◈ Как и в предыдущей игре, вы загадываете что-либо, но описываете не признаки, а действия, которые производит объект, например: «Ездит по дороге, перевозит пассажиров, останавливается на остановках, заправляется бензином» (автобус)-, «Работает в больнице или в поликлинике, лечит больных, носит белый халат» (врач) и т. п.
◈ Поменяйтесь ролями — ребенок загадывает и описывает, вы отгадываете.
Противоположности
Игра способствует развитию речи, воображения
◈ Предложите ребенку поочередно придумывать пары слов-противоположностей. За каждую придуманную пару выдается фишка. Выигрывает тот, у кого в конце игры наберется больше фишек.
◈ В первой части игры составляются пары — имена существительные, затем — прилагательные, глаголы и наречия (огонь — вода, умный — глупый, закрыть — открыть, высоко — низко).
Хорошо и плохо
Игра способствует развитию речи, воображения. Развивает мышление
◈ Предложите ребенку выявлять плохие и хорошие черты или поступки у героев сказок. Например:
♦ Сказка «Кот, петух и лиса». Петух будил кота на работу, делал уборку дома, готовил обед — это хорошо. Но он не слушался кота и выглядывал в окно, когда лиса его звала, — это плохо.
♦ Сказка «Кот в сапогах»: кот хотел помочь своему хозяину — это хорошо, но для этого он всех обманывал — это плохо.
Вершки и корешки
Игра способствует развитию речи, увеличению словарного запаса
◈ Вспомните русскую народную сказку «Вершки и корешки». Предложите ребенку поиграть: вы называете овощи, плоды которых находятся в земле, малыш — овощи с надземными плодами.
Найди два слова
Игра способствует развитию речи, увеличению словарнозо запаса
◈ Предложите ребенку найти два слова, прячущихся в одном: листопад {листья, падать), самолет (сам, лететь), вертолет (вертеть, лететь), огнемет {огонь, метать) и т. п.
Сочини сказку
Игра способствует развитию речи, увеличению словарного запаса
◈ Предложите ребенку сочинить историю о приключениях одной из его игрушек. Если задание вызывает затруднение, помогите ему, задавая уточняющие вопросы, предлагая тот или иной вариант развития действия.
◈ Усложняя задание, попросите придумать и рассказать историю любого предмета из окружения малыша, например, чайника, дивана и т. п.
◈ У нас с моей старшей дочерью есть любимая героиня — черепаха Зина. Мы ее выдумали сами и перед сном придумываем разные истории про нее. Это заменяет традиционное чтение сказки на ночь и помогает в легкой форме найти выход из разных ситуаций.
Слова
Игра способствует развитию речи, увеличению словарного запаса ребенка
◈ Эта нехитрая игра может вам с ребенком скрасить ожидание в транспорте, в очереди, да и просто развлечет на прогулке.
◈ Правила игры: вы вместе с ребенком по очереди произносите вслух слова так, чтобы каждое следующее слово начиналось на ту букву, на которую заканчивается предыдущее.
◈ Усложняя правила, предложите называть только имена или только города и т. д.
Укрась слово
Игра способствует развитию воображения и речи, расширяет словарный запас
◈ Попросите ребенка подобрать как можно больше определений к выбранному слову Например, дерево — оно какое? Можно фиксировать число определений и называть только по пять к каждому слову
◈ Эта игра отлично подходит и для детского коллектива, даже если дети разного возраста.
Что, где, когда
Игра способствует развитию речи, усвоению грамматических основ русского языка координации движения
Необходимый инвентарь: мяч.
◈ Кидая мяч ребенку, задавайте ему вопросы, а он, возвращая мяч, будет на них отвечать. Например:
♦ Где растут листья? (На ветках или на деревьях.)
♦ Где живут рыбы? (В реке, в море.)
♦ Что ночью на небе видно? (Звезды, луну.)
♦ Когда снег тает? (Весной.)
Я быстрее
Игра способствует развитию речи, пополнению словарного запаса, развитию памяти, внимания
◈ Встаньте рядом с малышом. Выберите предмет, находящийся в некотором отдалении от вас. Объясните ребенку, что победит тот, кто первым дойдет до этого предмета, но делать шаг можно только в том случае, если он называет слово из выбранной вами категории. Например, все круглое (теплое, мягкое), домашние животные, посуда, мебель...
Полезные прятки
Игра способствует развитию внимания, помогает изучить предлоги под, на, в
◈ Предложите ребенку поиграть в прятки со сказкой. Придумайте короткий рассказ и попросите малыша выполнять то, о чем вы будете говорить. Например: «Жила-была девочка София. Однажды они с мамой играли в прятки. Думала София, думала и решила спрятаться под стол. Смотрит мама — нет ее дочки. Где же она? Может, под диваном? Посмотрела — нет ее там. А может быть, под стулом? И там нет. А, вот где она — под столом». Далее вы рассказываете, как девочка спряталась в шкаф, залезла на стул и притаилась.
◈ А можно взять любую игрушку и разыграть прятки с ней. Потом поменяйтесь ролями — пусть ребенок прячет игрушку и рассказывает.
Подумай и назови
◈ Предложите ребенку переименовать некоторые предметы. Переименовывать можно, ориентируясь на функции объектов, например: «Дождь капает, значит, мы назовем его копалкой. Лопата копает, значит, мы назовем ее копалкой. Лейка — поливалка. Ноги — ходилки» и т. п.
Похожие статьи:
Развитие правильной речи ребёнка 3, 4 лет
Подвижные игры для детей от 6 до 7 лет
Игры на развитие речи детей 5 лет
Нет комментариев. Ваш будет первым!