Словесные игры для детей 4-5 лет в детском саду
Словесные игры для детей средней группы ДОУ
Где мы были, не скажем, а что делали, покажем
Народная игра
Дидактическая задача. Учить детей называть действие словом; правильно употреблять глаголы (время, лицо); развивать творческое воображение, сообразительность.
Игровое правило. Все дети правильно изображают действие, так, чтобы можно было догадаться, назвать его.
Игровые действия. Имитация движений, отгадывание; выбор водящего.
Ход игры. Воспитатель, обращаясь к детям, говорит:
— Сегодня мы поиграем так: тот, кого мы выберем водящим, выйдет из комнаты, а мы договоримся, что будем делать. Когда водящий вернется, он спросит: «Где вы были? Что вы делали?» Мы ему ответим: «Где мы были, не скажем, а что делали, покажем».
Выбирают водящего, он выходит.
Воспитатель изображает, что будто бы он пилит дрова.
— Что я делаю? — спрашивает он у детей.
— Дрова пилите.
— Давайте все будем пилить дрова. Приглашают водящего.
— Где вы были? Что делали? — спрашивает он. Дети отвечают хором:
— Где мы были, не скажем, а что делали, покажем.
Воспитатель и дети изображают пилку дров, водящий отгадывает:
— Вы пилите дрова.
Для продолжения игры выбирают другого водящего.
Когда новый водящий выходит из комнаты, воспитатель предлагает детям самим придумать действие, которое они будут показывать: умываться, танцевать, рисовать, рубить дрова, играть на пианино и др.
Воспитатель следит за правильностью употребления глаголов. Если, отгадывая, ребенок неправильно употребляет форму глагола, говорит, например, «танцеваете», «рисоваете», воспитатель добивается, чтобы все усвоили, как надо говорить правильно.
— Дети, что вы делаете? — спрашивает воспитатель.— Правильно сказал Вова: «Мы рисуем». Вова скажи правильно, что делают дети,.-— предлагает воспитатель.
— Они рисуют.
Мыши
Дидактическая задача. Развивать речевую и двигательную активность детей; вырабатывать реакцию на словесный сигнал.
Игровые правила. После слова хлоп мышеловка захлопывается, и пойманные мыши остаются в кругу, затем опять становятся в общий круг.
Игровые действия. Бег по кругу с изображением мышек; ловля по сигналу.
Ход игры. Воспитатель становится вместе с детьми в круг и объясняет правила игры:
— Сейчас мы поиграем в игру «Мыши». Выберем мышек (3 — 4 детей), они будут бегать по кругу, убегать из круга и снова вбегать в него. А мы с вами будем мышеловкой.
Дети и воспитатель ходят по кругу и произносят такие слова:
Ах, как мыши надоели!
Развелось их, просто страсть!
Все погрызли, все поели.
Всюду лезут — вот напасть!
Берегитесь вы, плутовки!
Доберемся мы до вас.
Как поставим мышеловки,
Переловим всех сейчас!
Дети и воспитатель держатся за руки, высоко поднимают их и пропускают мышек.
Когда воспитатель произносит слово хлоп, дети опускают руки, не выпуская мышек из круга. Кто остался внутри, считается пойманным и становится в общий круг.
Воробушки и автомобиль
Дидактическая задача. Упражнять детей в правильном звукопроизношении; вырабатывать реакцию на словесный сигнал.
Игровые правила. Воробушки прыгают только после слов «прыг, прыг, прыг»; улетают в свои гнезда только после сигнала автомобиля.
Игровое действие. Имитация летающих птичек.
Ход игры. Дети сидят на стульях в стороне от площадки, где будут летать воробушки. Воспитатель держит в руках руль и говорит:
— Дети, это руль. Я буду автомобилем. Автомобиль гудит: «У-у-у». Как сигналит автомобиль?
— У-у-у, — повторяют дети.
— Сейчас мы поиграем так, — продолжает воспитатель.— Я — автомобиль, а вы все воробушки. Послушайте, я прочитаю о воробушках стихотворение:
Воробей с березы
На дорогу — прыг!
Больше нет мороза,
Чик-чирик!
Когда я скажу «прыг», вы встанете со стульев и попрыгаете тихонько на носочках по дороге (показывает на то место, где дети будут прыгать). Вместе со мной вы будете говорить: «Прыг, прыг, прыг». Когда я скажу «чик-чирик!», вы полетите, кто куда пожелает, будете махать крылышками и чирикать» «Чик-чирик!» А как услышите сигнал автомобиля, летите в свои гнездышки.
После объяснения игры воспитатель вместе с детьми выполняет все движения, но не стремится делать это первым. Пусть дети сами услышат слова «прыг», «чик-чирик» и начнут выполнять соответствующие движения.
Игра повторяется 2—3 раза. Затем, когда дети запомнят четверостишие, они могут играть самостоятельно.
Кто в домике живет?
Дидактическая задача. Закрепить знания детей о животных, умение правильно произносить звуки.
Игровое правило. Отвечать на вопрос «Кто в домике живет?» нужно только тем детям, кто сидит в домике (дети издают звуки животных, которых они изображают).
Игровые действия. Звукоподражание; имитация движений различных животных и птиц.
Ход игры. Воспитатель делит детей на несколько групп (сначала на 3, потом на 4—5). Дети изображают знакомых им птиц или животных.
Каждая группа строит себе из стульев домик. Воспитатель говорит детям, что они будут находиться в своих домиках и кричать так, как кричит то животное, которое они изображают. Затем с каждой группой воспитатель повторяет те звуки, которые дети должны произносить. После этого он по очереди обходит домики, стучит в каждый и говорит:
— Тук-тук-тук, кто в этом домике живет?
Дети отвечают:
— Му-му-му.
— Ме-е.
— Мяу-мяу.
— Бе-е, бе-е.
— Га-га-га.
— Ко-ко-ко.
Воспитатель отгадывает, кто же в домике живет.
Если дети произносят звуки недостаточно хорошо (недостаточно четко и громко), воспитатель просит их повторить. Если на вопрос «Кто в этом домике живет?» дети отвечают: «Мы» или «Кошечки, собачки», воспитатель говорит: «А как кошечки мяукают?» И т. д.
Игра повторяется несколько раз, количество животных постепенно увеличивается.
Не следует менять роли детей на одном занятии: это их путает, они забывают, кого надо изображать. Когда малыши усвоят правила игры, стучать в домики и отгадывать, кто там живет, может один из них.
Гуси
Народная игра
Дидактическая задача. Развивать у детей диалогическую речь, умение действовать по словесному сигналу, сочетать слова с действиями.
Игровое правило. Действовать только в соответствии с текстом стихотворения, по сигналу воспитателя.
Игровое действие. Имитация движений гусей.
Ход игры. Воспитатель предлагает поиграть в игру «Гуси»: «Вы, дети, будете гусями, а я вашей хозяйкой. Вы пасетесь вот здесь на травке (указывает место, где дети могут ходить, «щипать травку»), а в этом углу будет мой дом.
Воспитатель объясняет детям ход игры.
Слова воспитателя
Тег-тег-тег, Дети вытягивают шеи, расставляют пальцы, машут руками.
Гуси белые, гуси серые,
Ступайте домой!
Гуси шеи длинные вытянули, Все вместе произносят:
Лапы красные растопырили, «Га-га-га! Не хотим домой. Нам и здесь хорошо!»
Крыльями машут,
Носы раскрывают.
Гуси продолжают щипать травку, гулять по лугу. Когда дети выучат текст, хозяйкой может быть кто-либо из детей.
Гуси-гуси
Народная игра
Дидактическая задача. Развивать у детей диалогическую речь, добиваться, чтобы их речь была выразительной.
Игровое правило. Убегать от волка только после слов: «Ну, летите как хотите, только крылья берегите!»
Игровые действия. Имитируют пасущихся гусей. Хозяйка выручает пойманных гусей.
Ход игры. При помощи считалочки выбирают хозяйку гусей и волка. Гуси находятся в одном конце комнаты, хозяйка — в другом, волк — в стороне.
Слова хозяйки гусей Ответы гусей
Гуси! Гуси! Га-га-га!
Есть хотите? Да-да-да!
Ну, летите! Нам нельзя!
Почему? Серый волк под горой,
Не пускает нас домой!
Ну, летите как хотите,
Только крылья берегите!
Гуси бегут к хозяйке, а волк старается их поймать и увести к себе. Когда волк поймает несколько гусей, хозяйка ищет их, а затем выручает, предлагая убежать от волка. Волк их ловит, но всех поймать не может, кто-то убегает.
Сколько?
Дидактическая задача. Развивать у детей слуховое внимание, умение действовать в соответствии с текстом; упражнять детей в счете.
Игровое правило. Объединяться в пары, в тройки дети могут только после соответствующих слов стихотворения.
Игровое действие. Имитация движений зайца, жаворонка, лошадок, гребцов.
Ход игры. Воспитатель предлагает детям послушать стихотворение:
Вот жаворонок с нивушки
Взвился и полетел.
Вы слышите, как весело
Он песенку запел?
Две лодочки по озеру
Широкому плывут;
Гребцы сидят на лавочках
И весело гребут.
Три зайца от охотника
Прыжками в лес бегут,
Скорей, скорее, зайчики,
В лесу вас не найдут!
Четыре скачут лошади,
Во весь опор летят,
И слышно, как по камешкам
Подковы их стучат.
Воспитатель спрашивает у детей, сколько было жаворонков на нивушке, сколько зайцев пряталось от охотника, сколько лодочек плыло по озеру, сколько скакало лошадей. Выслушав ответы детей, он предлагает поиграть:
— Я буду вам читать стихотворение, а вы будете изображать то жаворонка, то зайцев, то лодочки, то лошадей. Когда вы услышите слова о жаворонке, вы полетите по одному, а когда я скажу о зайцах, вы объединитесь по трое в одну группу и поскачете, как зайчики, в лес.
Воспитатель читает текст повторно. Дети выполняют соответствующие движения.
Слова
1-е четверостишие Имитируя полет жаворонка, дети бегают по комнате.
2-е четверостишие Дети объединяются в группы по трое и прыгают, как зайцы, по направлению к лесу.
3-е четверостишие Объединяются по двое и, изображая гребцов, гребут веслами.
4-е четверостишие Объединяются в группы по четыре и скачут, изображая лошадок.
Эта игра проводится в конце года.
Так бывает или нет?
Дидактическая задача. Развивать логическое мышление, умение замечать непоследовательность в суждениях.
Игровое правило. Кто заметит небылицу, должен доказать, почему так не бывает.
Игровое действие. Отгадывание небылиц.
Ход игры. Воспитатель объясняет правила игры:
— Сейчас я буду вам о чем-то рассказывать. В моем рассказе вы должны заметить то, чего не бывает. Кто заметит, тот пусть, после того как я закончу, скажет, почему гак не может быть.
Примерные рассказы воспитателя:
«Летом, когда солнце ярко светило, мы с ребятами вышли на прогулку. Сделали из снега горку и стали кататься с нее на санках».
«Наступила весна. Все птицы улетели. Грустно стало детям. «Давайте сделаем для птиц скворечники!» — предложил Вова. Когда повесили скворечники, птицы поселились в них, и стало опять весело детям».
«У Вити сегодня день рождения. Он принес в детский сад угощение для своих друзей: яблоки, соленые конфеты, сладкие лимоны, груши и печенье.
Дети ели и удивлялись. Чему же они удивлялись?»
«Все дети обрадовались наступлению зимы. «Вот теперь мы покатаемся на санках, на лыжах, на коньках», — сказала Света. «А я люблю купаться в реке, — сказала Люда,— мы с мамой будем ездить на речку и загорать».
Примечание. Вначале в рассказ следует включать только одну небылицу, при повторном проведении игры количество небылиц увеличивают.
Зеркало
Народная игра
Дидактическая задача. Развивать речевую и двигательную активность детей.
Игровое правило. Стараться выполнять движение точно так, как показал водящий.
Игровые действия. Подражание действиям товарища. Придумывание разнообразных движений.
Ход игры. Дети становятся в круг. Выбранный при помощи считалочки ребенок становится в центр круга. Все остальные произносят:
Ровным кругом,
Друг за другом,
Эй, ребята, не зевать!
Что нам Вовочка (Анечка, Валечка и т. д.) покажет,
Будем дружно выполнять.
Ребенок в центре круга показывает разнообразные движения, остальные дети повторяют их.
Каравай
Народная игра
Дидактическая задача. Упражнять детей в правильном согласовании действий и текста; воспитывать понимание различной величины предмета; развивать речевую и двигательную активность.
Игровые правила. Движения должны совпадать с текстом. Водящего выбирает тот, кто стоит в кругу.
Игровые действия. Изображают каравай разной величины, танцуют, напевают плясовую мелодию.
Ход игры. Дети и воспитатель становятся в круг. Воспитатель говорит:
— Дети, сегодня мы поиграем в игру «Каравай». День рождения сегодня у Вани. Мы будем ему читать стихотворение, а он будет стоять в кругу и слушать, как мы громко, правильно произносим все слова.
Слова
Как на Ванин день рожденья Ходят по кругу, затем останавливаются, делают круг широким,
Испекли мы каравай.
Вот такой ... сужают круг,
Вот такой ... приседают все,
Вот такой ... руки поднимают кверху и хлопают в ладоши.
Вот такой ...
Каравай, каравай! Ваня подходит к Гале, выводит ее в круг. Дети прихлопывают в ладоши и напевают плясовую мелодию. Все в кругу пляшут.
Кого хочешь выбирай!
Эту игру хорошо проводить в дни рождения детей. Можно вспомнить и о тех, у кого только недавно был день рождения и первыми выбрать их в круг.
Коршун
Дидактическая задача. Упражнять детей в диалогической речи; учить быстро реагировать на словесный сигнал.
Игровое правило. Убегать от коршуна можно только после слов: «Чтобы твоих детушек клевать!»
Игровые действия. Коршуна выбирают считалочкой. Цыплята убегают от коршуна, он их старается поймать.
Ход игры. Воспитатель рассказывает детям о коршунах, о том, что они иногда нападают на наседок с цыплятами и уносят цыплят.
— Сегодня мы поиграем в игру, где цыплята должны убегать от коршуна. Вот послушайте, какой разговор был у наседки с коршуном, — говорит воспитатель.
— Коршун, коршун, что ты делаешь? — спрашивает наседка.
— Ямочку копаю, — отвечает коршун.
— Что в ней ищешь?
— Камешек.
— Зачем тебе камешек?
— Чтобы носик точить.
— Зачем тебе носик точить?
— Чтобы твоих детушек клевать!
Сейчас мы считалочкой выберем коршуна, наседку, а все остальные будут цыплятами, — продолжает воспитатель.— Как только вы услышите слова «детушек клевать», бегите в курятник, вот сюда (показывает на место, обведенное мелом или окруженное стульями). Наседка будет защищать своих цыплят, прогонять коршуна: «Кыш, кыш, злой коршун». Старайтесь не попадаться в лапы коршуну.
Роль наседки в первый раз берет на себя воспитатель. При повторном проведении игры и коршуна, и наседку выбирают из числа играющих.
Карусель
Дидактическая задача. Учить детей говорить в быстром и медленном темпе, согласовывать движения со словами стихотворения, реагировать на словесный сигнал.
Игровые правила. Темп бега должен соответствовать словам стихотворения. Уходить с карусели и возвращаться можно только по сигналу воспитателя.
Игровые действия. Изображают карусель, бег в разном темпе.
Ход игры. Воспитатель знакомит детей с правилами игры, предварительно разложив- веревку в виде кольца:
- Сегодня мы поиграем в игру «Карусель». Станем возле
Еле, еле, еле, еле,
Завертелись карусели.
А потом кругом, кругом —
Все бегом, бегом, бегом.
Сначала пойдем медленно, а после слова «бегом» побежим по кругу. После того как я скажу слово «поворот», мы повернемся, возьмем веревку в левую руку и пойдем в другую сторону, произнося такие слова:
Тише, тише, не спешите,
Карусель остановите,
Раз и два, раз и два —
Вот и кончилась игра.
Карусель начинает кружиться медленно, наконец останавливается. Когда карусель остановится, вы сходите с нее (кладете веревку на пол), бегаете по площадке, а по сигналу (удар в бубен, звонок) снова садитесь на карусель.
При повторении игры воспитатель может уже не становиться в круг, а только наблюдать за игрой и напоминать детям текст.
Зайка
Дидактическая задача. Развивать умение согласовывать движения со словами, действовать по словесному сигналу.
Игровое правило. Убегают зайки только после слов «зайка прыг... и убежал».
Игровое действие. Имитация движений, характерных для зайчика.
Ход игры. На одной стороне площадки отмечают места зайцев, и каждый из детей становится на свое место. По сигналу воспитателя «Бегите в круг!» все дети собираются в круг, а один из зайцев, которого заранее выбирают считалочкой, становится в середину. Дети вместе с воспитателем сопровождают текст движениями:
Зайка беленький сидит, Дети стоят в кругу.
Он ушами шевелит, Начиная, со слов «вот так», поднимают руки к голове, поворачивают кисти то в одну, то в другую сторону.
Вот так, вот так
Он ушами шевелит.
Зайке холодно сидеть,
Надо лапочки погреть,
Хлоп, хлоп, хлоп, хлоп.
Надо лапочки погреть. Начиная со слова «хлоп», хлопают в ладоши.
Зайке холодно стоять, Начиная со слова «скок», прыгают на двух ногах на месте.
Надо зайке поскакать.
Скок, скок, скок, скок,
Надо зайке поскакать. Воспитатель хлопает в ладоши, и дети разбегаются по своим «домам».
Кто-то зайку испугал,
Зайка прыг... и убежал.
Что сажают в огороде?
Дидактическая задача. Учить детей классифицировать предметы по определенным признакам (по месту их произрастания, по их применению), развивать быстроту мышления, слуховое внимание.
Игровое правило. Отвечать на вопросы водящего нужно только словами «да» или «нет».
Игровое действие. Кто ошибся, тот платит фант, который потом отыгрывает.
Ход игры. Воспитатель спрашивает:
— Дети, вы знаете, что сажают в огороде? Давайте поиграем в такую игру: я буду называть разные предметы, а вы внимательно слушайте. Если я назову то, что сажают в огороде, вы ответите «да», если же то, что в огороде не растет, вы скажете «нет». Кто ошибется, тот проигрывает.
Воспитатель начинает:
— Морковь.
Если кто-то поспешит и ответит неправильно, воспитатель может сказать: «Поспешишь, людей насмешишь. Будь внимателен!» Так же можно провести игры: «Накроем стол для гостей» (воспитатель называет столовую посуду), «Посадим сад», «Мебель», «Одежда» и др.
Какое время года?
Дидактическая задача. Учить детей соотносить описание природы в стихах или прозе с определенным временем года; развивать слуховое внимание, быстроту мышления.
Игровое правило. Показывать карточку можно только после того, как дети правильно назвали времена года.
Игровое действие. Отгадывание времени года по стихотворению.
Ход игры. У воспитателя на карточках выписаны короткие тексты о разных временах года. Тексты даются вперемешку.
— Да!
— Огурцы.
— Да!
— Свекла.
— Да!
— Сливы.
— Нет!
Воспитатель спрашивает: «Кто знает, когда это бывает?;* и открывает карточку, читает текст. Дети отгадывают.
Загадки
Дел у меня немало —
Я белым одеялом
Всю землю укрываю,
В лед реки убираю,
Белю поля, дома
Зовут меня... (Зима)
Я соткано из зноя,
Несу тепло с собою.
Я реки согреваю,
«Купайтесь!» — приглашаю.
И любите за это
Вы все меня. Я... (Лето)
Я раскрываю почки,
В зеленые листочки
Деревья одеваю,
Посевы поливаю,
Движения полна.
Зовут меня... (Весна)
Несу я урожаи,
Поля вновь засеваю,
Птиц к югу отправляю,
Деревья раздеваю.
Но не касаясь сосен
И елочек. Я... (Осень)
Узнай по описанию
Дидактическая задача. Побуждать детей рассматривать предметы, вспоминать качества тех предметов, которые ребенок в данный момент не видит.
Игровое правило. Отгадывает тот, на кого укажет водящий стрелочкой.
Игровые действия. Игровая ситуация — получение подарка с различными предметами, загадывание, отгадывание. Отвечает тот, на кого укажет стрелочка.
Ход игры
Воспитатель рассказывает.
— Прислала бабушка Наташе подарок. Смотрит Наташа: лежит в корзиночке что-то круглое, гладкое, зеленое, а с одного бока красное, откусишь его — вкусное, сочное. Растет на дереве. «Забыла, как это называется»,— подумала Наташа. Дети, кто поможет ей вспомнить, как называется то, что ей бабушка прислала? (Стрелочкой указывает на того, кто будет отвечать.)
Воспитатель вспоминает:
— Однажды в детский сад пришел гость. Одет он был в красивую шубу, шапку, валенки. У него была длинная белая борода, белые усы, брови. Глаза добрые. В руках он держал мешок. Как вы думаете, кто был нашим гостем? Что у гостя в мешке? Какой был праздник в детском саду?
Такие разговоры-загадки воспитатель может вести о разных предметах и явлениях.
Добавь слово
Дидактическая задача. Упражнять детей в правильном обозначении положения предметов по отношению к себе; развивать ориентировку в пространстве.
Игровое правило. Отвечает только тот, кому бросит мяч воспитатель.
Игровые действия. Дети ищут правильные слова, обозначающие разные расположения в пространстве. Тот, кто поймал мяч, должен быстро дополнить предложения нужным словом.
Ход игры. Воспитатель говорит:
— Давайте вспомним, где у нас правая рука. Поднимите ее. Все предметы, которые вы видите в той стороне, где правая рука, находятся справа. Кто знает, где находятся предметы, которые вы видите в той стороне, где левая рука? Знаете ли вы, что обозначают слова впереди меня и позади меня? (Уточняет и эти понятия.) А сейчас мы поиграем. (Дети садятся за стол.) Я буду начинать предложение, называть разные предметы нашей комнаты, а вы будете добавлять слова справа, слева, позади, впереди, отвечать, где этот предмет находится.
Воспитатель начинает:
— Стол стоит... (бросает мяч одному из играющих).
-— Позади.
— Полочка с цветами висит... (бросает мяч другому ребенку).
— Справа.
— Дверь от нас...
— Слева.
Если ребенок ошибся, воспитатель предлагает встать, поднять руку и указать этой рукой на предмет.
— Какая рука у тебя ближе к окну?
— Правая.
— Значит, где находится от тебя окно?
— Справа.
Можно эту игру провести и так. Воспитатель произносит слова слева, справа, впереди, позади, а дети говорят, какие предметы находятся в названном направлении.
Для проведения этой игры детей не следует сажать в кружок, их лучше посадить с одной стороны стола, так, чтобы предметы по отношению к ним были расположены одинаково. В более старших группах детей можно сажать в кружок. Это усложняет решение игровой задачи, но дети успешно справляются с заданием, так как уже хорошо ориентируются в пространстве.
А что потом?
Дидактическая задача. Закреплять знания детей о частях суток, о деятельности детей в разное время дня.
Игровое правило. Называть в правильной последовательности все, чем дети занимаются в детском саду в течение дня.
Игровые действия. Кто ошибется, садится на последний стул
(как в игре «Испорченный телефон»); передача камешка тому, кто должен отвечать.
Ход игры. Дети садятся полукругом. Воспитатель объясняет правила игры:
- Помните, мы с вами говорили на занятии о том, что мы делаем в детском саду в течение всего дня? А сейчас поиграем и узнаем, все ли вы запомнили. Будем рассказывать по порядку о том, что мы делаем в детском саду с самого утра. Кто ошибется, сядет на последний стул, а все остальные передвинутся.
Можно ввести такой игровой момент: воспитатель поет песенку «Камешек у меня. Кому дать? Кому дать? Тот и будет отвечать».
Воспитатель начинает: «Мы пришли в детский сад. Поиграли на участке. А что было потом?» Передает камешек кому-либо из играющих. Тот отвечает: «Делали гимнастику». — «А потом?» (Воспитатель передает камешек другому ребенку.) И т. д.
Игра продолжается, пока дети не назовут последнее — уход домой.
Примечание. Использовать камешек или другой предмет целесообразно, так как отвечает не тот, кому хочется, а тот, кому он достанется. Это заставляет всех детей быть внимательными и готовыми отвечать.
Игра проводится в конце года.
Когда это бывает?
Дидактическая задача. Уточнять и углублять знания детей о временах года.
Игровое правило. По сигналу воспитателя быстро называть признаки времени года.
Игровое действие. Передача камешка тому, кто отвечает.
Ход игры. Воспитатель спрашивает ребят, знают ли они, когда собирают овощи, фрукты, когда бывает много желтых листьев и т. д. Ответы детей показывают, в какой мере они соотносят те или иные явления и труд человека с временем года (см. рис).
— А теперь я буду называть время года, а вы будете отвечать, что бывает в это время и что делают люди. Например, я скажу: «Весна» — и положу камешек Вове. Вова быстро вспомнит и скажет, что бывает весной. Например: «Весной тает снег». Потом он передает камешек рядом сидящему и тот вспомнит еще что-нибудь о весне.
Когда все дети усвоят правила, можно начинать игру. Если кто-то не может ответить, воспитатель помогает ему вопросами.
Какой предмет?
Дидактическая задача. Уточнять представления детей о величине предметов; учить классифицировать предметы по определенному признаку (величина, цвет, форма); развивать быстроту мышления.
Игровые правила. К одному слову нужно подобрать много предметов. Кто больше вспомнит слов, тот и выигрывает.
Игровые действия. Группировка предметов; поощрение победителей.
Ход игры. Дети садятся в кружок. Воспитатель говорит:
— Дети, предметы, которые нас окружают, бывают разной величины: большие, маленькие, длинные, короткие, низкие, высокие, узкие, широкие. Мы с вами на занятиях и на прогулках видели много разных по величине предметов. Сейчас я буду называть одно слово, а вы будете перечислять, какие предметы можно назвать одним словом.
В руках у воспитателя камешек. Он дает его тому ребенку, который должен отвечать.
— Длинный, — говорит воспитатель и передает камешек соседу.
— Платье, веревка, день, шуба, — вспоминают дети.
— Широкий, — предлагает воспитатель следующее слово.
Дети называют: дорога, улица, речка, лента и др.
Эта игра проводится с детьми в конце года, когда они получили знания о величине предметов.
Так же проводится игра и с целью совершенствования умения детей классифицировать предметы по цвету, форме. Воспитатель говорит:
— Красный.
Дети по очереди отвечают: флажок, шар, ягода, звездочка и др. Или:
— Круглый.
Дети отвечают: мяч, солнце, яблоко, колесо и др. Тех детей, которые назвали большее количество слов, следует похвалить.
Похожие статьи:
Игры на развитие логики детей 5, 6 лет
Развивающие игры для детей 4-6 лет дома
Развивающие задания в картинках для детей дошкольников 4-5 лет
Нет комментариев. Ваш будет первым!