Наши конкурсы
Свидетельство о публикации бесплатно

 

Бесплатные конкурсы для педагогов на сайте kladraz.ru

Дидактические игры на тему «Растения» в старшей группе

Дидактические игры для детей дошкольного возраста о растениях

Сложи картинку

Задачи: упражнять детей в составлении целого из частей; воспитывать усидчивость; закреплять знания о животном мире.

Оборудование: разрезные картинки, изображающие различные растения.

Ход игры

Каждому ребенку дается комплект разрезных картинок. Дети должны сложить целую картинку из отдельных частей. Выигрывает тот, кто быстро и правильно ее сложит и назовет изображение на картинке.

Так бывает или нет?

Задачи: закреплять знания детей о характерных признаках растений, умение замечать нереальность суждений, правильно выражать свою мысль в предложении, внимательно слушать.

Ход игры

Взрослый сообщает детям, что будет рассказывать о каком-либо растении, а дети должны внимательно слушать и подмечать все верное и неверное в рассказе. Потом сказать: «Так бывает» или «Так не бывает» и доказать свою правоту.

Воспитатель. Летом Ваня был в деревне у бабушки. Бабушка попросила его собрать ягоды смородины. Он залез на дерево и стал собирать ягоды.

Ребенок. Так не бывает. Смородина не растет на дереве.

Воспитатель. Капуста растет на дереве. Она красного цвета.

Ребенок. Так не бывает. Капуста растет на грядке. Она зеленого цвета.

Воспитатель. На огороде растет морковь. Она длинная, оранжевого цвета.

Ребенок. Так бывает. Морковь растет на огороде. Она длинная, оранжевая.

Воспитатель. Катя на огороде вырастила грибы. Она их пропалывала и поливала.

Ребенок. Так не бывает. Грибы растут в лесу. Их не пропалывают, а поливает их дождик.

Вначале в рассказ можно включать только одну небылицу. В дальнейшем можно увеличивать их количество. Содержание небылиц необходимо постепенно усложнять.

Узнай по описанию

Задачи: воспитывать внимание, сообразительность; развивать речевую активность детей.

Воспитатель (читает детям рассказ-загадку). На огороде вырос овощ. Он был круглый, красный, сочный. Растет этот овощ на кустике. Из него делают салат.

Подобные рассказы-загадки можно составлять о разных овощах, фруктах, ягодах и грибах.

Узнай на вкус

Задачи: упражнять детей в определении вкуса овощей (фруктов); активизировать речь детей; развивать память.

Оборудование: подносы; натуральные овощи (фрукты), целые и порезанные на небольшие кусочки; платочек, бумажные салфетки.

Ход игры

На одном подносе лежат целые овощи (фрукты), на другом — овощи (фрукты), порезанные на кусочки. Все овощи (фрукты) должны быть знакомы детям.

В начале игры рассматриваются натуральные овощи (фрукты). Затем одному из детей завязывают платочком глаза и предлагают попробовать на вкус кусочек какого-либо овоща (фрукта), например, помидора. Ребенок должен определить, что он съел, и сказать какой овощ (фрукт) на вкус.

Ребенок. Это помидор. Он сладкий, сочный.

В игре участвуют все дети.

Мозаика

Задачи: закрепить названия частей растений; развивать умение дифференцировать их по внешним признакам.

Оборудование: картинки с изображением частей различных растений (например, части цветка и дерева — корень, стебель или ствол, листья, цветы).

Ход игры

Воспитатель предлагает детям рассмотреть части растений. Дети должны догадаться, какое растение может быть собрано из этих частей, и обосновать свою догадку. После этого дети делятся на две команды. Каждая команда должна собрать картинку. Выигрывает та команда, которая выполнит задание быстрее.

Сравни цветы

Задача: научить различать растения по характерным признакам, действиям, описывать их.

Оборудование: две картинки с изображением ромашки и колокольчика.

Ход игры

Воспитатель предлагает детям рассмотреть два цветка. Дети должны назвать каждый цветок и выделить их общие и отличительные признаки.

Воспитатель. Это ромашка. У нее белые лепестки и желтая сердцевина. Лепестки растут вокруг сердцевины. Это колокольчик. У него голубые лепестки. Лепестки срослись и похожи на колокольчик. И у колокольчика, и у ромашки есть стебель, листья и корень. Они растут в степи.

На занятии можно сравнивать пары любых растений.

Ансамбль

Задачи: развивать умение классифицировать растения по характерным признакам; закрепить словарь по теме «Растения».

Оборудование: картинки с изображением различных растений, например, овощей и фруктов.

Ход игры

Детям раздают картинки. Ведущий (вначале эту роль берет на себя воспитатель, затем может играть и ребенок) говорит, что у него на картинке изображен огурец. Огурец — овощ. Картинка дается любому ребенку. Он собирает ансамбль, в который могут войти все овощи. Затем показывается другая картинка—с изображением яблока. Яблоко — фрукт. Картинка с изображением яблока дается другому ребенку. Он собирает ансамбль, в который могут войти все фрукты. Каждый ребенок представляет свою картинку и говорит: «У меня на картине нарисован помидор. Помидор тоже овощ» — и подходит к нужному ансамблю. Дети должны разделиться на две команды.

Побеждает та команда, которая быстрее соберет свой ансамбль.

Конкурс

Задачи: закрепить названия различных растений; учить отгадывать предмет по его признакам; правильно формулировать ответы на вопросы.

Оборудование: картинки с изображением различных растений.

Ход игры

Воспитатель объявляет конкурс на лучшего знатока растений, затем задает вопросы, предупреждая, что ответы должны быть полными. Ребенок, правильно ответивший на вопрос, должен выбрать картинку с изображением растения и поставить на наборное полотно. Каждый правильный ответ награждается фишкой. В конце игры выявляется победитель, которому и присваивается звание лучшего знатока растений.

Вопросы для конкурса:

— У какого дерева белый ствол?

— На каком дереве растут желуди?

— У какого цветка на стебле острые шипы?

— У каких овощных растений стебли стелются по земле?

— Какое время года благоприятно для растений?

— Какие грибы растут на пеньках?

— Как по-другому называется белый гриб?

— У каких растений красный плод?

— Какая ягода после мороза становится сладкой?

— У каких деревьев осенью листья не желтеют, а краснеют?

Наоборот

Задача: расширять словарный запас детей за счет антонимов.

Оборудование: мяч.

Ход игры

Воспитатель называет слово и бросает мяч любому ребенку. Ребенок ловит мяч и называет слово, противоположное по смыслу. Например: сладкий — кислый, сочный — сухой, спелый — зеленый, высокий — низкий и т.д.

Волшебный мешочек

Задачи: закрепить знания детей о внешних признаках предметов; активизировать словарь по теме «Овощи и фрукты».

Оборудование: мешочек с муляжами овощей.

Ход игры

Предварительно дети должны ознакомиться с муляжами овощей, знать названия и их внешние признаки. Воспитатель говорит, что в гости к ним пришел зайка с волшебным мешочком. Он принес с огорода овощи и хочет поиграть с детьми. Дети по очереди подходят к мешочку, ощупывают какой-либо овощ и по внешним признакам догадываются, какой овощ в руке. Аналогично можно провести игру с муляжами фруктов.

Магазин

Задачи: закрепить знания детей о внешних признаках овощей и фруктов; активизировать словарь по теме «Овощи и фрукты». Оборудование: муляжи фруктов и овощей.

Ход игры

Один ребенок—продавец, остальные дети — покупатели. Ребенок-«покупатель» подходит к «прилавку» и сообщает, что он хочет купить, называя внешние признаки предмета.

Ребенок. Я хочу купить фрукт. Он желтый, овальный, кислый. Его кладут в чай.

Ребенок-«продавец» должен догадаться, что хочет купить «покупатель». Затем дети меняются ролями.

Мамины помощники

Задачи: развивать словесную память, закрепить знания о растениях. Оборудование: кастрюля, картинки с изображением овощей, фруктов и грибов.

Ход игры

Воспитатель берет на себя роль мамы. Он дает детям поручения — словесные инструкции.

Воспитатель. Я хочу сварить для вас вкусный овощной суп. Вовочка, сыночек, принеси мне для супа капусту.

Ребенок должен выбрать картинку с изображением капусты и положить в кастрюлю, в которой будет «вариться суп». Аналогично подбираются другие ингредиенты.

Что пропало?

Задачи: развивать зрительную память; отрабатывать употребление формы родительного падежа множественного числа существительных.

Оборудование: игрушечный зайка; картинки с изображением овощей.

Ход игры

Воспитатель выставляет на наборное полотно 4—5 картинок с изображением овощей и сообщает детям, что к ним в гости пришел зайка. Зайка любит овощи. Детям предлагается запомнить картинки и закрыть глаза. Затем картинку убирают с наборного полотна.

Воспитатель. Что скушал зайка? Чего нет?

Постепенно можно увеличить количество картинок.

Узнай цветок

Задачи: закрепить знания по теме «Цветы»; развивать обоняние и умение глубоко дышать.

Оборудование: два-три живых цветка, наиболее знакомых детям, например: ландыш, фиалка, сирень.

Ход игры

Воспитатель приносит в комнату букет цветов. Дети вспоминают названия, по очереди нюхают цветы, стараясь запомнить запах. После этого воспитатель прячет букет за спину, подходит к одному ребенку, предлагает ему закрыть глаза и дает понюхать один цветок из букета.

Если ребенок по запаху правильно определил цветок, он становится водящим, если нет — остается на месте. Необходимо, чтобы, нюхая цветок, дети делали глубокий вдох, не поднимая плеч, затем медленный плавный выдох.

Цветы можно заменить листьями с определенным запахом (например, смородины, тополя, черемухи).

Скажи какой

Задача: учить выделять и называть признаки предмета.

Оборудование: натуральные фрукты и овощи.

Ход игры

Воспитатель достает из коробки предметы, называя их.

Воспитатель. Это груша.

Ребенок (называет признаки). Она желтая, мягкая, вкусная.

Воспитатель. Это помидор.

Ребенок. Он красный, круглый, спелый, сочный.

Воспитатель. Это огурец.

Ребенок. Он продолговатый, зеленый, хрустящий.

Подарки

Задачи: закрепить названия и внешние признаки цветов; развивать умение строить простые предложения.

Оборудование: искусственные цветы разных видов.

Ход игры

Воспитатель держит букет из искусственных цветов. Выбирается ведущий, которому завязывают глаза.

Воспитатель (читает детям стихотворение)

Приходил к нам дед Ермил,

Всем подарки приносил.

Я подарки назову —

Ты покажешь, что кому.

Ребенок с завязанными глазами берет из букета один цветок, на ощупь отгадывает его название и говорит, кому подарить этот цветок.

Ребенок. Это тюльпан. Тюльпан подарим Маше.

Игра повторяется. Ведущим становится ребенок, которому «подарили» цветок.

Похожие статьи:

Игры молчанки для детей 4-6 лет

Познавательная игра для детей старшей группы

Игры страшилки для детей 5-6 лет

Прибаутки для детей 4-6 лет

Игры небылицы и перевертыши для детей 4-6 лет

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!