Литературная игра в 11 классе на тему «Серебряный век русской культуры». Сценарий
Игра по литературе для школьников старших классов. Тема: «Серебряный век русской культуры».
Игра проводится в 11 классе после изучения литературы «серебряного века». Предварительная подготовка:
1. Формируются две команды, каждая из которых получает домашнее задание — подготовить инсценировку на заданную тему; варианты могут быть различны: представление какого-либо направления «серебряного века» (символизм — акмеизм или символизм — футуризм), разных географических «полюсов» символизма (московская группировка, сложившаяся вокруг В. Брюсова, и петербургские символисты во главе с 3. Гиппиус и В. Мережковским), разных этапов в развитии русского символизма (старшие символисты и «младосимволисты»), различных литературных ситуаций в России (литература 1900-х годов и литература 1910-х годов), а также любые театральные стилизации, представление какого-либо сюжета на чужой художественной территории (например, «Незнакомка» в различных художественных мирах: «на дне» (пьеса М. Горького «На дне»), в деревне (повесть И. Бунина «Деревня»), у Передонова (роман Ф. Сологуба «Мелкий бес»), у Василия Фивейского (рассказ Л. Андреева «Жизнь Василия Фивейского»), критериями оценки здесь будут полнота и уместность использования предметного фона соответствующего произведения, понимание стилистических закономерностей соответствующего текста.
2. Каждой команде дается задание: сочинить пародию, взяв за основу любой известный текст («Наша Таня громко плачет...», «Зайку бросила хозяйка...», «Служил Гаврила инженером...», «В лесу родилась елочка...» и др.) и смоделировав стиль любого из поэтов «серебряного века».
3. Все участники игры должны повторить известный им материал: основные даты, биографические сведения, названия различных творческих объединений, журналов, издательств, «освежить» в памяти стихотворные тексты. Чтобы охватить максимальное количество информации, можно в каждой команде определить «ответственного» за каждого поэта («специалист» по Мандельштаму, Белому, Гумилеву и т. д.).
Сценарий игры
I. Представление командами домашнего задания- инсценировки (регламент — 10—15 минут, максимальная оценка — 10 баллов).
II. Разминка (участвует зал и команды, каждый правильный ответ — 1 балл).
Задание: согласиться или не согласиться с утверждением:
1) Зинаида Гиппиус принимала гостей, лежа на диване.
2) В. Брюсов был настолько «скромен», что первый свой сборник назвал «Шедевры».
3) Отец Федора Тетерникова (Сологуба), бывший предводитель дворянства, пережил сына на 3 года.
4) К. Бальмонт любил читать свои стихи в необычных местах: залезая по горло в пруд или ложась в Париже на мостовую.
5) И. Анненский очень любил путешествовать и объехал множество африканских стран.
6) Женщины одного из индейских племен поразили К. Бальмонта тем, что носили брюки.
7) Жена Осипа Мандельштама Надежда любила одеваться как мужчина и часто носила костюмы мужа.
8) Андрей Белый никогда не был за границей.
9) О. Мандельштам часто занимал деньги и редко отдавал долги.
10) И. Анненский был директором Царскосельской гимназии.
11) Н. Гумилев был ректором Московского университета.
12) Ф. Сологуб никогда не печатал своих стихотворений.
13) И. Анненский впервые опубликовал свои стихотворения в 49 лет.
14) Футуристы на своих концертах поднимали рояль к потолку.
15) Андрей Белый — псевдоним Саши Черного.
16) Андрей Белый и Александр Блок — близнецы-братья.
17) Д. Мережковский и 3. Гиппиус — муж и жена.
18) Георгий Иванов — сын Вячеслава Иванова.
19) Сергей Соловьев — племянник Владимира Соловьева.
20) В. Хлебников был женат на сестре И.Северянина.
21) Анна Ахматова провела детство в Царском Селе.
22) М. Волошин и Н. Гумилев стрелялись на дуэли.
23) К. Бальмонт в 1890 г. издал в Ярославле первый сборник стихов.
24) Последний сборник стихов М. Цветаевой издан в Елабуге.
III. Конкурс «Кто есть кто»
а) У Игоря Северянина есть цикл стихотворений «Медальоны. Сонеты и вариации о поэтах, писателях и композиторах», посвященный разным поэтам «серебряного века». Назовите адресата каждого стихотворения.
1. Послушница обители Любви
Молитвенно перебирает четки.
Осенней ясностью в ней чувства четки.
Удел — до святости непоправим.
Он, Найденный, как сердцем ни зови,
Не будет с ней в своей гордыне кроткий
И гордый в кротости, уплывший в лодке
Рекой из собственной ее крови.
Уж вечер. Белая взлетает стая.
У белых стен скорбит она, простая.
Кровь капает, как розы, изо рта.
Уже осталось крови в ней немного,
Но ей не жаль ее во имя бога;
Ведь розы крови — розы для креста...
2. Красив, как Демон Врубеля для женщин,
Он лебедем казался, чье перо
Белей, чем облаком и серебро,
Чей стан дружил, как то ни странно, с френчем...
Благожелательный к меньшим и меньшим,
Дерзал — поэтно видеть в зле добро.
Взлетал. Срывался. В дебрях мысли брел.
Любил Любовь и Смерть, двумя увенчан.
Он тщетно на земле любви искал:
Ее здесь нет. Когда же свой оскал
Явила Смерть, он понял — Незнакомка...
У рая слышен легкий хруст шагов:
Подходит он. С ним — от его стихов
Лучащаяся — странничья котомка...
3. Его воспламенял призывный клич,
Кто б ни кричал — новатор или Батый...
Немедля честолюбец суховатый,
Приемля бунт, спешил его постичь.
Взносился грозный над рутиной бич
В руке самоуверенно зажатой,
Оплачивал новинку щедрой платой
По-европейски скроенный москвич.
Родясь дельцом и стать сумев поэтом,
Как часто голос свой срывал фальцетом,
В ненасытимой страсти все губя!
Всю жизнь мечтая о себе, чугунном,
Готовый песни петь грядущим гуннам,
Не пощадил он, — прежде всех — себя...
4. В его стихах — веселая капель,
Откосы гор, блестящие слюдою,
И спетая березой молодою
Песнь солнышку. И вешних вод купель.
Прозрачен стих, как северный апрель.
То он бежит проточною водою,
То теплится студеною звездою,
В нем есть какой-то бодрый, трезвый хм
Уют усадеб в пору листопада.
Благая одиночества отрада.
Ружье. Собака. Серая Ока.
Душа и воздух скованы в кристалле.
Камин. Вино. Перо из мягкой стали.
По отчужденной женщине тоска.
5. Ее лорнет надменно-беспощаден,
Пронзительно-блестящ ее лорнет.
В ее устах равно проклятью «нет»
И «да» благословляюще, как складень.
Здесь творчество, которое не на день,
И женский здесь не дамствен кабинет...
Лью лесть ей в предназначенный сонет,
Как льют в фужер броженье виноградин
И если в лирике она слаба
(Лишь издевательство — ее судьба!) —
В уменье видеть слабость нет ей равной
Кровь скандинавская прозрачней льда,
И скован шторм на море навсегда
Ее поверхностью самодержавной.
6. Путь конквистадора в горах остер.
Цветы романтики на дне нависли.
И жемчуга на дне — морские мысли —
Трехцветились, когда ветрел костер.
И путешественник, войдя в шатер,
В стихах своих писания описьмил.
Уж как Европа Африку не высмей,
Столп огненный — души ее простор.
Кто из поэтов спел бы живописней
Того, кто в жизнь одну десятки жизней
Умел вместить? Любовник, Зверобой,
Солдат — все было в рыцарской манере.
...Он о Земле толкует на Венере,
Вооружась подзорною трубой.
7. В утонченных до плоскости стихах —
Как бы хроническая инфлуэнца.
В лице все очертанья вырожденца.
Страсть к отрокам взлелеяна в мечтах.
Запутавшись в эстетности сетях,
Не без удач выкидывал коленца,
А у него была душа младенца,
Что в глиняных зачахла голубках.
Он жалобен, он жалостлив и жалок.
Но отчего от всех его фиалок
И пошлых роз волнует аромат?
Не оттого ль, что у него, позера,
Грустят глаза — осенние озера —
Что он — и блудный — все же божий брат?..
8. Неумолимо солнце, как дракон.
Животворящие лучи смертельны.
Что ж, что поля ржаны и коростельны? —
Снег выпадет. Вот солнечный закон.
Поэт постиг его, и знает он,
Что наши дни до ужаса предельны,
Что нежностью мучительною хмельны
Земная радость краткая и стон.
Как дряхлый триолет им омоложен!
Как мягко вынут из глубоких ножен
Узором яда затканный клинок!
И не трагично ль утомленным векам
Смежиться перед хамствующим веком,
Что мелким бесом вертится у ног?
б) Кто автор?
Кому из поэтов «серебряного века» принадлежат данные отрывки?
1) Быть с людьми — какое бремя!
Но зачем же надо с ними жить;
Отчего нельзя все время
Чары деять, тихо ворожить?
2) Мелькают женщины в платках,
И тявкают дворняжки шалые,
И самоваров розы алые
Горят в трактирах и домах.
3) Юный маг в пурпуровом хитоне
Говорил нездешние слова.
Перед ней, царицей беззаконий,
Расточал рубины волшебства.
4) Звук зурны звенит, звенит, звенит, звенит.
Звон стеблей, ковыль поет, поет, поет.
Серп времен горит сквозь сон, горит, горит.
Слезный стон растет, растет, растет, растет.
5) О, небо, небо! Твой путь воздушен!
О поле, поле! Ты — грезы верфь!
Я онебесен! Я онездешен!
И бог мне равен, и равен червь!
в) Имена и псевдонимы
Назовите настоящие фамилии писателей и поэтов, творивших под следующими псевдонимами:
1. Андрей Белый
2. Федор Сологуб
3. Вересаев
5. Скиталец
6. Серафимович
7. Саша Черный
8. Черубина де Габриак
9. Игорь-Северянин
10. Ахматова
11. Ирина Одоевцева
12. Максим Горький
13. Эллис.
г) Вставьте пропущенные фамилии поэтов:
1) «... смотрит на мир сквозь закопченное стекло».
2) «... — это самый недовоплотившийся символист».
3) «... бормочет, будто чувствуя, что в логически внятных стихах он сам себя обкрадывает».
4) «Женщины стихотворений похожи одна на
другую: это потому, что он ни одной не любил, не отличил, не узнал».
5) «Очарования зла, порока, уродства, дьявола, смерти наполняли его (...) душу восторгами».
6) «В лирике ... к слиянию с окружающим миром стремятся люди, вещи — все в жизни и природе».
7) «... — существо, обменявшее корни на крылья».
8) «Перед духами игры он (...) пасовал. Ее мистика была ему недоступна, как всякая мистика. В его игре не было вдохновения».
д) Поэтический алфавит.
Назвать известных вам литераторов «серебряного века», фамилии которых начинаются на букву «А», «Б», «В», «Г», «Д» и т. д.
IV. Конкурс пародий
а) команды читают друг другу сочиненные заранее пародии и отгадывают, кто их адресаты.
б) Назовите адресатов следующих пародий:
1. Сегодня ты как-то печально глядишь на ковры
и обои
И слушать не хочешь про страны, где вечно
ласкающий май.
Послушай, огни погасим, и пригрезится пусть нам
обоим,
Как жрец, разозлившись на пса, смертоносный
схватил ассегай.
Помчалось копье, загудя, убегавшей собаке
вдогонку,
И, кровью песок обагрив, повалился наказанный пес.
Послушай, — на озере Ньянца, под звуки гудящего
гонга,
Жил сеттер голодный и быстрый, и мясо жреца
он унес...
2. Я бедный попик убогий,
Живу без улыбок и слез.
Ах, все исходил дороги
Со мною немощный пес.
Обветшала грустная келья,
Скуден мяса кусок.
И его в печальном веселье
Куда-то пес уволок.
И смерть к нему руки простерла...
Оба мы скорбь затаим.
Не знал я, как хрупко горло
Под ошейником медным твоим.
3. В искрах лунного сиянья
Сквозь лучей его мерцанье
Вижу смутно очертанья
Я старушки и козла.
Пьют любви до края чашу
все слияннее и краше,
но козла в лесную чащу
злая сила увлекла.
Волки мчат во мраке ночи,
это искрятся их очи,
в час глубокий полуночи
козлик в жертву принесен.
На траве белеют ножки,
козьи ножки, козьи рожки, и старушка по дорожке...
...Старый, милый детский сон.
4. У старушки колдуньи,
крючконосой горбуньи,
козлик был дымно-серый, молодой, как весна.
И колдуньино сердце
в тихо грезовом скерцо
трепетало любовью, как от ветра струна.
На газоне ажурном
златополднем пурпурным
так скучающе-томно козлик смотрит на лес.
Как мечтать хорошо там,
сюрпризерным пилотом
отдаваясь стихийно тишине его месс.
Ах, у волка быть в лапах
и вдыхать его запах —
есть ли в жизни экстазней, чем смертельности миг.
И старушке колдунье,
крючконосой горбунье,
подарить импозантно лишь рогов своих шик.
5. Царь всех земных царей, властитель Веверлей
торжественно грядет к священному Мериду.
Царь плавать не умел. И пару пузырей
дает ему жена, избранница Изиды.
И, тело обнажив под сенью пирамиды,
он погрузился в пруд, творя молитву ей.
Но мудрая глава ног царских тяжелей —
осталась голова в объятьях Нереиды.
Той вести гибельной довериться не смея,
спешит на озеро царица Доротия
и, к озеру придя, окаменела вдруг.
С тех пор прошли года тягучей вереницей.
Но до сих пор песок хранит скелет царицы
и над водою тень костей берцовых двух.
6. Где дамы щеголяют модами,
где всякий лицеист остер,
над скукой дач, над огородами,
над пылью солнечных озер —
там каждый вечер в час назначенный,
среди тревожащих аллей
со станом, пузырями схваченным,
идет купаться Веверлей.
И, медленно пройдя меж голыми,
заламывая котелок,
шагами скорбными, тяжелыми
ступает на сырой песок.
Такой бесстыдно упоительный,
взволнован голубой звездой,
ныряет в воду он стремительно
и остается под водой.
Вздыхая древними поверьями,
шелками черными шумна,
под шлемом с траурными перьями
идет на пруд его жена.
И ноги милого склоненные
в ее качаются мозгу,
и очи синие, бездонные
цветут на дальнем берегу.
И, странной близостью закована
глядит на темную вуаль
и видит берег очарованный
и очарованную даль.
И в этой пошлости таинственной
оглушена, поражена,
стоит над умершим единственным
окаменевшая одна.
V. Конкурс знатоков (вопросы повышенной сложности, правильный ответ – 3 балла)
1. Кто из русских поэтов «серебряного века» внёс вклад в теорию стихосложения?
2. Всем известно двустишие В. Маяковского: «Ешь ананасы, рябчиков жуй – день твой последний приходит, буржуй!». У кого из поэтов «серебряного века» Маяковский «позаимствовал» свой знаменитый ананас?
3. Среди поэтов «серебряного века» были люди с учеными степенями. Кто из них получил степень доктора филологии?
4. Употребление наркотиков воспринималось в начале века не как разрушение здоровья, а как экзотика и забава. Кто из поэтов (автор рассказа «Путешествие в страну Эфира») и кому посвятил следующие строки:
О, пожелтевшие листы
В стенах вечерних библиотек,
Когда раздумья так чисты,
А пыль пьянее, чем наркотик.
5. Приведенные ниже четверостишия составлены из строк, принадлежащих разным поэтам «серебряного века». Определите автора каждой строки:
а) В тени косматой ели, над шумною рекой
Кто превзойдет меня? Кто будет равен мне?
Лишь есть одна возможность сказать мгновенью: стой!
Чтоб мог я стать огнем или сгореть в огне!
б) Но я люблю на дюнах казино
И вишен спелых сладостный агат.
Им сердце флейтой трелит в унисон,
Что гор алмазных не нашел Синбад.
в) Я — попугай с Антильских островов,
Ты — женщина, ты — книга между книг.
Я озарен. Я жду твоих шагов.
И сладок нам лишь узнаванья миг.
6. Кому из персонажей М. Горького хотелось уничтожить персонажа Д. Дефо собственными руками и как?
7. В каком стихотворении О. Мандельштам называет дату своего рождения?
8. Какой поэт «серебряного века», оглядываясь на первую половину своего творческого пути, написал в стихотворении «Петербург»:
И каждый стих гоня сквозь прозу,
Вывихивая каждую строку,
Привил-таки классическую розу
Советскому дичку.
VI. Конкурс капитанов (капитанам дается 5 минут на выполнение задания, а в это время с залом а командами проводится следующий конкурс).
Задание для капитанов:
Исправьте ошибки в приведенных литературоведческих суждениях.
1. Иннокентий Анненский — талантливый поэт-младосимволист. Его стихам присущи культ своего «я», ставка на импровизацию, трагическое начало, разъединенность человека с вещным миром, естественность в использовании непоэтических слов.
2. Стихотворения В. Брюсова чрезвычайно музыкальны и архитектурны, его любимые эпитеты: серый, скучный, злой; цветовая гамма — золото и лазурь; его символы близки аллегориям.
3. Поэзию О. Мандельштама отличает склонность к культурным ассоциациям (мир Древнего Востока), философия мгновения, вещи для него — знаки психологических состояний людей.
4. Андрея Белого (настоящая фамилия Тетерников) можно назвать неоклассицистом, для него весь мир — тюрьма, а люди — плененные звери, постоянно звучит нота истерического юмора. Символизм Белого — «земной», психологический символизм.
Перевертыши
Определите, какая строка из стихотворения поэта «серебряного века» превращена в перевертыш (за правильный ответ — 1 балл).
1. Нет в зарубежной архитектуре бодрой грубости.
2. Эх, открой мои черные руки.
3. Белая шелковая оса, серебряный пояс.
4. Жил сегодня синеносый принц.
5. Мужчина танцевал в светском ансамбле.
6. Безобразие красиво — ты услышишь — я быстро сниму туфли русские с ног, черный кактус под мышкой.
7. Понюхай — так близко, так близко, в пустыне Гоби затасканный спит бегемот.
8. Я виноват, трезвый красавец, ты не в курсе: ложь — в лимонаде.
9. Кабачки в лимонаде, кабачки в лимонаде, так ' обыденно мерзко, и тускло, и тупо.
10. Ты — нищий небесных нищих и нищий Федя.
11. Под солнцем причесанного баобаба, под тихою землей останавливает бог кегли выбритой ногой.
12. Выходишь ты из темных ресторанов.
13. В черных галошах из кактуса — сзади Сатана.
14. Но секунда прошла — и я пришел в гости.
15. Тяжелее пушинку бросить, чем фамилию свою произнести в первый раз.
16. Ты уехал из чужой деревни, незнакомой до смеху.
VIII. Подведение итогов игры.
Ответы и комментарии
II. Разминка:
1. Да. 2. Да. 3. Нет, отец — бывший крепостной портной, умер, когда Сологубу было 4 года. 4. Да’ 5. Нет. 6. Нет. 7. Да. 8. Нет. 9. Да. 10. Да. 11. Нет.
12. Нет. 13. Да. 14. Да. 15. Нет. 16. Нет. 17. Да 18. Нет. 19. Да. 20. Нет. 21. Да. 22. Да. 23. Да. 24. Нет.
III. Конкурс «Кто есть кто»
а) Адресатами «Медальонов» И. Северянина являются:
1. А. Ахматова. 2. А. Блок. 3. В. Брюсов. 4. И. Бунин. 5. 3. Гиппиус. 6. Н. Гумилев. 7. М. Кузмин. 8. Ф. Сологуб.
б) Кто автор?
1. Ф. Сологуб. 2. О. Мандельштам. 3. Н. Гумилев. 4. К. Бальмонт. 5. И. Северянин.
в) Имена и псевдонимы
1. Борис Николаевич Бугаев
2. Федор Кузьмич Тетерников
3. Викентий Викентьевич Смидович
4. Степан Гаврилович Петров
5. Александр Серафимович Попов
6. Александр Михайлович Гликберг
7. Елизавета Ивановна Васильева (урожд. Дмитриева)
8. Игорь Васильевич Лотарев
9. Анна Андреевна Горенко Д
10. Ираида Густавовна Гейнеке
11. Алексей Максимович Пешков
12. Лев Львович Кобылинский
г) Пропущены следующие фамилии:
1. Ф. Сологуб. 2. А. Белый. 3. О. Мандельштам. 4. В. Брюсов. 5. Ф. Сологуб. 6. И. Анненский. 7. А. Белый. 8. В. Брюсов.
д) Поэтический алфавит
Андреев, Адамович, Анненский, Ахматова, Бальмонт, Бунин, Брюсов, Белый, Блок, Бурлюк, Волошин, Гиппиус, Гумилев, Городецкий и т. д.
IV. Конкурс пародий
Адресатами пародий являются:
1. Н. Гумилев. 2. А. Ахматова. 3. К. Бальмонт. 4 И- Северянин. 5. В. Брюсов. 6. А. Блок.
V. Конкурс знатоков
1 В. Брюсов (стиховедческие работы «О русском стихосложении», «О рифме»), А. Белый («Ритм как диалектика и “Медный всадник”»).
2. У А. Белого: «Голосил низким басом, в небеса запустил ананасом.»
3. Вячеслав Иванов, Анна Ахматова (в Оксфорде).
4. Николай Гумилев — Михаилу Кузмину.
Строчки в каждом из центонов принадлежат следующим поэтам:
а) В тени косматой ели, над шумною рекой
(Ф. Сологуб)
Кто превзойдет меня? Кто будет равен мне?
(В. Брюсов)
Лишь есть одна возможность сказать мгновенью: стой!
(К. Бальмонт)
Чтоб мог я стать огнем или сгореть в огне!
(И. Анненский)
б) Но я люблю на дюнах казино
(О. Мандельштам)
И вишен спелых сладостный агат.
(М. Кузмин)
Им сердце флейтой трелит в унисон,
(И. Северянин)
Что гор алмазных не нашел Синбад.
(Н. Гумилев)
в) Я — попугай с Антильских островов,
(Н. Гумилев)
Ты — женщина, ты — книга между книг.
(В. Брюсов)
Я озарен. Я жду твоих шагов.
(А. Блок)
И сладок нам лишь узнаванья миг.
(О. Мандельштам)
6. В рассказе «Коновалов» герой хочет утопить Пятницу.
7. «Стихи о неизвестном солдате»: «Я рожден в ночь с второго на третье января в девяносто одном ненадежном году».
8. В. Ходасевич.
VI. Конкурс капитанов
1. Анненский не младосимволист; культ своего «я» и ставка на импровизацию присущи, скорее, лирике К. Бальмонта.
2. Музыкальность несвойственна брюсовской поэзии, «Золото в лазури» — название сборника стихов А. Бел ого, серый, скучный, злой — часто повторяющиеся эпитеты в стихотворениях Ф. Сологуба.
3. Мандельштама привлекает не мир Древнего Востока, а античная культура, философия мгновения свойственна К. Бальмонту, вещь как знак психологического состояния человека — черта художественного мира И. Анненского.
4. Настоящая фамилия А. Белого — Бугаев (Тетерников — Сологуб), неоклассицистическим называют стиль В. Брюсова, понятие «земной», психологический символизм» используется при характеристике поэзии И. Анненского, метафора «мир — тюрьма» взята из стихотворения Ф. Сологуба («Мы — плененные звери, голосим, как умеем, глухо заперты двери, мы открыть их не смеем»).
VII. Перевертыши
1. Есть в русской природе усталая нежность (К. Бальмонт)
2. О, закрой свои бледные ноги! (В. Брюсов)
3. Черный бархатный шмель, золотое оплечье (И. Бунин)
4. Умер вчера сероглазый король (А. Ахматова)
6. Красота страшна — вам скажут, вы накинете лениво шаль испанскую на плечи, красный розан в волосах (А. Блок)
7. Послушай — далеко-далеко на озере Чад изысканный бродит жираф (Н. Гумилев)
8. Ты право, пьяное чудовище, я знаю: истина — в вине (А. Блок)
9. Ананасы в шампанском, ананасы в шампанском!
Удивительно вкусно, искристо, остро! (И. Северянин)
10. Я — царь земных царей и царь Ассаргадон (В. Брюсов)
11. В тени косматой ели, над шумною рекой, качает черт качели мохнатою рукой (Ф. Сологуб)
12. Вхожу я в темные храмы (А. Блок)
13. В белом венчике из роз впереди Иисус Христос (А. Блок)
14. Но час настал — и ты ушла из дома (А. Блок)
15. Легче камень поднять, чем имя твое повторить (О. Мандельштам)
16. Я вернулся в мой город, знакомый до слез (О. Мандельштам)
Похожие статьи:
Викторины по произведениям Джека Лондона с ответами
Литературная викторина по произведениям Сотника с ответами
Олимпиада по литературе с ответами, 10 класс
Нет комментариев. Ваш будет первым!