Свидетельство и конкурсы
Свидетельство о публикации бесплатно

Бесплатные конкурсы для педагогов на сайте kladraz.ru

Олимпиада по литературе с ответами, 10 класс

Олимпиада по литературе для старшеклассников 10 класса

Задания

I

1. В левом столбике даны портреты персонажей раз. личных произведений русской классики. Дополните портретные характеристики названием пред, мета одежды, выбрав нужное из правого столбика. Объясните свой ответ. Назовите героя, произведение, автора.

а) Длинное и худое, с широким                    накрахмаленные во-

лбом, кверху плоским, книзу за-                   ротнички

остренным носом, большими зе-                 балахон с кистями

леноватыми глазами и висячи-                    хитон

ми бакенбардами песочного цве-                лайковые перчатки

ту, оно оживлялось спокойной

улыбкой и выражало

самоуверенность и ум.

 

б) В бричке сидел господин, не                         шинель на больших

красавец, но и не дурной наруж-                       медведях

ности, ни слишком толст, ни                               пыльный бархатный

слишком тонок; нельзя сказать,                         сюртук

чтобы стар, однако ж и не так,                           колпак, в котором хо-

чтобы слишком молод...                                      дят дворовые бабы

                                                                              циммермановская

                                                                              шляпа

в) Худощав и высокого роста. Го-                      давно не мытая ру-

лова похожа на редьку хвостом                         баха с веревочным

вниз. Большие выразительные                          пояском

глаза табачного цвета, рот несколь-                  полосатый архалук

ко похож на букву ижицу.                                     бекеша со смушками

                                                                               коричневый сюртук с

                                                                               голубыми рукавами

2. Напишите теоретике-литературную статью «стихотворение в прозе» для «Словаря юного литературоведа» (определение, жанровые признаки, особенности художественного языка). Приведите примеры произведений данного жанра.

3. Определите какие персонажи из пьесы русского писателя представлены следующими характеристиками:

а) судья, человек, прочитавший пять или шесть книг, и потому несколько вольнодумен; говорит басом с продолговатой растяжкой, хрипом и сапом — как старинные часы, которые прежде шипят, а потом уже бьют;

б) уже постаревший на службе и очень неглупый по-своему человек; хотя и взяточник, но ведет себя очень солидно, говорит ни громко, ни тихо, ни много, ни мало, его каждое слово значительно;

в) молодой человек лет двадцати трех, тоненький, худенький; несколько приглуповат и, как говорят, без царя в голове; речь его отрывиста, и слова вылетают из уст его совершенно неожиданно; одет по моде;

г) оба низенькие, коротенькие; очень любопытные, чрезвычайно похожи друг на друга, оба с небольшими брюшками, оба говорят скороговоркою. Укажите название пьесы, ее автора. Какие имена получили бы все эти герои в классицистской комедии? Почему?

4. Определите стихотворный размер приведенного отрывка:

Глядишь, — и площадь запестрела.

Все оживилось; здесь и там

Бегут за делом и без дела,

Однако больше по делам.

Перестройте отрывок, переписав его четырехстопным хореем. Как может измениться жанр произведения? Почему?

5. Янтарь на трубках Цареграда,

Фарфор и бронза на столе,

И, чувств изнеженных отрада,

Духи в граненом хрустале;

Гребенки, пилочки стальные,

Прямые ножницы, кривые,

И щетки тридцати родов

И для ногтей и для зубов.

Приведенный отрывок — описание кабинета Онегина. А как описал бы комнату (кабинет, гостиную) своего героя Гоголь? Сделайте это описание по заданной в пушкинском отрывке модели.

II

1. Исправьте терминологические и фактические ошибки в литературоведческом суждении, дайте правильный вариант:

В романе Гоголя «Мертвые души» нарушается единство места: Чичиков — типичный романтический герой — противопоставляет себя обществу, уезжая из города NN. и путешествуя по губернии.

2. Характерные особенности индивидуального стиля писателя отчетливо проявляются в изображении внешнего облика персонажа, интерьера, пейзажа. Определите, в какой интерьер (правый столбик) может быть вписан персонаж с соответствующей портретной характеристикой (левый столбик). Объясните ваш выбор. Укажите имя героя, произведение, автора.

а) Навстречу вышел старик. Так это он! Но он согнулся уже вдвое против прежнего. Он приветствовал все тою же знакомою мне улыбкой. Девка завязала его салфеткою, потому что без того он бы весь халат свой запачкал соусом. Взгляд его был совершенно бесчувственен, и мысли в нем не бродили, но исчезали.

а) Я занялся рассмотрением картинок, украшавших его смиренную, но опрятную обитель. Они изображали историю блудного сына. В первой почтенный старик в колпаке и шлафроке отпускает беспокойного юношу, который поспешно принимает его благословение и мешок с деньгами.

б) Его дочка — девочка лет четырнадцати. Красота ее меня поразила. Маленькая кокетка заметила впечатление, произведенное ею на меня; она потупила большие голубые глаза; я стал с ней разговаривать, и она отвечала мне безо всякой робости.

б) Это была просторная высокая комната, убранная довольно роскошно, но без особенного вкуса. Над средним диваном висел портрет обрюзглого белокурого мужчины — и, казалось, недружелюбно глядел на гостей.

 

в) Увидел женщину высокого роста в черном платье, она поразила его достоинством своей осанки. Обнаженные ее руки красиво лежали вдоль стройного стана, спокойно и умно глядели светлые глаза из- под немного нависшего белого лба, и губы улыбались едва заметною улыбкою.

в) Комната была вся уставлена сундуками, ящиками, ящичками и сундучочками. Множество узелков и мешков с семенами висело по стенам. Но самое замечательное в доме — были поющие двери.

 

3. Исключите из «оглавления» сборника сказок Салтыкова-Щедрина названия произведений, написанных другими русскими писателями. Назовите жанр каждого произведения и имя его автора.

«Премудрый пескарь»;                             «Ворона и Лисица»;

«Сказка о рыбаке и рыбке»;                     «Орел-меценат»;

«Слон на воеводстве»;                             «Волк на псарне»;

«Медведь на воеводстве»;                       «Бедный волк»;

«Три медведя»;                                          «Волк и Ягненок»;

«Сказка о медведихе»;                              «Здравомысленный заяц».

«Ворон-челобитчик»;

Что отличает структуру заглавия в сказках Салтыкова-Щедрина?

4. Распределите приведенные примеры в несколько групп в зависимости от того, какие изобразительно-выразительные средства языка в них использованы:

белы рученьки

Белая армия, путь твой высок

белеет парус одинокий

белеет, будто снег, лицом

Божье да белое твое дело.

Как меняется значение цветового определения в зависимости от контекста? Почему? Приведите 2—3 примера использования изобразительно-выразительных средств языка в художественной литературе и дайте определение каждому явлению.

5. Герои этого диалога полагают, что говорят об одном и том же человеке. На самом деле речь идет о нескольких самых известных персонажах русской литературы. Кто они? Назовите героя, произведение, автора. Дайте подробную портретную характеристику одного из этих персонажей.

— Знаете, я выхожу замуж.

— Ну, что ж наш прелестник?

— Всегда восторженная речь

И кудри черные до плеч.

— А я думаю, что он так себе: ни то ни се, ни в городе Богдан, ни в селе Селифан.

— Острижен по последней моде,

Как dandy лондонский одет.

— Этакие у него удивительные воротнички, точно каменные, и подбородок так аккуратно выбрит.

— А мне он показался весьма похожим на средней величины медведя. Цвет лица каленый, горячий, какой бывает на медном пятаке.

— Неужели Ноздрев?

III

1. Перед вами «картинные галереи», созданные русскими писателями в различных литературных произведениях. Определите, «кисти» какого писателя принадлежат картины, собранные в каждую группу; вспомните, в каком произведений этого писателя представлена каждая картина, и попытайтесь обосновать ее художественное назначение в произведении.

а) Серия картин, изображавших историю блудного сына;

картина, изображавшая какой-то вид из Швейцарии, простреленная двумя пулями, всаженными одна в другую;

на стене в рамке офицерский диплом за стеклом, около него красовались лубочные картинки, представляющие взятие Кистрина и Очакова, также выбор невесты и погребение кота.

б) Портрет Маврокордато в красных панталонах и мундире, с очками на носу, с толстыми ляжками и неслыханными усами;

портрет Багратиона, тощего, худенького, с маленькими знаменами и пушками внизу; портрет греческой героини Бобелины, одна нога которой казалась больше всего туловища тех щеголей, которые наполняют нынешние гостиные.

в) Портрет обрюзглого белокурого мужчины, недружелюбно глядевшего на гостей;

портрет Джиованни Батиста;

портрет Федорова прадеда, Андрея Лаврецкого.

2. В левом столбике находятся отрывки из писем литературных героев, в правом — ответы на них. Напишите имя автора письма под каждым из приведенных отрывков, найдите соответствующий ему отрывок в правом столбике.

1. Приходите завтра в седьмом часу утра, не позже, к Авдюхину пруду, за дубовым лесом. Всякое другое время невозможно. Это будет наше последнее свидание, и все будет кончено, если... Приходите. Надо будет решиться…

1. И зачем мне эти горшки? ну, бальзаминчики еще ничего, а геранька зачем? Одно словечко стоит неосторожно сказать, как например об этой герани, уж вы тотчас и купите, ведь верно дорого? Что за прелесть на ней цветы? Пунцовые крестиками.

2. Кстати о браках. Знаете ли вы, что недавно всеобщая тетушка Анна Михайловна доверила мне, под величайшим секретом, замысел устроить ваше супружество... Я не знаю, как вы посмотрите на это дело, но я сочла своим долгом предуведомить вас. Он, говорят, очень хорош и большой повеса (пер. с франц.).

2. Любезная Наталья Алексеевна, я решился уехать. Мне другого выхода нет. Я решился уехать, пока мНе не сказали ясно, чтобы я удалился. Отъездом моим прекращаются все недоразумения; а сожалеть обо мне едва ли кто-нибудь будет. Чего же ждать?

 

3. P.S. Об одном прошу: отвечайте мне, ангельчик мой, как можно подробнее. Я вам при сем посылаю, Варенька, фунтик конфет; так вы их скушайте на здоровье, да, ради бога, обо мне не заботьтесь не будьте в претензии. Ну, так прощайте же, маточка.

3. ...Столь молодому быть отягощенным таким огромным состоянием, — через сколько искушений надо будет пройти ему! Если б у меня спросили, чего я желаю более всего на свете, — я сказала бы: желаю быть беднее самого бедного из нищих. Я получила письмо от брата, который мне объявляет о своем приезде с женой.

3. Перед вами реплики разных персонажей об одном из литературных героев. Кто он? Напишите имя героя, название и автора литературного произведения.

Эх ты, мешок! Посмотри-ка, ведь ты живешь точно на постоялом дворе, а еще барин, помещик! А там чистота, тишина...

Э, какое нездоров! Нарезался! Поверите ли вы? Один выпил полторы бутылочки мадеры, два штофа квасу, да вон теперь и завалился... Такая добрая душа» да это золото — а не барин, дай бог ему здоровья!

Если б на его месте был другой человек, нет сомнения, ваши отношения разыгрались бы в любовь, упрочились, и тогда... а вас трогала его голубиная нежность...

Он падал от толчков, охлаждался, заснул, наконец, убитый, разочарованный, потеряв силу жить, но не потеряв честности и верности... В нем дороже всякого ума: честное, верное сердце!.. Ни одной фальшивой ноты не издало его сердце, не пристало к нему грязи.

Какие особенности отличают сюжет произведения, главным действующим лицом которого является этот герой?

4. Определите стихотворный размер подчеркнутой стихотворной строчки в следующих сочетаниях:

Легко мазурку танцевал

И кланялся непринужденно.

 

Мазурку легко танцевал

И кланялся непринужденно.

Чем и почему различаются метрические интерпретации?

5. Перед вами две редакции отдельных строк из стихотворения Пушкина «Элегия» («Я видел смерть...»). Каким путем Пушкин добивается семантического обогащения текста?

Первоначальный вариант

Я видел гроб, открылась дверь его,

Душа, померкнув, охладела.

Схожу я в хладную могилу.

 

Окончательный вариант

Я видел гроб, открылась дверь его,

К нему душа с надеждой полетела.

Схожу в отрадную могилу.

Ответы и комментарии:

I

1. а) Портрет Базарова (Тургенев «Отцы и дети»); балахон с кистями;

б) Чичиков (Гоголь «Мертвые души»); шинель на больших медведях;

в) Иван Иванович (Гоголь «Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем»); бекеша со смушками.

2. Стихотворение в прозе — лирическое произведение в прозаической форме; обладает такими признаками лирического стихотворения, как небольшой объем, повышенная эмоциональность, обычно бессюжетная композиция, общая установка на выражение субъективного впечатления или переживания, но не такими, как метр, ритм, рифма. Первым образцом стихотворений в прозе принято считать книгу А. Бертрана «Гаспар из тьмы» (1842); термин «стихотворение в прозе» введен Ш. Бодлером в «Цветах зла»; в русскую литературу вошел у Тургенева в цикле произведений 1878—1882 гг. (определение приводится по изд.: Литературный энциклопедический словарь. — М.; Сов. энциклопедия, 1987. С. 425; автор статьи — М. Гаспаров).

3. Характеристики относятся к героям комедии Гоголя «Ревизор»:

а) судья Ляпкин-Тяпкин

б) городничий Сквозник-Дмухановский

в) Хлестаков

д) городские помещики Бобчинский и Добчинский. В классицистской комедии все герои имели бы «говорящие» имена (в данном списке лишь судья наделен явно «говорящим» именем): например, Хлестаков мог бы носить фамилию Вральман (Врунгель, Врунов, Вруневский), городничий — Простаков, Бобчинский и Добчинский — Репетилов и т. п.

4. Стихотворение написано четырехстопным ямбом; при использовании четырехстопного хорея стихотворный текст стал бы более динамичным, мог бы приобрести даже частушечные интонации.

5. Одна из важнейших особенностей художественного мира Гоголя — огромная власть вещей над сюжетом и персонажами. Реалии вещного мира, которые хотя бы на мгновение попадают в поле зрения персонажа или однажды упоминаются «по ходу дела», становятся предметом детального описания. Вещи вытесняют из повествования персонажей, занимая их место в художественном пространстве; ради описания вещей останавливается движение сюжета — пауза в действии становится тем стоп-кадром, в котором крупным планом запечатлевается «портрет вещи». Впрочем, портретам из своих гостиных уподобляются и сами герои: в сцене сделки между Чичиковым и Маниловым остолбеневший помещик в течение нескольких минут неподвижно смотрит на Чичикова, и оба они остаются неподвижны: «как те портреты, которые вешались в старину один против другого по обеим сторонам зеркала».

Однако помимо того, что вещи в мире Гоголя интересны сами по себе (сочетание их произвольно, и все вместе «они производят впечатление настоящей кунсткамеры»), они бросают гротескный отсвет на происходящие в «Мертвых душах» события. Примером может служить соотношение обстановки и действия в шестой главе (визит к Плюшкину). На фоне «фруктов, разрезанного арбуза, кабаньей морды и висевшей вниз головой утки» Плюшкин пытается угостить Чичикова «сухарем из кулича, который привезла Александра Степановна» (заметим, что дочь Плюшкина приезжала за несколько недель до визита Чичикова, а сухарь, по справедливому предположению хозяина, «сверху, чай, поиспортился») и «славным ликерчиком», в который «всякая дрянь было напичкалась». Алогизм связей между вещами (портрет Кутузова среди картинок с птицами, «худенький Багратион» рядом с «греческой героиней Бобелиной») находит свое «логическое» продолжение и в связи предметного мира и сюжета — в этом проявляется универсальный закон построения гоголевского художественного мира.

Сюжетная нефункциональность большей части вещей в «Мертвых душах» — и при этом пре. дельно подробное описание каждой отдельной вещи — создают впечатление избыточности предметного мира. Странность, нелепость вещей, гротескно преломленных в каком-то неведомом и невидимом читателю кривом зеркале, абсурдность связей, их соединяющих, «лишние» подробности в их описании — важнейшие особенности не только предметной детализации «Мертвых душ», но и всего художественного мира Гоголя.

II

1. «Мертвые души» — не роман, а поэма; правило единства места — закон строения классицистской драмы, а не романа или поэмы; Чичиков не может быть причислен к романтическим героям.

Вариант правильного ответа: Основу сюжета поэмы Гоголя «Мертвые души» составляет путешествие по губернии ее главного героя — «негоцианта» Чичикова.

2. В левом столбике даны портреты следующих литературных героев:

а) Афанасий Иванович (Гоголь «Старосветские помещики»);

б) Дуня Вырина (Пушкин «Станционный смотритель»);

в) Анна Сергеевна Одинцова (Тургенев «Отцы и дети»).

В правом столбике даны описания: а) почтовой станции, на которой служит Вырин; б) гостиной в доме Одинцовой; в) дома старосветских помещиков.

3. Сказки Салтыкова-Щедрина:

«Премудрый пескарь»; «Медведь на воеводстве»; «Ворон-челобитчик»; «Орел-меценат»; «Бедный волк»; «Здравомысленный заяц».

Кроме сказок Салтыкова-Щедрина в список включены названия басен Крылова («Слон на воеводстве», «Ворона и Лисица», «Волк на псарне», «Волк и ягненок»), сказок Толстого («Три медведя») и Пушкина («Сказка о медведихе» и «Сказка о рыбаке и рыбке»).

Заглавие сказки у Салтыкова-Щедрина в большинстве случаев «двусоставно»: «Премудрый пескарь», «Баран-непомнящий», «Карась-идеалист» и т. п. В отличие от басенных Волков, Лисиц, Обезьян и Ворон, «характеры» которых исчерпываются аллегорическим содержанием, герои сказок Салтыкова-Щедрина наделены отличительными чертами, дополняющими и иногда даже трансформирующими их традиционные амплуа: «идеалист», «челобитчик», «меценат» — принципиально новые и совсем «несказочные» роли, которые получают герои Салтыкова-Щедрина.

4. Белы рученьки — постоянный эпитет;

Белая армия, путь твой высок — метафора; белеет парус одинокий — глагол употреблен в прямом значении;

белеет, будто снег, лицом — сравнение;

Божье да белое твое дело — метафора.

5. — Знаете, я выхожу замуж (реплика Марии из поэмы Маяковского «Облако в штанах»).

- Ну, что ж наш прелестник? (реплика относится к Чичикову — герою поэмы Гоголя «Мертвые души»)

— Всегда восторженная речь

И кудри черные до плеч (характеристика Ленского — героя романа Пушкина «Евгений Онегин»).

— А я думаю, что он так себе: ни то ни се, ни в городе Богдан, ни в селе Селифан (характеристика Манилова — героя поэмы Гоголя «Мертвые души»).

— Острижен по последней моде,

Как dandy лондонский одет

(характеристика Онегина).

— Этакие у него удивительные воротнички, точно каменные, и подбородок так аккуратно выбрит (характеристика Чичикова).

— А мне он показался весьма похожим на сред, ней величины медведя. Цвет лица каленый, горячий, какой бывает на медном пятаке (характеристика Собакевича — героя поэмы Гоголя «Мертвые души»).

— Неужели Ноздрев?

Портрет Чичикова: «... не красавец, но и не дурной наружности, ни слишком толст, ни слишком тонок; нельзя сказать, чтобы стар, однако ж и не так чтобы слишком молод».

III

1. а)

Серия картин, изображавших историю блудного сына;

(Пушкин «Станционный смотритель»)

картина, изображавшая какой-то вид из Швейцарии, простреленная двумя пулями, всаженными одна в другую;

(«Выстрел»)

на стене в рамке офицерский диплом за стеклом, около него красовались лубочные картинки, представляющие взятие Кистрина и Очакова, также выбор невесты и погребение кота.

(«Капитанская дочка»)

б) Портрет Маврокордато в красных «Мертвые панталонах и мундире, с очками души», кабина носу, с толстыми ляжками и нет Собакевича неслыханными усами;

портрет Багратиона, тощего, худенького, с маленькими знаменами и пушками внизу;

портрет греческой героини Бобелины, одна нога которой казалась больше всего туловища тех щеголей, которые наполняют нынешние гостиные.

(Гоголь «Мёртвые души», кабинет Собакевича)

в) Портрет обрюзглого белокурого мужчины, недружелюбно глядевшего на гостей

(Тургенев «Отцы и дети» (гостиная Одинцовой))

портрет Джиованни Батиста портрет Федорова прадеда, Андрея Лаврецкого

(«Дворянское гнездо»)

2.

1. Приходите завтра в седьмом часу утра, не позже, к Авдюхину пруду, за дубовым лесом. Всякое другое время невозможно. Это будет наше последнее свидание, и все будет кончено, если... Приходите. Надо будет решиться....

Автор письма — Наталья Ласунская (Тургенев «Рудин») Ответ — отрывок №2.

1. И зачем мне эти горшки? ну, бальзаминчики еще ничего, а геранька зачем? Одно словечко стоит неосторожно сказать, как например об этой герани, уж вы тотчас и купите, ведь верно дорого? Что за прелесть на ней цветы? Пунцовые крестиками.

Автор письма — Варя (Достоевский «Бедные люди»)

2. Кстати о браках. Знаете ли вы, что недавно всеобщая тетушка Анна Михайловна доверила мне, под величайшим секретом, замысел устроить ваше супружество... Я не знаю, как вы посмотрите на это дело, но я сочла своим Долгом предуведомить вас. Он, говорят, очень хорош и большой повеса, (пер. с франц.)

Автор письма—Жюли Карабина (Толстой «Война и мир»)

Ответ — отрывок №3.

2. Любезная Наталья Алексеевна, я решился уехать. Мне другого выхода нет. Я решился уехать, пока мне не сказали ясно, чтобы я удалился. Отъездом моим прекращаются все недоразумения; а сожалеть обо мне едва ли кто-нибудь будет. Чего же ждать?

Автор письма — Дмитрий Рудин (Тургенев «Рудин»)

3. P.S. Об одном прошу: отвечайте мне, ангельчик мой, как можно подробнее. Я вам при сем посылаю, Варенька, фунтик конфет; так вы их скушайте на здоровье, да, ради бога, обо мне не заботьтесь не будьте в претензии. Ну, так прощайте же, маточка.

Автор письма — Макар Девушкин (Достоевский «Бедные люди»)

Ответ — отрывок №1.

3. ...Столь молодому быть отягощенным таким orромным состоянием, — через сколько искушений надо будет пройти ему! Если б у меня спросили чего я желаю более всего на свете, — я сказала бы: желаю быть беднее самого бедного из нищих.. Я получила письмо от брата, который мне объявляет о своем приезде с женой.

Автор письма — Марья Болконская (Толстой «Война и мир»)

3. Обломов (Гончаров «Обломов»), Сюжет строится на основе серии встреч заглавного героя со всеми остальными персонажами романа (а они, как правило, друг с другом не знакомы). Сюжетный путь Обломова — серия нанизывающихся друг на друга эпизодов, представляющих разные стадии его романной эволюции.

4. Стихотворный размер выделенной строчки меняется вместе с изменением стихотворного контекста:

Легко мазурку танцевал

И кланялся непринужденно.

4-стопный ямб

Мазурку легко танцевал

И кланялся непринужденно.

3-стопный амфибрахий

В пушкинской строчке в контексте «Евгения Онегина» на 4 стопы ямба приходится два пропуска метрического ударения (во 2-й и 3-й стопах — пиррихии), а ударные слоги занимают позиции 2-го и 8-го слогов. Такое расположение ударных слогов в равной степени возможно как в ямбе, так и в амфибрахии — правда, в обоих случаях с отступлениями от метрической схемы (в строчке амфибрахия также оказывается пропущенным метрическое ударение во 2-й стопе). Поэтому вне контекста строчка «И кланялся непринуждено» может иметь двойную метрическую интерпретацию; в соседстве со строчкой ямба или амфибрахия она приобретает ритмическую инерцию соответственно ямба или амфибрахия.

5. Пушкин выстраивает окончательный текст на основе оксюморона: могила — отрадная, душа с надеждой летит ко гробу. Опровергая читательские ожидания, поэт снимает «унылый», подчеркнуто мрачный колорит элегии; «светлая печаль», философски спокойное приятие смерти определяют интеллектуальный мир и эмоциональный строй произведения.

Похожие статьи:

Урок литературы в 11 классе на тему «Лирика Пастернака»

Литературно-музыкальная композиция, 9 класс. Конспект по литературе

Урок литературы, 11 класс. Маяковский: жизнь и творчество

Урок литературы, 11 класс. Стихи Есенина

Литературные чтения, 5 класс

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!