Олимпиада по литературе для 9 класса с ответами
Олимпиада по литературе, 9 класс. Задания. Ответы
Олимпиады по литературе — традиционная форма интеллектуального соревнования между школьниками, углубленно занимающимися предметом Каждый комплект заданий включает в себя вопросы рассчитанные на проверку знания и понимания тек ста литературного произведения, историко-культурного контекста, знания основ теории литературы и умения грамотно пользоваться литературоведческой терминологией. Варианты заданий располагаются по степени нарастания сложности: 1-й вариант может примерно соответствовать уровню школьной олимпиады, 2-й — уровню районной, 3-й — уровню областной олимпиады по литературе.
Задания
I
1. В левом столбике даны портреты персонажей различных произведений русской литературы. Дополните эти портретные характеристики названием предмета одежды, выбрав нужное из правого столбика. Объясните свой ответ. Назовите героя, произведение, автора.
а) У оратая кудри качаются, фрак брусничного цвета с искрой
Что не скатен ли жемчуг
рассыпаются; новая шинель
У оратая глаза да ясна сокола, ситцевая рубаха
А брови у него да черна соболя. кафтан черна бархата
шаровары шириной
с Черное море
б) Низенького роста, несколько демикотоновый халат
рябоват, несколько рыжеват, не- накрахмаленная манишка
сколько даже на вид подслеповат,
с небольшой лысиной на лбу, белый китель с золотыми пуговицами
с морщинами по обеим сторонам бобровый воротник
щек и цветом лица что называется
геморроидальным.
в) Одна она, не щадя своей нежной спальный чепец
молодости, не щадя редкой красоты персидская чадра
своей, трудилась день и ночь.
В ее голубых глазах редко блистала радеть. ситцевая косынка
Щеки ее пылали, как заря в ясный летний вечер. пушистое боа
2. Укажите, какому литературоведческому термину соответствует приведенное определение.
... — это употребление слова в переносном значении, перенесение признаков и свойств одних предметов на другие, сходные с ними.
Приведите 3—4 примера этого явления. С какой целью оно используется в художественной литературе?
3. Определите, персонажи каких произведений русской литературы представлены в следующем списке. Назовите авторов произведений.
Максим Петрович, Иван Тряпичкин, Татьяна Юрьевна, Андрей Иванович Чмыхов, княгиня Марья Алексевна, Иван Кириллович, департаментский сторож Михеев, Кузьма Петрович, племянник князь Федор, кухарка Мавруща, Фома Фомич, Пушкин.
Что объединяет персонажей этих произведений? Каковы их художественные функции? Продолжите список именами 3—4 персонажей в соответствии с заданным принципом.
4. Определите стихотворный размер приведенного отрывка:
В лесу родилась елочка,
В лесу она росла.
Зимой и летом стройная,
Зеленая была.
Перестройте отрывок, записав его четырехстопным хореем. Как может в связи с этим измениться жанр стихотворного произведения? Почему?
5. Представьте, что чеховский «Хамелеон» не рассказ, а басня. Как изменились бы сюжет, герои, язык басни «Хамелеон»? Сочините мораль к этой басне.
II
1. Найдите и исправьте терминологические и фактические ошибки в литературоведческом суждении; дайте правильный вариант:
В драме «Горе от ума» кульминация композиции происходит в пятом действии, когда Чацкий восклицает: «Прощай, Россия! Страна рабов, страна господ!»
2. Характерные особенности индивидуального стиля писателя отчетливо проявляются в изображении внешнего облика персонажа, интерьера, пейзажа. Определите, в какой интерьер (правый столбик) может быть вписан персонаж с соответствующей портретной характеристикой (левый столбик). Объясните ваш выбор. Укажите имя героя, произведение, автора.
а) ...На них явились, вместо прежних запачканных сапогов, сафьянные красные, с серебряными подковами; шаровары шириною с Черное море, с тысячью складок и со сборами, перетянулись золотым очкуром. Сабля брякала по ногам. Молодые черные усы теперь как-то ярче оттеняли белизну их и здоровый цвет молодости. |
а) Приземистый одноэтажный дом, окрашенный грязно-розовой краской, с нахлобученной низкой крышей и выпученными окнами. Двор весь завешан огромными мокрыми тряпками, заставлен чанами с густой разноцветной водою. |
б) Девушка лет осьмнадцати, круглолицая, румяная, с светло-русыми волосами, гладко зачесанными за уши, Я смотрел на нее с предубеждением: он описал мне ее совершенною дурочкою. |
б) Все было чисто, вымазано цветной глиной. На стенах — сабли, нагайки, сетки для птиц, невода и ружья, хитро обделанный рог для пороху. |
в) Квадратный, широкогрудый, с огромной кудрявой головой, ОН ЯВИЛСЯ ПОД вечер, празднично одетый в золотистую шелковую рубаху, плисовые штаны и скрипучие сапоги гармоникой. Блестели его волосы, сверкали раскосые веселые глаза под густыми бровями. |
в) Я вошел в чистенькую комнатку, убранную по- старинному. В углу стоял шкаф с посудой; на стене висел диплом офицерский за стеклом и в рамке; около него красовались лубочные картинки, представляющие взятие Кистрина и Очакова, также выбор невесты и погребение кота. |
3. В левом столбике приведены названия стихотворных произведений Пушкина, в правом - жанровые определения. Соотнесите название произведения и его жанр; охарактеризуйте (используя примеры из названного произведения) наиболее существенные черты каждого жанра в лирике Пушкина.
«Песнь о вещем Олеге» ода
«Поэту» баллада
«Погасло дневное светило…» дружеское послание
«Вольность» эпиграмма
«К Чаадаеву» сонет
«На Александра I» элегия
4. Распределите приведенные примеры в несколько групп в зависимости от того, какие изобразительновыразительные средства языка в них использованы.
красный смех чужих знамен
бежит ко мне из просини осинка краснощекая
а борщ тот красный, как знамя
красна девица
краснокожая паспортина
красная жара.
Как меняется значение цветового определения в зависимости от контекста? Почему? Приведите 2—3 примера использования изобразительно-выразительных средств языка в художественной литературе и дайте определение каждому явлению.
5. Приведенный «диалог» ведут самые известные персонажи русской литературы. Определите, кому принадлежит каждая реплика (укажите название произведения и автора). Разверните одну из реп. лик в монолог героя на обсуждаемую тему.
— Не хочу учиться, а хочу жениться. Давай доску, гарнизонная крыса! Задавай, что писать.
— Я к вам пишу — чего же боле?
Что я могу еще сказать!
— Скажи-ка, что глаза ей портить не годится,
И в чтеньи прок-от не велик.
Всю ночь читает небылицы,
И вот плоды от этих книг!
— Науки юношей питают,
Отраду старым подают.
— А ты — совершеннейшая свинья в ермолке.
— Аз есмь скот, а не человек (продолжает диктовать).
— Вот то-то, все вы гордецы...
III
1. В левом столбике даны «творческие пересказы» известных литературных произведений, а в правом — литературоведческие суждения о них. Укажите автора и название произведения под его пересказом, найдите соответствующее ему суждение в правом столбике.
а) Обращаясь к своим могущественным покровителям, несчастная женщина просит защиты для своего мужа. На трудном пути домой он превращается то в горностая, то в сокола, то в белого гоголя. Ему помогают и соловьи, и дятлы, и галки, и сороки. Финал ознаменован его счастливым возвращением, и лишь два певца вспоминают о былом. |
а) В группе из 20 лиц отразилась, как луч света в капле воды, вся прежняя Москва, ее рисунок, тогдашний ее дух, исторический момент и нравы. |
б) Секретарь любил играть на флейте. Служанка, влюбленная в буфетчика, оказалась невольной соперницей барышни. Городского «сумасшедшего» изгоняют из дома сановного чиновника. Свадьба с полковником не состоялась. |
б) По утверждению этого писателя, русскому человеку свойственно присутствие «здравого смысла, который прощает зло везде, где видит его необходимость или невозможность уничтожения». Именно с этих позиций в поэме славится правитель. |
в) Ее оскорбил неизвестный ей мужчина. Защитить ее было некому: отец с матерью давно умерли, старший брат пропал без вести, а младший — еще «дитя малое». Муж вызывает обидчика на поединок и убивает его, но и сам погибает «смертью лютою». |
в) Своеобразна композиция этого произведения: действие стремительно переносится с одного места на другое, появляются новые эпизодические герои, монологи которых могут рассматриваться и как отдельные законченные произведения. |
2. Литературный персонаж охарактеризован четырьмя цитатами, однако одна из них — «четвертая лишняя». Вычеркните не относящуюся к данному персонажу характеристику. Назовите имя литературного персонажа, произведение и его автора.
а) Он человек заметный.
Зови меня вандалом,
Я это имя заслужил.
Ведь полоумный твой отец:
Дался ему трех сажен удалец.
Хрипун, удавленник, фагот,
Созвездие маневров и мазурки.
б) Поэт же скромный, хоть великий,
Ее здоровье первый пьет.
Отец семейства холостой,
Надежный друг, помещик мирный
И даже честный человек.
...Он отличился, смело в грязь
С коня калмыцкого свалясь,
Как зюзя пьяный, и французам
Достался в плен: драгой залог!
Умел он весело поспорить,
Остро и тупо отвечать...
Друзей поссорить молодых
И на барьер поставить их.
в) Глуп, как сивый мерин.
Именины его бывают на Антона, и уж, кажись, всего нанесешь, ни в чем не нуждается, нет, говорит, и на Онуфрия его именины.
Довольно серьезен: несколько даже резонер; говорит ни громко, ни тихо, ни много, ни мало.
Он хуже, чем якобинец, и такие внушает юношеству неблагонамеренные правила, что даже выразить трудно.
3. Внимательно прочитайте отрывок из романа Тургенева «Отцы и дети». Восстановите первоначальный стилистический облик текста, использовав материалы для справок.
Утро было славное, свежее; маленькие ... тучки стояли барашками на ... лазури; мелкая роса высыпала на листьях и травах, блистала серебром на паутинках; влажная ... земля, казалось, еще хранила след ... зари; со всего неба сыпались песни жаворонков.
Материалы для справок:
румяный, красный, пестрый, темно-серый, ярко- синий, бледно-ясный, цветной, грязно-белый, угрюмо-черный, темный.
4. В одной из строк приведенного отрывка искажен размер. Восстановите искаженную строчку в первоначальном ритмическом варианте. Объясните порядок своих действий.
Зал гремел. Стоял я долго...
Вдруг без размера полетел
За звуком звук. Я оглянулся —
Вперил глаза — весь содрогнулся.
5. Соотнесите жанровое определение с названиями произведений, приведенными ниже.
«Фелица»
ода «На взятие Хотина»
«Кофейница»
комедия «Мнимый больной»
«На Каченовского»
эпиграмма «Дуб и трость»
«Ленора»
баллада «Кубок»
«Петух и Жемчужное зерно»
басня «Приказные синонимы»
«На кн. А. Н. Голицына»
«Замок Смальгольм, или Иванов вечер»
Какие из данных жанров — в соответствии с классицистскими канонами — следует отнести к высоким, а какие — к низким? Дополните список высоких и низких жанров, разрабатывавшихся классицистами.
Ответы и комментарии
1. а) Былинный богатырь (портрет — обобщенная характеристика русского богатыря): кафтан черна бархата.
б) Акакий Акакиевич («Шинель» Гоголя): демикотоновый халат.
в) Лиза («Бедная Лиза» Карамзина): ситцевая косынка.
2. Метафора.
3. В задании приводятся имена внесценических персонажей из драматургических произведений русских писателей:
Максим Петрович, Татьяна Юрьевна, княгиня Марья Алексевна, Кузьма Петрович, племянник князь Федор, Фома Фомич — персонажи комедии Грибоедова «Горе от ума»;
Иван Тряпичкин, Андрей Иванович Чмыхов, Иван Кириллович, департаментский сторож Михеев, кухарка Мавруша, Пушкин — персонажи комедии Гоголя «Ревизор».
Список можно продолжить именами таких вне- сценических персонажей, как князь Григорий, барон фон Клоц, Воркулов Евдоким, Прасковья Федоровна, княгиня Ласова («Горе от ума»); Анна Кирилловна, Николай, Иван, Елизавета, Марья и Перепетуя Земляника, отец Хлестакова («Ревизор»). В конечном итоге, подлинный ревизор, на самом деле прибывший из Петербурга, тоже оказывается внесценическим персонажем.
4. Трехстопный ямб с чередованием дактилической и мужской клаузулы. При перестройке в четырехстопный хорей текст приобретает частушечные интонации, плясовой ритм, а за счет этого и дополнительную динамику.
5. Сюжет басни, как правило, сводится к одному эпизоду (без предыстории и подробностей биографии каждого героя); герои носят аллегорический характер, логика их поступков определяется не реалистическими мотивировками, а заданностью типа характера. Если в рассказе психологическая модель характера «хамелеона» открывается читателю постепенно, то в басне она будет задана заранее, и события послужат лишь иллюстрацией, позволяющей наглядно ее представить. Речь повествователя в басне ориентирована на закономерности разговорной, обиходной речи, в то время как в чеховском рассказе роль повестователя вообще сведена к минимуму и скорее напоминает систему ремарок в драматической сценке.
II
1. «Горе от ума» — не драма, а комедия; выражение «кульминация композиции» ошибочно, поскольку кульминация — элемент сюжета, высшая точка в развитии действий, событий (а композиция, наоборот, статична);
в комедии не пять действий, а четыре; строчка «Прощай, Россия! Страна рабов, страна господ!» принадлежит Лермонтову и никогда Чацким не произносилась.
Фраза может быть исправлена следующим образом: кульминация событий в комедии «Горе от ума» происходит в четвертом действии, когда Чацкий, бросая свое знаменитое «Вон из Москвы! сюда я больше не ездок», покидает дом Фамусова.
2. В левом столбике даны портреты следующих литературных героев:
а) сыновья Тараса Бульбы — Остап и Андрий (Гоголь «Тарас Бульба»);
б) Маша Миронова (Пушкин «Капитанская дочка»);
в) Цыганок (Горький «Детство»).
В правом столбике даны описания: а) дома деда Алеши; б) дома Тараса Бульбы; в) дома капитана Миронова.
3. Названиям стихотворений соответствуют следующие жанровые определения:
«Песнь о вещем Олеге» баллада
«Погасло дневное светило...» элегия
«Вольность» ода
«К Чаадаеву» дружеское послание
«На Александра I» эпиграмма
«Поэту» сонет
4. Красный смех чужих знамен — метафора; бежит ко мне из просини осинка краснощекая — метафора (олицетворение);
а борщ тот красный, как знамя — сравнение;
красна девица — постоянный эпитет;
краснокожая паспортина — метафорический эпитет;
красная жара — метафорический эпитет.
5. Митрофан. Не хочу учиться, а хочу жениться. Давай доску, гарнизонная крыса! Задавай, что писать.
(Фонвизин «Недоросль» )
Татьяна. Я к вам пишу — чего же боле?
Что я могу еще сказать!
(Пушкин «Евгений Онегин» )
Фамусов.
Скажи-ка, что глаза ей портить не годится,
И в чтеньи прок-от не велик.
Всю ночь читает небылицы,
И вот плоды от этих книг!
(Грибоедов «Горе от ума»)
Ломоносов.
Науки юношей питают,
Отраду старым подают.
(«Ода на день восшествия Елизаветы Петровны...»)
Хлестаков. А ты — совершеннейшая свинья в ермолке.
(Гоголь «Ревизор», цитата из письма Хлестакова Тряпичкину)
Кутейкин. Аз есмь скот, а не человек (продолжает диктовать).
(Фонвизин «Недоросль»)
Фамусов. Вот то-то, все вы гордецы...
(Грибоедов «Горе от ума»)
III
1. В левом столбике «пересказаны»:
а) «Слово о полку Игореве»;
б) «Горе от ума» Грибоедова;
в) «Песня про... купца Калашникова» Лермонтова Литературоведческая оценка произведений дается в такой последовательности:
а) «Горе от ума»;
б) «Песня...»;
в) «Слово...».
2. а) Характеристика Скалозуба (Грибоедов «Горе от ума»); лишней является самохарактеристика Репетилова:
Зови меня вандалом,
Я это имя заслужил.
б) Характеристика Зарецкого (Пушкин «Евгений Онегин»); лишней является характеристика мосье Трике:
Поэт же скромный, хоть великий,
Ее здоровье первый пьет.
в) Характеристика городничего — Антона Антоновича Сквозник-Дмухановского (Гоголь «Ревизор»); лишней является реплика Земляники о Хлопове:
Он хуже, чем якобинец, и такие внушает юношеству неблагонамеренные правила, что даже выразить трудно.
3. В задании цитируется фрагмент из главы XXIV (дуэль Павла Петровича и Базарова):
Утро было славное, свежее; маленькие пестрые тучки стояли барашками на бледно-ясной лазури; мелкая роса высыпала на листьях и травах, блистала серебром на паутинках; влажная темная земля, казалось, еще хранила след румяной зари; со всего неба сыпались песни жаворонков.
Одна из отличительных черт тургеневской живописи — эстетизация предметного изображения. Субъективно-окрашенные эпитеты ориентированы на воссоздание цветовых соотношений и пропорций, интенсивные цвета уступают место точным оттенкам.
4. В стихотворение, написанное 4-стопным ямбом, попала строчка 4-стопного хорея: «Зал гремел. Стоял я долго». Исправить текст нужно следующим образом:
Стоял я долго. Зал гремел...
Вдруг без размера полетел
За звуком звук. Я оглянулся,
Вперил глаза; весь содрогнулся...
(А. Одоевский «Бал»)
5. Ода «Фелица» (Г. Державин),
«На взятие Хотина» (М. Ломоносов)
Комедия «Кофейница» (И. Крылов),
«Мнимый больной» (Ж.-Б.Мольер)
Эпиграмма «На Каченовского»,
«На кн. А. Н. Голицына» (А. Пушкин)
Баллада «Замок Смальгольм, или Иванов вечер» (В. Жуковский),
«Ленора» (Г. Бюргер),
«Кубок» (Ф. Шиллер), пер. В. Жуковского
Басня «Петух и Жемчужное зерно» (Крылов),
«Дуб и трость» (И. Крылов, И. Дмитриев),
«Приказные синонимы» (А. Измайлов).
В классицистской поэтике из названных жанров к высоким относилась ода, к низким — басня и комедия. Список высоких жанров следует продолжить трагедией и эпопеей, низких — сатирой.
Похожие статьи:
Олимпиада по литературе с ответами, 11 класс
Олимпиада по литературе с ответами, 10 класс
Викторины по произведениям Джека Лондона с ответами
Литературная викторина по произведениям Сотника с ответами
Литературная игра в 11 классе на тему «Серебряный век русской культуры». Сценарий
Нет комментариев. Ваш будет первым!