Игра по биологии для 6 класса
Игра «Ярмарка» для 6 классов
Интеллектуальные и занимательные задания к циклу занятий по теме «Вегетативные органы растений»
Может быть отдельной игрой.
Оборудование: конверты с карточками трех цветов для каждого участника; на доске - красочно оформленные названия ярмарочных рядов; стенды к урюку «Ералаш»; письмо «Советы барона Мюнхгаузена огородникам»; таблички - анаграммы; призы; стеклянные банки с номерами; коробка с горохом и фасолью; графопроектор с пленками; диапозитивы «Вегетативные органы растения».
Ход игры
Ведущий. Добрый день, дорогие друзья. Сегодня у нас с вами ярмарка.
Что же такое ярмарка? По толковому словарю русского языка С. Ожегова слово «ярмарка» означает «... большой торг, обычно с увеселениями, развлечениями, устраиваемый регулярно, в одном месте и в одно и то же время».
Сегодня и у нас будут развлечения. Но самое главное на ярмарке - это торг и товар. Я - покупатель, а вы - купцы. Ваш товар - знания, и всем хочется, чтобы товар оказался добротным, не залежавшимся. Совершая торг, я, возможно, куплю ваши знания. Продав свой товар, вы станете очень состоятельными людьми, у вас появится капитал, который обычно сохраняют в самом надежном месте - банке. Поэтому у нас тоже будут свои ярмарочные банки.
(Ведущий раздает на каждый ряд стеклянные банки с написанными на них номерами рядов -I, II, III)
В качестве валюты - горох. А ют фасоль - это штрафные очки.
Каждая ярмарка славится своими торговыми рядами. Обратите внимание на схему на доске:
«Торговые ряды» (название этапов игры):
1. Аукцион
2. Светофор
3. Ералаш
4. Почемучка
5. Перевертыши
Итак, начинаем торги.
Задание 1.
Аукцион
Каждая команда-ряд получает свою тему:
I - «Корень»; II - «Стебель»; III - «Лист».
Способом жеребьевки можно решить, кто начинает первым. Пусть, например, торги начинаются с темы «Корень».
Работа организуется по цепочке в ряду. В это же время можно демонстрировать «немые» слайды с изображением органов растений.
На доске - план «коллективного» ответа:
1. Определение данного вегетативного органа.
2. Его функции (значение).
3. Внешнее строение (особенности).
4. Особенности микроскопического строения.
5. Видоизменения (в связи с чем происходят?).
При ответе учащиеся соблюдают последовательность изложения фактов, рекомендуемую планом. По ходу получают заработанную валюту (полный правильный ответ) или штрафные очки (если были неточности). Ответы не обсуждаются, наводящие вопросы не задаются - дети сами излагают материал в том объеме, в котором он ими усвоен.
Валюта и штрафы складываются в общую банку команды-ряда.
(Всего 10 баллов, время - 3 минуты)
Задание 2.
Светофор
Ребята на столах раскладывают перед собой три сигнальные карточки из конверта: красную, желтую, зеленую.
Ведущий задает вопросы и называет 3 ответа «разного цвета» - ребята должны поднять сигнальную карточку того цвета, который соответствует правильному ответу.
Время - 6-8 минут.
1. Каковы причины передвижения воды в растениях?
• Красный — движение в клетках цитоплазмы;
• желтый - корневое давление и транспирация воды листьями;
• зеленый - изменение влажности воздуха.
2. Какие особенности строения листа обеспечивают снабжение его кислородом для дыхания?
• Красный - наличие устьиц и межклетников;
• желтый - прозрачность клеток кожицы;
• зеленый - наличие хлоропластов с хлорофиллом.
3. Как узнать об условиях жизни растений в разные годы?
• Красный - по толщине коры;
• желтый - по толщине сердцевины;
• зеленый - по толщине годичных колец древесины.
4. Листья кактуса видоизменены в колючки. Какое это имеет значение?
• Красный - способствует поглощению воды из воздуха;
• желтый - обеспечивает надежный запас органических веществ;
• зеленый - уменьшает испарение воды, защищает от поеданий животными.
5. Каково значение транспирации в жизни растений?
• Красный - обеспечивает растение энергией;
• желтый - защищает от перегрева, обеспечивает продвижение почвенных растворов в растении;
• зеленый - способствует дыханию растений.
6. Клетки кожицы листа прозрачны. Какое это имеет значение?
• Красный - обеспечивает проникновение света к хлоропластом;
• желтый - обеспечивает проникновение кислорода внутрь листа;
• зеленый - обеспечивает охлаждение листовой пластины.
Задание 3.
Растительный ералаш
Заранее готовятся карточки с названиями растений (размер А4). Желательно их закрепить за закрытыми «крыльями» доски и в нужный момент продемонстрировать детям.
(Ответы пишут на листах и сдают ведущему)
а) У каких из перечисленных растений наблюдаются видоизменения органов? Назовите эти видоизменения.
Время - 7 минут.
I. Патиссон.
Горох (усики - лист).
Укроп.
II. Ландыш (корневище - побег).
Тыква.
Рис.
III. Пшеница.
Морковь (корнеплод - корень).
Огурец.
IV. Подсолнечник.
Томат.
Кактус (колючки-лист).
V. Лук (луковица - побег).
Ирис (корневище - побег).
Топинамбур (клубень - побег).
Картофель.
б) Ведущий распечатывает письмо, присланное знаменитым выдумщиком бароном Мюнхгаузеном: «Советы огородникам» - и читает его.
Время - 4 минуты.
1. В яркий солнечный день обильно опрыскивайте листья растений - это их освежает.
2. Никогда не рыхлите почву - это способствует повреждению коней.
3. Для закалки рассады особенно полезно использовать холодную воду.
4. Уничтожайте дождевых червей, обитающих в почве, - они подгрызают корни.
Объясните, почему советы Мюнхгаузена нанесут вред растениям. Как правильно за ними ухаживать? (Ответы пишут на листах и сдают ведущему)
Задание 4.
Почемучка
Ведущий выясняет способность детей к творческому мышлению.
Время - 5-6 минут.
1. Почему лист считается «зеленой химической лабораторией»?
2. Почему устьице можно образно назвать «форточкой» зеленого листа?
3. Почему у растений встречаются видоизменения практически всех органов?
4. Почему у бегонии - крупные листья, у кактуса - колючки, у гороха - усики, у росянки листья выделяют клейкую жидкость?
(Продолжаем набирать горошинки и фасолинки)
Задание 5.
Перевертыши (конкурс капитанов)
Ведущий. Составьте названия известных деревьев из слогов на карточках.
(Три одинаковых конверта с одинаковым содержанием. Победит тот, кто быстрее выполнит данное задание. Время - 1 минута)
Содержание карточек-анаграмм:
НА-СОС. (Сосна)
НИ - ВЕН - ЦА - ЛИСТ. (Лиственница)
ПОЛЬ-ТО. (Тополь)
РИС - ПА - КИ. (Кипарис)
ТАН-КАШ. (Каштан)
БИ-РЯ-НА. (Рябина)
Итоги игры.
Подсчитываются совершенные за время ярмарки вклады в банки и штрафные очки.
Так определяются наиболее ловкие, удачливые купцы, ставшие благодаря своему товару - знаниям - состоятельными людьми.
1-е место - все члены команды получают «5».
2-е место - 50 % - «5»; 50 % - «4» (решают сами дети).
3-е место - всем «4».
Похожие статьи:
Интеллектуальная игра по истории для 5 класса
Нет комментариев. Ваш будет первым!