Внеклассное мероприятие по экологии для 7-8 класса
Брифинг для учащихся 7-8 класса "Сохранить природу - сохранить жизнь"
«Нельзя допустить, чтобы люди направляли на свое уничтожение
те силы природы, которые они
сумели открыть и покорить».
Ф. Жолио – Кюри
Цель:
- воспитание чувства любви к природе,
- уважения ко всему живому,
- помочь учащимся осознать свою моральную ответственность за судьбу родной земли,
- формирование экологической культуры.
План
1. Значение природы для человека.
2. Есть ли в настоящее время угроза природе и жизни человека?
3. Какова экологическая обстановка в нашем городе?
4. Какое влияние окружающая среда оказывает на здоровье людей?
5. Что может сделать каждый из нас для сохранения природы?
В брифинге принимают участие:
- эколог,
- представитель комитета по охране природы,
- медицинский работник,
- экономист.
В их роли выступают учащиеся 9 классов, подготовившие свои выступления заранее по рекомендованной учителем литературе.
Звучит музыка И. Штрауса «Сказки венского леса».
Значение природы для человека
Ведущий. Мудрецы и мечтатели прошлого не один раз пытались перечислить «чудеса света» – сотворенные природой и созданные руками человека. Твердили о семи «чудесах», искали и находили восьмое, но кажется, никто и никогда не упоминал о чуде из чудес – единственном известном нам во Вселенной. Это чудо – сама наша планета вместе с атмосферой – вместилищем и хранителем жизни. И пока оно продолжает оставаться единственным, ни с чем не сравнимым, величайшим, таинственным и удивительным.
Единственным, потому что остальные планеты нашей солнечной системы, с большей долей вероятности, безжизненны, а обитаемых планет у других звезд мы пока еще не открыли.
Величайшим, потому что сосредотачивает в себе все загадки, издавна волнующие человечество, – загадки рождения и истории самой планеты, загадки возникновения жизни, разума, грядущих судеб цивилизации.
Это чудо – Природа. Человек ее частица. Природа дает человеку питание. Ветер и солнце, лес и вода доставляют нам общую радость, формируют характер, делают его мягче, поэтичнее. Люди неразрывно связаны с природой тысячью нитей. От состояния природы зависит жизнь человека. «Сохранить природу – сохранить жизнь» – тема брифинга.
В брифинге принимают участие:
- эколог …,
- представитель Комитета по охране природы …,
- медицинский работник …,
- экономист ...
Кромсаем лед, меняем рек теченье, твердим о том, что дел невпроворот.
Но мы еще придем просить прощенье у этих рек, речушек и болот.
У самого громадного восхода, у самого мельчайшего малька
Пока нам это делать неохота, пока нам не до этого, пока…
Аэродромы, пирсы и перроны, леса без птиц и реки без воды.
Все меньше окружающей природы, все больше окружающей среды.
стихотворение Р.Рождественского
Всего четыре поэтические строки Р. Рождественского, но в них самая суть серьезнейших изменений, происходящих в природе Земли. Мы, люди начала XXI века, почти незаметно для себя оказались и свидетелями и виновниками этих изменений. Чем они могут обернуться для нас сегодняшних и для последующих поколений?
Есть ли в настоящее время угроза природе и жизни человека?
С информацией выступает эколог …
Эколог. Дальновидных, неравнодушных людей во все времена волновали экологические проблемы. Так, Ярослав Мудрый законом ограничил добычу лебедей, бобров и других ценных животных.
Указ Петра I от 1718 г. предписывал «преслушников, которые дубовый лес рубили и впредь рубить будут, а также и тех, кто рубить прикажет, вырезав им ноздри и ушня наказание батогами, посылать в каторжную работу». Этим же указом Петр I потребовал построить очистные сооружения в пределах Петербурга и обязал всех граждан обеспечить чистоту вокруг своих домов, на своих улицах.
Согласно Указу 1719 года об охране водоемов «…если кто осквернит Неву отбросами или другими нечистотами, тот будет приговорен к избиению кнутом или к ссылке в Сибирь…».
Тысячелетиями вторжение человека в природу расширялось.
Научно-технический прогресс принес и продолжает приносить людям многие удобства и комфорт. Он облегчил труд, позволил выйти в космос. Остановить и даже затормозить его невозможно, как невозможно заставить человека перестать думать, дерзать, творить…
К сожалению, не все понимали важность охраны окружающей среды. Природа стала слать тревожные сигналы, изменяться. Виновники этих изменений – люди, созданные ими заводы, электростанции, рудники, транспорт, города…
Еще несколько десятилетий назад академик В.И. Вернадский, создатель науки биогеохимия, предостерег от хищнического отношения к природе и ее богатствам: результат может быть только один – полное ее уничтожение.
Выражение «необходим как воздух» возникло не случайно. Человек способен без пищи прожить недели, без воды дни, а без воздуха минуты.
За последние 25 – 30 лет транспорт и промышленность взяли из атмосферы больше кислорода, чем его потребило человечество за весь антропоген, то есть за 2 – 3 миллиона лет. В атмосферу выбрасывается сера, азот, цинк, калий, ядовитые вещества. Только углекислого газа ежегодно в мире выбрасывается 5 млрд. тонн, что может привести к потеплению, к частичному таянию полярных льдов и повышению уровня Мирового океана. Возможные отрицательные последствия для человечества в этом случае трудно даже вообразить.
50 городов России имеют уровень загрязненности окружающей среды, превышающий санитарные нормы, в том числе и наш город.
Все острее становится проблема источников чистой пресной воды.
В настоящее время перед жителями Земли стоит вопрос загрязнения водных ресурсов. Годовой сброс производствен ных и бытовых стоков в мире равен примерно 9,3 трлн. тонн.
Загрязнение водоемов приводит к тому, что в них исчезает жизнь, а воду, используемую для питья, приходится очищать, что очень дорого. Кроме того, в загрязненной воде происходят химические реакции с выделением тепла. Из-за повышения температуры воды многие реки зимой теперь не замерзают.
Много ли мы выливаем нефти, бензина, масел в Мировой океан? Очень много. В 1970 году было вылито 70 млн. тонн, а в 1991 уже 190 млн. тонн в результате аварий танкеров, морских буровых платформ и нефтепроводов. Нефть, вылитая в одном месте, распространяется по поверхности Мирового океана.
Таким образом, главная жидкость нашей планеты - вода Мирового океана загрязняется и меняет свои свойства. А нарушение круговорота воды в природе приводит к гибели жизни на Земле.
Журнал “Вокруг света” утверждает: Водой покрыто почти три четверти земной поверхности, но лишь 2,5% от общемирового запаса можно пить. К тому же две трети от этого “мизера” представляют собою лед. Ежегодно в водоемы области сбрасывается около 800 млн. м3 промышленно-бытовых и сточных вод. Из них более 42% являются не очищенными. Из существующих очистных сооружений нормально работают 38%. Остальные работают неэффективно.
В последние годы загрязнителями стали сельскохозяйственные предприятия. Они сбрасывают в воду нитраты и ядохимикаты. Их количество в воде увеличилось в 4 раза.
Леса – «легкие планеты», безотказные фильтры атмосферы вырубаются быстрее, чем вырастают. Каждый кубометр древесины – это почти полтонны поглощенной из воздуха углекислоты.
Биологи уже доказали, что генетическая информация, передаваемая последующим поколениям живой клеткой, может быть искажена и нарушена под воздействие так называе-мых «мутантов». К их числу относятся радиация, активные химические вещества, ядохимикаты, пестициды, некоторые металлы.
В моря и океаны в течение веков сбрасывалось все и без всякого ограничения, в том числе радиоактивные отходы. Многочисленные катастрофы танкеров с нефтью приводят к гибели рыбы, крабов, морских птиц.
Ведущий. Приведенные экологом факты тревожны. Они могут показаться вам далекими.
Среди всей земной красоты и разнообразия затерялась маленькая деревенька под красивым названием «Блюменталь», что в переводе с немецкого языка означает «Цветущая долина». А названа она так, потому что весной здесь цветет очень много разнообразных и красивых цветов, один из которых занесен в красную книгу – это тюльпан.
Когда выйдешь в степь, то можно только восхищаться пестротой и очаровательным запахом растущих в ней цветов.
Называют тебя долиной цветов.
Как приятно смотреть в цветущую даль!
Ширь полей и зеленых лугов,
Я пою о тебе, Блюменталь!
Блюменталь расположился в овраге, который образовался в результате таяния ледника. Когда выходишь за деревню и пройдешь немного вдоль оврага, над которым повисли красные скалообразные холмы, то окажешься около резво бьющегося из -под земли родника.
Какова же экологическая обстановка в селе?
Слово предоставляется представителю Комитета охраны природы …
Представитель комитета по охране природы ….
Выступление сопровождается демонстрацией видеофрагментов, характеризующих экологическую ситуацию в селе, и заканчивается стихотворением В. Глебова «И только ахает Природа…».
И только ахает Природа …
Весна! Ручьи не умолкают:
Потоки в буйстве – там и тут.
И в наше озеро стекают
И удобренья и мазут.
Весь берег стал похож на свалку –
Чего, чего тут только нет:
Объедки, старые мочалки,
Обрывки книжек и газет…
Растут те свалки год от года
По берегам озер и рек,
И сокрушается Природа:
— Зачем все это, Человек?!
Иду таежною долиной…
И снова – горькие слова:
У сосен высохли вершины,
С берез осыпалась листва,
На травах – черные болячки –
Беда, куда ни погляди…
И разъяснил мне егерь мрачно:
— А что? Кислотные дожди…
… Лес плакал точно в непогоду
Скрипучей жалобой калек,
И я услышал стон Природы:
— Что натворил ты, Человек?!
Раз в туристическом вояже
Я искупаться захотел.
Но прогулялся возле пляжа
И, верь, раздеться не посмел.
Тянуло от воды отравой –
Шибали запахи волной.
Не море – сточная канава
Плескала тихо предо мной.
Дымили вдалеке заводы,
Шумел космический наш век.
Но грустным был венец Природы –
Ее созданье – Человек.
Наш разум стал Природе игом!
А не случится ли вдруг так,
Что нам самим до Красной книги
Останется всего лишь шаг.
От термоядерных реакций
И от химических новаций
Не раз рвалась потомства нить.
Волна чудовищных мутаций
Грозит планету затопить.
Все может быть, все может статься…
Вопрос ребром: быть иль не быть?
Никто за нас того вопроса
И не подумает решить.
А между тем все час за часом
Мы продолжаем зло вершить.
И вот уж нет лесных запасов,
Уже в реке нельзя попить.
Ракеты бьют по небосводу,
Тревожа мирный наш ночлег,
И только ахает Природа:
— Да сын ли ты мне, Человек?
Каждую весну у нас в школе проходит акция «Чистый родник»,цель которой сохранить эту красоту для будущего поколения. А рядом с родником образовали небольшой пруд бобры, это место называется «Красной шишкой», оно является нашей главной достопримечательностью. Сюда в праздники съезжается на отдых много людей, в том числе и из соседних деревень.
Ведущий. Экологическая ситуация в нашем селе тоже не радует и заставляет задуматься каждого.
Какое влияние оказывает окружающая среда на здоровье человека?
С информацией выступает медицинский работник …
Медицинский работник. Загрязнение воздуха на 43 – 45 % повинно в ухудшении здоровья населения.
На состояние здоровья оказывает влияние и качество питьевой воды. В многих районах нашей области установлено прямое влияние химического загрязнения на возникновение заболеваний центральной нервной системы, гепатитов, токсикозов беременности, увеличении мертво рождаемости и врожденных аномалий.
Бактериальное и вирусное загрязнение рек России создает постоянную опасность эпидемиологических вспышек кишечных инфекций.
Во многих регионах нашей страны наблюдается превышение допустимого уровня пестицидов в почве, что ведет к заболеваемости детей анемией, туберкулезом.
На территориях, подверженных радиоактивному загрязнению в результате аварий в Челябинске, Чернобыле, увеличилось количество заболевших лейкозами, эндокринными заболеваниями. Учеными зарегистрирован рост общей смертности на 17 – 24 %.
Многие растения и животные организмы становятся накопителями металлов и стойких химических соединений, их употребление опасно для здоровья. • Без воды нет жизни, без воды в зеленом листе не могут образовываться сахар, крахмал и другие органические вещества.
Существует одно поучительное предание. Царь Дхатусена, правивший на острове Шри- Ланка в 5 веке нашей эры, в ответ на требования мятежников показать тайники, где спрятаны несметные царские сокровища, привел своих неразумных врагов к созданному им искусственному озеру. Озеро спасло жителей острова во время засухи. Царь зачерпнул пригоршню воды и сказал: “Друзья мои, это и есть все мое богатство!”
Ведущий. «...С природой дело обстоит совсем иначе, чем, скажем, с дворцами, разрушенными войной– их можно построить заново. А вот если уничтожить живой мир, то никто, никакая сила не сможет создать его вновь”.
Б.Гржимек
Изменение среды самым непосредственным образом затрагивает здоровье человека, его биологию, все живое. Безрассудная деятельность человека по отношению к природе поставила на грань вымирания 1000 видов позвоночных. В Красную книгу включено: 115 видов животных, 25 % птиц и 44 % зверей, находящихся на грани исчезновению с лица Земли исчезли 118 видов млекопитающих, 127 видов птиц. В зоне экологического бедствия в России проживает 35 млн. человек. Огромный ущерб природе приносят аварии, природные катастрофы (засуха, наводнения, землетрясения …).
Что необходимо сделать для сохранения природы?
Слово экономисту …
Экономист. Прежде всего необходимо создавать безопасные технологии, очистные сооружения, нужны больницы с современным оборудованием… На это требуются огромные средства. Их пока недостаточно. Необходимо научиться бережливому отношению к природным ресурсам и сообществам.
Для образования в природе слоя почвы толщиной в 5 см требуется, по подсчетам ученых, 2000 лет. Веками, тысячелетиями создавалось это величайшее богатство. Мы обязаны дорожить и оберегать ее от разрушительных последствий.
Ведущий. Итак, защита природы касается всех нас. Все мы дышим одним и тем же воздухом земли, пьем воду и едим хлеб, молекулы которых непрерывно участвуют в бесконечном круговороте веществ. И мы сами ее мыслящие частицы. Это налагает огромную ответственность за сохранность природы на каждого из нас, на каждого без исключения. Каждый из нас может и должен вносить свой вклад в борьбу за сохранение Природы, а, следовательно, жизни на Земле.
В одном из стихотворений М. Дудин пишет:
Берегите Землю!
Берегите
Жаворонка в голубом зените,
Бабочку на листьях повилики,
На тропинке солнечные блики…
Берегите молодые всходы
На зеленом празднике природы,
Небо в звездах, океан и сушу
И в бессмертье верящую душу, –
Всех судеб связующие нити.
Берегите Землю!
Берегите
Звучит песня «Березы» в исполнении Н. Расторгуева.
Литература
1. Экология. – Курган: ГИПП «Зауралье», 1997 – (Учебники и учебные пособия высш. учебн. заведений).
2. Ноосфера: духовный мир человека. /Сост. А.В. Коротнян. – Л.: Лениздат, 1986.
3. Берегите эти земли, эти воды…Книга – интервью. – М.: Знание, 1988 – (Нар. ун-т. Естественнонаучный фак.)
Рекомендуем посмотреть:
Внеклассное мероприятие по экологии, 5-7 класс. Лес - наше богатство Экологическая игра для школьников 7-8 класса Классный час по экологии, 7-8 класс. Человек и природа Агитбригада по экологии. Сценарий для 7-8 классаПохожие статьи:
Викторина по экологии «Мой дом - моя крепость», 8 класс
Сценарий познавательной ролевой игры по экологии в школе, 6-8 класс
Мероприятие о воде для школьников 5-7 класса
Игра викторина о животных с ответами для школьников 7 класса
Автор: Валентина Львовна Черных
Опубликовано: 3309 дней назад (31 октября 2015)
Просмотров: 7766
Рубрика: Сценарии и внеклассные мероприятия
|
0 Голосов: 0 |
Комментарии (0)
Нет комментариев. Ваш будет первым!