Формирование основ экологической культуры у детей дошкольного возраста
Формирование нравственных начал экологической культуры дошкольников через проектную деятельность
Большая по объёму и значению форма работы с детьми по экологическому воспитанию – проектная и исследовательская деятельность.Экологический проект - это, прежде всего, решение определённых задач в процессе исследования. Масштаб задач может быть разным, он определяется сроками проведения проекта, возрастом и, соответственно, возможностями детей, содержанием образовательных программ дошкольного учреждения (любой проект должен вписываться в общее образовательное пространство).
Обычно проект состоит из трёх основных этапов:
1-й - подготовительный: постановка цели и задач, определение методов исследования, подготовительная работа с педагогами и дошкольниками, выбор и подготовка оборудования и материалов.
2-й - собственно исследовательский: поиск ответов на поставленные вопросы.
3-й - заключительный: обобщение результатов работы, их анализ, формулировка выводов.
Педагоги средней группы осуществляли проект «Зимующие птицы».
Актуальность данного проекта высока. Жизнь в городе не даёт детям в полном объёме соприкоснуться с природой. В ходе реализации проекта решались следующие задачи: закреплялись знания детей о зимующих птицах, развивались творческие и интеллектуальные способности воспитанников, пополнялась предметно-развивающая среда по теме проекта, привлекались воспитанники и родители к помощи птицам в трудных зимних условиях.
С чего начинается знакомство с окружающим миром? Конечно – с бесед, наблюдений и рассматривания иллюстраций!
Рисование по трафарету развивает мелкую моторику рук, мышление (нужно узнать по силуэту – какая же это птица?), внимание и память (какого же цвета эта птица?)
Вот сколько разных задач решается во время простого, на первый взгляд, действия – рисования по трафарету.
Раскрашивание птиц из специальных книг по рисованию так же развивает мышление, память, мелкую моторику рук, умение раскрашивать строго по образцу. Главное требование к таким книгам – птицы должны быть реалистичными.
Создание коллективных работ – неотъемлемая часть данного проекта. Формируется эстетическое восприятие окружающего мира, развиваются коммуникативные навыки, желание создавать совместные работы.
Совместное творчество родителей и ребёнка – важная форма работы в процессе проектной деятельности.
Никакое число наглядных уроков не может заменить соприкосновение с природой и знакомства с подлинными вещами и материалами, с фактическим изготовлением предметов. Джон Дьюи
Подвижные игры, так же, как и дидактические, необходимы для развития дошкольников: действуя по общепринятым правилам, дружно, помогая друг другу во время игры – только так формируются взаимоотношения в детском коллективе.
Изготовление поделок из природного материала – ещё одна форма работы по экологическому воспитанию. Изготовление из такого хрупкого материала, как сухая трава – немалое мастерство! А сколько труда и терпения приложено, чтобы сделать эту красоту!
«Я слышу - и забываю, я вижу – и вспоминаю, я делаю – и постигаю» Изречение древнего философа осмыслили современные учёные: из того, что слышим-усваиваем 10%, из того, что видим-50%, то, что делаем-90%.
И самое главное правило в формировании навыков анализа природных явлений и объектов – познание окружающего мира должно приносить радость. Тогда все увиденное, воспринятое останется не только в сознании, но и в сердцах детей навсегда.
Окружающая природа - источник развития не только ума, но и нравственных чувств ребёнка. Очень важно вызвать у ребёнка положительное отношение к предметам и явлениям природы.
Итогом реализации проекта «Зимующие птицы» стало развлечение:
«Жаворонки - забытый праздник весны»
Цель: формировать у детей гуманное отношения к людям, к природе (ко всему живому) – способность к сопереживанию, к сочувствию.Выступление на семинаре «Сороки»
Здравствуйте, наши гости дорогие. Как мы рады видеть вас на нашем празднике Весны. Люди после холодной зимы ждут с нетерпением Весны - красны.
Ну а с ней и теплое солнышко, на Руси его ласково и уважительно называли Ярило - Солнышко.
Весна идет и много радости нам несет.
Из далеких краев, где морская волна
Кружевной рассыпается пеной,
К нам на крыльях ветров прилетает весна
И приносит с собой перемены.
Украшает Весна и сады, и поля
Покрывает цветами овраги
Оживает прогретая солнцем земля
Пьет душистые капельки влаги.
- Вся природа просыпается от зимнего сна. Радость летит к нам на крыльях разных пичуг.
Песня «Становится весною…»
- Очень часто за событиями и за сутолокой дней,
Старины своей не помним, забываем мы о ней.
В каждом селе, в каждой деревне в старину были свои обычаи праздников, посиделок. И мы сегодня празднуем День встречи весны – «Сороки».
Давайте золотые ворота для Весны – красны открывать. Это поможет весне силу удвоить, зиму побороть.
Игра «Золотые ворота»
Идет матушка-весна,
Отворяй-ка ворота.
Первый март пришел,
Белый снег сошел.
А за ним и апрель
Отворил окно и дверь.
А уж как пришел май,
Солнце в терем приглашай!
Дети образуют круг.
Приди, приди, Солнышко,
Загляни в окошко,
Засвети щедрее,
Всех согрей скорее.
Солнышко, солнышко
Выгляни в окошко
Ждут тебя детки
Ждут малолетки!
Солнышко, солнышко,
Красное солнышко
Выйди поскорее
Будь к нам подобрее.
Солнышко
Я – Ярило-красное,
Солнышко ясное
Ждали меня детки
Детки малолетки.
Хоровод
Солнце: Молодцы! Хорошо хоровод водили. А давайте в игру поиграем. Называется она «Солнышко-ведрышко»
Игра
Вед. Проходите на стульчики, садитесь удобно да прямо. Посидим рядком, да поговорим ладком!
Хотите узнать, как раньше весну встречали и зазывали по старой традиции.
Когда вода разольется, когда лес зазеленится
Когда птицы прилетают. Тогда и приходит Авдотья Плющиха..
Послушайте, птицы поют,
Запись пение птиц. Появляется Авдотья Плющиха.
- Здравствуйте, ребятушки. Я Авдотья-Плющиха. Зимой земля-матушка спала, нельзя её тревожить было, но пришла я, Авдотья-Плющиха, снег сплющила, он и осел, ручьями побежал. Пробуждаю землю-матушку от зимнего сна. Решаю: Весну пускать или не пускать. А ведь люди ждут Весну, кличут, зазывают. Мой праздник отмечают в марте, говорят:
На Авдотью солнышко – лето погожее. Если на Авдотью снег – будет урожай.
Ведущий: 22 марта в православной России в честь сорока мучеников отмечается праздник «Сороки» или день весеннего равноденствия, день становился по длине равен ночи. Есть поверье, что в этот день из теплых стран прилетают сорок различных птиц. В старину люди верили, что именно с прилетом птиц, наступает весна,
Авдотья: А ну-ка отгадайте, ребята, какие птицы вестники весны.
Черный, проворный, кричит «крак», червякам враг?
Мы построили вдвоем
Для гостей весенних дом
А верней сказать – дворец.
Прилетай сюда… (скворец)
В лесу ночном горюет птица,
Она назвать себя боится
-ку-ку, ку-ку
Не спит опушка
А птицу эту звать…(кукушка)
Высоко под облаками
Над полями и лугами
Рано выпорхнув спросонок
Кто поет нам (жаворонок)
Молодцы, ребята, все загадки отгадали. Но все же первый вестник весны – это жаворонок. Жаворонок – небольшая серенькая птичка, Прилетают жаворонки маленькими стайками, не любят они шумных компаний. Они умеют быстро и долго летать. Они первыми возвращаются из теплых стран и несут на крыльях весну. «Как птицы прилетят, так и теплота пойдет». «Жаворонок летит к теплу».
Будем весну встречать,
Жаворонков завлекать.
1. Жавороночек прилети,
Студёну зиму унеси!
2.Жавороночек, принеси
Весну –красну на своём хвосту!
3.Жавороночки, летите в поле,
Несите здоровье: Первое коровье,
Второе- овечье, Третье- человечье!
Мастер-класс
- На Руси пекли из теста жаворонков, кликали Весну-красну.
Хозяйки вставали с первыми лучами солнца, замешивали тесто и пекли птичек- жаворонков. С печёными пташками-вкусняшками ходили по улицам, подбрасывали их вверх и кричали заклички. Причём очень громко чтобы услыхала весна! Наигравшись вволю с жаворонками их развешивали на ветках деревьев или дарили родным и близким людям. Давайте ребята и мы слепим жаворонков-веснянок, чтобы к нам пришла самая настоящая весна! Но сначала давайте подготовим наши пальчики:
Пальчиковая гимнастика «Ладушки»
Разотру ладошку сильно, (трём ладонь о ладонь)
Каждый пальчик покручу, (тянем левой рукой за каждый пальчик правой руки)
Поздороваюсь с ней сильно, (одна рука пожимает другую)
И вытягивать начну, (тянем сначала левой рукой кисть правой, потом наоборот)
Затем руки я помою (трём ладонь о ладонь)
Пальчик в пальчик я вложу, (замок)
На замочек их закрою,
И тепло поберегу!
Выпущу я пальчики! (шевелим пальцами)
Пусть бегают как зайчики.
2. Практическая работа.
Ребята, тесто у нас замешено, давайте окрасим его в жёлтый цвет, чтобы наши жаворонки из него получились яркие и праздничные.
(Дети берут кусочек теста, капаю на него т из баночки разведённую гуашевую краску и тщательно разминают тесто. Если оттенок не достаточно яркий, повторяем).
Молодцы, ребята, тесто подготовили, теперь в пору жаворонков лепить!
1. Делим тесто на 2 равные части.
2. Из 1 куска катаем толстый валик.
3. Из 2 куска катаем колбаску немного тоньше.
4. Закручиваем колбаску вокруг валика (делаем колечко)
5. С одной стороны валика формируем круглую голову, вытягиваем клюв, из бусинок делаем глаза.
6. С другой стороны валик немного расплющиваем и надрезаем стеком (делаем бахрому)- это хвост. (работа группы)
У кого-то хмурый вид, снова музыка звучит. Собирайся детвора, ждет вас русская игра. Выходите добры-молодцы, да девицы-красавицы. Вставайте в круг поиграем в игру «Жаворонок».
Кто знает считалку?
Под горою у реки
Живут стары старики
У них колокол висит
Позолоченный висит
Дили, дили, дили. дон!
Выходи из круга вон.
(жаворонок ходит за кругом с колокольчиком приговаривая слова:
В небе жаворонок пел,
Колокольчик зазвенел
Порезвился в тишине
Спрятал песенку в траве, тот кто песенку найдет
Будет счастлив целый год.
(прячет колокольчик)
7. -Какие вы молодцы!
Какие славные жаворонки у вас получились! Понравилось вам такое занятье, сделайте дома обязательно этих птичек.
Выкладываем жаворонков на блюдо. А теперь я отнесу блюдо с нашими жаворонками, поставлю их в печь, чтобы они подсохли А когда мы пойдём на прогулку мы развесим наших жаворонков веснянок на ветки деревьев как наши предки.
Ведущий:
Посидели вы рядком
Поработали ладком
Жаворонков вы слепили
В хоровод вставайте
Весну-красну зазывайте.
1.Ой.Весна моя, то Весняночка
Из-за синих гор
Приходи солнцем, светом озари!
2.Жаворонки-перепелушки
Птички ласточки
Прилетите к нам
Весну ясную, весну красную принесите нам.
Что-то весна не идет, кликали мы её, давайте еще раз позовем
(дети идут по кругу)
Весна, весна. Красная
Приди весна с доброй радостью
С великой милостью
Со льном высоким (поднимают руки)
С корнем глубоким (наклониться)
С дождями сильными (идут в центр)
С хлебом обильным (разводят руки в стороны)
Весна – Здравствуй, честной народ,
Я Весна-красна
К вам на праздник пришла,
Ветку вербы принесла.
Ведущий - Правильно без вербы не весна.
Верба гонит лед с реки.
Весна – Ну-ка взрослые вставайте, вот вам платочки, делайте воротца
(дети с ведущим идут «змейкой» и говорят слова:
Верба, вербочка кудрявая,
Не расти, вербочка, во ржи
Расти, верба, на межи.
(Проходят через воротца на стульчики).
Весна - Ребята, эта верба непростая (дотрагивается до детей вербой)
Дай, вербочка, детушкам здоровья,
Как вербочка растет так и ты расти
Пусть хворь уйдет, силу верба придает.
Ведущий – Ой, спасибо тебе, Весна-красна, теперь наши дети болеть не будут.
Весна – Ребята, давайте поиграем в мою любимую игру «Прилетели птицы». Если я буду называть птицу, вы должны махать руками, как крылышками, а если ошибусь, топать ногами.
Прилетели птицы: голуби. синицы. воробьи и совы, чайки и …коровы
Прилетели птицы: голуби. синицы. соловей и чайка, грач и …балалайка Прилетели птицы: голуби. синицы. соловей и совы, чайки …макароны
Прилетели, наконец, лебедь. Щука и скворец.
Молодцы! Внимательные ребята!
Ведущий – Весна, а хочешь посмотреть на наших веселых сорок.
Танец «Весёлые сороки»
Ведущий – У наших прабабушек и прадедушек был такой обычай, гостей самоваром встречать, чаем угощать. А мы сейчас и забыли что такое самовар. Вам сейчас девочки покажут и расскажут.
Авдотья Плющиха А вот и я. Слышу у вас здесь весело, и наши жаворонки уже поспели.
Жаворонок полевой! Нет певца чудесней! В чистом поле домик твой, в ясном небе песня! (песня жаворонка) Нас на улицу зовут, звонкой песней птицы. Вспомним старинный русский обычай.
Ведь преданья старины
Забывать мы не должны.
Слава русской старине!
Слава нашей стороне!
Ведущий:
Тут веселью окончанье
Люди добры, до свиданья!
Приходите снова к нам
рады мы всегда гостям! (уходят с детьми)
Рекомендуем посмотреть:
Конспект НОД по экологии в старшей группе Экологическое воспитание детей в детском саду Аналитическая справка ДОУ по организации работы. Раздел "Экологическое воспитание" Экологический утренник в детском саду. СценарийПохожие статьи:
Сценарий экологического мероприятия в детском саду
Конспект НОД по развитию экологических представлений у детей старшей группы
Конспект НОД по экологии в подготовительной к школе группе
Конспект занятия на тему «Красная книга» в подготовительной группе
Автор: Ольга Геннадьевна Сергеева
Опубликовано: 2602 дня назад (10 октября 2017)
Просмотров: 1784
Блог: Блог Ольга Сергеева
Рубрика: Без рубрики
|
+3↑ Голосов: 3 |
Комментарии (3)
|
||
|
|
||
|
|
||
|