Наши конкурсы
Игры, развлечения, праздники и забавы для детей. Конкурс для педагогов

 

Бесплатные конкурсы для педагогов на сайте kladraz.ru

Развитие певческих навыков у детей дошкольного возраста

Консультация для педагогов ДОУ «Развитие певческих навыков детей дошкольного возраста»

Одним из мощных средств воздействия на духовную сферу человека является пение – наиболее доступный исполнительский вид музыкальной деятельности детей дошкольного возраста. В пении успешно формируется весь комплекс музыкальных способностей: эмоциональная отзывчивость на музыку, ладовое чувство, музыкально-слуховые представления, активизируются умственные способности. Восприятие музыки требует внимания, наблюдательности, так как при слушании музыки ребёнок сравнивает звуки мелодии, аккомпанемента, постигает их выразительное значение, сравнивает музыку с текстом. В процессе пения улучшается физическое состояние. Правильно поставленное пение организует деятельность голосового аппарата, укрепляет голосовые связки, развивает приятный тембр голоса; правильная поза влияет на равномерное и более глубокое дыхание; пение с движениями формирует хорошую осанку, координирует ходьбу.
Пение – один из способов общения и самовыражения ребенка, естественный, простой и доступный. Для того, чтобы сделать пение любимым занятием детей, предлагаю методические приемы, успешно используемые в своей работе.
Известно, что пение – единственная разновидность музыки, в которой инструмент – часть тела человека, и при том одна из наиболее важных и наименее управляемых: органы дыхания. Движения, которые происходят внутри, по темпу, ритму и стилю зависят от эмоционального состояния, настроения человека. Поэтому учиться петь – это учиться управлять дыханием и певческим эмоциональным настроем. Ведь если дыхание подчиняется эмоциям, то эмоции могут подчиняться дыханию, и можно автоматически создавать вдох взволнованных и спокойных состояний, подчиняя ему пение, речь, самочувствие.
Для развития певческой техники используются упражнения, которые можно применять в такой последовательности.
1. Упражнения на развития дыхания.
2. Упражнения на развитие артикуляции и дикции.
3. Упражнения на развитие звукообразования.
4. Упражнения на расширение диапазона.
5. Упражнения на развитие звуковедения.
Упражнений очень много, но сначала для свободного звучания голоса, необходимо сесть или встать прямо, голову высоко не поднимать, ноги поставить ровно, то есть принять правильную певческую установку.
Перед началом пения музыкальный руководитель может напомнить детям о правильном положении корпуса стихотворением «Спинка – тростинка» М.Картушиной.
Дошкольникам трудно в течение долгого времени держать спину прямо, поэтому для смены позы и отдыха используются динамические паузы: «Мишка – медведь», «Ветер» и т.п.
Для улучшения работы дыхательного аппарата, укрепления внешней и внутренней мускулатуры органов дыхания можно предложить упражнения из комплекса парадоксальной дыхательной гимнастики А.Н.Стрельниковой, которые даются в игровой форме и нравятся детям. Суть – в активном коротком вдохе, внимание на выдохе не фиксируется, он происходит сам собой. Хорошо себя зарекомендовали такие упражнения, как «Ладошки», «Кошка», «Насос», «Ушки», «Обними плечи». Нравятся детям и звуковые дыхательные упражнении, такие как: игра «Воздушный шар», когда дети сдувают шар, произнося звук «с-с-с», и надувают его со звуком «ф»; аналогичная игра для малышей «Надувайся, пузырь», пальчиковая игра «Воздушный шар», а также изобразительные упражнения по Б.С.Толкачеву и М.Л.Лазареву («Петух», «Ежик», «Комар», «Жук»).
В упражнениях на развитие певческого дыхания сохраняется следующая логика:
- Пение двухтактовых попевок.
- Пение песен и попевок в среднем темпе в размере 2/4.
- Пение песен и попевок с постепенно удлиняющимися фразами.
- Пение попевок с паузами для правильного взятия дыхания.
Добиваясь четкой и ясной дикции, музыкальному руководителю следует учить детей отчетливо произносить согласные и чисто пропевать гласные звуки, что требует от артикуляционного аппарата постоянного тонуса, которого можно добиться с помощью таких упражнений, как вокально-артикуляционные. К ним относятся песенки – игры, где музыкальный руководитель поет запев, а дети отвечают за персонажа: «Ворон», «Филин» (модель Д.Огородного), озвученная артикуляционная гимнастика («Мотоцикл», «Ручеек» и т.п.). Музыкальные пальчиковые игры сочетают пение с активной артикуляцией и движениями мелкой моторики, что положительно сказывается на формировании произношения («Мышки», «Теремок», «Веселые овощи» и т.п.). Для развития дикции и артикуляции хорошо проговаривать и пропевать скороговорки в разном темпе, характере, с использованием звучащих жестов (хлопки, шлепки по коленям) – по методу К.Орфа. Это «Три сороки», «От топота копыт», «Вез корабль карамель», «Карусели» и т.п.
Рассматривая диапазон – звуковой объем голоса от самого нижнего до самого верхнего звука, следует заметить, что у дошкольников певческий диапазон небольшой в силу несформированности голосового аппарата.
При обучении пению диапазон, как правило, расширяется в сторону как нижнего, так и верхнего регистров.
Среди певческих навыков особое внимание необходимо уделить звукообразованию: петь естественным, высоким, светлым звуком, без напряжения и крика. Крикливое пение искажает естественный тембр голоса, отрицательно влияет на интонацию, голос приобретает горловой звук. Качество звука зависит от правильного формирования гласных. Для этой цели детям предлагались упражнения, которые сводились в повторении гласных: сначала одиночных, а затем соединенных (А, А – А, А – А – А, А – О – У – И).
Самым сложным певческим навыком является чистота интонирования. Одни дети поют «чисто» от природы, а другим необходимо специальное обучение. Чистота интонирования связана с развитием слуха: ладового чувства и музыкально-слуховых представлений, ощущениям тяготения мелодии к устойчивым звукам. В работе над чистотой интонации большое внимание уделяется распеванию, то есть в музыкальные занятия включаются певческие упражнения, которые способствуют развитию музыкального слуха и голоса. В качестве распевок применяются народные попевки, прибаутки.
Помимо вокальных упражнений, в работе над чистотой интонации используется прием – пение без сопровождения (a capella). В начале пение a capella «идет» с поддержкой голоса взрослого, затем – без поддержки. Трудные места проигрываются музыкальным руководителем на инструменте, а затем пропеваются без подыгрования.
Следует отметить, что самый подходящий материал для занятий с детьми – это народные попевки, песни, хороводы, так как их мелодии просты, они могут исполняться без сопровождении, что способствует развитию певческих навыков.
На музыкальном занятии пение составляет почти 30% объёма всех заданий.
Пение составляют:
1. Упражнения для развития голоса и музыкального слуха;
2. Разучивание новой песни;
3. Закрепление, повторение ранее пройденной песни.
Работу над песней условно можно разделить на три этапа.
I этап – ознакомительный. Происходит целостное восприятие прослушанного произведения. Музыкальный руководитель стремится пробудить у детей интерес к песне, вызвать положительные эмоции с помощью яркого и выразительного исполнения. Беседа об эмоционально-образном содержании песни помогает настроить ребят на выразительное исполнение, выбор соответствующего характеру песни звукообразования, дикции, дыхания (характер ласковый – петь нужно протяжно, напевно и т.д.).
II этап – разучивание песни. Дети осваивают навыки звукообразования, дыхания, дикции, чистоты интонирования. Разучивание песни происходит поэтапно: мелодия разучивается по частям, фразам, в замедленном темпе. Начинают разучивать обычно с более простых, запоминающих фрагментов, например, припева. Во время разучивания песни лучше всего предлагать детям вначале петь в сопровождении фортепиано, подыгрывая мелодию, затем без инструмента, с помощью музыкального руководителя, наконец, самостоятельно спеть a capella. Наиболее трудным этапом является работа над выразительностью исполнения: нужно отчетливо произносить каждое слово, делать смысловые ударения, передавать характер песни. Этому способствует использование дирижерского жеста: показывать рукой динамику, акценты, что помогает в работе и над высотой звука.
III этап – повторение песни. На данном этапе дети свободно исполняют выученный репертуар, так как уже владеют певческими навыками, полученными на втором этапе. Если песня ребятам нравится, то они надолго её запоминают, включают в игры и исполняют не только в непосредственной образовательной деятельности, но и вне её.
Таким образом, пение как вид музыкальной деятельности, состоит из певческих и слуховых упражнений, распеваний, а также заданий на различение звуковысотных и ритмических соотношений; поэтапного разучивания песни, направленного на её последовательное усвоение, на развитие музыкальных способностей в целом.
Пение является самым доступным видом исполнительства. В процессе пения развиваются как музыкальные способности детей, так и психические процессы. Обучение пению – этап очень длительный и сложный. От педагога требуется высокий профессионализм и мастерство для полной реализации потребностей ребенка в пении, для развития духовно-нравственных качеств и личности дошкольника в целом.
Литература.
1. Л.Абелян «Как Рыжик научился петь». – М.: Сов. Композитор, 1989
2. А.С.Антипина «Театрализованная деятельность в детском саду». – М., 2003
3. Н.А.Ветлугина «Музыкальное воспитание в детском саду». М., 1981
4. В.В.Емельянов «Развитие голоса». С – П., 1997
5. М.Ю.Картушина «Вокально-хоровая работа в детском саду. – М. 2010
6. А.Левшинов «Исцеление судьбы: тренинг вербальной части кармы». М., 2002
7. П.С.Немов «Психология» т.1. – М., 1995
8. Т.М.Орлова «Учите детей петь (песни и упражнения для развития голоса у детей 3 – 5 лет)». – М., 1986
9. Т.М.Орлова «Учите детей петь (песни и упражнения для развития голоса у детей 5 – 6 лет)». – М., 1987
10. О.П.Радынова «Методика музыкального воспитания дошкольников» - М., 1994
11. Г.А.Струве «Ступеньки музыкальной грамотности» - С – П., 1999
12. М.Щетинин «Дыхательная гимнастика Стрельниковой» - М., 2000

Рекомендуем посмотреть:

Что такое задержка психического развития (ЗПР) Театр в жизни ребёнка Консультация для педагогов детского сада Консультация для педагогов детского сада. Дифференцированные игры
Рождественский ангелок из соленого теста. Мастер-класс | Формирование основ экологической культуры у детей дошкольного возраста
Опубликовано: 2453 дня назад (7 августа 2017)
Просмотров: 5039
Рубрика: Без рубрики
+4
Голосов: 4
Комментарии (3)
Валентина Михайловна Скрипникова # 7 августа 2017 в 16:44 0
за мечательная методическая разработка!
Вера Анатольевна Варенцова # 7 августа 2017 в 23:39 +3
Здравствуйте, Ольга Геннадьевна! Голосую за актуальную и полезную статью! Пение детей - это так здорово! Вы правы, красивое исполнение требует много усилий и времени. Как хорошо, что в дошкольных учреждениях уделяют внимание певческим навыкам воспитанников. Публикация представлена понятно и доступно. Спасибо за интересный нужный материал! Желаю Вам успехов!
Елена Ивановна Буторина # 8 августа 2017 в 11:52 +1
Ольга Геннадьевна, добрый день! Очень хорошая тема выбрана для обсуждения в педагогическом коллективе. Поддерживаю Вас и желаю новых интересных публикаций.