Наши конкурсы
Международный профессиональный конкурс педагогического мастерства

 

Творческий конкурс для педагогов «Прекрасная Зима»

 

Бесплатные конкурсы для педагогов на сайте kladraz.ru

Что такое задержка психического развития (ЗПР)

Что такое задержка психического развития (ЗПР)?
ЗПР - задержка психического развития. Задержка психического развития особый тип аномалии, проявляющийся в нарушении темпов развития ребёнка.
ЗПР относится разряду слабовыраженных отклонений в психическом развитии. Она может быть вызвана различными причинами: неблагоприятным течением беременности, патологией родов, социальными факторами, органическими поражениями центральной нервной системы.
Основные трудности, которые испытывают дети с ЗПР, связаны прежде всего с социальной (в том числе школьной) адаптацией и обучением. Объяснением этому служит замедление темпов созревания психики. У каждого отдельно взятого ребёнка ЗПР может проявляться по-разному и отличаться и по времени, и по степени проявления. Но можно выделить круг особенностей развития, характерных для большинства детей с ЗПР. Наиболее ярким признаком ЗПР исследователи называют незрелость эмоционально – волевой сферы - такому ребёнку очень трудно сделать над собой волевое усилие, заставить себя выполнить что-либо. Также наблюдаются нарушения внимания: оно неустойчиво, сниженная концентрация, повышенная отвлекаемость. Нарушения внимания могут сопровождаться повышенной двигательной и речевой активностью. Нарушение восприятия выражается в затруднении построения целостного образа. Например, ребёнку может быть сложно, узнать известные ему предметы в незнакомом ракурсе. Также страдает скорость восприятия и ориентировка в пространстве. Память детей с ЗПР ограничена в объёме и непрочна. ЗПР нередко сопровождается проблемами речи, вязанными в первую очередь с темпом её развития. Другие особенности речевого развития могут зависеть от формы тяжести ЗПР и характера основного нарушения: в одном случае это может быть лишь лёгкая задержка, в другом случае наблюдается системное недоразвитие речи У детей с ЗПР наблюдается отставание в развитии всех форм мышления; оно обнаруживается в первую очередь во время решения задач на словесно - логическое мышление.
При рождении выявить у детей задержку психического развития нельзя. Чаще всего у них нет пороков в физическом облике. Да и родители всегда высоко оценивают способности своего ребёнка, порой, не замечая важного - отставания в развитии. Первые тревоги у родителей в отношении развития детей обычно возникают, когда ребёнок пошёл в детский сад, в школу, и когда воспитатели, учителя отмечают, что он не усваивает учебный материал. Но и тогда некоторые родители считают, что с педагогической работой можно подождать, что ребёнок c возрастом научится правильно говорить, играть, общаться со сверстниками.
Воспитание в семье ребёнка с ЗПР - ответственная задача, так как важнейшим в процессе воспитания любых детей, и особенно детей с ЗПР, является понимание состояния ребёнка, прежде всего родителями. С признанием того, что в семье растёт ребёнок с ЗПР, ответственность родителей значительно возрастает. В этой ситуации родителям важно понять, что их ребёнок будет обучаться медленнее других детей. Но для того, чтобы достичь наилучших результатов, нужно обратиться за квалифицированной помощью к специалистам (педагогу - дефектологу и к врачу психоневрологу, как можно раньше начать продуманное и целенаправленное воспитание и обучение, создать все необходимые условия в семье, которые соответствуют состоянию ребёнка. С детьми необходимо постоянно общаться, проводить занятия, выполнять рекомендации педагога. Больше времени следует уделять ознакомлению с окружающим миром: ходить с ребёнком в зоопарк, театр, на детские праздники, обсуждать увиденное, больше разговаривать с ним о его делах, проблемах, рассматривать с ним книжки, картинки, сочинять разные истории, чаще рассказывать ребёнку о том, что вы делаете, привлекать его к посильному труду. Важно также научить ребёнка играть с игрушками и другими детьми.
Главное - родители должны оценить возможности ребёнка с ЗПР и его успехи, заметить прогресс (пусть незначительный, а не думать, что взрослея, он сам всему научится).
Только совместная работа педагогов и семьи пойдёт ребёнку с задержкой психического развития на пользу и приведёт к положительным результатам!

Рекомендуем посмотреть:

Заседание родительского клуба в детском саду «Моя семья» Театр в жизни ребёнка Консультация для педагогов детского сада Консультация для педагогов детского сада. Дифференцированные игры

Похожие статьи:

Как увлечь ребенка чтением

Приобщение детей 5-6 лет к художественной литературе

Что такое: Готовность к школе?
Опубликовано: 2905 дней назад (26 декабря 2015)
Просмотров: 1639
Рубрика: консультации
+4
Голосов: 4
Комментарии (5)
Елена Владиславовна Пимонова # 26 декабря 2015 в 23:48 +2
Доброго времени суток! Материал, на мой взгляд, очень полезный как для педагогов, так и для родителей детей, имеющих ОВЗ. Мой Вам голос!
Елена Анатольевна Шевелева # 27 декабря 2015 в 14:15 0
Спасибо большое за голос!!!!! Я здесь еще новичок, не совсем понимаю как выкладывать материал и фотографии. Но мне часто задают вопросы, что такое задержка психического развития (ЗПР) вот и пришла мысль написать консультацию для педагогов и родителей. Спасибо еще раз!!!!!
Ольга Ивановна Чупракова # 27 декабря 2015 в 04:38 0
Здравствуйте! очень полезный материал, голосую!
Елена Анатольевна Шевелева # 27 декабря 2015 в 14:16 0
Спасибо за ваш голос!!!!!
Светлана Вениаминовна Блинова # 29 января 2016 в 20:59 0
ГОЛОС!