Наши конкурсы
Игры, развлечения, праздники и забавы для детей. Конкурс для педагогов

 

Бесплатные конкурсы для педагогов на сайте kladraz.ru

Что такое задержка психического развития (ЗПР)

Что такое задержка психического развития (ЗПР)?
ЗПР - задержка психического развития. Задержка психического развития особый тип аномалии, проявляющийся в нарушении темпов развития ребёнка.
ЗПР относится разряду слабовыраженных отклонений в психическом развитии. Она может быть вызвана различными причинами: неблагоприятным течением беременности, патологией родов, социальными факторами, органическими поражениями центральной нервной системы.
Основные трудности, которые испытывают дети с ЗПР, связаны прежде всего с социальной (в том числе школьной) адаптацией и обучением. Объяснением этому служит замедление темпов созревания психики. У каждого отдельно взятого ребёнка ЗПР может проявляться по-разному и отличаться и по времени, и по степени проявления. Но можно выделить круг особенностей развития, характерных для большинства детей с ЗПР. Наиболее ярким признаком ЗПР исследователи называют незрелость эмоционально – волевой сферы - такому ребёнку очень трудно сделать над собой волевое усилие, заставить себя выполнить что-либо. Также наблюдаются нарушения внимания: оно неустойчиво, сниженная концентрация, повышенная отвлекаемость. Нарушения внимания могут сопровождаться повышенной двигательной и речевой активностью. Нарушение восприятия выражается в затруднении построения целостного образа. Например, ребёнку может быть сложно, узнать известные ему предметы в незнакомом ракурсе. Также страдает скорость восприятия и ориентировка в пространстве. Память детей с ЗПР ограничена в объёме и непрочна. ЗПР нередко сопровождается проблемами речи, вязанными в первую очередь с темпом её развития. Другие особенности речевого развития могут зависеть от формы тяжести ЗПР и характера основного нарушения: в одном случае это может быть лишь лёгкая задержка, в другом случае наблюдается системное недоразвитие речи У детей с ЗПР наблюдается отставание в развитии всех форм мышления; оно обнаруживается в первую очередь во время решения задач на словесно - логическое мышление.
При рождении выявить у детей задержку психического развития нельзя. Чаще всего у них нет пороков в физическом облике. Да и родители всегда высоко оценивают способности своего ребёнка, порой, не замечая важного - отставания в развитии. Первые тревоги у родителей в отношении развития детей обычно возникают, когда ребёнок пошёл в детский сад, в школу, и когда воспитатели, учителя отмечают, что он не усваивает учебный материал. Но и тогда некоторые родители считают, что с педагогической работой можно подождать, что ребёнок c возрастом научится правильно говорить, играть, общаться со сверстниками.
Воспитание в семье ребёнка с ЗПР - ответственная задача, так как важнейшим в процессе воспитания любых детей, и особенно детей с ЗПР, является понимание состояния ребёнка, прежде всего родителями. С признанием того, что в семье растёт ребёнок с ЗПР, ответственность родителей значительно возрастает. В этой ситуации родителям важно понять, что их ребёнок будет обучаться медленнее других детей. Но для того, чтобы достичь наилучших результатов, нужно обратиться за квалифицированной помощью к специалистам (педагогу - дефектологу и к врачу психоневрологу, как можно раньше начать продуманное и целенаправленное воспитание и обучение, создать все необходимые условия в семье, которые соответствуют состоянию ребёнка. С детьми необходимо постоянно общаться, проводить занятия, выполнять рекомендации педагога. Больше времени следует уделять ознакомлению с окружающим миром: ходить с ребёнком в зоопарк, театр, на детские праздники, обсуждать увиденное, больше разговаривать с ним о его делах, проблемах, рассматривать с ним книжки, картинки, сочинять разные истории, чаще рассказывать ребёнку о том, что вы делаете, привлекать его к посильному труду. Важно также научить ребёнка играть с игрушками и другими детьми.
Главное - родители должны оценить возможности ребёнка с ЗПР и его успехи, заметить прогресс (пусть незначительный, а не думать, что взрослея, он сам всему научится).
Только совместная работа педагогов и семьи пойдёт ребёнку с задержкой психического развития на пользу и приведёт к положительным результатам!

Рекомендуем посмотреть:

Заседание родительского клуба в детском саду «Моя семья» Театр в жизни ребёнка Консультация для педагогов детского сада Консультация для педагогов детского сада. Дифференцированные игры

Похожие статьи:

Как увлечь ребенка чтением

Приобщение детей 5-6 лет к художественной литературе

Что такое: Готовность к школе?
Опубликовано: 3037 дней назад (26 декабря 2015)
Просмотров: 1675
Рубрика: консультации
+4
Голосов: 4
Комментарии (5)
Елена Владиславовна Пимонова # 26 декабря 2015 в 23:48 +2
Доброго времени суток! Материал, на мой взгляд, очень полезный как для педагогов, так и для родителей детей, имеющих ОВЗ. Мой Вам голос!
Елена Анатольевна Шевелева # 27 декабря 2015 в 14:15 0
Спасибо большое за голос!!!!! Я здесь еще новичок, не совсем понимаю как выкладывать материал и фотографии. Но мне часто задают вопросы, что такое задержка психического развития (ЗПР) вот и пришла мысль написать консультацию для педагогов и родителей. Спасибо еще раз!!!!!
Ольга Ивановна Чупракова # 27 декабря 2015 в 04:38 0
Здравствуйте! очень полезный материал, голосую!
Елена Анатольевна Шевелева # 27 декабря 2015 в 14:16 0
Спасибо за ваш голос!!!!!
Светлана Вениаминовна Блинова # 29 января 2016 в 20:59 0
ГОЛОС!