Приобщение детей 5-6 лет к художественной литературе
Методические подсказки для взрослых. Приобщения старших дошкольников к книге
Старший дошкольный возраст — качественно новый этап в развитии детей. Ребёнок уже способен не только слушать чтение взрослого в течение 30-40 минут, но надолго оставаться наедине с книгой, рассматривая её, делая попытки самостоятельно читать. В жанровом отношении литература для детей пяти-шести лет в силу своего разнообразия способна удовлетворить любой вкус: она вбирает в себя и традиционные фольклорные жанры, как «малые» (загадки, считалки, заклички, небывальщины и подобное), так и крупные (былины, сказки), и традиционные литературные произведения (рассказы, сказки, басни), и кроме того — новоизобретённые жанры (вредные или мнимые, советы Г. Остера, стихотворные шутки О. Григорьева, В. Левина) и многое-многое другое.
Дети в этом возрасте хорошо понимают юмор, любят посмеяться, пошутить, поиграть, поэтому так много предлагается весёлых и озорных стихов и рассказов, а также произведений, построенных на игре в слова и со словами. Старшие дошкольники эмоционально отзывчивы на поэтическое искусство, они ищут в стихах занимательность, эмоциональные переживания, яркие поэтические образы, они выбирают прежде всего такую поэзию, которая ставит перед собой цель удивить, поразить, пробудить у ребёнка нестандартный взгляд на мир, постигая его посредством фантазии, воображения.
Меняется отношение ребёнка к лирическим стихотворениям, которые привлекают его теперь не только своей певучестью и гармонией звуков, а тем, что в них выражены мысли, чувства и переживания, внутренний мир другого человека — поэта или лирического героя.
На данном этапе дошкольникам оказываются доступны и интересны «толстые» книжки, так называемое «чтение с продолжением». Психологи (Н. Короткова) в этом случае советуют выбирать занимательные, динамичные, остросюжетные художественные тексты, которые моделируют действительность разными способами: через реалистическое пространство и время («здесь и теперь»), в котором живёт персонаж-ребёнок (например, Денис Кораблёв в рассказах В. Драгунского), или через вымышленное пространство («там и тогда» — давным-давно в тридевятом царстве), в котором действуют сказочные персонажи (Буратино А. Толстого, Незнайка Н. Носова, Гном-Гномыч и Изюмка А. Балинта), или через комбинированное пространство, где персонажи бывают как реалистические (Малыш), так и фантастические, наделённые волшебными способностями (Карлсон А. Линдгрен, Питер Пэн Дж. Барри). Чтобы ребёнок ждал продолжения, можно использовать приём, известный со времён Шахерезады: прерывать чтение на самом интересном месте. Перед тем как продолжить чтение новой части, нужно вместе с ребёнком вспомнить содержание предыдущей. Можно, прервав чтение, предложить ребёнку самому придумать продолжение (представить, что дальше могло произойти с героями), а потом проверить правильность своих предположений.
Литература для детей пяти-шести лет отличается тематической многоплановостью. Помимо традиционных тем (времена года, явления природы, животный мир и других), ребёнку предлагаются художественные произведения, способствующие его патриотическому, трудовому, нравственному воспитанию. В центре его внимания оказываются такие нравственные понятия, как добро и зло, правда и ложь, щедрость и жадность, проблемы взаимоотношений со сверстниками и взрослыми, ответственности за свои поступки. Чтобы эти понятия не остались для ребёнка отвлечёнными, он нуждается в умелом руководстве со стороны взрослого. Тематический принцип организации художественных текстов в хрестоматии даёт возможность сочетать произведения на одну тему так, чтобы они дополняли друг друга.
Старший дошкольный возраст характеризуется не только возросшими литературными потребностями ребёнка, но и особенностями его восприятия художественных произведений. В отличие от предшествующего периода, когда восприятие литературы было ещё неотделимо от других видов деятельности, и прежде всего от игры, дети пяти-шести лет переходят к стадии собственно художественного отношения к искусству, к литературе в частности. Это проявляется в их пристальном внимании к содержанию произведений, способности и желании постигать внутренний мир персонажей.
Исследователи отмечают такую черту художественного восприятия ребенка, как активность, яркие сопереживания героям произведений (А. М. Бородич, Л. Я. Панкратова, А. Е. Шибицкая, О. М. Дьяченко, Л. М. Гурович, 3. Н. Гриценко и др.) У старших дошкольников совершенствуется способность мысленно действовать в воображаемых обстоятельствах, как бы становиться на место героя. Например, вместе с героями сказок дети испытывают чувство страха в напряжённые, драматические моменты, чувство облегчения, удовлетворения при торжестве справедливости. Именно волшебная сказка становится у детей самым любимым жанром благодаря её чудесному вымыслу, фантастичности, развитому сюжетному действию, полному конфликтов, ярким сильным характерам героев.
К старшему дошкольному возрасту у ребёнка накапливается как некоторый жизненный, так и литературный опыт, что помогает ему осмысливать такие события, с которыми он не встречался в реальной жизни. У ребёнка формируются умения воспринимать литературное произведение в единстве содержания и формы, осмысливать словесный образ, относиться к нему как к авторскому приёму.
В литературном произведении старшего дошкольника в первую очередь интересует образ главного героя, но внимание теперь сосредоточено не на действиях и поступках, а на внутренних переживаниях, чувствах, мыслях персонажа, которые способен осознать ребёнок. Причём отношение к персонажу теперь зависит не от отдельного, даже самого яркого поступка, а обосновывается с учётом всего содержания произведения (В. И. Логинова, Л. М. Гурович).
Можно отметить ещё одну характерную для данного возраста особенность — высокий уровень развития воссоздающего воображения, что проявляется в способности воспринимать текст без помощи иллюстрации, которая теперь играет вспомогательную роль. Развитие детского воображения уже таково, что ребёнок может воссоздать по описанию невиданный ранее предмет, но только при условии, чтобы предмет был изображён освоенными им словесными средствами.
В старшем дошкольном возрасте дети способны осознанно относиться к авторскому слову, понимать и воспроизводить образную речь. Развитие наглядно-образного мышления приводит и к тому, что у них появляется возможность понимать переносные значения слов, скрытые сравнения — метафоры, когда на прямое значение накладывается добавочный смысл, который становится основным, а также разновидность метафор — олицетворения, то есть перенесение свойств и способностей человека на неживые предметы, на зверей, на отвлечённые понятия, которые наделяются способностью разговаривать, мыслить, чувствовать, передвигаться в пространстве.
По мнению Л. М. Гурович, возросшие возможности пяти-, шестилетних детей позволяют решать новые, более сложные задачи по формированию эстетического восприятия и понимания произведений художественной литературы:
• закреплять и развивать устойчивый интерес к книге, воспитывать любовь к художественному слову;
• расширять наряду с непосредственным жизненным опытом детей их литературный опыт: знакомить с жанровыми особенностями некоторых видов литературных произведений (рассказ, сказка, басня, загадка, пословица, потешка и др.);
• формировать воссоздающее воображение;
• формировать умение видеть изобразительно-выразительные средства языка (эпитеты, метафоры, олицетворения);
• учить устанавливать многообразные связи в произведении, проникать в авторский замысел;
• помогать ребёнку осознавать его собственное эмоциональное отношение к героям произведений;
• обращать внимание детей на язык литературного произведения, авторские приёмы изображения.
Для решения этих задач и с целью формирования умений по художественному восприятию и пониманию произведений методисты предлагают использовать следующие варианты вопросов, задаваемых детям после чтения.
1. Вопросы, позволяющие узнать, каково эмоциональное отношение детей к событиям и героям, изображённым в произведении. (Что больше всего понравилось в произведении? Кто понравился больше всех и почему?) Эти вопросы задают в начале беседы, они помогают выявить первые общие впечатления детей, возникшие у них в процессе слушания произведения.
2. Вопросы, направленные на то, чтобы выявить основной замысел произведения. Рекомендуется предлагать детям проблемные вопросы, при ответе на которые у них могут возникнуть различные мнения. Во время
3. Вопросы, помогающие детям определить мотивы поступков персонажей.
4. Вопросы, обращающие внимание детей на языковые средства выразительности. Такие вопросы привлекают внимание детей к языку произведения, помогают понять неслучайность использования тех или иных слов, их эмоциональную окраску.
5. Вопросы, направленные на воспроизведение содержания. Дети старшего возраста уже способны самостоятельно устанавливать основные связи между событиями, и подобные вопросы нужны в большей мере для того, чтобы помочь им обратить внимание на эпизоды, детали, на первый взгляд не главные, но на самом деле очень существенные для осознания смысла произведения.
6. Вопросы, побуждающие детей к элементарным обобщениям, выводам. (Зачем писатель рассказал нам эту историю? Почему писатель так назвал свой рассказ? Как вы назвали бы этот рассказ?) Назначение этих вопросов — вызвать у ребёнка потребность ещё раз вспомнить и осмыслить произведение в целом, выделить в нём наиболее важные, существенные моменты (В. И. Логинова, Л. М. Гурович).
Таким образом, вопросы, которые предлагаются детям в процессе беседы, побуждают их не только вспомнить содержание произведения, но и осмыслить его, выразить словом возникшие при слушании мысли и переживания.
Выбирая произведение для ознакомления с ним ребёнка, не нужно забывать: детским чтением нужно руководить. Для того чтобы чтение принесло ребёнку пользу, необязательно читать много произведений, главное — осознавать, с какой целью вы это делаете. Бессистемное чтение способно, скорее, перегрузить память ребёнка множеством сюжетов и литературных героев, чем воспитать любовь к книге. Взрослому следует и самому проявлять интерес к прочитанному, чтобы понять, какие проблемы волнуют ребёнка, а какие оставляют равнодушным, и не упустить возможности корректирования воспитательного процесса. Совместное чтение с ребёнком должно приносить удовольствие, и тогда книга будет выполнять своё главное предназначение — учить делать добро, всматриваться в мир и восхищаться им.
Похожие статьи:
Нет комментариев. Ваш будет первым!