Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста
Мастер-класс для педагогов ДОУ «Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста»
Цель мастер-класса: Знакомство педагогов с опытом использования упражнений, речевых игр, пальчиковой гимнастики и музыкальных игр, способствующих развитию у детей чувства ритма.Задачи:
• Представить педагогам приемы развития чувства ритма у детей дошкольного возраста.
• Раскрыть содержание игр и упражнений по развитию ритмического чувства.
• Убедить педагогов в важности и целесообразности развития ритмического чувства у детей дошкольного возраста.
Используемый материал: палочки, детские музыкальные шумовые инструменты.
Ожидаемый результат: повышение уровня профессиональной компетенции педагогов ДОУ поиспользованию различных приемов для развития ритмического чувства у детей дошкольного возраста.
Структура мастер-класса:
1. Теоретическая часть:
«Вступительное слово по теме «Важность развития чувства ритма у детей дошкольного возраста»
2. Практическая часть – занятие с педагогами с показом эффективных приемов развития чувства ритма.
3. Рефлексия – итог мастер-класса
1. Теоретическая часть
В последние годы отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушения речи.
Развитие чувства ритма способствует развитию речи, помогает более легкому запоминанию стихотворений, развиваются интеллектуальные способности ребенка. Что же такое ритм?
Ритм – это чередование долгих и коротких длительностей. Чувство ритма – это способность активно переживать музыку, чувствовать эмоционально выразительность музыкального ритма и точно его воспроизводить. Если чувство ритма несовершенно у ребенка слаба развита речь, она невыразительна либо слабо интонирована.
Из всех музыкальных способностей чувство ритма развивается сложнее всего. Существует мнение, что развить его невозможно, так оно является врожденным.
Но современные исследования и практическая деятельность педагогов-музыкантов доказали обратное. Самое главное, это начать как можно раньше. Уже с 5 лет это будет гораздо сложнее. Поэтому моменты по развитию чувства ритма, я советую включать уже с младшей группы, а какие-то формы работы и в раннем возрасте. Это использование речевых и музыкальных игр, пальчиковая гимнастика, ритмические упражнения. Ритм присутствует во всех моментах музыкального занятия: в пении, слушании, танцах, музыкально-ритмических движениях, в ритмических играх с музыкальными инструментами . Музыка воздействует в первую очередь на эмоциональную сферу ребёнка. На положительных реакциях дети лучше и быстрее усваивают материал, незаметно учатся говорить правильно.
Все упражнения проводятся по подражанию. Речевой материал предварительно не выучивается.
Хороших результатов можно добиться только при совместной работе педагогов. Музыкальный руководитель сочетает музыку, речь и движения, воспитатель или логопед продолжает эту работу на речевых занятиях, при разучивании стихов к утренникам, и в игровой деятельности детей. Такая комплексная форма предупреждает речевые нарушения у детей и способствует развитию личности в целом.
Исследователи (К. В. Тарасова, Б. Теплов, К. Орф) отмечают, что ритмическое воспитание не может быть только зрительным и слуховым, оно должно быть двигательным. К.В. Тарасова говорит, что в развитии чувства ритма должно участвовать все наше тело. Поэтому сейчас я предлагаю на время мастер-класса превратиться в детей лет 5-6 и немного подвигаться вместе со мной! Я хочу предложить вашему вниманию несколько упражнений и игр, способствующих развитию у детей чувства ритма.
2. Практическая часть
Речевая игра «Здравствуйте, ладошки»
- Здравствуйте, ладошки! - хлоп, хлоп, хлоп!
- Здравствуйте, ножки - топ, топ, топ!
- Здравствуйте, щечки - плюх, плюх, плюх!
- Пухленькие щечки - плюх, плюх, плюх!
- Здравствуйте, губки - чмок, чмок, чмок! (поцелуйчики)
- Здравствуйте, зубки - чок, чок, чок! (стучат зубками)
- Здравствуй наш носик - пип, пип, пип! (нажимают на носик)
- Здравствуйте малышки — всем привет!
-Ну как настроение, улучшилось? Вот что может сделать слово! А давайте поделимся нашим хорошим настроением еще с кем-нибудь! Согласны? (ответ). Тогда отправляемся в лес, подарим зверюшкам наше хорошее настроение! Вставайте паровозиком и крепко-крепко держитесь друг за друга, чтоб никто не потерялся. (Дети идут за педагогом и садятся в кружок)
-Встретилась нам речка на пути, а в речке рыбки плавают, давайте немного порыбачим!
Упражнение с ритмо-палочками «Рыбка»
(выполняется сидя на ковре или за столом в кругу)
Рыбка, рыбка, 2 раза стучим перед собой палочками
Вот Передаем соседу справа
Червяк Берем другую палочку, переданную соседом слева.
Откуси, хоть 2 раза стучим перед собой палочками
Чуточку Передаем соседу справа
Берем другую палочку, переданную соседом слева
Не проси 2 раза стучим перед собой палочками
Меня рыбак Передаем соседу справа
Берем другую палочку, переданную соседом слева
Попадусь 2 раза стучим перед собой палочками
На удочку Передаем соседу справа
Берем другую палочку, переданную соседом слева
Повторить все движения в левую сторону. Затем повторить в 2 раза быстрее, т. е. удар и передача на каждую четверть.
-Не хочет рыбка ловиться, отправляемся дальше
Игра с палочками «НОЖКИ»
Ножки, ножки, вы шагали?
Мы шагали, мы шагали! - ритмичные удары палочками по полу
Ножки, ножки, вы бежали?
Мы бежали, мы бежали! - ритмичные удары в темпе бега
Ножки, ножки, вы стучали?
Мы стучали, мы стучали! - удары свободными концом палочки об пол
Ножки, ножки, вы плясали?
Мы плясали, мы плясали! - удары палочкой крест на крест
Ножки, ножки, вы устали?
Мы устали, мы устали! - удары лежащих палочек друг о друга
Ножки, ножки, отдыхали?
Отдыхали, отдыхал! - движения палочек в ритме перед собой, без звука.
И опять всё начинали! - ритмичные удары по полу
-Вышли мы с вами на лесную полянку, а там зверюшки разные и кто к нам вышел первым? Посмотрите, да это же зайчишки!
Пальчиковая гимнастика «Зайчик».
Скачет зайка косой, (Указательный и средний пальцы правой руки – вверх, остальные соединить.)
Под высокой сосной (Ладонь левой руки – вертикально вверх, пальцы широко расставлены.)
Под другою сосной (Ладонь правой руки – вертикально вверх, пальцы широко расставлены.)
Скачет зайчик другой (Указательный и средний пальцы левой руки вверх, остальные соединить)
- Напугали зайчишку охотники, и побежал он скорей прятаться в домик к оленю, ведь у него же дом большой!
Игра «У оленя дом большой» Французская народная мелодия
(пение с движениями по тексту)
У оленя дом большой,
Он глядит в свое окно.
Заяц по лесу бежал,
В дверь к нему стучал.
Тук - тук –тук, - дверь, открой.
Там в лесу охотник злой.
Заяц, заяц, забегай, лапу подавай.
У оленя(педагог показывает рога) дом( показывает домик) большой (не обхватить), Он глядит(как будто в окошко смотрит) в свое окно. Заяц по лесу бежал ( прыгают как зайчик), В дверь(как будто открывают дверь) к нему стучал(стучит). Тук - тук –тук, - дверь(открывает), открой. Там в лесу охотник (как будто из ружья стреляет) злой. Заяц, заяц(прыгают) , забегай, лапу подавай(протягивает руку, как будто здоровается).
Каждый раз темп увеличивается, надо успевать изображать все слова и петь при этом.
Можно делать это на месте в круге, а можно двигаться по кругу)))
-Не смогли охотники никого догнать, так и ушли ни с чем!
А на полянке появилась лягушка и попросила зверюшек сыграть вместе с ней на музыкальных инструментах.
Обрадовались звери, вышли снова все на полянку, прихватили с собой музыкальные инструменты: зайчишка взял ложки, лисичка взяла треугольник, даже мишка вылез из берлоги с бубном.
Музыкально-дидактическая игра с использованием
детских музыкальных шумовых инструментов
«Лягушкины ритмы»
- На пузырики смотри – ритмы точно повтори.
- Ну вот, дождик пошел! Пора нам отправляться обратно в наш детский сад, садитесь скорей в автомобили, чтоб не промокнуть, поедем назад. Упражнение «Автомобиль» Муз. М. Раухвергера Двигаться топающим шагом, в руках держать воображаемый руль.
Рефлексия
-Уважаемые коллеги! Наше путешествие закончилось. Прошу вас на предложенных карточках нарисовать эмоцию, которые вы испытали во время нашего путешествия.
Рекомендуем посмотреть:
Музыкальное развитие детей дошкольного возраста Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста Половое воспитание старших дошкольников Познавательное развитие детей дошкольного возрастаПохожие статьи:
Самостоятельная деятельность детей в младшей группе по ФГОС на прогулке
Как учитывать темперамент ребёнка в процессе педагогической деятельности
Автор: Ольга Андреевна Ильичева
Опубликовано: 3298 дней назад (23 октября 2015)
Просмотров: 17049
Рубрика: Без рубрики
|
+4↑ Голосов: 4 |
Комментарии (6)
|
||
|
|
||
|
|
||
|
|
||
|
|
||
|
|
||
|