Внеклассное мероприятия по математике в 5 классе с презентацией
«Путешествие сквозь время и пространство». (1 час – 60 мин)
Мероприятие предназначено для проведения в 5 классе после изучения раздела "Площади и объемы геометрических фигур". Разработка включает элементы изучения нового знания, повторения, закрепления, контроля изученного материала по темам: Площадь. Формула площади прямоугольника. Квадрат. Формула площади квадрата. Единицы измерения площадей. Старинные меры. Прямоугольный параллелепипед. Объёмы. Объём прямоугольного параллелепипеда. Объём куба. Соотношения между единицами объёма. История математики и математических терминов.
Пояснительная записка.
Методическая цель данного мероприятия: повторить и закрепить знания по разделу: «Площади и объемы геометрических фигур», контроль знаний по данному разделу. Психолого-педагогическая цель: повысить познавательную активность учащихся через индивидуализацию образования посредством тьюторских практик во внеурочной деятельности обучающихся, повысить интерес к предмету.
Воспитательная цель: формирование умений работать в команде, продолжить воспитание ответственности за коллективный результат труда.
Дополнительный материал, освещенный в уроке: старые меры, история математики, нестандартные задачи.
Целевая аудитория: 5 класс.
Межпредметные связи: литература, история.
Формы работы на мероприятие: групповая работа, индивидуальная работа, экспертная группа, самоконтроль, тест; в процессе подготовки: поисковая (поиск информации по заданным темам), прикладная (изготовление наглядного пособия, костюмов ), творческая (придумывание математических задач по данным темам, придумывание слов и изготовление костюмов для персонажей).
Представленные в разработке межпредметные связи с литературой и историей основаны на программе по литературе и истории для 5 класса.
«Путешествие сквозь время и пространство»
Примерные временные рамки подготовки и проведения урока:1) Подготовительный период: (10 дней)
разбиение класса на группы, сообщение заданий для каждой группы. (1 день)
сбор материала, подготовка наглядных пособий, консультации (2-9 день)
Сдача всего реквизита учащимися, тематическое оформление кабинета (10 день)
Примерные временные рамки подготовки и проведения урока:
2) Мероприятие (60-70 мин)
Орг. момент (3 мин)
Устная работа. (5 мин)
Работа по командам (22 мин)
1.1 Ответ учащихся. 3-5 мин – квадрат
1.2 Ответ учащихся. 3-5 мин прямоугольник
1.3 Решение задачи №1. 5 мин
2.1 Ответ учащихся. 3-5 мин – куб
2.2 Ответ учащихся. 3-5 мин - параллелепипед
2.3 Решение задачи №2. 5 мин
Физкультминутка - 1 мин
Работа по командам (11 мин)
3.1 Ответ учащихся. 3-5 мин меры длины
3.2 Ответ учащихся. 3-5 мин меры объема
3.3 Решение задачи №3. 5 мин
6. Тест -13 мин
Рефлексия урока (5 мин)
Ход подготовительного периода:
I. За 14 дней до урока, разбить учащихся на группы, и сообщить им задания.Примерная структура разбиения для класса составом в 27 уч.:
1. Экспертная группа (руководство разведывательной экспедиции) – 3 чел.
2. Команды (разведывательные группы) – 3 по (6-7) чел.
Состав экспертной группы:
Трое учащихся, обладающих «отличными» или «хорошими» знаниями по предмету.
Задачи экспертной группы:
Оценивать ответы команд, задавать командам контрольные вопросы по их материалу.
Задания для экспертной группы:
1. Повторить весь изученный материал по разделу «Площади и объемы геометрических фигур», а также изучить дополнительный материал: старые меры и историю математики, используя, предоставленные учителем источники информации.
2. Подготовить по 1 вопрос-задачу на каждую тему для команд.
3. Подготовить жетоны для награждения за правильные ответы (в виде квадрата) .
Количество команд: 3 команды (разведывательные группы), составляющие один разведывательный корабль.
Состав команды: 6-7 человек, подобранные таким образом, чтобы сильные и слабые ученики были перемешаны, чтобы получилось три команды равнозначного интеллекта.
Структура команды:
1. Глава разведывательной группы (руководит действиями своей группы, помогает)
2. 2 исследователя-теоретика (собирает теоретический материал)
3. 2 исследователя-практика (собирает практический материал)
4. 2 исследователя-техника (готовит наглядные пособия)
Общие задачи команд:
1. Собрать материал по своим темам.
2. Сделать наглядные пособия.
3. Подготовить краткое сообщение о теме (3 мин) с заданиями по своим темам для других команд.
(Задачи действующих лиц:
1. сделать себе костюмы.
2. Придумать или найти своему персонажу историю, в которой он попадает в беду и для того, чтобы ему помочь - команды должны выполнить некоторое задание.
3. Придумать или найти задание, которое будут выполнять команды, например (старинная задача, задача из пройденного материала,…))
Задания для 1 разведывательной группы:
1. Все о квадрате и прямоугольнике: макет, периметр, площадь, единицы измерения площади.
Задания для 2 разведывательной группы:
1. Все о мерах объема, длины, веса, жидкостей… сделать на ватмане расшифровку различных мер.
Задания для 3 разведывательной группы:
1. Все о прямоугольном параллелепипеде и кубе: макет, объем, единицы измерения объема.
Во время подготовки команд, учитель консультирует учащихся.
По завершении подготовки команды за день до начала урока приносят все реквизиты в кабинет.
В день перед началом урока учитель с некоторыми учащимися оформляет кабинет (установка оборудования, расстановка столов и стульев, оформление доски…)
Задействованные в мероприятии литературные и исторические персонажи:
«Узбекские сказки». – Али-Баба.
«История» - Хаммурапи.
«Астрид Линдгрен» - Карлсон.
«Мифология» - Зевс.
«Русские сказки» - Иван-царевич.
«Былины» - Илья Муромец.
«Арабские сказки» – Синдбад-мореход.
«История математики»: М.В. Ломоносов, К. Ф. Гаусс
Эпиграф и оформление:
Анатоль франс: |
Учиться можно только весело. Чтоб переварить знания, надо поглощать их с аппетитом. |
А. маркушевич: |
Кто с детских лет занимается математикой, тот развивает мозг, свою волю, воспитывает в себе настойчивость и упорство в достижении цели. |
А. эйнштейн: |
Как бы машина хорошо ни работала, она может решать все требуемые от нее задачи, но она никогда не придумает ни одной. |
Примерный (придуманный) текст рассказов исторических и литературных персонажей (вариант без костюмов)
Карлсон: «Привет ребята! Я Карлсон, живу в маленьком домике, на крыше многоквартирного дома в районе Вазастан в Стокгольме, в том же районе, де жила сама Астрид Линдгрен. Мой лучший друг – 11-летний Сванте, младший ребенок в семье Свантесон, по прозвищу Малыш. У Сванте скоро контрольная по математике на тему «Прямоугольник и Квадрат». Я очень хочу помочь своему другу, но беда в том, что я сам ничего не знаю о прямоугольнике. Ребята, помогите, пожалуйста, расскажите, что знаете о прямоугольнике. Я все запомню и смогу помочь Малышу… Зевс:
«Я, Зевс, сын Кроноса, верховного бога. Скоро мне предстоит решающая битва с титанами и их главой Кроносом, моим отцом. Битва будет происходить на вершине олимпа. Одна половина вершины имеет форму прямоугольного параллелепипеда, а другая форму куба. Чтобы победить, мне нужно изучить все пространство, которое займет сражение. Но я не знаю, что такое параллелепипед. Ребята помогите мне!»
Иван-Царевич.
Здравствуйте! Я Иван – царевич. У меня к вам есть просьба. Прошлой ночью я стрелял из лука по поручению отца, дабы найти себе жену. Скорость полета стрелы я знаю, а вот отыскать стрелу все равно не могу, потому что не знаю, чем измеряется длина и площадь. Помогите мне найти стрелу! Расскажите о мерах длины и площади!
Примерный (придуманный) текст рассказов исторических и литературных персонажей (с костюмами)
Хаммурапи:До рассказа команды.
«Я Вавилонский царь Хаммурапи. Годы моего правления (1792 – 1750 д.н.э.) Я хочу составить законы, по которым будет жить мое государство. Но я не выбрал форму глиняных табличек. О круге, прямоугольнике я имею представление, а о квадрате нет. Помогите мне, расскажите, что вам известно о квадрате».
После рассказа команды:
«Спасибо, вы мне очень помогли. Я понял, что все законы не должны быть написаны на табличках одной формы. И мои законы будут написаны на табличках разных форм и размеров, в зависимости от важности и количества материала. В награду за помощь я сообщу вам некоторые из своих законов:
1. Если человек украл имущество бога или дворца, то этот человек должен быть убит; а также тот, который принял из его рук краденое, должен быть убит.
2. Если раб сказал своему господину: «Ты — не мой господин», то он должен уличить его в том, что он — его раб, а затем его господин может отрезать ему ухо».
Карлсон: «Привет ребята! Я Карлсон, живу в маленьком домике, на крыше многоквартирного дома в районе Вазастан в Стокгольме, в том же районе, де жила сама Астрид Линдгрен. Мой лучший друг – 11-летний Сванте, младший ребенок в семье Свантесон, по прозвищу Малыш. У Сванте скоро контрольная по математике на тему «Прямоугольник». Я очень хочу помочь своему другу, но беда в том, что я сам ничего не знаю о прямоугольнике. Ребята, помогите, пожалуйста, расскажите, что знаете о прямоугольнике. Я все запомню и смогу помочь Малышу….
После рассказа команды:
Большое спасибо. Теперь мой друг напишет работу на «5».
Зевс:
До рассказа команды.
«Я, Зевс, сын Кроноса, верховного бога. Скоро мне предстоит решающая битва с титанами и их главой Кроносом, моим отцом. Битва будет происходить на вершине олимпа. Это место имеет форму прямоугольного параллелепипеда. Чтобы победить, мне нужно изучить все пространство, которое займет сражение. Но я не знаю, что такое параллелепипед. Ребята помогите мне!»
После рассказа команды.
«Спасибо! Благодаря вам я победил титанов и сбросил их вместе с Кроносом в Тартар. После чего я стал верховным богом Олимпа».
Иван-Царевич.
До рассказа команды:
Здравствуйте! Я Иван – царевич. У меня к вам есть просьба. Прошлой ночью я стрелял из лука по поручению отца, дабы найти себе жену. Скорость полета стрелы я знаю, а вот отыскать стрелу все равно не могу, потому что не знаю, чем измеряется длина и площадь. Помогите мне найти стрелу! Расскажите о мерах длины и площади!
После рассказа команды.
Спасибо большое! Благодаря вашей науке я смог найти свою стрелу и моей женой стала прекрасная царевна – Василиса Премудрая.
Илья Муромец.
Здравствуйте, добры молодцы и красны девицы. Мне нужна ваша помощь. Соловей-разбойник похитил моего верного коня богатырского Бурушку и увез за тридевять земель. Спрятал его на горе, имеющей форму куба. Беда в том, что я ничего не знаю о кубе. Помогите! Расскажите, что знаете.
После рассказа команды:
Спасибо!! Благодаря вам, я спасу своего верного коня!
Синдбад-Мореход.
Здравствуйте! Я Синдбад по прозвищу мореход. Я проплавал все Средиземноморье вдоль и поперек. Был я на острове, который потом оказался китом, встречался с птицей Рух, уцелел при встрече с великаном-людоедом, путешествовал в Индию, где женился на индуске, был рабом орангутанга, и последним моим приключением – было путешествие в страну крылатых людей. Теперь я собираюсь плыть на таинственный остров, посреди которого есть озеро с ядовитой водой, а на дне его лежат сокровища. Чтобы достать их, мне нужно осушить озеро, но я не могу провести необходимых вычислений, так как не знаю мер жидкостей, объема и веса. Помогите мне, пожалуйста! Расскажите, что вам известно об этих мерах.
После рассказа команды:
Спасибо большое! Теперь я могу продолжить свое путешествие!
При использовании костюмов – действующие лица не рассказывают о себе одноклассникам. А в процессе мероприятия для лучшего эффекта, выходят заранее из класса, надевают костюм и заходят в класс по сигналу учителя.
II. Ход мероприятия
1. Итак, ребята, мы с вами изучили раздел математики «Площади и объемы геометрических фигур». Мы поделились на три разведывательные группы, в составе руководителей группы, исследователей-теоретиков, исследователей-практиков и исследователей-техников. Также были выбраны помощники командира корабля - три ученика с отличными знаниями по данному разделу. Каждая команда выполняла свои задания. Сегодня мы подведем итог всей сделанной работе. Эта необычная форма самостоятельного получения и закрепления знаний определила название мероприятия «Сквозь время и пространство». На некоторое время – наш класс становится разведывательным кораблем, который отправляется в экспедицию, для достижения нашей цели, мы побываем в гостях в пространстве сказок, мифов, легенд. Во время путешествия будут препятствия, которые вам нужно будет преодолеть, поэтому нужно быть внимательными, работать слаженно и усердно. Экран – временно становится иллюминатором, в котором мы сможем увидеть все самое необычное и удивительное. В путь!
2. В путь… (на экране: 1 слайд)
Ребята, посмотрите в иллюминатор! Чтобы получить топливо – нужно отгадать загадки. (2 слайд)
3. После нажатия (кнопки) - появляется загадка, кто угадывает, о чем идет речь поднимает руку.
4. (На экране 9 загадок о фигурах) – устно. (слайды 4-21)
5. Устный счет. ребята разгадывают волшебные слова из сказки «Али-баба и 40 разбойников.
Конверт № 1 – открываем – там задание. Выполняем, кто выполнит первым – поднимает руку. На это задание вам 1.5 минуты. (слайды 23-25)
6. Отправление в путь: Пребываем в гости к царю Хаммурапи. Команда, которая готовила сообщение о квадрате рассказывает теорию, используя наглядное пособие . (слайды 26-27)
Термин “квадрат” происходит от латинского “квадратиум” – сделать четырехугольным, перевод с греческого “тетрагон” - четырехугольник.
Первый четырехугольник, с которым познакомилась геометрия, был квадрат.» писал Д. Д. Мордухай-Болтовский.
Квадрат – это прямоугольник, у которого все стороны равны.
Квадрат, как и любая геометрическая фигура, имеет свою историю. Давайте же попытаемся в ней разобраться. В древнем мире квадрат обычно означает четыре стороны света. И в Ассирии, и в древнем Перу четыре стороны света, четыре направления, то есть квадрат это и есть Весь Мир. В сознании индейцев Северной Америки Вселенная – квадрат, разделенный на четыре части. Египтяне обожествляли квадрат.
Что знаем о квадрате?
Мы умеем находить его периметр – Р = (а+в)*2 и площадь S = a*a
Эти сведения мы используем при решении задач. Эту геометрическую фигуру мы встречаем не только в математике, но и в окружающем нас мире:
Множество предметов имеют форму квадрата: это и клавиши на клавиатуре, сиденья у стульев, полки в шкафах, квадраты встречаются в виде рисунка на одежде….
7. Отправляемся в гости – в мир сказок Астрид Линдгрен, а именно в гости к «Карлосону, который живет на крыше». (29-30 слайд)
Команда, которая готовила сообщение о прямоугольнике рассказывает теорию, используя наглядное пособие.
8. В конвертах лежат задачи придуманные вами. Открываем конверт № 2 и решаем задачу.
8 июня 1915 года была закончена знаменитая картина Казимира Малевича «Черный квадрат». Найдите площадь и периметр квадрата, если его сторона равна 80 см. (слайд 32-33)
Поскольку, каждая команда состоит из исследователей – теоретиков, практиков и техников, то каждый из них готовит свою часть и во время рассказа команда демонстрирует свою подготовку и умение работать в команде, сообща.
Руководство экспедиции оценивает рассказ следующим образом: за сделанный макет, сообщение дается по 1 квадрату. За решение задачи – команде решившей первой 2 квадрата, остальным по квадрату.
9. Пребываем в мифологию Древней Греции. В гостях у верховного бога Олимпа – Зевса.
Зевс рассказывает свою историю, и просят ребят помочь и поведать о параллелепипеде. Далее та же схема… (слайды 34-35)
10. И вот мы в мире былин. В гостях у Ильи Муромца. (слайд 37)
Илья Муромец просит ребят рассказать о кубе.
11. Открываем конверт № 3. Решаем задачу. (слайд 40-41)
12. . Молодцы. «Планета здоровья». Чтобы отправиться дальше необходимо показать, что мы любим и ведем здоровый образ жизни. Физкультминутка . Для этого нужно будет выполнять те движения, которые я скажу. Все встали. (слайд 42)
10-руки вверх,9- в стороны. 8 – одну назад, 7- одну вперед, 6- наклонились, 5- посмотрели вверх, 4 –вправо, 3 – влево, 2- вниз. 1- потянулись. 0- сели.
13.Путешествие в мир русских народных сказок. Встреча с Иваном – Царевичем.
Иван – Царевич просит ребят рассказать о старых мерах длины и площади. Далее по той же схеме, описанной вначале… (слайды 43-44)
14.Путешествие в мир арабских сказок. (слайды 46-47)
В класс входит Синдбад-мореход. Рассказывает свою историю и просит участников экспедиции рассказать о старых мерах объема, веса и жидкости. Команда, готовившая сообщение выходит рассказывать.
15.Открываем конверт № 4. У дачника есть три садовых участка. С первого участка собрали 2 пуда картофеля, со второго в 3 раза больше, чем с первого. С третьего участка собрали столько же, сколько с первых двух участков вместе. Узнайте, сколько всего картофеля было собрано с трех участков. Ответ выразите в килограммах, зная, что 1 пуд = 16 кг 380 г.
(слайд 49)
15. Молодцы. Ну а теперь пора возвращаться домой! На экране идет отсчет пуска нашего корабля, но на нуле счет замирает. Звучит голос «непонятный» (при записи - эффект – обратить). Появляется клавиша для перевода с неизвестного нам языка.
для того чтобы перевести – необходимо ответить на вопросы: (слайды 50-52)
Получаем информацию о великом ученом. (слайды 53-54)
16. После верного ответа, идет возвращение к переводу:
Звучит информация на русском языке: «Внимание! Произошло столкновение с инородным объектом. Двигатель поврежден». (слайд 55)
По нажатию на клавишу появляется космос и звучит тот же голос, но уже на русском языке:
«Земляне! Мы, хранители времени и пространства. Ваш корабль нарушил все законы времени, прибыв сюда. Путешествовать сквозь время и пространство могут лишь храбрые сердцем и светлые умом. Мы починим ваш двигатель, и позволим вернуться только в том случае, если вы докажете нам, что обладаете всеми необходимыми знаниями». (слайд 56)
17. Далее на экране тест. (Слайды 59-73)
18. Звучит голос Хранителей: «Поздравляем! Вы справились с испытанием. Теперь можете возвращаться домой!» (слайд 75)
III. Итог урока – рефлексия. Итак, ребята, вот и закончилось наше путешествие!
Мы с вами побывали в гостях у сказочных, исторических, мифологических, былинных персонажей. (слайд 76)
Скажите, что же мы с вами повторили?
Ответы: геометрические фигуры, как находятся площади и объемы этих фигур, улучшили знания по старинным мерам.
Итак, мы вспомнили и обобщили все, что мы с вами знаем о площадях и объемах известных нам фигур.
Сейчас предлагаю вам подумать над такими вопросами:
1. Какое из заданий было самым трудным?
2. Какое самым легким?
3. Какое было самым интересным?
Прослушать ответы учащихся, обобщить сказанное ими.
Спасибо. Урок окончен. До свидания.(слайд 77)
Приложение
Контрольные вопросы для первой команды от руководства экспедиции:
1. Периметр квадратного поля равен 36 км, найдите его площадь. Выразите в га. 2. Помещик на телеге в сторону своей деревни проехал 2500 саженей. Потом остановился и проехал в обратном направлении 1000 футов. Сколько м проехал помещик в сторону своей деревни?
Вопросы для 2 команды:
1. Периметр прямоугольного поля равна 63 км. Длина этого поля на 3000 м больше ширины. Найдите площадь поля. Выразите в арах.
2. На фабрике лежат баки заполненные водой: Большие, средние и маленькие. Больших – 30. Маленьких - 10, Средних – 20. Сколько литров весят все баки, если:
1 маленькая – 20 штофов, 1 средняя – 20 ведер, 1 большая – 20 бочек.
Для 3 команды:
1. Дан куб, площадь его поверхности 66 м². Найдите его объем.
2. Высота прямоугольного параллелепипеда 30 см, ширина на 10 см больше, длина на 30 см больше чем ширина и высота вместе. Найдите объем этого прямоугольного параллелепипеда.
Задачи первой команды:
1.Сторона квадрата равна 25 см. Найдите периметр и площадь квадрата.
2. Некто прошел 3 мили за 7 часов. Сколько верст он прошел в час?
3. При отправлении в плавание морякам желают 7 футов под килем. Какая глубина должна быть по килем?
Задачи второй команды:
1. В одном ведре 10 фунтов масла, а в другом ведре на 15 фунтов больше. Сколько фунтов в обоих ведрах? Выразите ответ в кг и г.
2. Длина дачного участка 50 м, а ширина 20 м. Владелец участка хочет повесить вдоль забора сетку. Сколько метров сетки понадобится владельцу участка? Сколько соток земли на этом участке?
Задачи третей команды:
1. У мальчика 5 кубиков. Он построил фигуры из всех кубиков. Каков объем получившейся фигуры, если ребро 1 кубика 5 см?
2. Высота прямоугольного параллелепипеда 7 м, ширина 3 м, а длина в 2 раза больше чем ширина и высота вместе. Найдите объем и площадь поверхности данного прямоугольного параллелепипеда.
Меры, используемые в задачах:
Ведро = 33 фунта = 15 л 530 г
Штоф = 1 л 553 г
Бочка = 10 ведер = 155 л 300 г.
Фунт = 410 г
1 миля – 7 верст.
1 Сажень - 210 см
1 фут – 30 см
3 локтя = 2 аршинам.
Сажень = 3 аршинам = 216 см
Конверт № 1
Конверт № 2
8 июня 1915 года была закончена знаменитая картина Казимира Малевича «Черный квадрат». Найдите площадь и периметр квадрата, если его сторона равна 80 см.Конверт № 4
У дачника есть три садовых участка. С первого участка собрали 2 пуда картофеля, со второго в 3 раза больше, чем с первого. С третьего участка собрали столько же, сколько с первых двух участков вместе. Узнайте, сколько всего картофеля было собрано с трех участков. Ответ выразите в килограммах, зная, что 1 пуд = 16 кг 380 г.Рекомендации по выходу костюмированных героев
1. Хамураппи выходит из класса – когда «Открываем конверт №1». Заходит в класс после слов: Мы отправляемся в путь… Посмотрите – мы в гостях у Вавилонского царя Хамураппи.2. Карлсон выходит из класса, когда к доске выходит кто-то из команды Светы рассказывать про квадрат. Заходит в класс после слов: теперь мы отправимся в мир сказок Астрид Линдгрен, а именно в гости к «Карлосону, который живет на крыше».
3. Зевс выходит из класса, когда мы открываем конверт №2. Заходит в класс после слов: Пребываем в мифологию Древней Греции. В гостях у верховного бога Олимпа – Зевса.
4. Илья Муромец выходит из класса, когда в него заходит Зевс, переодевается и ждет около двери. Заходит после слов: И вот мы в мире былин. В гостях у Ильи Муромца.
5. Иван Царевич выходит из класса, когда открыли конверт №3 и уже начали решать задачу. Заходит в класс после слов – А теперь нас ждет Путешествие в мир русских народных сказок. Встреча с Иваном – Царевичем.
6. Синдбад-мореход выходит из класса, когда к доске выходит команда рассказывать о старых мерах длины. Заходит в класс после слов – отправляемся в путешествие в мир арабских сказок. В гости к Синдбаду-мореходу.
Литература
1. 5 класс: поурочные планы по учебнику Н. Я. Виленкина и др. Первое полугодие / авт. – сост. З. С. Стромова, О. В. Пожарская. – Волгоград: Учитель, 2005. – 144 с. 2. Ершова А. П., Голобородько В. В. Самостоятельные и контрольные работы по математике для 5 класса. – 4-е изд., испр. – М.: ИЛЕКСА, - 2008, - 176 с.
3. Забавная арифметика: (для сред. и ст. шк. возраста) / Н. Н. Аменицкий, И. П. Сахаров, ил. П. Н. Стуенко. – М.: Просвещение, 2008. – 144 с.
4. Задачи на смекалку: учеб. Пособие для 5-6 кл. общеобразоват. учреждений/ И.Ф. Шарыгин, А.В. Шевкин. – 9-е изд. – М.: Просвещение, 2007. – 95 с.
5. Кордемский Б. А., Ахадов А. А. Удивительный мир чисел: (матем. головоломки и задачи для любознательных): Кн. для учащихся. – М.: Просвещение, 1986. – 144 с.
6. Леман. И. Увлекательная математика. Пер. с нем. – М.: Знание, 1985. – 272 с.
7. Математика. 5-11 классы. Коллективный способ обучения: конспекты уроков, занимательные задачи/авт.-сост. И.В. Фотина. – Волгоград: Учитель, 2009. – 135 с.
8. Математика. Итоговые уроки. 5-9 классы/авт.-сост. О. В. Бощенко. – 2-е изд., стереотип. – Волгоград: Учитель, 2008. – 68 с.
9. Математика: Учеб. Для 5 кл. общеобразоват. учреждений/ Н. Я. Виленкин, В. И. Жохов, А. С. Чесноков, С. И. Шварцбурд, - 19-е изд. – М.: Мнемозина, 2006. – 280 с.
10. Математические олимпиады. 5-6 классы: учебно-методическое пособие для учителей математики общеобразовательных школ. / А. В. Фарков. – 3-е изд., стереотип. – М.: Издательство «Экзамен», 2008
11. Математический фольклор. Пер. с болг./ И. Ганчев, К. Чимев, Й. Стоянов. – М.: Знание, 1987. – 208 с.
12. Математическое ассорти. 5-11 классы: сценарии вечеров, праздников, конкурсов / авт.-сост. Т. А, Лепехина. – Волгоград: Учитель, 2009. – 109 с.
13. Нагибин Ф. Ф., Канин Е. С. Математическая шкатулка: пособие для учащихся. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 1984.- 160 с.
14. Нестандартные уроки математики. 5-6 классы. Поурочные планы. /Сост. Е. А. Ким. – Волгоград: ИТД «Корифей». – 112 с.
15. Олехник С. Н., Нестеренко Ю. В., Потапов М. К. Старинные занимательные задачи. – М.: Наука Главная редакция физико-математической литературы, 1985. – 160 с.
16. Тысяча и одна задача по математике: книга для учащихся 5-7 кл. /А.В. Спивак. – 2-е изд.- М.: Просвещение, 2005. – 207 с.
Презентация на тему: Путешествие сквозь время и пространство
Рекомендуем посмотреть:
Конспект урока математики в 5 классе Конспект урока математики в 5 классе. Десятичные дроби Внеклассное мероприятие для 5-6 классов. Знатоки математики Игра по математике 5 классПохожие статьи:
Математические задачи в сказках с ответами, 5 класс
Внеклассное мероприятие по математике 6 классы на неделю математики
Брейн ринг математический, 5 класс
Математический КВН, 5 класс. Задания с ответами. Сценарий
Математическая игра «Путешествие по станциям» для 5 класса с ответами. Сценарий
Автор: Олег Владимирович Реут
Опубликовано: 3077 дней назад (31 мая 2016)
Просмотров: 8731
Рубрика: Без рубрики
|
+3↑ Голосов: 3 |
Комментарии (1)
|