Наши конкурсы
Творческий конкурс для педагогов «Интересная Осень 2024»

 

Творческий конкурс для педагогов «Прекрасная Зима 2025»

 

Игры, развлечения, праздники и забавы для детей. Конкурс для педагогов

 

Бесплатные конкурсы для педагогов на сайте kladraz.ru

Конспект урока математики в 5 классе. Десятичные дроби

Урок математики в 5 классе на тему: "Десятичные дроби: сложение, вычитание, сравнение
Автор: Маркова Наталья Александровна учитель математики Будёновской основной общеобразовательной школы
Краткое описание: Предлагаю вам конспект урока математики для учащихся 5 класса по теме: «Десятичные дроби: сложение, вычитание, сравнение». Урок обобщения и систематизации знаний. На данном уроке развиваются навыки самостоятельной работы, работы в группах, устного счёта, развивается интерес к предмету, а также учащиеся знакомятся с профессиями плотника, боцмана, кулинара, крестьянина.
Открытый урок математики в 5 классе
Тема: «Десятичные дроби. Сложение. Вычитание. Сравнение»
Цели урока:
• Повторить десятичную запись дробных чисел, сравнение десятичных дробей, сложение и вычитание десятичных дробей;
• Развивать навыки самостоятельной работы, навыки работы в группах, навыки устного счёта, интерес к предмету;
• Воспитывать дружеские отношения учащихся, сплочённость коллектива;
• Познакомить учащихся с профессиями плотника, боцмана, кулинара, крестьянина.

Формы работы: устная, фронтальная, самостоятельная, групповая.

Тип урока: обобщение и повторение изученного материала.

Методы: репродуктивный, аналитический, обобщающий, частично – поисковый.

Оборудование: интерактивная доска, раздаточный материал.

Структура урока:
1. Организационный момент.
2. Повторение.
3. Устная работа.
4. Групповая работа.
5. Тест.
6. Итог урока. Рефлексия. Задание на дом.
Ход урока
1. Организационный момент.
Тема нашего урока сегодня «Десятичные дроби. Сложение. Вычитание. Сравнение».Слайд 1.
Как вы думаете, какие цели мы будем преследовать на уроке? Слайд 2 (Цель урока)
Обратите внимание на эпиграф к уроку. Слайд 3. «Гений – это1% вдохновения и 99% пота» Эдисон Томас.
Вообще-то мы уже на 99% попотели и научились складывать, вычитать и сравнивать десятичные дроби, и сегодня нам осталось только показать то чему мы научились.
Дома вам было задание найти где, в каких расчётах применяются дроби в нашей жизни. Слово учащимся (деление на части, сравнение частей, определение целого числа по его части, вычисление длин, площадей и объёмов, распределение времени, бюджета, товаров, расчёты в рецептах по кулинарии, приготовление лекарств в медицине, производство сплавов в металлургии и др)
Ребята, видите, как важно уметь производить расчёты с дробями, они есть практически в каждой профессии. А чтобы в будущем стать грамотными специалистами
Давайте, ребята,
Учиться считать:
Делить,
Умножать,
Прибавлять,
Вычитать.
Запомните все,
Что без точного счёта
Не сдвинется с места
Любая работа.
Без счёта не будет на улице света,
Без счёта не сможет подняться ракета,
Без счёта письмо не найдёт адресата,
И в прятки сыграть не сумеют ребята.
Беритесь, ребята,
Скорей за работу!
Учитесь считать, чтоб не сбиться со счёту!

Ребята сегодня на уроке вы получаете оценочный лист, где прописаны задания, которые мы будем выполнять в течение урока. За каждый правильный ответ вы будете ставить себе по 1 баллу. В конце урока мы посчитаем количество баллов и каждый из вас получит соответствующую оценку. (Учитель раздаёт оценочные листы)

2. Повторение.
А сейчас внимание на доску. (Слайд 4.)
1. Как записываются обыкновенные дроби со знаменателями 10, 100, 1000 и т.д.?
2. Где ставится запятая при записи числа в виде десятичной дроби?
3. Изменится ли десятичная дробь, если в конце десятичной дроби приписать или отбросить нули?
4. Как сравнивают десятичные дроби на координатном луче?
5. Как сравнивают десятичные дроби поразрядно?
6. По какому правилу выполняют сложение, вычитание десятичных дробей?
7. Как сложить, вычесть десятичные дроби с различным количеством десятичных знаков?
8. Какие свойства сложения выполняются при сложении десятичных дробей?

3. Устная работа
1. Выполните действия: (слайд 5) (ребята выходят к доске и записывают правильные ответы)
1) 0,7 + 0,3 = 6) 0,8 – 0,3 =
2) 1,2 + 0,8 = 7) 0,9 – 0,5 =
3) 3,5 + 0,5 = 8) 3,2 – 0,2 =
4) 0,4 + 12 = 9) 15,3 – 0,3 =
5) 0,91 + 0,09 = 10) 1 – 0,5 =

2. Запишите в виде десятичных дробей (слайд 6)
37 : 10 = 0,5 29 : 10 = 0,2
319 : 100 = 7,75 461 : 100 = 6,75
81 : 100 = 3,7 91 : 100 = 2,9
7 = 3,19 6 = 4,61
= 0,81 = 0,91

3. Сравните десятичные дроби (слайд 7)
6,2 и 7,1 0,638 и 0,648
5,73 и 5,69 0,971 и 0,970
32,46 и 32,48 10,215 и 10,309

4. Физминутка
3,6 + 5,4 = столько раз руками хлопнем,
14,5 – 6,5 = столько раз ногами топнем,
6,8 + 3,2 = мы наклонимся сейчас,
10,3 – 2,3 = мы присядем столько раз,
4,3 + 1,7 = мы подпрыгнем столько раз.

Упражнение для глаз

5. Групповая работа
Ребята сейчас мы будем работать в группах (2 группы). По одному дети выходят к доске и выполняют самостоятельно задание. По полученному ответу выбирают карточку с названием профессии, о которой пойдёт речь в задаче. Учащиеся рассказывают, что они знают о данной профессии, учитель дополняет их сообщения. Все вместе вспоминают пословицу о данной профессии. Решения проверяются на интерактивной доске (используется шторка.

Задание 1. (слайд 8) Плотник
25, 03 + 5 =
Ответ: 30,31
(Слайд 9) Плотник – рабочий, занимающийся простой обработкой лесных материалов, постройкой деревянных зданий и т.п. (Словарь С. И. Ожегова)
Пословица: Кто ладно строит, тот дорого стоит.

Задание 2. (Слайд 10) Боцман и юнга
360,72 + 4 =
Ответ: 364,87

(Слайд 11) Боцман (голл) – лодка + человек. В военно – морском флоте – лицо младшего командного состава, в обязанности которого входит содержание корабля в чистоте, наблюдение за состоянием шлюпок, такелажа и другого оборудования на судне, руководство общекорабельными работами, а также обучение команды морскому делу. (Словарь иностранных слов).
Юнга (нем) – мальчик – подросток на судне, готовящийся стать матросом и обучающийся морскому делу; а также младший матрос в некоторых иностранных флотах.
Пословица: Каков корабль, таково и плаванье.

Задание 3. (Слайд 12) Кулинар и кулебяка

47,49 - 46 =
Ответ: 1,13

(Слайд 13) Кулинария (лат) – кухня. Кулинар – кухонный работник, искусный в приготовлении пищи. (Словарь С. И. Ожегова)
Кулебяка – продолговатый пирог с мясом, рыбой и т.п. (Словарь С. И. Ожегова)
Пословица: В хлеб да в пирог всё завернёшь.

Задание 4. (Слайд 14) Крестьянин.

8 - 1,94 =
Ответ: 6,41

(Слайд 15) Крестьянин – тот, кто занят обработкой земли как основной профессией, земледелец. (Словарь С. И. Ожегова).
Пословица: Крестьянская доля на широком поле.

(Слайд 16)

Плотник
Длина первой комнаты составляет 6,2 м, а её ширина равна 475см. Длина второй комнаты составляет 3,5м, а ширина 425см. Хватит ли плотнику 30м плинтуса, чтобы прибить его к периметру обеих комнат?

Решение:6,2 + 4,75+6,2+4,75+3,5+3,5+4,25+4,25=37,4, т.к. 37,4>30, то плинтуса не хватит.
Ответ: нет.

(Слайд 17)
Боцман и юнга
Боцман поручил юнге рассчитать скорость движения катера по течению реки, если собственная скорость катера равна 15,2 км/ч, а скорость течения реки на 12,4 км/ч меньше.
Решение: (15,2 – 12,4) + 15,2 = 2,8 + 15,2 = 18
Ответ: 18 км/час.

(Слайд 18)
Кулинар и кулебяка
Кулинару для начинки кулебяки потребуется говядины 1000г, риса в 10 раз меньше, чем говядины, лука и сливочного масла соответственно 40 и 25г. Найдите вес всей начинки и выразите его в кг.
Решение: 1000 + 100 + 40 + 25 = 1165 (г) = 1,165(кг)

(Слайд 19)
Крестьянин
Первый крестьянин вырастил 5,9т картофеля, второй на 6,4т больше, чем первый, а третий – на 2,7т больше, чем второй. Смогут ли крестьяне отправить свой картофель на продажу в 6 контейнерах, вмещающих по 50 центнеров каждый?
Решение: 5,9 + (5,9 + 6,4) + (5,9 + 6,4 + 2,7) = 5,9 + 12,3 + 15 = 33,2
Т.к 50ц = 5 тонн, 5*6 = 30т и 33,2 > 30, картофель не поместится.
Ответ: нет.

6.Тест
Запишите числа в виде десятичной дроби
1)
Ответ: А) 0,4; В) 0,04; С) 0,14.

2) 2
Ответ: А) 2,071; В) 2,71; С) 0,271.

3)
Ответ: А)0,0059; В) 0,059; С) 0,159.

Сравните числа
4) 7,64 и 7604
Ответ: А) 7,64 < 7604; В) 7,64 > 7604; С) 7,64 = 7604.

5) 0,008 и 0,1
Ответ: А) 0,008 = 0,1; В) 0,008 > 0,1; С) 0,008 < 0,1.

6) 1,135 и 1,27
Ответ: А) 1,135 >1,27; В) 1,135 =1,27; С) 1,135 < 1,27.

7) 0,3 и 0,30
Ответ: 0,3 = 0,30; В) 0,3 > 0,30; С) 0,3 < 0,30.

Выполните действия
8) 0,25 + 0,46
Ответ: А) 0,71; В) 0,68; С) 0,82.

9) 5,607 + 0,193
Ответ: А) 6,3; В) 4,9; С) 5,8.

10)9,004 + 13,8
Ответ: А) 22,804; В) 22,706; С) 22,805.

Ключ ответов (Слайд 20)
1) А
2) В
3) В
4) А
5) С
6) С
7) А
8) А
9) С
10) А.

7. Итог урока. Рефлексия.
Используя полученную информацию о профессиях, перечисленных в течение урока, учитель объясняет которую из них можно получить, обучаясь в местном лицее.
Рефлексия (свободный стул)
Задание на дом. Выбрать карточку с названием профессии и придумать задачу с данной профессией используя сложение и вычитание десятичных дробей.
Выставление оценок. (учащиеся подсчитывают баллы).

Рекомендуем посмотреть:

Конспект урока математики в 5 классе Математическая игра для 5-6 классов «Скрат на уроке математики» Внеклассное мероприятие для 5-6 классов. Знатоки математики Каким должно быть домашнее задание по математике

Похожие статьи:

Математические задачи в сказках с ответами, 5 класс

Опубликовано: 3531 день назад (4 марта 2015)
Просмотров: 8823
Рубрика: Без рубрики
+2
Голосов: 2
Комментарии (2)
Татьяна Викторовна Хрупова # 4 марта 2015 в 15:59 0
Наталья Александровна, спасибо за приглашение. Я воспитатель группы раннего возраста - математика уже забыта. Но спасибо Вам за труд. Удачи!!! Мой голос.
Светлана Александровна Иванова # 29 декабря 2015 в 17:00 0
Спасибо за вашу работу.Удачи.