Наши конкурсы
Бесплатные конкурсы для педагогов на сайте kladraz.ru

 

Творческий конкурс для педагогов «Яркая Весна»

Внеклассное мероприятие по математике 6 классы на неделю математики

Сценарий внеклассного межпредметного мероприятия для учащихся 6 классов «Двенадцать»

Ход мероприятия

Ведущий 1. Здравствуйте, уважаемые участники и болельщики. Мы рады приветствовать вас на математическом празднике, который носит лаконичное и необычное название - «Двенадцать». Это название выбрано не случайно. Число 12 очень часто используется в нашей жизни и имеет непосредственное отношение именно к шестиклассникам, большинству из которых 12 лет. Уважаемые болельщики, ну-ка ответьте, что у вас ассоциируется с числом 12? (12 месяцев в году; 12 зодиакальных созвездий; 12 цифр на циферблате часов; 12 подвигов Геракла; 12 апостолов; поэма А. Блока «Двенадцать»; сказка «Двенадцать месяцев» и т. д.)

Ведущий 2. Число 12 почиталось у многих народов. Число, следующее за ним, казалось чем-то излишним, чрезмерным. У шумеров несчастливым считался 13-й месяц, который они время от времени вставляли в свой календарь, чтобы согласовать лунные месяцы с солнечным годом. Отсюда, вероятно, и пошел предрассудок о том, что число 13 несчастливое. В некоторых западных странах до сих пор не ходят 13-е номера трамваев, в небоскребах нет 13-го этажа и действуют фирмы, в которых можно пригласить к праздничному ужину 14-го гостя, если вдруг за столом собралось 13 человек.

Ведущий 1. Но мы не верим в приметы, и все числа для нас одинаково хороши. Сегодня уделим более пристальное внимание числу 12. Почему? Потому что в 6 классе большинству из вас исполняется именно 12 лет. В конкурсе принимают участие 12 человек, 2 команды (команда мальчиков и команда девочек) в составе 5 игроков и капитана, которые были выбраны заранее. 12 заданий придется выполнить сегодня игрокам, и каждое из них связано с числом 12. И наконец, 12 баллов получит каждый игрок выигравшей команды.

Задание 1. Сегодня мы с вами, как и большинство учеников из других стран мира, пользуемся десятичной системой счисления, то есть считаем десятками, сотнями, тысячами и другими степенями числа 10. Но было время, когда серьезным соперником десятичной системы счисления была двенадцатеричная, в которой вместо десятков применяли при счете дюжины, то есть группы из 12 предметов. Именно с этим словом связано слово «недюжинный» - не похожий на остальных. А в торговле применяли и дюжину дюжин, которую называли «большой дюжиной», или «гроссом». Так что, пересчитав предметы в двенадцатеричной системе счисления, можно было сказать: 5 гроссов, 8 дюжин и еще 6 предметов. Несколько раз совершались попытки ввести двенадцатеричную систему, то есть вместо десятков и сотен считать дюжинами и гроссами; в частности, пытался это сделать шведский король Карл XII, разгромленный русскими войсками под Полтавой.

Ведущий 1. При выполнении первого задания вы сможете почувствовать, как бы считалось нам, если бы идеи Карла XII увенчались успехом. Вроде бы ничего особенного: ведь до сих пор некоторые товары - вилки, ложки, ножи - продают дюжинами, а в столовые сервизы входят по 12 разных тарелок и блюдец.

Ведущий 2. Итак, задание: выслушав стихотворение, подсчитать в двенадцатеричной системе счисления количество предметов, упоминаемых в нем, то есть дать ответ в гроссах и дюжинах. (Чтение стихотворения может сопровождаться инсценировкой сервировки праздничного стола.)

Решила Таня окунуться в древность,

На стол поставила 3 дюжины тарелок:

Глубоких, мелких, маленьких совсем,

Пересчитала, чтоб гостям хватило всем.

 

У Тани ведь сегодня званый ужин!

Достала девочка еще и чашек дюжину,

12 блюдец приготовила для торта,

По дюжине ножей и вилок для комфорта.

 

12 ложек оказалось на столе

И дюжина стаканов для компота.

И, оглядев подружек во дворе,

Вздохнула: «Праздники - одна забота».

 

12 лет сегодня Тане исполняется,

Стол накрывает девочка, старается.

На стол добавила 3 дюжины салфеток

И вазу с шоколадными конфетами.

 

Еще графин поставила с компотом,

12 свечек к праздничному торту.

И вот, добавив вазочку с вареньем,

Стол оглядела с удовлетвореньем.

 

Успела сосчитать она при этом

Количество всех на столе предметов.

Я нынче вам задам вопрос простой:

Предметов сколько принесла она на стол?

О. Панишева

Ответ: 1 гросс, 1 дюжина и 3 предмета.

Задание 2. Вы, наверное, уже читали книгу Д. Свифта «Путешествия Гулливера»; если нет, то обязательно прочтете. А уж конфеты под названием «Гулливер» пробовал каждый. Так вот, Гулливер был в 12 раз выше, чем лилипуты, и в 12 раз ниже, чем великаны. Джонатан Свифт очень точно произвел все расчеты: материи на платье Гулливеру пошло в 122 раз больше, а еды понадобилось в 123 раз больше, чем лилипуту. Какая команда быстрее посчитает, во сколько раз больше нужно материи и еды соответственно (без использования степеней)?

Ответ: в 144 раза больше ткани и в 1728 раз больше еды.

(После того как дан правильный ответ, выносятся для сравнения 2 кусочка ткани, один из которых в 144 раза больше другого, и 2 подноса с едой, например: на одном - 1 г сахара, на втором — 1,7 кг.)

Задание 3. Продолжим дальше наше путешествие по страницам «Путешествий Гулливера». В описи имущества Гулливера, составленной чиновниками-лилипутами, седьмым пунктом числился предмет с таким описанием: одна его стена прозрачна, как лед, и сквозь нее отчетливо видны 12 черных знаков, расположенных по кругу, и 2 длинные стрелы. Внутри этого круглого предмета, очевидно, сидит какое-то таинственное существо, которое, не переставая, стучит не то зубами, не то хвостом. Что это за предмет?

Ответ: часы.

Ведущий 1. Десятичная система признается самой удобной потому, что у человека на руках 10 пальцев. Но почему же тогда широкое распространение получила двенадцатеричная система счисления? Есть предположение, что в древности считали не по пальцам, а по суставам пальцев. Ведь на каждом пальце руки, кроме большого, по 3 сустава.

Ведущий 2. В первом русском учебнике по математике - «Арифметике» Л. Ф. Магницкого - был целый раздел, посвященный математическим забавам. Автор поместил его в свою книгу «для утехи и для изощрения ума учащихся», хотя эти забавы, по его мнению, и не «зело нужные».

Ведущий 1. Одну из них я вам сейчас и продемонстрирую. Прошу выйти вперед по 4 человека от каждой команды.

Задание 4. Посмотрите внимательно на свои руки и договоритесь, в каком порядке вы будете считать пальцы и суставы на них. А теперь я дам вам кольцо и отвернусь. Один из вас наденет его на определенный сустав пальца - запомните, какой это человек по счету, на какой палец и на какой сустав он надел кольцо. Когда повернусь, вы спрячете руки за спину, а я попробую угадать, у кого кольцо, на каком оно пальце и суставе. Для этого вам нужно будет выполнить несколько арифметических действий:

1) номер человека, у которого кольцо, умножьте на 2;

2) к полученному числу прибавьте 13;

3) полученную сумму умножьте на 5;

4) к произведению прибавьте номер пальца, на который надето кольцо;

5) сумму умножьте на 10;

6) к произведению прибавьте номер сустава, на котором находится кольцо;

7) сообщите мне результат.

Ведущий, вычитая из полученного числа 250, получает трехзначное число, первая цифра которого - номер человека с кольцом, вторая - номер его пальца, третья - номер сустава.

Задание 5. Древние люди давно знали путь, который проходило солнце за год по небу. Когда они разделили год на 12 месяцев, то каждую часть этого пути назвали «домом солнца», а звезды в этих домах объединили в созвездия. Так возникли зодиакальные созвездия, большинство названий которых происходит от названий животных. Но на карте звездного неба есть созвездия, названия которых связаны с математикой. Ваша задача - отыскать эти созвездия.

Обеим командам выдается карта созвездий Южного полушария. Пока команды заняты поиском, звучит космическая мелодия.

Ответ: Треугольник, Южный Треугольник, Циркуль.

Ведущий 1. В Древнем Риме система дробей была основана на делении на 12 долей единицы веса, которую называли «асе». Двенадцатую долю асса называли «унция». А путь, время и другие величины сравнивали с весом. Например, римлянин мог сказать, что он прошел 7 унций пути или прочитал 5 унций книги. При этом речь не шла о взвешивании пути или книги.

Имелось в виду, что пройдено пути и прочитано книги.

Ведущий 2. Для дробей, получаемых раздроблением двенадцатых долей на более мелкие единицы, были особые названия. Даже сейчас говорят: «он скрупулезно изучил этот вопрос», имея в виду, что вопрос изучен до конца, до мельчайших подробностей, что ни одной неясной детали не осталось. А происходит это странное слово «скрупулезно» от римского названия 1/128 асса - «скрупулус». В ходу были и такие названия: «семис» - половина аса, «секстане» - шестая его доля, «семиунция» - полунции, или 1/24 часть асса. (Вывешивается таблица с названиями дробей в Древнем Риме.)

Задание 6. В этом конкурсе победит та команда, которая быстрее вычислит значение выражения:

Семис + унция + асе - секстане.

Ответ: ½ + 1/12 + 1 – 1/6 = 1 5/12

Задание 7. На Руси долгое время для измерений использовали такие меры длины, как локти, сажени, футы. А в Англии такие меры в ходу до сих пор. Число 12 связывает некоторые из этих мер между собой. Известно, например, что 1 фут равнялся 12 дюймам, а 3 аршина - 12 пядям. Зная, что дюйм равен примерно 2,5 см, дайте ответ на вопрос: можно ли взобраться на 2-й этаж с помощью лестницы, высота которой 25 футов?

Ответ: да, так как 25 футов = 300 дюймов = 750 см = 7,5 м.

Задание 8. Древние геометры - гарпедонапты - восстанавливали площади земельных участков после разлива Нила с помощью веревок с завязанными на них узелками. Веревки они использовали не только для измерения длин, но и для построения прямых углов. Вам предстоит на время стать первыми геометрами - натягивателями веревок - и попытаться с помощью веревки с узелками, которая разделена на 12 равных частей, построить прямой угол.

Ответ: построить прямоугольный треугольник со сторонами 3, 4, 5.

Задание 9. «Двенадцать стульев» - так называется роман И. Ильфа и Е. Петрова, в котором Остап Бендер искал сокровища, спрятанные в одном из стульев мебельного гарнитура. В этом конкурсе командам дается 12 стульев, под одним из которых спрятан клад. Какая из команд найдет его быстрее? Сначала выходят первые номера команд, выбирают по одному стулу, затем вторые и т. д. (Лучше взять игрушечные или детские стульчики, так как они занимают меньше места на сцене. Под стульями с помощью скотча прикреплены листочки: 11 чистых, а на 12-м написано высказывание о математике. Это высказывание и есть спрятанный клад.)

Задание 10. Как изменились носители информации в наше время! Все собрание сочинений русских классиков может поместиться сейчас всего на одном диске. (Расположить стопку книг и диск или показать на слайде.) 12 см - таков диаметр CD- диска. В этом конкурсе командам за 1 минуту нужно вычислить площадь диска и длину окружности.

Зрителям предлагается вспомнить, какие носители информации они знают (аукцион).

Задание 11. В сказке «Двенадцать месяцев» капризная принцесса была не очень сильна в науках. Так, она считала, что 6-6=17, а 8 • 8 = 3. Писала она тоже с ошибками и в словосочетании «Мое величество» сделала 3 ошибки! В этом конкурсе мы узнаем, умеют ли грамотно писать наши команды. Вам нужно без ошибок написать на листочке математический термин «параллелепипед».

Задание 12. Двенадцатибалльная шкала - шкала Бофорта - используется для измерения силы ветра. В этом конкурсе ветер разной силы предстоит воспроизводить нашим игрокам. На столах расставлены бумажные кубики с написанными на их гранях цифрами от 1 до 6 - для каждой команды свой стол, кубики расположены одинаково. На столе проведена линия. По сигналу игроки команды по очереди подходят к столу и дуют на кубик так, чтобы он переместился за черту. В результате все кубики должны оказаться за чертой. Причем нужно следить, чтобы сумма цифр на гранях, перемещенных за черту, была не больше 12. Если кубик упал, поднимать его нельзя. Дуть из-за черты в противоположном направлении можно.

Подведение итогов.

Ведущий 1. Итак, сегодня с помощью числа 12 мы смогли выявить не только лучших двенадцатилетних знатоков математики, но и узнали много нового. Что было новым лично для вас сегодня? (Подходит к 4-5 зрителям, членам жюри, игрокам, берет у них интервью.)

А я по-новому посмотрел на участников нашей игры и понял, что все они заслуживают сегодня оценки «12». Но получит ее только половина из них. Это команда... (называет).

Похожие статьи:

Внеклассное мероприятие по математике 6-9 класс к неделе математики

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!