Внеклассное мероприятие по математике 6-9 класс к неделе математики
Сценарий внеклассного мероприятия по математике для школьников 6-9 классов на неделе математики «Гиганты мысли»
Ход мероприятия
Ведущий.
Гиганты мысли - так мы называем
Всех тех, кто математику творил,
Сегодня вечер им мы посвящаем,
И не жалеем знаний мы и сил.
Гиганты мысли - так часто называют творцов науки. Их портреты украшают сегодня наш зал. Но есть в названии нашего математического праздника и другой подтекст. Сегодня мы сможем назвать так тех, кто примет участие в конкурсах и продемонстрирует свою математическую интуицию, эрудицию, логику, находчивость и везение. Сегодняшняя игра - для всех присутствующих в зале. Для каждого конкурса выбираются новые игроки. В каждом конкурсе будет свой победитель, которого наградят сразу после подведения итогов. Но если кто-то из уже участвовавших желает еще поиграть, то ему тоже может быть предоставлена такая возможность. После завершения игры мы увидим самых активных игроков, которых ожидает особая награда.
Желающие поиграть вызываются ведущим на сцену после оглашения названия конкурса и количества участников. Содержание конкурса раскрывается после того, как игроки займут свои места на сцене. Задания не требуют специальной математической подготовки, поэтому шестиклассник может сразиться с девятиклассником и победить его. Все задания так или иначе связаны с известными математиками всех времен и народов.
Конкурс 1 «Дата рождения» (4 участника). Назовите дату рождения ученого-математика Карла Гаусса. Ответ нужно за 20 секунд написать на листе бумаги. Победит тот, чей ответ ближе к правильному. Два игрока, давших наиболее близкие к верному ответы, должны за 30 секунд сказать, что общего у них с этим ученым (например, буква в имени, цифра в годе рождения, цвет глаз, рост, профессия родителей, хобби). Победит тот, чей ответ будет более оригинальным.
Комментарий ведущего. Карл Фридрих Гаусс на самом деле родился в 1777 г. Его по праву называют королем математики. Гениальный вычислитель знал наизусть таблицу логарифмов. Это он назвал математику царицей всех наук.
(Имя ученого выбирается в зависимости от возрастной категории участников, вышедших на сцену. Ведущий после выполнения заданий игроками и оглашения правильных ответов не только называет победителей, вручая им призы, но и приводит краткую историческую справку о тех ученых-математиках, чьи имена были использованы в задании. Желательно сопровождать комментарий презентацией.)
Конкурс 2 «Фоторобот» (4 участника). Перед участниками проносятся (или показываются как слайд-шоу на экране) портреты 10 математиков. Задача игроков - записать их имена. Победит тот, кто угадает больше имен.
Конкурс 3 «Чуткое ухо» (2 игрока и 9 помощников). 2 игрока становятся внутрь круга, остальные участники образуют круг и получают написанные на листочках имена ученых- математиков. Всего 3 имени (каждому по одному): Коши, Ферма, Лейбниц. По команде ведущего помощники хором произносят имя, написанное на их листочках. Задача находящегося в кругу - расслышать произнесенные имена. Сначала это делается для одного игрока, потом (с другими именами: Бернулли, Да Винчи, Декарт) - для другого. Побеждает тот, кто услышал больше.
Комментарий ведущего. В этом конкурсе прозвучали имена тех ученых, которые внесли значительный вклад в математику, не являясь математиками по образованию.
Огюстен Коши, который начинал свою деятельность как инженер, ученый, много сделавший для повышения уровня строгости в математике. Пьер Ферма - юрист по образованию, который наряду с Декартом придумал систему координат; его называли королем любителей математики. Готфрид Лейбниц - политик, дипломат, историк, который получил самостоятельно математические знания и является одним из активнейших изобретателей математических символов. Он ввел в математику такие термины, как функция, абсцисса, ордината, координата и др. Иоганн Бернулли - представитель семейства, на протяжении 100 лет дававшего Европе известных ученых, окончил медицинский факультет. Леонардо да Винчи известен всему миру как художник, понимал перспективу картин и проникал в окружающий мир сквозь призму математических знаний. Большое внимание он уделял построению правильных многоугольников и делению окружности на равные части, ввел термин «золотое сечение». Рене Декарт известен миру больше как философ, чем как математик.
Конкурс 4 «Выбор» (4 участника). Игроки становятся в линию и получают бейджи с написанными на них именами ученых. Это их «мнимые» имена.
На сцену выходят два ученика, играющие роль ученых- математиков.
1-й ученик. Я - Пифагор. Из всех предметов, которые мне предложил ведущий, я выбрал прямоугольный треугольник и пирамиду, отказавшись от круга, угла, цилиндра.
2-й ученик. А я - Архимед. Я выбрал аксиому, абсциссу и астролябию, не взяв вертикальные углы, восьмерку и треугольник.
Ведущий. Вы уже догадались, по какому принципу наши ученые брали предметы или отказывались от них (повторяет еще раз, кто что взял). А что выберете вы?
Ведущий по очереди называет математические термины (по 4 для каждого игрока). Игрок должен сказать, берет он его или нет, догадавшись, что брать можно только тот термин, который начинается с той же буквы, что и его «мнимое» имя. Называть термины можно, бросая мяч. Если игрок берет предмет, он ловит мяч, если нет - отбрасывает (по аналогии с игрой «Съедобное - несъедобное»).
Имена ученых и называемые предметы-термины:
• Виет (вертикальные углы, уравнение, вычитание, высота).
• Гаусс (геометрия, градус, многоугольник, циркуль).
• Бернулли (биссектриса, высота, бином, биквадратное уравнение).
• Лейбниц (линейная функция, луч, отрезок, линейка).
Комментарий ведущего. Виету нужно было взять высоту, вычитание и вертикальные углы; Гауссу - геометрию и градус; Бернулли надо было отказаться от многоугольника, а Лейбницу - от отрезка. Вы догадались, почему? На самом деле, все эти предметы имеют к названным ученым-математикам лишь косвенное отношение, между ними существует искусственная связь - они начинаются на одну и ту же букву.
Конкурс 5 «Инициалы» (5 игроков). На плакате (или слайде) вы видите инициалы некоторых математиков. Здесь же приведены и несколько подсказок. Это либо те почетные имена, которыми мы их называем сейчас, либо названия их книг, либо очертания или флаг страны, которую прославили эти ученые. Подсказка размещена напротив инициала математика. Задание - восстановить полные имена этих ученых.
Н. И. Л. - Коперник геометрии.
Ф. В. - отец алгебры.
К. Ф. Г. - король математики.
Д. И. М. (фрагмент периодической системы).
Р. Д. (нарисованы система координат и флаг Франции).
О. X. - книга «Рубайят».
С. В. К. - принцесса науки.
Итак, правильные ответы таковы:
1) Николай Иванович Лобачевский - автор неевклидовой геометрии, в которой сумма углов треугольника не обязательно равна 180°, применяется такая геометрия для очень больших или очень малых расстояний.
2) Франсуа Виет - вошел в историю как творец системы удобной алгебраической символики и известной теоремы о связи между корнями и коэффициентами квадратного уравнения.
3) Карл Фридрих Гаусс - один из немногих ученых, чье математическое дарование проявилось в очень раннем возрасте - около трех лет.
4) Дмитрий Иванович Менделеев - хоть и известен всем больше как гениальный физик, но и для математики он кое-что сделал. Так, известно, что он был главой палаты мер и весов, человеком, благодаря которому в России была введена метрическая система мер.
5) Рене Декарт - человек, который ввел в математику переменную величину и именем которого мы называем систему координат.
6) Омар Хайям - известный поэт, был также и математиком. Это он еще в XI в. дал первое определение алгебре как науке о решении уравнений, предложил геометрический способ решения кубических уравнений.
7) Софья Васильевна Ковалевская - известная всему миру женщина-математик, читавшая лекции в Стокгольмском университете.
Конкурс 6 «Объяснялки» (3 игрока и 5 помощников-отгадывателей). Трое игроков получают листочки с написанными на них пятью именами ученых. Они должны объяснить за 1 минуту, что это за математики. Чьих объяснений угадают больше, тот и выиграл. Можно называть открытие этого ученого, по частям отгадывать его фамилию, проводить аналогии с другими фамилией или именем, но не называть.
Имена:
- для первого игрока: Ферма, Виет, Диофант, Лобачевский, Ковалевская;
- для второго игрока: Фалес, Декарт, Евклид, Эйлер, Архимед;
- для третьего игрока: Евклид, Дирихле, Пифагор, Герон, Гаусс.
Конкурс 7 «Чеширский кот» (8 участников). Выбираются 2 команды по 4 игрока. Каждой команде по очереди задается вопрос, на который она, посовещавшись, дает ответ. Если ответ правильный, то 1 игрок из этой команды «исчезает». Побеждает команда, «исчезнувшая» первой, или та, в которой осталось меньшее число игроков.
Вопросы:
1) Какую фигуру удалось построить с помощью циркуля и линейки Гауссу? (Семнадцатиугольник.)
2) Какое число, значение которого вычислил еще Архимед, помогает запомнить стихотворение?
Цифры стали собираться,
Красивей в строю стоять!
3, 14, 15,
9, 26 и 5. (ᅲ.)
3) Какую жертву, по легенде, принес Пифагор за открытие своей легендарной теоремы? (100 быков или волов.)
4) Какую операцию Мухаммед аль-Хорезми называл «алджабр»? (Операцию восстановления, то есть перенос отрицательных членов уравнения из одной его части в другую, но уже с положительным знаком.)
5) Для отыскания каких чисел Эратосфен придумал метод, называемый «решетом Эратосфена»? (Простых чисел.)
6) Родители Пуассона, одного из виднейших французских математиков XIX в., сначала хотели, чтобы он стал цирюльником. Чем занимались цирюльники? (Брили бороды, делали кровопускания.)
7) Фалес смог измерить высоту пирамиды, не взбираясь на нее. Как он это сделал? (Измерив ее тень и тень любого доступного предмета, например палки, воткнутой в песок.)
8) Какому математику принадлежит высказывание: «Математика - царица наук, арифметика - царица математики»? (К. Гауссу.)
Конкурс 8 «Детектор лжи» (4 участника). Всем игрокам одновременно сообщается 3 факта: 2 из них - истинные, третий - ложный. Нужно указать номер ложного факта, написав его на листочке.
Факты:
1) Все из нижеперечисленных математиков - французы: Декарт, Виет, Лагранж, Паскаль.
2) В детстве Паскалю отец запрещал читать математические книги, поэтому он придумал свои названия для геометрических фигур.
3) Архимед, для того чтобы вычислить значение числа п, совершил кругосветное путешествие.
Конкурс 8 «Машина времени» (2 игрока). Несколько ученых-математиков заблудились во времени. Машина времени может доставить их в современную им эпоху. (Машина представляет из себя линию времени с отмеченными на ней веками до н. э. и н. э. и плавающим бегунком-стрелкой.) Выберите, в какой век должен отправиться каждый из ученых.
Имена ученых для игроков называются по очереди. После того как прозвучало имя ученого, игрок с помощью стрелки направляет его в тот или иной век. Победит тот, кто направит правильно большее число ученых.
Декарт - XVII в.
Лобачевский - XIX в.
Фалес - VI в. до н. э.
Гаусс - XVIII-XIX вв.
Галуа-XIX в.
Подведение итогов. Итак, наши состязания подошли к концу. Мы узнали много нового о творцах математики, а также о наших учениках, которых можно назвать знатоками биографий творцов математики. Кто из игроков был самым активным? Кто побеждал чаще всего? (Называет.) Это настоящий гигант мысли, он достоин особой награды - гигантской шоколадки, которая еще больше будет стимулировать его мыслительную деятельность! Победитель до конца этой недели освобождается от выполнения домашних заданий по алгебре и геометрии. Виват!
Похожие статьи:
Математический КВН, 6-7 класс. Сценарий
Игра соревнование по математике, 6 класс
Математическая игра для 8-9 классов. Сценарий
Внеклассное мероприятие по математике 6 классы на неделю математики
Внеклассное мероприятие по математике 8-9 классы на неделю математики
Нет комментариев. Ваш будет первым!