Внеклассное мероприятие по математике 8-9 классы на неделю математики
Интегрированное внеклассное мероприятие для 8-9 классов. Сценарий «Лики великих»
Данное мероприятие может быть проведено на базе одного класса, параллели или как общешкольное мероприятие. В зависимости от возраста участников меняются только задания. Сценарий рассчитан на учеников 8-9 классов. Но среди зрителей могут быть и семиклассники, которым по силам понять многое из того, о чем будет идти речь, и ученики старших классах, которым конкурс поможет вспомнить разделы математики, изучавшиеся ими в основной школе. С небольшими изменениями разработку можно использовать и для проведения последних уроков в году.
При подготовке к мероприятию формируются 4 группы школьников, которым дается задание ознакомиться с биографиями ученых и подготовить рассказ о каком-либо из них. Одна группа изучает биографии и готовит рассказ о математиках древности, вторая - о математиках Востока и Азии, третья - об отечественных математиках, четвертая - о европейских.
Для оценивания результатов соревнования приглашается жюри в составе обучающихся старших классов и учителей школы.
Заранее разучивается финальная песня. Выбираются ассистенты, которые помогают подводить итоги голосования, раздают необходимые атрибуты командам, следят за временем, отведенным на выполнение того или иного задания.
Сцена (или стены кабинета) украшаются портретами математиков, плакатами с высказываниями математиков и о математике.
Ход мероприятия
Ведущий.
Кто математику творил?
Конечно, это люди,
Мы никогда о вкладе их
В науку не забудем.
Они ведь в разные года
Писали теоремы,
Одолевали сонм задач
И сложные проблемы.
Мы их портрет воссоздадим,
Мы воспоем им славу,
Берем пример мы нынче с них,
Они достойны, право!
Выходит ученик со шкатулкой в руках, осматривается по сторонам.
Ученик.
На сцене никого,
А кто играть-то будет?
Портреты тут висят,
А что это за люди?
Ведущий. Это портреты известных математиков. И у нас, конечно, есть команды игроков, но мы никак не придумаем, какую из них первой вызвать на сцену.
Ученик.
Скажу я вам, друзья,
Что это не проблема,
Команды вызывать
Вам помогу на сцену.
Есть у меня ларец,
В ларце моем - вопросы.
Кто верный даст ответ,
Того на сцену просим.
Ведущий. Спасибо за помощь. На том и остановимся.
Ученик подходит к любому из зрителей и предлагает ему выбрать и зачитать вопрос из шкатулки. Отвечать на вопрос имеет право любой присутствующий в зале. Если правильный ответ не называется, отвечает сам ученик: «Эх вы, я и то знаю, что это...». Ведущий, заслушав ответ, приглашает на сцену ту команду, о представителях которой был задан вопрос. Например, если в задании речь шла о Пифагоре, приглашают на сцену группу, которая готовила сообщение о математиках древности; если о Ковалевской - готовившую сообщение об отечественных математиках и т. д.
Вопросы из шкатулки:
1) Он был победителем Олимпийских игр, основателем нумерологии. По легенде, за доказательство известной ныне каждому школьнику теоремы им были принесены в жертву богам 100 быков. (Пифагор.)
2) Мы называем его отцом алгебры. Ученый был умелым дешифровщиком, состоял на службе у французского короля и расшифровывал перехваченные секретные сообщения испанцев. (Франсуа Виет.)
3) Он пошел другим путем и не стал, как многие до него, пытаться доказывать 5-й постулат Евклида. В результате чего возникла новая геометрия, названная его именем. В Казани ученому поставлен памятник. (Н. И. Лобачевский.)
4) В то время философа или врача
Ждала не награда - топор палача.
Алгебра - вот его главный трактат.
Теперь уравнения люди решат.
Он солнечный придумал календарь –
Подобного не знали люди встарь.
На семь секунд он нашего точней.
Но много ль было в нем счастливых дней?
Они у всех людей наперечет:
За летом осень жизни настает. (Омар Хайям.)
Команды поднимаются в указанном порядке на сцену.
Ведущий. Что ж, послушаем знатоков истории математики. На выступление каждой группе отводится от 2 до 5 минут. Оцениваются эмоциональность изложения, лаконичность и полнота ответа.
После выступления каждой группы жюри оценивает ответ от 1 до 9 баллов. Ведущий может предоставить право некоторым из членов жюри прокомментировать выставленную оценку.
Ведущий. А теперь мы приглашаем наши команды принять участие в соревновании на звание лучших знатоков истории математики.
Тур первый. Интервью.
Ведущий (держит в руках микрофон). От команды выбирается один игрок. Представьте, что он - Пифагор (Виет, Лобачевский и т. д. — тот, о ком был рассказ команды). Все сидящие в зале - журналисты. Журналисты имеют право задать вопросы ученым. За лучший вопрос журналист награждается призом (блокнотом). Правильность ответов оценивает учитель математики. В случае отсутствия содержательных вопросов из зала он задает их сам.
Примерные варианты вопросов.
Вопрос Пифагору. Говорят, что Пифагор с острова Самос был известным скульптором, мудрецом, спортсменом. Правда ли это?
Ответ: не совсем. Был известный скульптор Пифагор, но это мой тезка. Со спортом я действительно дружу. А мудрецом себя не считаю. Мудрецом, по моему мнению, можно назвать только Бога. Хотя я вел поучительные беседы с учениками, призывая их, например, «не считать себя великим человеком по размеру тени во время захода солнца».
Вопрос Гауссу. Нам известно, что в 19-летнем возрасте Вам удалось разделить окружность на 17 равных частей. А людям каких профессий приходится делить окружность на разные части?
Ответ: да, после этого события я сделал окончательный выбор между филологией и математикой в пользу последней. А делить окружности на части приходится и архитекторам, и конструкторам, и слесарям, и фрезеровщикам, и многим другим.
Тур второй. Географический.
Ведущий выходит, вертя в руках маленький глобус.
Ведущий. Я читаю фамилии ученых - представителей одной из стран мира. Вам нужно за 30 секунд угадать, о какой стране идет речь, и изобразить флаг этого государства. В результате на вашем листочке должны появиться названия четырех стран, возле каждого из которых - изображение государственного флага этой страны.
Командам раздают цветные карандаши и листы бумаги.
Задание 1. Декарт, Виет, Ферма, Паскаль, Галуа. (Франция.)
Задание 2. Гаусс, Вейерштрасс, Лейбниц. (Германия.)
Задание 3. Лобачевский, Чебышев, Колмогоров, Ковалевская. (Россия.)
Задание 4. Остроградский, Кравчук, Митропольский, Буняковский. (Украина.)
Тур третий. Неизвестное об известных.
Ведущий. Многие фамилии ученых у нас на слуху хотя бы потому, что математические факты (теоремы, формулы) носят их имена. Гораздо меньше мы знаем об увлечениях этих ученых, их «сопутствующих» занятиях. С этим и будут связаны задания следующего тура.
Мало кто знает, что Н. И. Лобачевский, творец неевклидовой геометрии, увлекался сельским хозяйством. Он выращивал огромные огурцы из Германии, кормовую траву из Китая; конструировал ульи, мельницы и прочие механизмы, необходимые сельскому труженику. Математик принимал участие в сельскохозяйственных выставках и даже получил на одной из них серебряную медаль. Вероятно, Лобачевский никогда бы не перепутал семена выращенных им растений. А узнают ли их наши игроки?
Командам раздают по 5 пронумерованных конвертов с одинаковым набором семян (огурцов, помидоров, петрушки, лука, ноготков). Через минуту команды должны написать названия культур, которые могут вырасти из этих семян, а зрители смогут принести любимой команде 1 балл, называя любые растения на заданную букву. Буква определяется случайно. Ведущий про себя произносит алфавит, выбранный участник его останавливает. Участники называют растения по очереди. Побеждает тот, кто называет культуру последней. Он и выбирает, какой команде добавить 1 балл.
Ведущий. Среди предложенных семян были и семена цветов. Поэтому следующая задача - о цветах. Баллы получит та команда, которая первой даст правильный ответ.
Задача 1. Три девочки держали в руках цветы: васильки, фиалки и ромашки. Фамилии девочек - Ромашова, Василькова и Фиалченко. Ни одна из них не держала в руках цветок, созвучный с ее фамилией. Ромашовой очень понравились фиалки, которые держала в руках ее подруга. Кто какие цветы держал? (Ответ могут дать и зрители. Время на раздумья - до первого правильного ответа. Ответ записывается на листочке. Во время решения тихо звучит песня «Полевые цветы» (муз. Р. Паулса, сл. А. Ковалева).)
Задача 2. Мало кто знает, что Омар Хаяйм был не только поэтом, математиком, но и придворным астрономом. В его обязанности входило составление прогноза погоды. Вопрос: о каком метеорологическом явлении говорится в следующем стихотворении английского врача Э. Дженнера? (На обдумывание после прочтения дается 10 с.)
В ночи сверкнули огоньки -
Зажгли лучину светляки.
В барометре упала ртуть.
Вот ветер начинает дуть.
Стал будто ближе дальний лес.
Стал будто ниже свод небес.
К земле прижаты облака.
И режет уши песнь сверчка.
Ей вторит резкий крик дрозда.
Вода чиста, как никогда.
Рыбешка занята игрой - Хватает мушек под водой.
Из сети выглянул паук.
Меня к дивану тянет вдруг...
Ответ: стихотворение называется «Приметы дождя».
Задача 3. Как уже вы слышали в начале игры, Франсуа Виет, подаривший математикам алгебраическую символику и теорему о связи коэффициентов и корней квадратного уравнения, был талантливым дешифровщиком. Задание связано с его деятельностью: на плакате зашифровано одно математическое утверждение. Победит тот, кто первым его прочтет (вывешивается плакат с ребусом).
Тур четвертый. Кулинарный.
Ведущий (в поварском колпаке и фартуке) выносит блюдо, на котором написаны на листочках разные задачи. Листочки лежат текстом вниз. Ведущий читает стихотворение, одновременно «готовя винегрет».
Возьмем фигур немножко,
Добавим уравнений
И функции покрошим,
Чуть формул, чуть сомнений.
Все графиком приправим,
Затем на стол поставим.
Математики посвящали свои исследования разным разделам этой науки: геометрии, алгебре, теории чисел. На этом блюде мы смешали задачи из различных разделов, приготовив участникам «математический винегрет».
Команды выбирают наугад задачу и решают ее. Все задачи связаны с кулинарией. Например:
1. При сушке малина теряет 75 % своей массы. Сколько нужно взять малины, чтобы получить 15 кг сушеных ягод? (60 кг.)
2. Пирожное «Наполеон» имеет форму треугольника. Повар раскатал из теста круг. Как с помощью геометрических знаний вырезать из этого теста пирожное правильной треугольной формы? (Перегнув тесто дважды, определить центр круга. Затем выполнить построение правильного треугольника циркулем.)
3. Для приготовления аджики купили 3/5 кг перца по цене 100 р.
за кг. Сколько килограммов картошки можно было купить на эти деньги, если килограмм ее стоит 30 р.? (2 кг.)
4. Каждый день Саша отрезает от батона колбасы кусочек толщиной 3 см. Напишите формулу подсчета длины оставшейся части, если первоначально длина колбасы была 50 см. (у= 50 - 3х.) (На обдумывание дается 1 мин. Зрители в это время участвуют в аукционе математических знаний: нужно назвать как можно больше фактов о геометрической фигуре (элементы фигуры, ее свойства, теоремы о ней и пр.). Побеждает тот, кто говорил последним. Он и получает приз, имеющий форму данной фигуры.)
Тур пятый. Поэтический.
Ведущий с пером и чернильницей садится за стол, задумчиво макает перо в чернильницу.
Я буду задавать задания в стихах.
Ответы вы должны писать все на листах.
Викторина об ученых.
Ответы - фамилии ученых - команды записывают на листочках.
Во французской гвардии служил
И к тому же адвокатом был.
Его назвали алгебры отцом.
Ты догадался, речь идет о ком? (Виет.)
В начале имени - число,
Посередине - нота.
Оканчивает же его
Греческий бог солнца.
Ученый этот, чтоб ты знал,
Теореме имя дал. (Пи-фа-гор.)
Разгадал загадку круга,
Метод площадей нам дал,
Знаем мы, как в Сиракузах
Родину он защищал.
Свой народ спасал от бед,
Его имя... (Архимед).
Этот греческий философ
Доказательства нам дал,
Воду он считал основой
И началом бытия.
Путешествуя по миру,
Измерял он пирамиды,
На вершину не полез,
Ведь знал подобие... (Фалес).
Все, что раньше люди знали,
Он собрал в своих «Началах».
Было их 13 книг,
Написал их все... (Евклид).
Дворянин, философ, воин,
Нашей памяти достоин.
До сих пор координаты
Зовут именем... (Декарта).
Это он, это он
Был в арифметику влюблен.
Он назвал ее царицей –
Мир воздал ему сторицей.
Ему присвоили не зря
При жизни титул короля.
Он безупречно вычислял,
Таблицы в памяти держал. (Гаусс.)
Математики начала
По обоям изучала.
И влюбилась в ту науку.
Только вот какая штука:
Ведь в России в это время
Не пускали в вузы женщин.
Чтоб в математике достичь вершин,
Пришлось уехать девушке в Берлин
И стать для этого фальшивою невестою,
Такой мы знаем Софью... (Ковалевскую).
Ведущий. Пока жюри подводит итоги, объявляется голосование среди зрителей: игра какой команды вам понравилась больше?
Болельщики получают по одному жетону, которые они используют для голосования. Ассистенты проходят вдоль рядов с ящичками, на которых написаны номера команд. В них зрители опускают свой жетон.
Жюри объявляет результаты игры и награждает победителей. В это время ассистенты подсчитывают количество жетонов в каждой урне и объявляют команду, которая завоевала приз зрительских симпатий. Все команды, кроме нее, занимают места в зрительном зале, а она продолжает игру в следующем этапе соревнований, который называется «Математика со звездами».
Каждый из 6 игроков оставшейся команды — «звезды» - выбирает себе пару из числа зрителей.
После каждого задания проходит голосование (поднятием рук). Пара, набравшая наименьшее число голосов, выбывает из игры.
1. Читается стихотворение об одном из ученых. Парам нужно после его прочтения воспроизвести как можно больше фактов из прозвучавшей биографии ученого.
2. Дается уравнение (квадратное). Нужно решить его как можно большим числом способов. Например: x2 - 7х + 6 = 0. Способы решения: с помощью дискриминанта, по теореме, обратной теореме Виета, выделением квадрата двучлена, графически (х2 = 7х-6), по свойству коэффициентов: a + b + с = 0 (1-7 + 6 = 0), значит: х1 = 1, x2 = c/a = 6/1 = 6.
Пока пары решают уравнение, зрители отгадывают загадки, связанные с решением уравнений.
Например:
Ученые уж много сотен лет
Их изучают, чтоб, отбросив все сомненья,
К задаче верный дали мы ответ.
Конечно, речь идет об... (уравнении).
Он есть у слов, есть у зубов
И у растений в поле.
Надеюсь, ты сказать готов,
Что слово это - ... (корень).
Уравнение квадратное с другом решал,
Дискриминант я его отыскал,
Но друг уверял, что решений не будет.
Как он узнал, объясните мне, люди.
3. Предлагается набор из теорем, разрезанных на две части так, что в первой половине содержится условие, а во второй - заключение. Один участник вытягивает листок, читает, что на нем написано, а второй должен дополнить фразу так, чтобы получилось верное математическое утверждение (то есть добавить к ней либо условие теоремы, либо заключение, в зависимости от того, что вытянул первый).
4. Пары должны разыграть сценку на математическую тему.
Обозначим рыбака через икс
Учитель. Решим задачу.
Ученица. Слушаю, Иван Петрович.
Учитель. Рыбак в первый день поймал 1 кг рыбы, во второй - вдвое больше, чем в первый, в третий - вдвое больше, чем во второй. Сколько всего килограммов рыбы поймал рыбак?
Ученица (подумав). Решим эту задачу с уравнением!
Учитель (пожимая плечами). Ну, реши...
Ученица. Я хотела бы уточнить условие. Значит, в первый день 1 кг рыбы поймал рыбак?
Учитель. Да.
Ученица. А во второй день вдвое больше рыбы поймал тоже рыбак?
Учитель. Да.
Ученица. И в третий день тоже рыбак?
Учитель. Ну да.
Ученица. Тогда все понятно! Способ ясен (громко, уверенно). Обозначим рыбака через икс.
Ведущий. И тут ответ был дан суровым учителем бездумной ученице.
Учитель. Коль стал никем рыбак бедовый, что ж в голове твоей творится?
В финале остаются две самые умные пары, которые понравились зрителям. Многие известные математики были великими вычислителями. К их числу можно отнести, например, Эйлера и Гаусса. Поэтому задание для финальной игры - вычислить устно значение выражения 562 - 442.
Ответ: 1200 (рекомендуется вычислять по формуле разности квадратов).
Ведущий. Поздравляем нашу звездную пару (вручает приз) и приглашаем на сцену всех участников сегодняшнего вечера для исполнения финальной песни. Звездной паре предлагается стать ее солистами.
Гимн математике
(на мотив песни «Команда молодости нашей» (муз. А. Пахмутовой, сл. Н. Добронравова))
Мы снова здесь стоим, как чемпионы,
И снова в нашу честь оркестр звучит,
Чтобы ума поддерживался тонус,
Вам нужно математику учить.
И уваженье, и любовь
Тебе мы дарим вновь и вновь,
Недаром многие считают,
Что сей предмет - основа всех основ.
Порадуем вас высшим пилотажем,
Свои мы знанья будем расширять,
«Спасибо» математике мы скажем
За все, что нам она сумела дать.
И уваженье, и любовь
Тебе мы дарим вновь и вновь,
Недаром многие считают,
Что сей предмет - основа всех основ.
Похожие статьи:
Внеклассное мероприятие по математике 10-11 классы на неделю математики
Математический «Брейн – ринг» для 10 классов с ответами
Внеклассное мероприятие по математике 6-9 класс к неделе математики
Нет комментариев. Ваш будет первым!