Конспект урока литературы, 9 класс. Урок - дискуссия
Урок литературы в 9 классе.
Тема: Урок - дискуссия «Какие они – герои нашего времени?»
Цели: • Формировать у учащихся представление об образе настоящего человека современного общества.
• Развивать умение анализировать, доказательно излагать свои мысли.
• Формировать представление учащихся о долге, мужестве, героизме, как слагаемых внутренней красоты человека.
Ход урока.
1. Оргмомент.Вступительное слово учителя.
Здравствуйте, ребята! На прошлом занятии мы закончили изучение первого русского психологического романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Говорили о том, что в одном герое – Г. А. Печорине автор собрал все пороки и недостатки молодых людей своего времени, что Лермонтов с иронией называет Печорина героем..
Герой…
А кто он такой герой? Это тема нашего сегодняшнего урока.
Но сегодня у нас не обычный урок, а урок - дискуссия.
- Кто из вас знает, что такое дискуссия?
(спор, обсуждение какого-нибудь вопроса, обмен мнениями)
- Всё верно, это обсуждение какой-то проблемы, обмен мнениями, от себя лишь добавлю, что это упорядоченный обмен мнениями.
Правила ведения дискуссии.
- Слушай того, кто говорит.
- Уважай мнение другого.
- Говорит только один – остальные слушают.
Начнём. Но мне хочется в качестве напутствия прочитать вам слова Г. А. Лессинга:
Спорьте, заблуждайтесь,
ошибайтесь, но, ради Бога,
размышляйте, и, хотя криво -
да сами!
2. Устное словесное рисование
А кто он такой герой? Давайте составим его словесный портрет.
Начало твоей фразы
- Я считаю, что…
- Я думаю, что…
- На мой взгляд…
- Моё мнение - …
Мы сейчас его нарисуем…
1)Сколько лет должно быть человеку, которого можно назвать героем? (Это люди разного возраста)
2) Как должен выглядеть настоящий герой?
(Внешность может быть совершенно разной)
3) Герои – это люди каких профессии? (Героем может стать любой человек)
Сделаем вывод.
3. Групповая работа
Итак! Кто такой герой? Где же нам узнать значение этого слова?
Я вам предлагаю разделиться на три группы по четыре человека. Каждая группа получает значение.
1 группа получает определение значения этого слова из словаря Даля.
2 группа по словарю Ожегова.
3 группа – Ефремовой.
Внимательно послушайте задание:
Выберете одно значение, которое больше всего подойдет к слову «герой».
Ребята, я прошу вас внимательно выслушать ответ каждой группы, чтобы ответить на вопрос:
Какое слово объединяет все три значения? (Ответ от каждой группы)
Даль
Герой - м. героиня ж.
1) витязь, храбрый воин, доблестный воитель, богатырь, чудо-воин;
2) Герой повести, главное, первое лицо.
3) Геройский, славный, отважный, отчаянно-смелый, доблестный.
4) Геройствовать, совершать геройские подвиги;
Ожегов
Герой - м. героиня ж.
1. Человек, совершающий подвиги, необычный по своей храбрости, доблести, самоотверженности.
2. Главное действующее лицо литературного произведения.
3. Человек, воплощающий в себе черты эпохи, среды.
4. Тот, кто привлёк к себе внимание (чаще о том, кто вызывает восхищение, подражание, удивление).
Ефремова
Герой
1) Тот, кто привлек к себе всеобщее внимание, вызывает общий интерес.
2) Тот, кто совершил подвиг, проявив личное мужество, стойкость, готовность к самопожертвованию.
3) Воплощает в себе характерные, типические черты какого-либо времени.
4) Главное действующее лицо литературного произведения, спектакля, кинофильма.
4. Обмен мнениями
Почему понятия подвиг и герой связаны неразрывно?
Приведите примеры таких поступков, которые можно назвать подвигом.
Героический поступок – всегда подвиг духа, совести. А сила духа проявляется от ваших каждодневных поступков и дел. Уверена, что вы каждый, сами того не замечая делаете хорошие и добрые дела.
А как вы считаете, есть ли герои у нашего времени? Какие они – герои современности?
Сравните свое мнение и данные утверждения. Обоснуйте их
- Современные герои – это люди, которые выполнили свой долг перед Родиной, защитили её; люди, которые спасли чужие жизни, рискуя своей.
- Герои современности – это люди труда и науки, принесшие славу России.
- Люди, которые превозмогая боль, достигают высоких побед. Являются образцом для нас, здоровых, учат ценить жизнь.
- Матери и отцы, усыновившие и воспитывающие сирот.
Все те, кто вне зависимости от социального положения, профессии и всего другого остаётся мужественным и ответственным человеком во благо Родины, во благо людей.
5. Работа над критической статьёй
Прокомментируйте мнение критика.
Точка зрения критика М. Ремизовой: «Приходится признавать, что лицо типического героя современной прозы искажено гримасой скептического отношения к миру. Поступки его страшат, и он не спешит определиться ни с собственной личностью, ни с судьбой. Он угрюм и заранее раздражен всем на свете, по большей части ему как будто бы совсем незачем жить. (А он и не хочет.) Он выступает – если не прямым, то косвенным – наследником Ильи Ильича Обломова, только растерявшего за то время, которое их разделяет, всякий налет романтической сентиментальности. Он ни во что не верит и почти ничего не хочет. Ему страшно не хватает энергии – он являет собой наглядный пример действия энтропии*, поразившей мир и обитающее в нем человечество. Он страшно слаб, этот герой, и по-своему беззащитен»
- Каковы впечатления? Что можете сказать о герое и его окружении?
«Герой–циник» или Герой-романтик?
ВЫВОД: По мнению критика, в литературе герой скептичен, апатичен, слаб. Вы согласны?
6. Подведение итогов. Обобщение. Рефлексия.
- Каков же он, «герой нашего времени»? Как развивается во времени этот образ? Совершенствуется или деградирует? Или? Развивается по модели развития общества – по спирали.
- Что вам в нем нравится? Что не приемлете? Заполнение визитки.
Возраст
Социальный статус
Семейное положение
Общественная деятельность (служба, работа)
Взаимоотношения с социумом
Мировоззрение, мотивы поступков
Особенности характера
Привлекательные личностные черты
ВЫВОДЫ
- Что из концепта «герой нашего времени» вы видите в себе? Что хотели бы перенять?
7. Домашнее задание (дифференцированное):
• Творческое. Синквейн «Герой нашего времени».
• Репродуктивное. Устное сообщение «Развитие образа «герой нашего времени» во времени
Рекомендуем посмотреть:
Литературно-музыкальный вечер, посвященный жизни и творчеству М.Ю. Лермонтова. Сценарий Урок литературы в 7 классе II вида О происхождении фразеологизмов Утренняя звезда Байрона. История любви выдающегося поэтаПохожие статьи:
Урок литературы, 11 класс. Маяковский: жизнь и творчество
Урок литературы, 11 класс. Стихи Есенина
Урок литературы в 11 классе на тему «Лирика Пастернака»
Литературно-музыкальная композиция, 9 класс. Конспект по литературе
← Конспект урока русского языка 9 класс. Сложноподчиненное предложение с придаточным определительным | Интеллектуальная игра: Пентагон →
Автор: Наталья Сергеевна Алексеева
Опубликовано: 3261 день назад (30 ноября 2015)
Просмотров: 5327
Рубрика: конспект урока литературы
|
0 Голосов: 0 |
Комментарии (0)
Нет комментариев. Ваш будет первым!