Наши конкурсы
Творческий конкурс для педагогов «Интересная Осень 2024»

 

Творческий конкурс для педагогов «Прекрасная Зима 2025»

 

Игры, развлечения, праздники и забавы для детей. Конкурс для педагогов

 

Бесплатные конкурсы для педагогов на сайте kladraz.ru

Конспект урока русского языка 9 класс. Сложноподчиненное предложение с придаточным определительным

Русский язык, 9 класс. Сложноподчиненное предложение с придаточным определительным
Цели урока.
Образовательная.
• Актуализировать опорные знания и умения, сформированные при изучении сложноподчиненного предложения с придаточным определительным.
Развивающая.
• Совершенствовать пунктуационные навыки и умения конструировать сложноподчинённые предложения с придаточным определительным, определять средства связи между главным и придаточным предложением, выделять предикативные основы.
• Вооружать девятиклассников приёмами самостоятельной работы с учебным текстом и новой информацией.
• Развивать коммуникативную компетентность (письменная и устная речь).
Воспитательная:
• Создать условия для осознания необходимости жить в соответствии с нравственными принципами общества.
Тип урока: получение новых заний.
Методы обучения:
1. По источнику полученных знаний: словесные, практические, исследовательские.
2. По уровню активности познавательной деятельности:
• репродуктивные (комплексный анализ текста, что включает в себя анализ языковых единиц, их функционирования в речи, построение схем предложений, подбор синонимичных придаточных предложений и придаточных определительных),
• эвристические (задания творческого характера: сочинение-рассуждение, сочинение-эссе).
3. По функциям:
• методы устного изложения знаний учениками,
• метод самостоятельной работы учащихся по осмыслению и применению знаний на практике.
Формы организации учебной деятельности: фронтальные, индивидуальные.
Формы контроля: самоконтроль, взаимоконтроль, учителя-предметника.
Оснащение урока.
1.Учебник “Русский язык 9 класс”, авторы: Тростенцова
2.Компьютер с презентацией по теме «Сложноподчиненное предложение с придаточным определительным».
3.Раздаточный материал: индивидуальные карточки
Ход урока
1. Организационный момент.
Сказка улыбка.
Однажды осенней дождливой порою в одном известном городе все его жители как-то незаметно для себя потеряли свои улыбки.
Как вы считаете, как это случилось?
Сначала улыбка пропала у одного горожанина, затем у другого, и постепенно на улице уже нельзя было встретить улыбающегося человека. Наступили безрадостные времена. Серыми тучами хмурилось небо. По тротуарам с серыми лужами брели унылые люди, мимо проезжал серый транспорт. Невзрачным был утренний час, день не озарялся солнечным светом, в блеклые тона одевался вечер. Всякий раз при встрече грустные горожане, приветствуя, кивали друг другу, обыденно, второпях, кутаясь под проливным дождём в серые одежды. И так день за днём, день за днём…и казалось, ничто никогда не вернёт в город радость. И вдруг…
Как вы думаете, что случилось дальше?
Вдруг совсем маленький мальчик выглянул в окно. Глянул в окно, а на улице дождь моросит. Ну и что? Разве серый цвет непогоды имеет значение, когда ты счастлив? И малыш улыбнулся пробегающему мимо понурому прохожему. Просто так. От чувства переполняющей радости. И тот заметил улыбку ребёнка!
На ваш взгляд, Как отреагировал прохожий?
Прохожий остановился в недоумении, о чём-то вспоминая, и вдруг, в ответ мальчишке улыбнулся широко и радостно. А потом прохожий заскочил на подножку отъезжающего автобуса, протиснулся сквозь толпу, ища удобное местечко и неловко задел девушку. Девушка хотела отругать грубияна, но услышала слова извинения, а, обернувшись, встретилась с улыбкой обидчика, осеклась, подумала чуть-чуть и...
Как вам кажется, что сделала девушка?
её лицо озарила светлая улыбка, наполненная добротой. Глядя на неё стали улыбаться и другие пассажиры. Пожав плечами, девушка вышла на следующей остановке, спеша добраться до ступенек рабочего офиса. Когда вошла в свой кабинет, на неё набросился со словами укора о невыполненном вовремя отчёте начальник. Пригрозил выгнать нерадивую сотрудницу, да спохватился, увидев протянутый готовый документ в руке улыбающейся девушки.
Как вы предполагаете, Как повёл себя начальник?
«И в самом деле, - подумал он. - Что на меня нашло?» И его губы расплылись в широкой улыбке. Заметив улыбающегося шефа, сотрудники Тоже заулыбались. Разъезжаясь по вверенным объектам, они улыбались из окон своих авто. Заметив улыбки на лицах людей, горожане в ответ
По вашему мнению, Как ответили горожане?
посылали свои улыбки, всё больше, и больше народа улыбалось друг другу. В какой-то момент улицы озарились светом улыбок радостных людей, ведь, если тебе улыбаются, не стоит хмуриться даже в хмурый осенний день. А времени от подаренной детской улыбки прохожему прошло всего-то 15 минут. А вы бы не улыбнулись?
Как вы бы назвали эту сказку? (потерянная улыбка)
Давайте проведем сегодняшний урок с улыбкой.
2. Составление кластера по определению спп
Вспомним, что такое спп. Напишите на листе бумаге, что вы знаете о спп.
3. Объявление темы урока
- Сравните предложения.
Лодку, подплывавшую к мосткам, встречал кот-рыболов.
Лодку, которая подплывала к мосткам, встречал кот-рыболов.
От каких слов в главном предложении ставится вопрос к придаточному? (Относятся к существительному в главном предложении, от него ставится вопрос.)
Каким способом придаточные предложения прикрепляются к главному? (С помощью союзного слова который…) как называются такие предложения?
Сложноподчиненным предложением с придаточной определительной частью называется такое предложение, в котором придаточная часть относится к слову в главной части, являющемуся, как правило, существительным, обозначает его признак, отвечает на вопрос какой, чей и присоединяется при помощи союзного слова.
А предложения на доске – грамматические синонимы, которые различаются оттенками:
глагол усиливает значение действия;
причастный оборот подчеркивает признак предмета.
Тема урока - Спп с придаточным определительным.
Цели:
Чтобы сформулировать цели, нужно ответить на вопрос чему мы должны научиться
1) находить придаточные определительные в составе сложноподчиненного предложения;
2) производить их синонимическую замену там, где это необходимо и возможно;
3) правильно употреблять в речи данные виды предложений;
4 правильно расставлять знаки препинания (выделять придаточные запятыми);
5) составлять схемы предложений с придаточными определительными
А что нужно сделать для того, чтобы всему этому научиться?
4. Закрепление. Работа над текстом.
Задание 1. Анализируем предложения устно
а) Вновь я посетил тот уголок земли (какой?), где я провел изгнанником два года. (Дополнительный оттенок места)
б) Страна (какая?), откуда он приехал, лежит на севере Европы. (Оттенок места.)
в) Даже возле логова, где спят слепые детеныши, волк не кинется защищать потомство. (В.Песков.)
г) трудно перечислить те услуги, которые этот человек оказал мне и моим спутникам. (В.Арсеньев.)
д) Тот лед на реке, по которому тогда ходила лисица, стал казаться узкой полоской на широкой свободной голубой реке. (М. Пришвин.)
Начертите схемы предложений. И ответьте на вопросы.
Какие союзные слова могут присоединять придаточное определительное к главному?
На какие вопросы отвечают придаточные определительные?
Можно ли начать сложное предложение этого типа с придаточного?
Можно ли поменять местами главное и придаточное предложения в подобных сложноподчиненных предложениях?
Мотивируйте ответы. Давайте откроем учебник на странице 69 для того, чтобы сравнить наш вывод с материалом учебника.
Задание 2. Поиграем! Соедините половинки сложных предложений
1. И нищий наездник таится в ущелье, 1. как осенняя паутина блестит на солнце.
2. Наступила минута, 2. что слоны в диковинку у нас.
3. В ясный день вы увидите в лесу, 3. где Терек играет в свирепом веселье.
4. Известно, 4.и в саду было холодно
5.Солнце ещё не успело подняться, 5. когда я почувствовал страшную усталость.
. Найдите предложение, отличающееся по структуре. Почему оно лишнее? (1-3, 2-5, 3-1, 4-2, 5-4). 5-4 (ССП)
Для чего мы это делаем? Чему научились?
3. Замените придаточную часть причастным оборотом.
После рекламной паузы вернемся к событиям, которые происходят в этом матче.
Гриб, что я нашел, оказался отличным боровиком.
Хор птичьих голосов, который доносился из лесу, поразил мой слух.
Что вы сейчас сделали? (синонимичные предложения)
4. Игра «Умный редактор» РЕДАКТИРОВАНИЕ:
• Одна из картин Левитана висит на стене, которая называется « Весна».
• Наташа отдала телеги раненым, на которых семья собиралась эвакуироваться из Москвы.
Чему вы научились выполняя это задание?
5. Проверка
Для проверки изученного материала проведем тест
Тест
1. СПП состоят:
а) только из придаточных предложений;
б) из 2 независимых предложений;
в) из главного и придаточного или из главного и нескольких придаточных.
2. Придаточное может стоять:
а) только после главного;
б) только перед главным;
в) перед главным, в середине главного и после главного предложения.
8. Итог урока
Давайте вернемся к началу урока. И проговорим. Всему ли мы научились
1) находить придаточные определительные в составе сложноподчиненного предложения;
2) производить их синонимическую замену там, где это необходимо и возможно;
3) правильно употреблять в речи данные виды предложений;
4 правильно расставлять знаки препинания (выделять придаточные запятыми);
5) составлять схемы предложений с придаточными определительными
- А сейчас, ребята, оцените свою работу и полученные на уроке знания сами:
если вы все поняли тему, справились со всеми заданиями индивидуальной карточки и тестом, то поставьте себе 5
Если поняли новую тему, но не совсем уверены в своих знаниях, однако справились с тестом и большинством заданий, то поставьте себе 4 ,
Если тема вам непонятна и задания индивидуальной карточки вызвали у вас затруднения – то поставьте себе 3
В заключении мне хочется подарить Вам стихотворение:
Без ошибок не прожить на свете,
Коль весь век не прозябать в тищи.
Только бы, ребята, шли ошибки эти
Не от бедности, от щедрости души.
Не беда, коль тянетесь ко многому,
Плохо, коль не тянет ни к чему.
Не всегда на верную дорогу мы
Сразу пробиваемся сквозь тьму.
Но когда пробьешься – не сворачивай
И на помощь маму не зови.
Я хочу, чтоб чистыми, удачливыми
Были вы в учебе, в жизни и любви.

6. Домашнее задание: параграф учебника 22
на выбор: упражнение из учебника 109 или миниатюра из 5 СПП с придаточным определительным на тему: «Зима в Комсомольском»

Индивидуальная карточка
1. Соедините половинки сложных предложений

1. И нищий наездник таится в ущелье, 1. как осенняя паутина блестит на солнце.
2. Наступила минута, 2. что слоны в диковинку у нас.
3. В ясный день вы увидите в лесу, 3. где Терек играет в свирепом веселье.
4. Известно, 4.и в саду было холодно
5.Солнце ещё не успело подняться, 5. когда я почувствовал страшную усталость.
Это задание я выполнил на ____________(на какую оценку?)
2. Замените придаточную часть причастным оборотом.
• После рекламной паузы вернемся к событиям, которые происходят в этом матче.
• Гриб, что я нашел, оказался отличным боровиком
• Хор птичьих голосов, который доносился из лесу, поразил мой слух.
Это задание я выполнил на ____________(на какую оценку?)
3. Игра «Умный редактор» РЕДАКТИРОВАНИЕ:
Найдите и исправьте ошибку
• Одна из картин Левитана висит на стене, которая называется « Весна».
• Наташа отдала телеги раненым, на которых семья собиралась эвакуироваться из Москвы.
Это задание я выполнил на ____________(на какую оценку?)
Индивидуальная карточка
1. Соедините половинки сложных предложений

1. И нищий наездник таится в ущелье, 1. как осенняя паутина блестит на солнце.
2. Наступила минута, 2. что слоны в диковинку у нас.
3. В ясный день вы увидите в лесу, 3. где Терек играет в свирепом веселье.
4. Известно, 4.и в саду было холодно
5.Солнце ещё не успело подняться, 5. когда я почувствовал страшную усталость.
Это задание я выполнил на ____________(на какую оценку?)
2. Замените придаточную часть причастным оборотом.
• После рекламной паузы вернемся к событиям, которые происходят в этом матче.
• Гриб, что я нашел, оказался отличным боровиком
• Хор птичьих голосов, который доносился из лесу, поразил мой слух.
Это задание я выполнил на ____________(на какую оценку?)
3. Игра «Умный редактор» РЕДАКТИРОВАНИЕ:
Найдите и исправьте ошибку
• Одна из картин Левитана висит на стене, которая называется « Весна».
• Наташа отдала телеги раненым, на которых семья собиралась эвакуироваться из Москвы.
Это задание я выполнил на ____________(на каку

Рекомендуем посмотреть:

Урок русского языка в коллежде Конспект урока русского языка в 9 классе Урок русского языка для учащихся 9 класса I вида Конспект урока игры по русскому языку в 5 классе

Похожие статьи:

Конференция по русскому языку, 9 класс

Сценарий линейки на 1 сентября | Конспект урока литературы, 9 класс. Урок - дискуссия
Опубликовано: 3280 дней назад (30 ноября 2015)
Просмотров: 7702
0
Голосов: 0
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!