Конспект НОД по образовательной области «Развитие речи» с использованием элементов ТРИЗ в подготовительной группе
Конспект НОД по образовательной области « Развитие речи» с использованием элементов ТРИЗ «ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ НЕЗНАЙКИНОЙ МАМЫ» в подготовительной к школе группе.
Программное содержание.1. Задачи на развитие познавательных способностей: формировать
основы системного мышления и логического анализа окружающей
действительности при составлении моделей различных предметов
(модель компота);
закреплять умение строить модели любого вещества из карточек,
кубиков с изображением маленьких человечков; продолжать учить выполнять задание в соответствии с алгоритмом.
2. Задачи на развитие связной речи: закреплять умение детей правильно называть фрукты в дидактической игре «Чудесный мешочек»;
описывать их цвет, форму и другие качества при помощи схемы. Учить узнавать их вкус;
3. Воспитательные задачи: развивать коммуникативные умения и навыки, желание оказывать помощь.
Оборудование. Куклы Поваренок и Незнайка, стакан с чаем и чайной ложечкой, поварешка в кастрюльке с жидкостью, крупа в
миске, блюдечко с нарезанными фруктами. Карточки , кубики с
изображением маленьких человечков (моделирующих состав
вещества: твердого, жидкого, газообразного). Ширма ,мешочек для игры, фрукты (яблоко, лимон, апельсин, мандарин, банан, киви).
Предварительная работа. Проведение дидактических игр по
теме «Фрукты» («Один — много», « Большой — маленький») , аппликация «Фруктовая корзинка»; знакомство с маленькими человечками (твердыми, жидкими, газообразными), где они живут.
Последующая работа. Составление описательных рассказов о
фруктах, составление моделей веществ (моделирование маленькими человечками),знакомство с настольной игрой «Путешествие маленьких человечков в мире неживой природы»
Ход занятия
Воспитатель. Ребята, с какими звуками вы уже подружились. (Дети называют гласные и согласные звуки.)Воспитатель. Эти звуки можно обозначить буквами, а есть звуки, которые буквами обозначить нельзя. Мы с вами их можем только слышать. Попробуйте догадаться, что это за звуки?
За ширмой звенит ложечка в стакане с чаем, поварешка в
кастрюльке с бульоном, сыплется крупа в пустую миску. Дети
отгадывают.
Воспитатель. Кто же прячется за ширмой? Отгадайте:
Скажи, кто так вкусно
Готовит щи капустные,
Пахучие котлеты, Салаты,
винегреты, Все завтраки,
обеды?
Дети. Это повар!
(На ширме появляется Сиропчик.)
Сиропчик. Здравствуйте, ребята! Я поваренок Сиропчик. Я
работаю в кафе «Вишенка». Услышал я, что вы любите фрукты.
Вот я вам их и принес.
Воспитатель. А лежат они в красивом мешочке. Лежат и ждут, когда вы отгадаете, какой фрукт в нем спрятался. Да еще и назовете, большой он или маленький, твердый или мягкий, гладкий или шершавый. Кто хочет попробовать?
Игра «Чудесный мешочек»(использование схемы описания рассказа о фруктах)
В мешочке лежат яблоко, лимон, апельсин, гранат, мандарин
Ребенок засовывает руку в мешочек, выбирает фрукт называет его.
Ребенок. Это яблоко.
Воспитатель. Поможет рассказать о фруктах схема
Игра повторяется, пока все фрукты не окажутся на столе.
Сиропчик. Ребята, мне нужен помощник. Вот для него
поварской колпачок.
Дидактическая игра «Угадай, чего не стало»
Ребенок надевает колпак, дети по команде закрывают глаза.
Ребенок-поваренок прячет один фрукт. По повторной команде
дети открывают глаза. Поваренок спрашивает: «Угадай, чего не
стало?»
Дети. Не стало яблока (лимона , банана, апельсина...)
Игра повторяется несколько раз.
Воспитатель. Сиропчик, мы слышали, как ты что-то готовил
за ширмой.
Сиропчик. Это я готовил праздничный обед. Меня пригласил
Незнайка, у его мамы сегодня день рождения. Я сварил борщ,
испек пирог, нарезал салат, а вот компот Незнайка сварил сам.
Интересно, что у него получилось? Чтобы все сварить, нужно
много продуктов!
Воспитатель. Ты прав, Сиропчик. А еще все нужно уметь приготовить, а чтобы было веселей, иметь хороших друзей. Ты, например, удивишься, когда узнаешь, кто тебе незаметно помогает. У нас есть такие друзья — маленькие волшебные человечки, с помощью которых можно построить (выложить)
модель любого вещества.
Сиропчик. А какие они, эти человечки?
Дети берут конверт и наборы кубиков на каждого ребенка
Воспитатель. Ребята, покажите, из каких человечков состоят
камень, железо, дерево?
Дети (показывают карточки). Это твердые человечки.
Воспитатель. Какие человечки живут в воде (чае, киселе,
бульоне)?
Дети (показывают карточки). Это жидкие человечки.,
Воспитатель. Какими человечками мы договорились обозначать
воздух (пар, дым)?
Дети (показывают карточку). Это газообразные человечки.
Сиропчик. Ну надо же, как интересно! А Незнайка спит и
ничего не знает
Воспитатель .Ребята давайте проведем физминутку и Незнайка проснется
Динамическая пауза : Фрукты
Стояла корзинка на полке без дела (присесть, округлить руки – изобразить корзину)
Скучала, наверно, все лето она (наклоны головы, вправо-влево)
Вот осень пришла и листва пожелтела, (встать, изобразить ветви деревьев)
Настала пора собирать урожай. (потянуться, изобразить срывание фруктов с деревьев)
Корзинка довольна (руки округлить перед собой, кивать головой)
Она удивилась (развести руки)
Что так много фруктов в саду уродилось! (подняться на носочки, показать руками большой круг)
Незнайка просыпается.
Сиропчик. Ты почему спишь так долго, ведь у твоей мамы
день рождения!
Незнайка. Вчера я страшно устал! Варил для мамы компот.
Сиропчик. Расскажи, как ты его варил.
Незнайка. Хорошо. Я даже про это стихотворение сочинил.
Только пусть ребята мне помогают подобрать рифмы.
Я решил сварить компот В мамин
день... (рожденья), Взял изюм,
орехи мед, Килограмм... (варенья,
печенья). Все в кастрюлю
поместил, Размешал, воды...(налил)
На плиту поставил И огня...
(прибавил). Чтобы вышло
повкуснее, Ничего не пожалею.
Две морковки, лук, банан,
Огурец... (муки стакан).
И половину сухаря в мой компот добавил я. (М. Дружинина)
Сиропчик. Это чепуха, путаница!
Незнайка. Это чепуха, ерунда, но...
Если этот компот
Посолить немножко, То у
всех в животе Вырастет
картошка! Ха-ха-ха!
Сиропчик. Твоя мама не будет пить такой компот. И варить ты его
не умеешь.
Воспитатель. Незнайка, все твои маленькие человечки поссорятся
и не будут дружить, потому что не подходят друг к другу.
Незнайка. Как не подходят? Что за человечки? Как сварить
вкусный компот?!
Воспитатель. Не торопись! Сейчас мы тебя научим его варить.
Я буду рассказывать, что надо делать. А ребята будут маленькими
человечками.
Воспитатель . Сначала надо взять кастрюлю.
Воспитатель. Кто знает, из какого материала сделана кастрюля?
Дети. Из металла.
Воспитатель. Какие человечки живут в этой кастрюле?
Дети. Мы твердые человечки. (Дети встают в круг и крепко
берутся за руки.)
Воспитатель. Как ведут себя твердые человечки?
Дети. Они крепко держатся за руки.
Сиропчик. Теперь надо положить в кастрюлю свежие фрукты.
Какие они?
Дети. Они тоже твердые. (Выходят дети, изображающие фрукты:
«Я — груша!», «Я — яблоко!» и т. д.)
Воспитатель . Сейчас зальем фрукты кипящей водой и насыплем сахарного песку.
Дети. Вода жидкая, а сахар твердый.
Воспитатель. Как ведут себя человечки кипящей воды?
Дети. Они бурлят, двигаются, соединяются с твердыми
человечками сахарного песка. (Выходят дети, изображающие
«жидких человечков» воды, берут за руки «твердых человечков»
песка и слегка покачиваются)
Незнайка. Компот всегда очень вкусно пахнет, я все думаю,
почему это?
Дети. Это пар. Компот варится, и из него выскакивают
газообразные человечки. Они бегут в разные стороны, и ни чем их
нельзя удержать.
Воспитатель. Кто хочет быть паром? Выходите!
Воспитатель . Вот и компот готов! Незнайка, ты все запомнил?
Незнайка. С первого раза нет ? Не очень.
Воспитатель. Не переживай. Дети сейчас составят тебе
модель компота с помощью маленьких человечков. Заодно и ты с
ними подружишься. Кто напомнит Незнайке, как варить компот?
(Дети вспоминают алгоритм варки)
Дети садятся за столы и зарисовывают (или выкладывают из
кубиков, карточек) модель компота
Воспитатель. Какие же человечки есть в компоте?
Дети. Твердые, жидкие и газообразные.
Незнайка. Спасибо, ребята, я теперь тоже буду тренироваться
составлять модели и маме сварю вкусный-превкусный компот.
Воспитатель. Поздравь от нас свою маму, Незнайка.
Незнайка. Обязательно поздравлю! До свидания, ребята.
Сиропчик. Все вы молодцы, ребята. А за что вы любите фрукты?
Дети. «Они вкусные, сочные, полезные».— «В них много
витаминов».— «Они помогают расти и не болеть».
Сиропчик. Хочу вас угостить. Сможете угадать, какие это
фрукты, с закрытыми глазами?
Дидактическая игра «Угадай на вкус».
Сиропчик угощает детей. Ребенок с закрытыми глазами
угадывает, какой это фрукт, называет его и описывает его
вкус. Например: «Это апельсин, он сладкий, сочный, спелый» и
т.д.
Сиропчик. Молодцы, ребята, вы очень догадливые. А сейчас
я пойду помогать нашим поварам, готовить праздничный обед для мамы Незнайки.
Воспитатель и дети прощаются с Сиропчиком.
Воспитатель. Ребята, сегодня вы хорошо поработали, научили Незнайку, как правильно варить компот. Большое вам спасибо.
фото к занятию
Рекомендуем посмотреть:
Конспект НОД по мульттерапии для подготовительной группы НОД в подготовительной группе. Компьютер и его основные устройства Конспект НОД по информатике в подготовительной группе ДОУ. Множество Занятие для подготовительной группы. Мой организмПохожие статьи:
Конспект НОД по математике в подготовительной группе. Счет до 11 и 12
Конспект занятия по математике в подготовительной группе. Состав числа
Конспект занятия по математике в подготовительной группе. Сложение и вычитание чисел
Конспект НОД по математике в подготовительной группе. Счёт до 15
Конспект занятия в подготовительной группе. Возрастная линия
Автор: Наталья Ивановна Анисимова
Опубликовано: 3535 дней назад (22 марта 2015)
Просмотров: 5689
Рубрика: конспекты НОД
|
+2↑ Голосов: 2 |
Комментарии (4)
|
|
||
|
|
|
||
|