Знакомство дошкольников с истоками русской народной культуры Урала
Знакомство детей с истоками русской народной культуры Урала
Пояснительная запискаМир ХХ1 века, каким он будет? – во многом зависит от нас и от тех основ, которые мы заложим в сознании детей, будущих созидателей новой жизни. От этих основ будет зависеть все духовное и материальное благосостояние государства и общества.
Обращенность современного общества к культуре, человеку, его духовному миру становится доминантой цивилизованного развития. В образовании как явлении цивилизации происходит также ориентация на индивида, на развитие личности, что превращает культуру в важнейший фактор духовного обновления как человечества в целом, так и отдельной личности.
Цель: воспитание чувства любви к Родине, родному краю; приобщение дошкольников к истории и культуре родного города, местным достопримечательностям.
Задачи:
I. Образовательные задачи:
1. Формировать у детей представления о родном крае: история, символика, достопримечательности.
2. Расширить знания детей о флоре и фауне родного края
3. Познакомить с культурой и традициями Урала.
4. Развивать интерес к родному краю, формировать представления детей об экологических проблемах города.
II. Воспитательные задачи:
1. Формировать у детей бережное, ответственное, эмоционально-доброжелательное отношение к миру природы, к живым существам.
2. Пробудить в детях чувство любви к своему, краю, уважение к его традициям и обычаям.
III. Оздоровительные задачи:
1. Охранять и укреплять здоровье детей.
2. Учить детей правильно взаимодействовать с природой.
3. Формировать умение рационально использовать природные ресурсы для гармоничного развития личности.
Список литературы:
1. 1. Аринштейн М. Мельников Е, Шакина И. Цветные камни Урала. - Свердловск, 1986.
2. Бердников Н. Город в двух измерениях. - Свердловск, Ср.-Уральское кн. Изд. 1979.
3. Бубнов Е.Н. Русское деревянное зодчество. - М.: Стройиздат, 1988.
4. Голошумова Г.С. Нравственно-эстетические основы декоративно-прикладного искусства Урала. - Нижний Тагил, 1994.
5. Детские частушки, шутки, прибаутки. / Сост. Бахметьева Т.И., Сополова Г.Т.- Ярославль, 1997.
6. Елфимов Ю.Н. Каслинские мастера. – Челябинск, 1977.
7. Живая вода. / Сост. Аникин В.П. М.: Дет. Лит. 1987.
8. Шестакова А.В. Росток: учебное пособие по художественно-творческому развитию детей дошкольного возраста.
9. Мурзина И.Я. Художественная культура Урала. – Екатеринбург, Дом учителя, 1999.
10. Народный календарь /Сост. Бельдягин Г.И. – Екатеринбург, 1996.
11. Обрядовая поэзия /сост. Никулина В.И., Розова А.Н. - М.: Современник, 1989.
12. Павловский Б.Н. Декоративно–прикладное искусство промышленного Урала. - М.:1975.
13. Павловский Б.Н. Каслинский чугунный павильон. - Свердловск , 1979.
14. Павловский Б.Н. Камнерезное искусство Урала. - Свердловск, 1953.
15. Панкиев И.А. Русские праздники. - М.: Яуза, 1998.
16. Памятники материальной и духовной культуры в музейных коллекциях. Программа музейного всеобуча для детей дошкольного и школьного возраста. - Екатеринбург: 1996.
17. Русские сказки Урала. - Екатеринбург, Сфера, 1997.
18. Литвинова М.Ф. Русские народные подвижные игры.
Вид деятельности, тема, цели работы, форма работы, художественная литература, творческая деятельность, работа с родителями.
1. Устное народное творчеств. Вечер загадок или загадки без оглядки приобщать детей к национальной культуре и быту своего народа, используя жанр загадки, как стержень для создания игровых и творческих ситуаций в разнообразных видах музыкальной деятельности: пении, слушании. Чтение и разучивание элементов художественной литературы данной темы, посещение музея, подвижные игры. Потешки, заклички, прибаутки, дразнилки, докучные сказки, колыбельные, загадки, считалки, скороговорки, пословицы, поговорки. В гостях бабушка -загадушка, народные игры. Разучивание с детьми элементов художественной литературы.
2.Наш сказочный Урал. Ознакомление детей с творчеством уральского писателя П. Бажова Чтение сказок, инсценирование главных эпизодов, составление коллажа, рисование. П. Бажов: «Серебряное копытце», «Каменный цветок», «Малахитовая шкатулка». Коллективная работа по составлению коллажа, создание рисунка по мотивам сказок П. Бажова. Совместная выставка персонажей сказок П. Бажова, посещение выставки-библиотеки
П. Бажова
3. Декоративно - прикладное искусство. Праздник Семена - летопроводца. Ознакомление детей с оформление композиции изделий из природного материалах. Представление о разных видах овощей, и их назначении. «Прощание с летом» К.Паустовский. Изготовление детьми поделок овощей, фруктов, ягод . Совместное составление поговорок, загадок о выбранном овоще
4.Декоративно - прикладное искусство. Рисование « Уральская изба». Ознакомление детей с культурой и бытом населения Урала. Девочка Дарёнка. Рассматривание иллюстраций, игра, рисование. Создание выразительных образов домов. Вспомнить сказку, просмотры картин. Просмотреть картины известных писателей изображающих избы Урала.
5.Уральские сказы. Ознакомление детей с историей создания женских головных уборов, расширять словарь детей Формирование умения иллюстрировать литературные произведения. «Народы и культуры Урала». «Серебряное копытце» П. Бажов, Игра «Мой козлик».
6.Лепка« Блюдо, кувшина». Ознакомление детей с особенностями камней. Формирование образа в барельефе, приобретение навыков лепки способом барельефа Представление видов лепки с осмотра камня лепка предметов русского быта, игры с макетами: «Русская изба» Изготовление предметов для макетов: русская изба, музей камней Урала.
7. Дид. игра «Найди отгадку». Словесная игра «Цепочки».Развивать художественно - творческие способности детей. Знакомство с урало-сибирской росписью. Составление орнаментов. «Узорная красота вокруг нас». «Народы и культуры Урала». Какие бывают и находят камни. Посещение музея, помощь в подготовке материала для альбома «Камни Урала»
8.Встреча с мастером – камнерезом. Роспись камней и оформление композиции «Каменное царство». История камня. Игра «Моя русская игрушка», изготовление игрушки из лоскутов. Изготовление игрушки из природных материалов.
9.Беседа «Уральские самоцветы». Ознакомление детей с историей камня чтение сказок, игры о «Народы и культуры Урала». Игра «Цветы из камня», Помощь в подготовке поиски историй о камнях.
10.Каслинское литье. Ознакомление детей с уральским народно - прикладным промыслом Представление предметов каслинского литья, рисование статуэток, игра«Сказки о ремесле» Ю.Подкорытов, Рисование статуэток, их раскрашивание, игра «Чугунное кружево». Рассматривание статуэток, фигурок.
11.Рассматривание экспозиции «Ювелирные украшения». Ознакомление детей с украшениями «какие они разные». Оформление выставки детских работ, «Кружева» Б. Дубовин, Сказка о бабушке Янтаре,Чтение книг, игры с украшениями. Помощь в подготовке поиски историй о камнях и выставка изделий.
12.Плетение на основе природных материалов. Познакомить детей с элементарными приемами плетения, рассмотреть природные материалы (корень, лоза, береста, лён, хлопок и другие) Организовать выставку плетеных изделий, представить детям природные материалы, из которых изготавливается ткань. Прибаутки: «Тряпица», «Вот те гребень». Плетение нити из веревочек, викторина «Угадай какая ткань» Заготовка лоскутков для викторины, помощь в обучении плетения нитей и кос.
13.Ознакомление детей с видами резьбы по дереву, предметами которые изготавливают из дерева (прялки, ложки, веретено, колыбели, колодец). Представление детям деревянных предметов с вырезанными узорами, рисование, лепка, аппликация «Кто помог дикой яблоне» Н. Никонов, «Деревья дышат»Л. Толстой. Рисование «Расписная прялка», лепка колыбели для избы, аппликация «Колодец с водицей», размещение элементов на рисунке «Изба» Помощь в окончательном оформлении рисунка «Изба» с занятия по теме «Уральская изба»
14.Рассматривание композиций в книгах: «Цветные камни Урала». Познакомить детей с народ-ными приметами, песнями, играми. Беседа, изготовление поделок для стенда, игры Моделирование ювелирных изделий с помощью пособия «Ковролин»,Рассматривание картин «Южно-уральские цветы из камней Помощь в подготовке поиски историй о камнях
15.Рассматривание композиций уральских поделочных камней. Познакомить детей с осенними народными приметами, песнями, играми. Беседа, разучивание песен. Оформление композиции изделий камнерезного искусства, Дид. игра «Подбери и собери», Игра «Ювелирный магазин».
16.Русская игрушка. Ознакомление детей с наиболее известными игрушками (деревянная, глиняная, соломенная)
Представление игрушек из различных материалов, обсуждение, игры, изготовление игрушки «Уборка соломы»,С. Колесников «Осень на пороге» «Грибы»С. Аксаков, Рисование на камне Принести интересные камни
17.Лепка «Кружки» Развитие представлений детей о декоративной посуде, ее назначении, Развитие умений лепить декоративные блюда, используя приемы раскатывания пластилинамежду ладонями, сплющивания. Рассматривание разных изделий посуды Развитие самостоятельности, творчества (умение выбирать свой вариант тарелки, использовать собственные изобразительные средства.) Рассматривание посуды уральских заводов.
Беседа о ее назначении, художественном оформлении. Сравнительная характеристика
18. Пасха Расширять представления детей об истории религии, к традиции изготовления «писанок» (роспись пасхальных яиц) Расписывание яиц, открыток, беседа «Великопостная молитва» А. Пушкин,«Пасхальные вести» Я. Ролонский,«Воскрес»К. Случевский Раскрашивание яиц детьми, игры с яйцами, изготовление пасхальных открыток Покраска яиц, изготовление пасхи совместно с детьми
19.Народные обычаи.Моя родословная Ознакомление детей с традициями родственных связей, родословным деревом, фамилией Составление родословного дерева, выпуск семейных газет, игры «Воображение и творчество в детском саду» Выготский Л.С. Разыгрывание сценок семья по ролям, выпуск семейных газет Составление родословного дерева, подготовка материала для семейных газет, совместный подбор необходимых фотографий
20.Посиделки у самовара Познакомить детей с историко-культурной традицией русского народа: чаепитием, сервировкой стола Беседа, показ сервировки стола, чаепитие, загадки, поговорки, рисование, игра «Забавы вокруг печки»
И. Морозов Рисование угощений, игра «Сложи салфеточку» Беседа с детьми о правилах чаепития и гостеприимства
21.Ярмарка Ознакомление детей с историей и правилами проведения ярмарок Беседа, представление иллюстрации «Ярмарка», рисование, игра «По дороге на ярмарку»
К. Трутовский Рисование «Мой ярмарочный прилавок», объединение рисунков детей для игры «Ярмарка» Посещение с детьми ярмарок выходного дня, ярмарки дня города
22.Хоровод Ознакомление детей с русскими народными танцами, хороводами Беседа, разучивание движений танцев «Воображение и творчество в детском саду» Выготский Л.С. Игры: «Хоровод», «Как на Машин день рожденья испекли мы каравай» Совместное изготовление наряда для хоровода
23.Наш сказочный Урал Знание художественных произведений уральских авторов для детей. Владение элементарными этнокультурными представлениями. Развитость представлений о добре и зле, основных этических нормах на основе приобщения к сказке Владение элементами
фольклора.
Умение включаться в различные формы коллективного художественного, литературного, изобразительного творчества, связанного с жизнью уральского региона. Интерес и любовь к художественным литературным произведениям уральских авторов для детей, раскрывающих ребенку мир уральской природы, окружающих домашних предметов, природных богатств У детей вызвать уважение к ценностям традиционной культуры своего народа, своего края. изображение сказочных героев и сюжетов в совместной и самостоятельной деятельности взрослых и детей(изобразительной, художественном труде).
Рекомендуем посмотреть:
Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста Половое воспитание старших дошкольников Письменная характеристика компонентов предметно – развивающей среды в группе воспитателя Развитие вокально-хоровых навыков у старших дошкольниковПохожие статьи:
Самостоятельная деятельность детей в младшей группе по ФГОС на прогулке
Как учитывать темперамент ребёнка в процессе педагогической деятельности
Опубликовано: 3617 дней назад (8 декабря 2014)
Просмотров: 11401
Рубрика: конспект кружка в старшей группе
|
+9↑ Голосов: 9 |
Комментарии (12)
|
||
|
|
||
|
|
||
|
|
||
|
|
|
|
|
||
|
|
||
|
|
||
|
|
||
|
|
||
|