Урок литературного чтения в 7 классе
Автор: Аубакирова Манат Камельевна, учитель русского языка и литературы СОШ № 35, город Павлодар, Республика Казахстан.
Описание работы: произведения С.Михалкова школьники читают всегда с удовольствием и улыбкой, так как они не утратили своей злободневности и сегодня. Урок литературного чтения в 7 классе, посвящённый изучению басен С.Михалкова, не оставил детей равнодушными, у семиклассников появилось желание прочитать другие замечательные произведения поэта. Поэтому конспект урока по изучению басен С.Михалкова будет полезен учителям начальных классов и учителям русского языка и литературы.
Тема: «С.Михалков. Басни «Слон - живописец», «Чудак» Цели: расширить знания учащихся о творчестве С. Михалкова, проанализировать басни поэта:
развивать аналитические умения: отзываться на прочитанное, высказывать и отстаивать своё мнение; совершенствовать навык выразительного чтения;
воспитывать принципиальность, уверенность в себе, в своих поступках.
Тип урока: изучение нового материала
Методы обучения: словесный, наглядный, частично – поисковый.
Оборудование: интерактивная доска, видео (мультфильм), портрет писателя, презентация, учебник «Литературное чтение» для 7 класса общеобразовательных школ с казахским, уйгурским и другими языками обучения. – 10 – е изд. Жаданова К.Х., Исаханова Д,К. – Алматы, 2012.
Ход урока I.Организационный момент II.Актуализация знаний учащихся Как называется литературный жанр, который мы изучаем?
Басня. Что такое басня?
Короткий иносказательный нравоучительный рассказ в стихотворной форме. Каких известных баснописцев вы знаете?
Эзоп, Руми, И.А.Крылов, С. Михалков. Какие басни Крылова вы читали?
«Слон и Моська», «Мартышка и очки» III.Мотивационный этап Ребята, последователем И.А.Крылова является классик детской литературы Сергей Владимирович Михалков. Сегодня на уроке мы познакомимся с баснями С.В.Михалкова «Слон - живописец», «Чудак», будем читать выразительно эти басни, анализировать, сравнивать.
IV. Знакомство с поэтом С.В.Михалковым: рассказы учащихся (с показом слайдов). 1 ученик: Сергей Владимирович Михалков – русский поэт, прозаик, классик детской литературы. Родился в 1913 году в Москве. После окончания школы трудился на ткацкой фабрике, потом в геологоразведочной экспедиции. Он сотрудничал в нескольких московских газетах и журналах , где опубликовал свои первые произведения. Известность молодому поэту принесло стихотворение «Дядя Степа» (1935).
В 1935-1937 гг. Михалков учился в Литературном институте. По завершению учебы стал членом Союза писателей СССР. 2 ученик: Очень популярен Михалков и как автор басен. В этом жанре он создал более 200 произведений. Сергей Михалков написал как стихотворные басни («Кукушка и Скворец», «Назойливый Комар», «Соловей и Ворона», «Лев и Муха», «Муха и Пчела», «Лев и ярлык», «Заяц и Черепаха», «Слон-живописец» ), так и басни в прозе («Хочу бодаться!», «Просчитался», «Услужливый», «Волшебное слово», «Зеркало», «Кабан на шее», «Шакал-интриган» ). 3 ученик: Во
время Великой Отечественной войны Сергей Михалков работал корреспондентом на фронте, был награжден боевыми орденами и медалями. После войны Михалков продолжил литературную деятельность. Основное внимание писатель уделял развитию детской литературы: создавал пьесы для детских театров, редактировал популярный детский журнал «Веселые картинки», написал сценарии для 16 художественных и 15 мультипликационных фильмов. V. Просмотр мультфильма «Слон - живописец». Давайте посмотрим мультфильм «Слон - живописец». При просмотре обратите внимание на то, как автор читает басню, как показаны герои басни.
VI . Чтение учащимися басни «Слон - живописец» по ролям. VII. Аналитическая работа с текстом басни. Ребята, я задаю вопросы по содержанию басни, а вы ответьте словами из текста, т.е. дайте цитатные ответы.
Для чего Слон пригласил друзей?
«Он пригласил друзей взглянуть на полотно».
О чём он беспокоился?
«Низвергнут? Или вознесут?» Как автор называет друзей Слона?
«Ценители». Какой получилась вторая картина Слона?
«Взглянули гости на пейзаж
И так сказали: «Ералаш!» Какова мораль басни? Прочитайте.
«Мой друг! Не будь таким слоном:
Советам следуй, но с умом!
На всех друзей не угодишь,
Себе же только навредишь». YIII. Коллективное творчество: составление правил на основе морали басни. Сейчас мы с вами изложим мораль басни своими словами и запишем в тетради в виде правил под названием «Нравоучения от Михалкова»:
1. Нельзя угождать всем подряд.
2. Прислушиваться к советам с умом.
3. Надо иметь собственную точку зрения, нужно уметь её отстаивать.
IX. Выразительное чтение басни «Чудак». Сегодня мы познакомимся ещё с одной басней Сергея Михалкова. Называется басня «Чудак».
X. Характеристика главных героев басни. Ребята, составим краткие характеристики главных героев басни, используя антонимы.
старик паренёк
глупый умный
робкий смелый
неразговорчивый коммуникабельный
скучный весёлый
XI. Анализ басни «Чудак». Почему старик не мог продать свою корову?
Рассказывал про свою корову только плохое.
Как вы думаете, почему паренёк сразу нашёл покупателя?
Он умел хорошо рекламировать. Почему старик раздумал продавать корову?
Паренёк своей рекламой сумел переубедить старика. Старик понял, что такая скотина, даже «больно худая», нужна самому. Что такое реклама?
Объявление, распространение, афиша, вывеска XII. Составление кластера. На уроке мы прочитали басню «Чудак», вы теперь знаете, какую роль играет реклама. Составим кластер.
XII. Рефлексия. Я понял, что…
Было интересно…
Мне понравилось больше всего…
XIII. Выставление оценок. XIV. Домашнее задание: выучить наизусть басню (по выбору).
Рекомендуем посмотреть:
Урок литературы в 7 классе II вида
Конспект урока литературного чтения в 7 классе по теме: Берёзы
Конспект урока литературы в 7 классе. Тургенев «Бирюк»
Методические рекомендации по литературе в работе над средствами выразительности речи. Рождение метаф