Наши конкурсы
Творческий конкурс для педагогов «Интересная Осень 2024»

 

Творческий конкурс для педагогов «Прекрасная Зима 2025»

 

Игры, развлечения, праздники и забавы для детей. Конкурс для педагогов

 

Бесплатные конкурсы для педагогов на сайте kladraz.ru

Конспект урока литературного чтения в 7 классе по теме: Берёзы

Урок литературного чтения в 7 классе по теме: «Берёзы пахнут Родиной!»
(С.Есенин «Берёза». М.Пришвин «Деревья в плену»)
Цели урока:
- познакомить учащихся со стихотворением С.Есенина «Берёза» и рассказом М.Пришвина «Деревья в плену»;
- показать красоту произведений о природе, раскрыть авторское отношение к природе;
- формировать умение определять средства художественной выразительности в произведениях, анализировать произведения разного жанра;
- способствовать развитию воображения, связной речи, развивать чувство прекрасного;
- воспитывать любовь к природе.
Тип урока: комбинированный.
Методы: словесный, иллюстративно-объяснительный, частично-поисковый.
Форма организации: фронтальная, групповая.
Оборудование: портреты Есенина и Пришвина, слайды с иллюстрациями, интерактивная доска, учебник «Литературное чтение» : учебник для 7 класса общеобразовательных школ с казахским, уйгурским и др. языками обучения. –
10-ое изд. Жаданова К.Х., Исаханова Д.К. - Алматы: Білім, 2012.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Чтение лучших сочинений.
Ребята! Сейчас самое замечательное время – зима. Зима – волшебница, она преображает мир. Рисует зима только белой краской. Поэтому символом зимы является белый снег.
На прошлом уроке вы писали сочинение на тему: «Каким я видел(а) снег сегодня (вчера, однажды) утром (в полдень, вечером)».
Снег вы увидели и услышали по-разному. Самые внимательные, самые чуткие из вас написали хорошие сочинения о снеге. Давайте послушаем.
III. Мотивационный этап.
Сегодня на уроке мы узнаем, как увидели и услышали зиму великие мастера слова: Сергей Есенин и Михаил Пришвин. С их произведениями о зиме мы познакомимся на уроке. Эти произведения написаны в разное время. Каждый автор
по- своему описал зимнюю природу. Но в их творениях есть что- то общее. Попробуем разобраться в художественных особенностях этих шедевров. Это стихотворение Сергея Есенина «Берёза» и рассказ Михаила Пришвина «Деревья в плену».
Поэтому мы на уроке будем читать, словесно рисовать, исследовать, анализировать.
IV.Знакомство с авторами: рассказы учащихся о С.Есенине и М.Пришвине.

1 ученик:
3 октября 1895 года в селе Константиново Рязанской губернии родился Сергей Есенин..
Когда Серёжа подрос, его отдали в церковно-учительскую школу, окончив которую, он должен был поступить в Московский учительский институт и стать сельским учителем. Но этого не случилось. Целью и смыслом жизни Сергея стала поэзия. Стихи Сергей начал писать рано, с девяти лет, но сознательное творчество началось в 16-17 лет. Он очень любил свою Родину, её поля и леса, небо над ней. Это всё отражено в его поэзии. С. Есенин воспевал в своих стихах красоту природы. Его называли певцом русской природы.

2 ученик:
Творчество Михаила Михайловича Пришвина (1873 -1954) проникнуто размышлениями о сущности человеческой личности и её взаимоотношениях с окружающей природой. Писатель не только великолепно знает природу, умеет заметить то, мимо чего люди часто проходят равнодушно, но и обладает умением передать поэзию окружающего мира в описаниях, в сравнениях, даже просто в названиях рассказов.
V. Работа по новой теме.
Чтение наизусть стихотворения С.Есенина «Берёза».
(Читает наизусть заранее подготовленный ученик).

VI. Литературоведческий комментарий.
Ребята, нам предстоит творческая работа – анализ стихотворения. Поэтому мы повторим литературоведческие понятия.
ТРОПЫ - это слова или выражения в переносном значении, используемые для характеристики какого – либо явления
Метафора – это перенос свойств одного предмета или явления на другой по принципу их сходства
Сравнение — это изобразительный прием, основанный на сопоставлении одного явления или понятия с другим.
В отличие от метафоры сравнение всегда двучленно: в нем называются оба сопоставляемых предмета (явления, признака, действия).
VII Работа с учебником.
В вашем учебнике есть сведения ещё об одном тропе. Называется этот троп олицетворением. Давайте прочитаем статью.

VIII.Анализ стихотворения С.Есенина «Берёза».
Какая берёза у Есенина?
Белая, серебряная, золотая.
Для чего нужно такое многоцветье при описании заснеженной берёзы?
Чтобы читатели могли лучше представить зимнюю берёзу.
В стихотворении поэт дважды сравнивает снег с серебром. Но при этом использует разные приёмы.
Прочитайте первое четверостишие.
Принакрылась снегом, точно серебром. Какой троп используется?
Сравнение.
Давайте прочитаем последнее четверостишие. В этих строках заря обсыпает ветки новым серебром. Это сравнение, но оно как бы скрыто. Как называется этот троп?
Метафора.
Найдите в тексте другие метафоры.
Распустились кисти, горят снежинки, золотой огонь.
Найдите в тексте олицетворения.
Принакрылась снегом, стоит в сонной тишине, лениво обходя, обсыпает ветки.
Таким образом, какие художественные средства использует Есенин в стихотворении?
Метафора, сравнение, олицетворение.

IX. Выразительное чтение учащимся рассказа М.Пришвина «Деревья в плену».

Ребята! Сейчас внимательно послушаем рассказ Пришвина «Деревья в плену». Послушаем, как восхищается природой Михаил Пришвин. Как он красиво рисует словами заснеженные деревья в лесу.

X. Анализ рассказа.
На сколько частей можно разделить рассказ?
На две части.
Как называет Пришвин зимние берёзы?
Кружевные арки.
Как вы озаглавили бы первую часть рассказа?
«Лес зимой», «Деревья в плену».
В каком плену оказались деревья?
В снежном плену.
Как вы озаглавили вторую часть рассказа?
«Освобождение от зимнего плена», «Волшебный удар».

XI. Коллективное творчество. (Составление кластера).
Главными словами урока являются «берёза», «чувства, настроения». Поэтому на них составим кластер. Каждая группа получает своё ключевое слово. Надо составить кластер на основе произведений С.Есенина и М.Пришвина.

I группа

II группа

III группа

XII. Рефлексия.
1. Что нового узнали?
2. Чему научились на уроке?
3. Что понравилось?
Учащиеся по кругу отвечают на эти вопросы.

XIII. Заключительное слово учителя.
О берёзе слагали стихи и песни, рисовали её художники. Послушайте эти строки писателя В.П.Астафьева: «Бродил я по приморскому парку… и вдруг увидел среди заморских кущ три березки. Глазам своим не поверил… От них нельзя было оторвать глаз. Белые стволы берез пестрели, как веселые сороки, а на нежной зелени листьев было так хорошо, покойно взгляду. Чем пахнут березы? Я глядел на эти березы и видел деревенскую улицу мою, ворота, резные наличники окон и березку под ними в зеленой тени листвы. Березы пахнут Родиной!»
Ребята, эти замечательные строки помогут нам понять суть есенинского и пришвинского образов берёзы. Теперь вы понимаете, что и для Есенина, и для Пришвина берёза – символ Родины. В своих произведениях авторы выражают свою любовь к родной природе, к Родине. Читая такие стихи и рассказы, вы учитесь видеть необычное в обычном, делать открытия прекрасного, любить природу, Родину.
XIV. Выставление оценок.
XV. Домашнее задание: выучить наизусть стихотворение, сделать рисунки к произведениям, составить диаграмму Венна.

Рекомендуем посмотреть:

Урок литературы в 7 классе II вида Конспект урока литературы в 7 классе. Тургенев «Бирюк» Конспект урока литературного чтения в 7 классе. Михалков "Басни" Методические рекомендации по литературе в работе над средствами выразительности речи. Рождение метаф
Участник №121 профессионального конкурса педагогического мастерства с 15 сентября по 15 декабря 2015 года
Внеклассное мероприятие по русскому языку в начальной школе. Знатоки русского языка
Опубликовано: 3263 дня назад (27 ноября 2015)
Просмотров: 5822
+3
Голосов: 3
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!