Конспект урока литературы в 7 классе. Тургенев «Бирюк»
Конспект урока литературы в 7 классе
Тема: «Судьба, долг, сострадание… или Почему люди несчастны» (по рассказу И. С. Тургенева «Бирюк»).Цель: анализ рассказа И. С. Тургенева «Бирюк».
Задачи:
• показать мастерство писателя в создании портретной характеристики;
• формировать навыки исследовательской работы с текстом;
• развивать логическое мышление, наблюдательность,
• развивать и обогащать речь обучающихся;
• создать условия для воспитания чувства любви к природе, к человеку.
Оборудование: учебник, тетрадь, презентация, иллюстрации к произведению, портреты писателя.
Используемые технологии: личностно-ориентированная; проблемно-поисковая.
Методические приемы: беседа, чтение, работа с учебником, просмотр презентации.
Основные понятия: герой, портрет, интерьер, описание.
Межпредметные связи: история.
Но что может быть интересного
в грубом, необразованном человеке?
Как что? – Его душа, ум, сердце, всё
то же, что и в образованном человеке.
В. Г. Белинский
Структура урока
I. Организационный момент.
Цель этапа: создание эмоционального настроя урока.
- Здравствуйте. Давайте настроимся на работу. Пожмите друг другу руку те, кто к сегодняшнему уроку прочитал вступительную статью в учебнике об И. С. Тургеневе.
- Приложите руку к сердцу те, кто прочитал рассказ И. С. Тургенева.
-Похлопайте те, кто за сегодняшний урок хочет получить отличную отметку.
-Молодцы, спасибо. Слайд № 1
II. Работа по теме урока.
Цель этапа: анализ рассказа И. С. Тургенева «Бирюк»
1. Беседа.
Цель этапа: Подготовка к восприятию.
- Какого писателя и автора какого произведения мы видим на этом слайде? (И. С. Тургенева, автора «Записок охотника»).
- Над «Записками охотника» И. С. Тургенев начинает работать в 1847 году, были опубликованы в 1852 . В сборник вошло 25 рассказов.
Во всех произведениях присутствует один и тот же герой - Петр Петрович. Это дворянин из села Спасское. Он рассказывает о случаях, произошедших с ним во время охоты. Поэтому сборник назван «Записки охотника»
Создавая его, Тургенев опирался на собственные впечатления о жизни крестьян в Орловской губернии. Многие герои, упоминаемые в рассказах, были знакомы автору.
Слайд № 2
Слайд № 3
2. Работа с учебником.
Цель этапа: расширение знаний о Тургеневе И. С.
- С творчеством И. С. Тургенева мы знакомились в предыдущих классах. Какие факты вы помните?
- Сейчас я предлагаю вам ещё раз обратиться к биографии писателя и восполнить пробелы. (Стр. 238 - 240)
3. Мотивация
- Почему же Тургенева так интересовали крестьяне? Что именно в крестьянстве видел классик?
4. Создание проблемной ситуации.
- Мы сегодня тоже попробуем пройти охотничьей тропой вместе с Тургеневым и тоже будем... (узнавать чью-то тайну)
-Чью? (тайну Бирюка, героя одноименного рассказа Тургенева).
- На какие вопросы вы хотели бы ответить сегодня на уроке?
5. Целевая установка.
Цель этапа: постановка целей урока.
• попробуем разобраться в характере главного героя;
• обязательно найдём ответ на вопрос, чем же так заинтересовала Тургенева судьба Бирюка, что он отводит ему центральное место в своём произведении.
6. Беседа.
Цель этапа: подготовка к анализу.
- Вспомните, какие пункты традиционно включаются в характеристику (имя, портрет, семейное положение, отношение к работе, взаимоотношения с другими персонажами, отношение автора к своему герою и проч.)
- Какие детали образа Бирюка мы знаем? Перечислите.
- Имя
- Портрет
- Отношение Бирюка к работе
- Отношение к Бирюку мужиков – крестьян (в том числе и вора)
- Отношение самого Бирюка к мужику-вору
- Быт Бирюка, его семейное положение
- Итак, сейчас нам предстоит серьезная работа.
Слайд № 4
7. Анализ текста. Характеристика персонажа. Реализация воспитательной цели урока.
- Каково настоящее имя Бирюка? Имя – Фома Кузьмич, но все называют его Бирюком.
- Что обозначает прозвище - Бирюк? Бирюк- это прозвище (одинокий и угрюмый человек). Бирюком называют ВОЛКА.
- Кто прозвал лесника Бирюком? Лесника так прозвали мужики.
- Откуда его прозвище известно барину – Тургеневу? (Стр. 242. «от моего Ермолая и от других я часто слышал рассказы о леснике Бирюке…»).
- Какой вывод можно сделать? Ни с кем не общается, угрюм, его не любят, он одинок, его считают волком, зверем, можно пожалеть героя.
Портрет
Молодец, высокого роста, плечист, сложен на славу, могучие мышцы, черная борода, суровое и мужественное лицо, смелые глаза Суровый, мужественный, красивый
- Что во внешности Бирюка нравится Тургеневу? Молодец «высокого роста, плечист и сложен на славу», «могучие мышцы», «суровое и мужественное лицо», «смело глядели глаза», «силён и ловок, как бес», богатырь. Не боится грозы, он сам «гроза» для воров.
В. Г. Белинский в своей критической статье «Взгляд на русскую литературу 1847 года» задает вопрос: «… что может быть интересного в грубом, необразованном человеке?» На этот вопрос мы попробуем ответить в конце урока. Слайд № 5
Отношение Бирюка к работе
Мастер своего дела, вязанки хвороста не даст утащить, никому спуску не дает, господский хлеб даром не ест Очень строгий, жестокий,
добросовестный работник
• Как объясняет Бирюк Тургеневу свое отношение к работе? Очень добросовестный, неподкупный.
- Почему мужикам-крестьянам приходится воровать в лесу? Он пытался объяснить Бирюку причину того, почему он пришел в лес воровать: «с голодухи, разорены, с голодухи, детки пищат, нужда».
Отношение к Бирюку мужиков – крестьян (в том числе и вора)
Сжить хотят со свету, да не дается. Его мужик-вор называет кровопийцей, душегубцем, зверем (3 раза) Его ненавидят, хотят убить, сочувствуем ему
• Почему мужики ненавидят Бирюка? Именно потому, что он ответственно и честно выполняет свою работу, не позволяет воровать, с ним крестьяне и не общаются. За строгость, честность и даже жёсткость его не любят, считают волком, зверем. «Уж не раз добрые люди его сжить со свету собирались».
- Как называет Бирюка пойманный им мужик-вор? Его мужик-вор называет кровопийцей, душегубцем, зверем (3 раза).
Отношение самого Бирюка к мужику-вору Поймал его во время преступления, связал кушаком и хочет наказать, но все же отпускает, выталкивает из избы Жестокий, но жалеет,
понимает беду мужика и отпускает, берет вину на себя
- Понимает ли Бирюк, почему мужик пришел воровать лес? Несмотря на то, что Фома и сам находится в таком же положении, он отвечает мужику, что все равно нельзя воровать.
- Жалеет ли вора Бирюк или нет? Жестокий, но жалеет,
- Кого накажут за срубленное дерево? Бирюк говорит в разговоре с мужиком: «Я тоже человек подневольный, с меня взыщут».
- Почему Бирюк отпускает вора? Легко ли ему принять такое решение? Легко ли беречь барский лес? Фома и сам так же бедно живет, как мужик, он понимает крестьянина, сочувствует ему, Фома умеет сострадать, сопереживать, он добрый. Прощает мужику жестокие оскорбления: «кровопийца, душегубец, зверь». Нет, Бирюк не кровопийца, он не злой Понимает беду мужика и отпускает, берет вину на себя.
Быт Бирюка, его семейное положение. Жена сбежала, живет с двумя детьми: девочка 12-ти лет, грудной ребенок. Изба низкая, пустая, бедность, нет хлеба и чая жена не выдержала характера Бирюка. ответственен за своих детей
очень беден, несчастен, автор его жалеет
- Какие чувства испытывает Тургенев, видя, как живет Бирюк? «Изба лесника состояла из одной комнаты, закоптелой, низкой и пустой». «Изодранный тулуп». Кушать нечего. Двое детей. «Я посмотрел кругом,- сердце во мне заныло».
-Счастлив ли Бирюк?
- Почему от него сбежала жена?
8. Сопоставление деталей. Прием «недописанный тезис».
- Попробуйте теперь всё, нами сказанное, сопоставить в одном предложении, С одной стороны, Бирюк_________________________________________________________,
но с другой стороны,
__________________________________________________________________, ПОТОМУ ЧТО________________
С одной стороны, Бирюк одинокий, бедный, несчастный, брошенный, понимающий, мужественный, добросовестный работник, его можно пожалеть, но с другой стороны, жестокий, строгий, его хотят сжить со свету.
- Итак, мы уже частично узнали Бирюка. Каким человеком он предстает перед нами? (хорошим, умным, добросовестным).
- Но только одно слово у нас осталось непонятным – ПРИЧИНА, которая не дает ему раскрыться перед мужиками, чтобы они поняли, каков он на самом деле.
Слайд № 6
Слайд № 7
9. Поиск причины явления
- Бирюк делает что-то против своей воли? (да, он задерживает вора – несчастного мужика – и собирается его наказать)
- А кто же и почему заставляет этого сильного, мужественного человека поступать против своей воли, заставляет выполнять свои приказы? (барин, помещик, потому что Бирюк - КРЕПОСТНОЙ)
- Вот мы и нашли причину, по которой Бирюк жесток, угрюм, излишне суров. Подберите ключевые к слову КРЕПОСТНОЙ (какой? Несвободный, должен выполнять приказы барина) Слайд № 7
10. Раскрытие тайны. Прием «недописанный тезис».
- Можем ли мы теперь раскрыть тайну Бирюка? (да)
- Попробуйте теперь письменно ее изложить и закончить предложение, используя ключевые слова.
Тайна Бирюка в том, что он хороший и добрый человек, но, так как он крепостной, он должен подчиняться барину и быть жестоким с крестьянами, поэтому они его ненавидят
Слайд № 8 - 13
11. Авторская позиция
- Как вы думаете, а Тургенев смог раскрыть тайну Бирюка?
- Как оценивает поступок Бирюка по отношению к вору Тургенев? (он называет Бирюка «славный малый», то есть понимает, каков Бирюк на самом деле).
- Попробуем теперь ответить на вопрос, заданный Белинским. Попробуйте закончить предложение.
…что может быть интересного в грубом, необразованном человеке?
Как что? – Его душа, ум, сердце, всё то же, что и в образованном человеке.
Слайд № 14
12. Тайна Тургенева. Прием «недописанный тезис».
- Да, действительно, Тургенев был одним из первых русских писателей, которые поняли душевную силу и красоту крепостных крестьян и рассказали об этом миру.
-И теперь я вам приоткрою завесу тайны самого Тургенева. Он желал, чтобы на его памятнике были высечены слова о том, что его _________________послужила делу освобождения крестьян от крепостного права. Вставьте пропущенное слово (книга «Записки охотника»)
Известно, что в решении царя Александра II (воспитанника В.А.Жуковского) освободить крестьян в 1861 году, "Записки охотника" сыграли большую роль. Вот как литература влияет на историю.
Слайд № 15
Слайд № 16
III. Итог урока. Реализация воспитательной цели урока.
Цель этапа: подведение итога урока.
1. Беседа
- Один из бывших крепостных Тургенева вспоминал спустя время: «Бабушка и мать говорили мне, что почти все лица, упоминаемые в «Записках охотника», не выдуманные, а списанные с живых людей, даже имена их настоящие: был Ермолай…, был Бирюк, которого в лесу убили свои же крестьяне…»
Все – таки добрый, мужественный, честный Бирюк погиб от рук своих же крестьян. И возникает вопрос: почему такой славный человек, одаренный от природы многими положительными качествами, жил в нищете, в условиях, вызывающих жалость? Бирюка ценил барин, доверял ему свой лес. Почему же Бирюк живет ничуть не лучше, чем остальные крестьяне? Почему погиб из-за того, что честно выполнял свою работу? Кто в этом виноват (или что)?
(ответ: Бирюк говорит: «Я человек подневольный». Насколько подневольный? Такой же подневольный, как и другие крестьяне – он крепостной. А барин, видимо, очень жадный, потому что обдирает своих крестьян до нитки, и они вынуждены воровать, чтобы прокормиться. И даже о Бирюке, которого барин ценит как работника, которому доверяет, он не заботится. И даже взыскивает с него недоимки. Виновато в ужасной жизни людей и в смерти Бирюка крепостное право. Из-за него крестьяне голодали и воровали. Из-за него Бирюк тщательно охранял лес, не позволял воровать крестьянам. Но крепостным очень тяжело жилось, у них не было другого выхода, кроме как воровать, а Бирюк был помехой, поэтому его и убили).
- Крепостное право. В произведении нет прямого протеста против него. И все же рассказ – обвинительный акт крепостному праву (идея произведения). И не только крепостному праву, но и вообще насилию над личностью человека. Когда мы чувствуем, что Тургенев нам об этом говорит?
(ответ: мы чувствуем это в словах крестьянина – вора, когда он в отчаянии выкрикивает обвинения Бирюку, да и образ Бирюка – это протест против крепостного права и насилия над человеком).
- Попробуйте ответить на вопрос, сформулированный в теме урока? Почему несчастен Бирюк и другие крестьяне – герои рассказа?
2. Рефлексия.
- Какие знания вы сегодня получили на уроке?
- Чем на уроке вы порадовали учителя, одноклассников?
- Какое у вас настроение от урока?
- Ребята, я благодарю вас за урок и желаю каждому из вас иметь большое и доброе сердце и всегда сохранять человеческое достоинство.
IV. Домашнее задание.
Цель этапа: сообщение и разъяснение содержания домашнего задания.
Прочитать стр. 250 – 253.
По желанию: нарисовать иллюстрацию к произведению.
Литература.
1. Диденко Инна Валерьевна, ГБОУ СОШ № 451 Колпинский район. Конспект урока по рассказу И. С. Тургенева «Бирюк»
2. Зайцева Л. А. Конспект урока литературы по рассказу И. С. Тургенева "Бирюк" 7 класс.
3. Покровкова Наталья Николаевна, заместитель директора по УВР Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 2 им. Е. В. Камышева».
4. Литература. 7 класс: учебник для общеобразовательных организаций с приложением на электронном носителе/В. Я. Коровина, В. П. Журавлев, В. И. Коровин. – М.: Просвещение, 2014.
Презентация на тему: Анализ рассказа И. С. Тургенева «Бирюк»
Рекомендуем посмотреть:
Урок литературы в 7 классе II вида Конспект урока литературного чтения в 7 классе по теме: Берёзы Конспект урока литературного чтения в 7 классе. Михалков "Басни" Методические рекомендации по литературе в работе над средствами выразительности речи. Рождение метаф
Автор: Татьяна Ивановна Евстропова
Опубликовано: 3222 дня назад (7 января 2016)
Просмотров: 29597
Рубрика: Методические разработки
|
0 Голосов: 0 |
Комментарии (0)
Нет комментариев. Ваш будет первым!