Конспект НОД в подготовительной группе детского сада
Конспект НОД в подготовительной группе детского сада: «Эх, лапти мои, лапти липовые...»
Цель:• Продолжать формировать потребность в познании русского мира.
• Совершенствовать знания о предметах народного быта (их цвете, форме, величине, материале, назначении), о родовидовых понятиях.
• Развивать связную речь.
• Упражнять в нахождении вещественно-полевых ресурсов в играх по системе ТРИЗ.
Словарная работа:
Лапти, лапоточки, лапотки, плести лапти, лыко, драть лыко, лыченица, щеголять.
Предварительная работа:
• Посещение выставки русской народной одежды.
• Чтение русских народных сказок. Рассматривание иллюстраций к русским народным сказками.
• Работа над частушками.
Материал:
Круги Эйлера, картинки с изображением разных видов обуви, лапти, силуэты лаптей, вырезанные из
Ход.
Воспитатель: Дети, посмотрит на картинки, на которых изображена разная обувь (показываю). Подумайте, на какие группы можно разделить обувь?Дети: Для холодного времени года и для теплого.
Воспитатель: Положите картинки с обувью для лета в один круг, а для зимы — в другой (раскладывают).
Воспитатель: В древние времена самой распространенной обувью на Руси были лапти (показываю). Дети, как вы думаете, куда следует положить лапти: в круг с обувью для лета или в круг с обувью для зимы? Чтобы ответить на этот вопрос, рассмотрим лапти. Возьмите их в руки.
Дети берут лапти в руки и по очереди их примеряют.
Воспитатель: Как вы думаете, «дышат» ли ваги ноги в лаптях?
Дети: Да, наши ноги дышат в лаптях. В них есть небольшие отверстия, через которые проходит воздух. Лапти очень легкие, мягкие. Их можно сплести любого размера и носить с теплыми шерстяными носками. А чтобы они не сваливались с ног к ним приделаны завязки.
Воспитатель: Загадаю вам загадку, отгадайте-ка ее: «Два котика, четыре хвостика»?
Как можно догадаться, что эта загадка про лапти?
Дети: Потому что два котика — это сами лапти, а четыре хвостика — это завязки к ним.
Воспитатель: Как можно еще назвать лапти?
Дети: Лапоточки, лапотки.
Воспитатель: Из чего плели лапти? Попробуйте отгадать загадку?
«С моего цветка берет пчелка самый вкусный мед, а меня все обижают, шкурку тонкую сдирают.» (Липа)
Как же не грустить липе,ведь с ее ствола снимали кору или, как говорили в народе, «драли лыко». Поэтому в старину лапти назывались еще по-другому — лыченица. Еще лапти плели из бересты. Вспомните, что такое береста?
Дети: Это лапти из коры березы. Такие лапти считались праздничными.
Воспитатель: Посмотрите, как красиво сплетены лапти, аккуратно, со своим рисунком (показываю образцы). Секреты, умения, необходимые для плетения лаптей, передавались из поколения в поколение, от деда к внуку. Одно плохо — лапти быстро снашивались: летом — за три дня, зимой — за десять дней. Как вы думаете, почему летом лапти снашивались быстрее?
Дети: Летом много работали, далеко ходили. Но и материал был доступен. Если не полениться и сходить в лесок, то будешь в новой обуви щеголять.
Дети: В народном календаре есть день, когда начинали плести лапти — 22 февраля (На Никифора лапти плетут) А пока лапти плетут — частушки про них придумывают. Какие?
• «Ох лапти мой, лопоточки мои!
Огороды вы пахали, танцевать сюда попали».
• «Гуляй, Матвей, не жалей лаптей!
До субботы доживем — новы лапти наживем!»
Воспитатель: Посмотрите еще раз на круги с картинками, на которых изображена обувь. Куда мы поместим лапти?
Дети: На пересечении кругов.
Воспитатель: Почему именно сюда?
Дети: Потому что лапти носили и летом и зимой.
Воспитатель: Сегодня мы попробуем сплести лапти, но не из лыка и бересты, а из тесьмы. Чтобы они получились красивыми, возьмем цветную тесьму. Сначала наложим несколько кусочков тесьмы одного цвета на бумажный силуэт вертикально, прикрепим булавками, а затем будем вплетать тесьму другого цвета горизонтально — то сверху, то снизу. Чтобы лапти получились как настоящие, приделаем к ним завязки. Получится хороший подарок для бабушек и мам (показываю процесс плетения, дети выполняют задание с помощью воспитателя).
Воспитатель: С давних времен до нас дошла веселая русская игра «Лапти». Давайте поиграем.
Вычерчивается большой круг, или выкладывается на полу из веревки. Водящий встает в центр круга, участники игры — за кругом, спиной к центру. Каждый перебрасывает через голову какой-либо предмет «лапоть». Повернувшись к водящему, спрашивают: «Сплели лапти?» Водящий отвечает: «Нет». Дети еще раз задают этот вопрос, но водящему уже отвечает «Да». Дети вбегают в круг, чтобы взять свой предмет. Водящий караулит лапти и старается «запятнать» играющих (в кругу). Кто не успел взять предмет, выбывает из игры.
Воспитатель: Ребята а вам понравилось сегодня на занятии. Что нового вы узнали. (Ответы детей)
Рекомендуем посмотреть:
Конспект НОД по мульттерапии для подготовительной группы НОД в подготовительной группе. Компьютер и его основные устройства Конспект НОД по информатике в подготовительной группе ДОУ. Множество Занятие для подготовительной группы. Мой организмПохожие статьи:
Конспект НОД по математике в подготовительной группе. Счет до 11 и 12
Конспект занятия по математике в подготовительной группе. Состав числа
Конспект занятия по математике в подготовительной группе. Сложение и вычитание чисел
Конспект НОД по математике в подготовительной группе. Счёт до 15
Конспект занятия в подготовительной группе. Возрастная линия
← Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе детского сада | Развлечение в старшей группе ДОУ. Народные праздники →
Автор: Людмила Николаевна Смирнова
Опубликовано: 3276 дней назад (4 декабря 2015)
Просмотров: 3417
Рубрика: Конспект
|
0 Голосов: 0 |
Комментарии (0)
Нет комментариев. Ваш будет первым!